Сделай Сам Свою Работу на 5

Твардовский в период ВОВ, «Василий теркин»





Во время Великой Отечественной войны поэт работал во фронтовой печати. Многие его стихотворения составили фронтовую хронику. Некоторые его стихотворения очень похожи на «новеллы» о героях войны. К ним относятся такие стихотворения, как «Рассказ танкиста», «Дом бойца». Все они пропитаны необычайной любовью к земляку, солдату, герою, к Родине, которую он призван защитить. Теплотой согреты строки о родной стороне и о народе, который должен добить фашиста в стихотворении «Партизанам Смоленщины»:
Эй, родная, смоленская,
Сторона деревенская,
Эй, веселый народ,
Бей! Наша берет!
непреходящее значение имеют произведения поэта, тяготеющие к раздумьям об ужасах войны, о подвиге, о смерти. Образцом этой тематики является стихотворение «Я убит подо Ржевом». Как реквием звучат строки:
И у мертвых, безгласных,
Есть отрада одна:
Мы за родину пали,
Но она спасена.

Именно на фронте у него родилась знаменитая "книга про бойца" поэма "Василий Теркин", получившая всенародное признание. Ее герой стал символом русского солдата, его образ - предельно обобщенный, собирательный, народный характер в лучших его проявлениях - патриотизм, готовность к подвигу, любовь к труду. И вместе с тем Теркин - это не абстрактный идеал, а живой человек, веселый и лукавый собеседник. В его образе соединились и богатейшие литературные и фольклорные традиции, и современность, и автобиографические черты, роднящие его с автором (недаром он смоленский).



а) построение поэмы сохраняет пр-п хроникальности, дневникового времени, с ответвлениями в другие пласты времени, и пр-п последоват-ти эпизодов, объед-х судьбами одного центр-го героя и эпизодических персонажей. Появляется сквозной 2й герой, описывающий сам себя, — автор. Он присутствует везде, говорит от своего имени, но местами и от имени героя.

Как такового сюжета в поэме нет («На войне сюжета нету»), но она построена вокруг связующей идеи военной дороги, по которой Тёркин вместе со всей советской армией идёт к цели. Недаром центральной главой большинство критиков считает главу «Переправа».

Теркин - душа солдатской компании. товарищи любят слушать его то шутливые, а то и серьезные рассказы. Теркин - это и боец, герой, совершающий фантастические подвиги, описанные с присущей фольклорному типу повествования гиперболичностью (так, в главе "Кто стрелял?" он из винтовки сбивает вражеский самолет), и человек необычайной стойкости - в главе "Переправа" рассказано о подвиге - Теркин переплывает ледяную реку, чтобы доложить, что взвод на правом берегу,- и умелец, мастер на все руки. Написана поэма с той удивительной классической простотой, которую сам автор обозначил, как творческую задачу:



"Пусть читатель вероятный

Скажет с книжкою в руке:

- Вот стихи, а все понятно,

Все на русском языке".

 

Поэма состоит из 30 глав, 0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3"пролога и 0%AD%D0%BF%D0%B8%D0%BB%D0%BE%D0%B3"эпилога, условно разделяясь на три части, совпадающие с началом, серединой и концом войны. Каждая глава — небольшая новелла об эпизоде из фронтовой жизни Тёркина, не связанная с другими каким-либо общим сюжетом.

 

Чувство горечи и скорби наполняет первую часть, вера в победу - вторую, радость освобождения Отечества становится лейтмотивом третьей части поэмы. Это объясняется тем, что А.Т.Твардовский создавал поэму постепенно, на протяжении всей Великой Отечественной войны 1941-1945г.

 

Теркин принимает командование взводом на себя, когда убивают командира, и первым врывается в село; однако герой вновь тяжело ранен. Лежа раненным в поле, Теркин беседует со Смертью, уговаривающей его не цепляться за жизнь; в конце концов, его обнаруживают бойцы, и он говорит им:

«Уберите эту бабу,

Я солдат еще живой»

 

В поле зрения А.Т.Твардовского в поэме «Василий Теркин» находится не только фронт, но и те, кто трудятся в тылу ради победы: женщины и старики. Персонажи поэмы не только воюют - они смеются, любят, беседуют друг с другом, а самое главное - мечтают о мирной жизни. Реальность войны объединяет то, что обычно несовместимо: трагедию и юмор, мужество и страх, жизнь и смерть.



