Сделай Сам Свою Работу на 5

Полномочия органов местного самоуправления в области культуры, физической культуры и спорта

В Федеральном законе от 29 апреля 1999 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» отсутствует статья, устанавливающая полномочия органов местного самоуправления, однако имеются нормы, регулирующие взаимодействие федерального органа исполнительной власти в области физической культуры и спорта, органов исполнительной власти субъектов РФ в области физической культуры и спорта, органов местного самоуправления и физкультурно-спортивных объединений. В частности, согласно ст. 11 указанные органы и объединения координируют в установленном законодательством порядке свою деятельность по проблемам физкультурно-спортивного движения, при необходимости совместно проводят спортивные соревнования, спартакиады, другие физкультурно-спортивные мероприятия, организуют пропаганду физической культуры и спорта, осуществляют профессиональную подготовку работников физкультурно-спортивных организаций и обеспечивают повышение их квалификации, обеспечивают эффективное использование спортивных сооружений и строительство новых спортивных сооружений; оказывают помощь физкультурно-спортивным объединениям, содействуют выполнению ими уставных задач, заслушивают информацию по основным вопросам развития физической культуры и спорта, принимают соответствующие решения и контролируют их исполнение. Совместная деятельность осуществляется на условиях договоров.

Согласно п. 2 ст. 13 органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, профессиональные союзы включают вопросы развития физической культуры и спорта в соглашения по социальным проблемам и охране труда, организуют контроль за выполнением таких соглашений и своих программ развития физической культуры и спорта.

В соответствии с п. 3 ст. 14 органы местного самоуправления с участием органов исполнительной власти субъектов РФ в области образования, физической культуры и спорта имеют право вводить дополнительные учебные и внеучебные физкультурно-спортивные занятия в дошкольных и других образовательных учреждениях.



Таким образом, нормы, регулирующие компетенционные пределы участия органов местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта, рассредоточены по тексту вышеназванного Закона. Это создает определенные неудобства для правоприменителя.

Кроме того, в части установления компетенции органов местного самоуправления Закон не лишен недостатков. Так, в главе IV посвященной пропаганде физической культуры и спорта, не упоминается об участии органов местного самоуправления в пропагандистской деятельности. Между тем именно муниципальные органы чаще всего проводят совместно с физкулътурно-спортивными объединениями массовые спортивные мероприятия, ведут пропаганду физической культуры и спорта.

Недостатки указанного Закона можно компенсировать, предусмотрев в законах субъектов РФ конкретный перечень полномочий органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта. Например, в Законе Омской области от 11.07.1995 г. «О физической культуре и спорте» закреплено положение о том, что органы местного самоуправления в рамках утвержденных бюджетов обеспечивают создание условий для занятий инвалидов физической культурой и спортом на физкультурно- оздоровительных спортивных сооружениях ( ст.11 п. 2)

Органы местного самоуправления могут осуществлять строительство физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов жилых микрорайонов. Они также контролируют планирование, проектирование, строительство и ввод в эксплуатацию на территории муниципального образования объектов физкультурно-оздоровительного и спортивного назначения в соответствии с установленными нормами (ст. 12). Кроме того, не допускается строительство новых образовательных учреждений всех типов, кроме учреждений дополнительного образования, без физкультурно-спортивной базы, а также ликвидация физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания в пределах территории района равноценных сооружений и согласия органов местного самоуправления.

Муниципальные органы, могут предоставлять работникам предприятий и организаций физической культуры и спорта льготы, социальные гарантии и компенсации (при наличии любой путевки единовременное пособие для оплаты проезда к месту лечения и обратно один раз в три года; могут выделять муниципальное жилье, создавать денежный жилищный фонд в целях выдачи беспроцентных ссуд для покупки жилья; могут устанавливать денежное содержание; ежемесячную дополнительную надбавку в сумме минимального размера оплаты труда работникам физической культуры и спорта, как работающим, так и пенсионерам, имеющим почетные звания «Заслуженный мастер спорта», «Заслуженный тренер России (СССР)», «Заслуженный работник физической культуры России», награжденным почетными знаками «За заслуги в развитии физической культуры и спорта», «За заслуги в развитии олимпийского движения», знаком «Отличник физической культуры и спорта».

Немаловажным является применение механизмов социального партнерства в области содействия физической культуре и спорту: эти вопросы могут включаться в соглашения по социальным проблемам и охране труда. Инициатива такого рода может исходить от органов местного самоуправления. Организации, расположенные на территории соответствующего муниципального образования, при исчислении им налога, подлежащего уплате в местный бюджет, могут освобождаться от уплаты части налога, поступающей на создание, содержание спортивных сооружений, а также на проведение спортивных массовых мероприятий.

Перечисленные в Законе полномочия органов местного самоуправления не охватывают всех общественных отношений, регулируемых органами местного самоуправления, однако наличие таких норм придает значимость вопросам, решаемым муниципальными органами в сфере физической культуры и спорта.

В сфере культуры к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области культуры относятся:

· организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек поселения;

· создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;

· сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, находящихся на территории поселения;

· содержание музеев;

· создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области культуры относятся:

· организация библиотечного обслуживания населения межпоселенческими библиотеками, комплектование их библиотечных фондов;

· содержание музеев;

· создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры;

· создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества в поселениях, входящих в состав муниципального района.

К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области культуры относятся:

· организация библиотечного обслуживания населения, комплектование библиотечных фондов библиотек городского округа;

· создание условий для организации досуга и обеспечения жителей городского округа услугами организаций культуры;

· сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа;

· содержание музеев;

· создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в городском округе.

Органы местного самоуправления могут наделяться правами и обязанностями по сохранению военно-исторического наследия, разработке мер, направленных на патриотическое воспитание граждан Российской Федерации. При этом ответственность за содержание мест захоронения, оборудование и оформление могил и кладбищ погибших при защите Отечества уже сегодня возлагается на органы местного самоуправления.

Так, например, захоронение и перезахоронение непогребенных останков погибших, обнаруженных в ходе поисковой работы, должны организовывать и проводить органы местного самоуправления.

Вопрос№90



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.