 

Твардовский ЗА ДАЛЬЮ ДАЛЬ

 

а) Твардовский называет поэму «книгой», указывая этим на ее жанровое своеобразие и свободу, и считает ее главной работой 50-х годов. Источником поэмы были впечатления от поездки поэта в Сибирь и на Дальний Восток. Форма большого «путевого дневника», хотя сод-е поэмы далеко выходит за рамки путевых впечатлений.

П. Выходцев считал ее «поэтическим эпосом», Е. Любарева — «лирическим эпосом», В. Огнев «лирической поэмой», Б. Сарнов — «лирическим рассказом», А. Турков — «лирическим дневником», В. Гусев — «лирическим циклом». Сюжета в традиционном смысле нет. 15 глав. Дорога - 10 дней. «Ни завязки, ни развязки—Ни по началу, ни потом». И отмечает, что ему «лень» в «развернутом порядке Плетень художества плести». И что «в книге этой... Того-другого — званья нету, Всего героев— ты да я, Да мы с тобой». Только два главных сквозных героя: сам автор и некий «ты». Непрерывный разговор с будущим читателем. Автор дает своеобр-й типаж чит-й, выделяет близкого читателя-друга, приглашением кот-го к новой встрече и новому пути заканчивается поэма.

б) По В. Гусеву, главное в поэме — лирическое решение темы судьбы народной, главная мысль — «настоящее, сегодняшнее, будущее — все в народной силе, ее единстве».

Путевые картины, впечатления, размышления человека, проехавшегося в транссибирском экспрессе от Москвы через Сибирь, посетившего строит-во гидростанции на Ангаре в его кульминационный, праздничный момент. По дороге встречи с разными людьми, собств-ми воспоминаниями, а также воспом-ми своих собеседников. И местами уход в сторону от пути. В конце обобщающая глава — «Так это было», посвященная пути страны, который лишь ассоциативно перекликается с дорогой литератора в экспрессе.

в) Авторское «я» в поэме — это «я» именно автора, кот-й выступает и как рассказчик, и как лирич. герой, и как собственный персонаж. Это определенная личность с определенной жизненной судьбой, содержащей автобиогр-е реалии, рассказ поэта Твард-го о поэте Твар-ком, его жизн-м и творческом пути, пережитом им творческом кризисе, который послужил непосредственной причиной путешествия за дальней далью. Путешествия, кот-е оказалось и путеш-м к самому себе, к продолж-ю своей творч. личности.

г)Вместе с тем ход поэмы далек от автобиографической точности. Создается необычная структура худож-го времени. Сливаются путешествия в пространстве и времени, включая и время своей памяти, как это подчеркивает и сам поэт:

Есть два разряда путешествий: Один — пускаться с места в даль;

Другой — сидеть себе на месте, Листать обратно календарь.

На этот раз — резон особый Их сочетать позволит мне.

 

Твардовский 50-60

Позднее творчество А. Твардовского, его стихи 50— 60-х годов — одна из самых прекрасных страниц русской поэзии XX века. В эти годы поэт становится центральной фигурой всего прогрессивного, чем была богата литературная жизнь. Журнал “Новый мир”, который редактировал А. Твардовский, так и вошел в историю литературы как “Новый мир” Твардовского.

Лирический герой его поздней поэзии — это прежде всего мудрый человек, размышляющий о жизни, о времени, например, в стихотворении “Некогда мне над собой измываться...”, где главным спасением человека от беды становится труд, творчество. Над традиционной темой о поэте и поэзии раздумывает лирический герой А. Твардовского поздних лет во многих стихотворениях, например, в произведении 1959 года “Жить бы мне соловьем-одиночкой...” И все же главная, самая больная для поэта тема — тема исторической памяти, пронизывающая его лирику 50—60-х годов. Это и память о погибших на войне. Им посвящено стихотворение, которое смело можно назвать одной из вершин русской лирики XX века:

Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они, кто старше, кто моложе —

Остались там и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь —

Речь не о том, но все же, все же, все же...

За открытым финалом, стихотворения — целый мир человеческих переживаний; целая философия, которая могла сформироваться у людей, чье поколение вынесло столько страшных и жестоких испытаний, что каждый выживший ощущал это как чудо или награду, может быть, незаслуженную.

Но особенно остро переживает поэт те этапы истории, которые перечеркнули жизнь его семьи, его родителей. В этом и позднее покаяние, и осознание личной вины, и высокое мужество художника. Этой теме посвящены такие произведения А. Твардовского, как поэма “По праву памяти”, задуманной как продолжение «За далью дали», цикл стихов “Памяти матери”. В поэме, написанной в 1966—1969 годах и опубликованной впервые в нашей стране в 1987 году, поэт размышляет о судьбе своего отца, о трагедии тех, кто с самого рождения был отмечен как “младенец вражеских кровей”, “кулацкий сынок”. Эти размышления обретают философское звучание, и вся поэма звучит предостережением:

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу...

Каждая глава освежает важнейшие события в жизни героя и страны.

В 1954 завершена поэма «Теркин на том свете», опубликована только через 10 лет. Показано то же военное время, но для автора и читателя оно уже позади, и потому резко акцентированы отрицательные черты системы, мешавшей людям жить и дышать. Герой видит тот свет с такой же непосредственностью, с какой воспринимал этот мир. Его наблюдатель сохраняет оттенок детской впечатлительности. Место, куда попал теркин напоминает высокое чиновное заведение, типа НКВД. Но: Раз уж списан ты сюда, Кто бы ни был чином, Вплоть до Страшного Суда Трусить нет причины.

Твардовский показывает, как незаметно в гос-ве формальные отношения стали большей ценностью, чем жизнь человека.

Поэзия А. Твардовского — это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

Молодежные повести 60х

Молодой человек стал героем целого тематического и стилевого направления в прозе 60-х годов, получившего название "молодежная проза", где главными героями были герои-бунтари, протестующие против мелочной регламентации во всем, включая стандартный образ жизни, вкусы, привычки. Формой выражения этого протеста становился вызывающий внешний вид ("стиляги"), увлечение западной музыкой, разрыв с родителями, скептическое отношение к идейным и нравственным ценностям старшего поколения, доходящее до полного отрицания моральных ценностей. Появление подобных типажей дало основание зарубежным критикам, внимательно следившим за "молодежной прозой", заговорить о возрождении в литературе "оттепели" темы "лишнего человека".

Молодежная» повесть 60х представлена такими произведениями, как «Продолжение легенды» (1956) А. Кузнецова, «Хроника времен Виктора Подгурского» (1956) и «Дым в глаза» (1959) А. Гладилина, «Коллеги» (1960), «Звездный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1963) В. Аксенова.

Важнейшая примета стиля "молодежной прозы" - исповедальность. Писатели широко использовали внутренние монологи, поток сознания, форму повествования от первого лица, при которой нередко сливались внутренний мир автора и его героя. Повышенное внимание к мыслям, чувствам молодого человека, к характерным для этого возраста проблемам определило специфику конфликтов произведений "молодежной прозы". Первые столкновения со сложными реалиями "взрослой" жизни и неминуемые разочарования, попытки понять себя, обрести свое место в жизни, найти дело по душе, отношения с родными и друзьями, счастье и горечь первой любви - обо всем этом с подкупающей искренностью поведали книги молодых писателей.

Для молодых писателей было характерно полемически заостренное внимание к литературной технике, к тому, как дойти до читателя, заставить его поверить и сопереживать героям.

Произведения "молодежной прозы" породили широкую волну дискуссий. Предметом обсуждения был и открытый молодыми писателями тип характера, и созданный ими стиль. Особенно критика рассуждала о традициях западной литературы, на которые опирались авторы.

Казаков Юрий Павлович (1927-82) Сб. рассказов «Арктур – гончий пес» (1958), «На полустанке» (1959), «В дороге» (1961), «Голубое и зеленое» (1963) – (описания книжных страстей московского 10классника, к которому пришла первая любовь. эти книжные страсти поражали подробнейшей фиксацией каждого миллиметра сближения Алёши и Лили: “Первый раз я иду в кино с девушкой”; “Её рука иногда касается моей”, Здесь точно запечатлён психологический облик советских мальчиков и девочек, целомудренных и выдержанных, воспитанных в пуританских правилах своего времени. Во взволнованной рефлексии влюблённого мальчика на мельчайшие знаки интереса девочки к себе было что-то смешное и наивное и в то же время светлое и свежее. Ибо когда Лиля полюбила другого, как ни пытается Алексей заговорить всякими обезличенно-патетическими словами свою утрату, как ни настойчиво повторяет он утешительные трюизмы типа “а жизнь не останавливается”, “так прекрасно устроен мир”, всё равно “непрошеные сны”, как память о потере чего-то очень дорогого, может быть, самого главного на свете, не дают ему покоя. в них проступает живое, естественное, природное, то, что прячется глубоко в душе, – влечение, зарождающаяся страсть, любовь, томления сердца. Пробивается сквозь книжность, чопорность сознания и поведения юноши.

«Двое в декабре» (1966), «Осень в дубовых лесах» (1969), проникнутые авторским лиризмом и творчески продолжавшие традиции Бунина, Чехова. Книга очерков «Северный дневник» (1961-73), образцы лирической прозы «Вон бежит собака!», «Во сне ты горько плакал» и др.

рассказ “Двое в декабре”. Он и Она – интеллигентные люди, между ними давняя привычная связь, вроде бы ни к чему не обязывающая. И вот очередная встреча на вокзале, они отправляются на зимнюю прогулку за город, на природу. Они идут на лыжах – буквально пиршество впечатлений: Смотри, какие стволы у осин, – говорила она и останавливалась. – Цвета кошачьих глаз. – Он тоже останавливался, смотрел, и верно”. Вроде бы состояние у героев светлое, им всё нравится, они улыбаются, всё время говорят друг другу “посмотри”. Но, по мере того как созревает при созерцании природы желание очага, тепла, дома, уюта, появляется какая-то новая эмоциональная нотка в состоянии героев, прежде всего в состоянии героини. “Она была, правда, грустна и рассеянна и всё отставала, но он не понимал ничего, а думал, что это она от усталости». После этого эпизода эмоциональные краски изобразительного плана тускнеют. И когда Он и Она добираются до избушки, остаются вдвоём, то, что назрело во время прогулки, вышло наружу. Вместо близости, радости общения – усталость, отчуждённость. “Что это ты? – удивился он… Что-то не выходило у них со счастьем, но что, он не знал и злился”. И выясняется, что же у них “не выходило”: “Отчего ей сегодня стало вдруг так тяжело и несчастливо? Она и сама не знала. Она чувствовала только, что пора первой любви прошла, а теперь наступает что-то новое и прежняя жизнь стала ей неинтересна. Ей надоело быть никем перед его родителями, дядьями и тётками, перед его друзьями и своими подругами, она хотела стать женой и матерью, а он не видит этого и вполне счастлив и так”. И вот это чувство, которое где-то в самых глубинах души бродило, потихонечку проступило через психологический параллелизм – через движение от одного наблюдения к другому, от одной эмоции к другой. И Он тоже начинает думать, что “первая молодость прошла, то время, когда всё кажется простым и необязательным”. Так, в сущности, открылся подлинный драматизм душевной жизни двух людей – это драматизм несовпадения состояний, за которым стоит неслиянность душ, не позволяющая достичь гармонии судеб.

Битов Владимир Осипович (1926-)– прозаик, участник ВОВ. Рассказ о трагической судьбе маленького героя-разведчика «Иван» (1957), и отмеченная глубоким психологизмом повесть «Зося» (1963). Роман «Момент истины (В августе 44го)» (1974), изображающий повседневный труд армейских контрразведчиков, отличающийся драматической напряженностью, динамикой и экспрессией, точностью речевых хар-к.

 

Аксенов Василий Павлович(1932) – прозаик, автор лирико-исповедальных повестей «Коллеги» (1960) (три друга врача, сохранившие дружбу со студенческих лет Зеленин, Максимов и Карпов. Кредо: Мое поколение людей, идущих с открытыми глазами. Мы смотрим вперед и назад, и себе под ноги.), «Звездный билет» (1961), «Апельсины из Марокко» (1963), принесших ему известность, романов «Ожог» (1975), «Остров Крым» (1979). В 1980 выехал в США, где были написаны «Московская сага» (1992), в кот-й осмыслялась настоящая и прошлая жизнь Америки и России, внутр. Мир соврем-го человека.

 

Тендряков В. «Про Клаву Иванову»(1964), Гладилин «Хроника времен Виктора Подгурского»(1956).

 

Пр-я о деревне 50-60

 

Деревенская тема в литературе в конце 40-х - начале 50-х годов стала интенсивно развиваться, о чём свидетельствуют произведения С.Абрамова, В.Овечкина, В.Тендрякова, Г.Троепольского и других.

Писатели-деревенщики существенно повлияли на эволюцию литературного процесса. они выработали тактику развития деревенской прозы по пути углубления художественного конфликта. Данная тенденция особенно чётко прослеживается в «Районных буднях» В.Овечкина, «Деревенском дневнике» Е.Дороша, очерках и рассказах В.Тендрякова.

В 50–60-е годы «деревенская проза» в целом видела в деревне хранительницу духовных и нравственных ценностей народной жизни.

• резкой реакцией на литературную мифологию 40-х годов;

• возвращением «деревенской» прозы на позиции реализма, возрождением в ней принципов социально-психологического анализа;

• отличительные признаки «овечкинской» «деревенской прозы» с точки зрения проблематики, авторской позиции и пафоса – острота социального зрения, обличительная резкость и глубина критики, соединявшиеся с социальным оптимизмом и верой в будущее; отсюда ее «конструктивность» и некоторый социальный утопизм;

• с художественной точки зрения ей были свойственны очеркизм, публицистичность, пристрастие к сюжетным формам организации прозы и соответствующим жанровым типам.

К концу 50-х – началу 60-х годов «овечкинское» направление переживает кризис.

 

Белов Василий Иванович (1932-) – прозаик, автор известной повести «Привычное дело» (1966), ставшей одним из ключевых произведений «деревенской прозы». Сб. стихов «Деревенька моя лесная», повесть «Деревня Бердяйка» (1961)..

«Привычное дело» Взамен стандартных типажей работников «кормоцеха» перед читателем – Иван Африканович, живой хар-р. Белов сказал правду о человеке, не идеализируя его. Он вернулся к старому спору – что благотворнее для человека – воздух деревенский или городской? Иван Африканович оказался куда благороднее многих городских с высшим образованием. В «Привычном деле» внимание писателя обращено прежде всего на постижение внутреннего мира, богатых духовных качеств труженика. Определяющим началом повести явилось новое качество психологизма, органически сопряженного с социально-исторической основой, присущей так называемой «бытовой» прозе. Герой Белова отчетливо выделяется из числа родственных ему характеров своей органической сопряженностью с землей и миром природы, особой человечностью, своеобразием духовного склада натуры, высоким и тонким лирическим началом.

 

Наиболее ярким произведением стал цикл очерков Валентина Овечкина, объединённый под общим названием “Районные будни”, печатавшийся в 50-е годы. В них повествовалось о борьбе двух секретарей райкома партии, “консервативного” и “прогрессивного”, за свой стиль управления сельским хозяйством. В этих очерках, показанное писателем ужасающее положение колхозного крестьянина (неоплачиваемый труд, отсутствие паспортов, а в силу этого фактически крепостная зависимость от местных властей), принимало характер обобщения и масштабной социальной критики всей советской тоталитарной системы. Хотя, конечно Овечкин в своих произведениях ни в коем случае не был убежденным противником советского строя. Он видел главного врага советского строя в отдельных личностях, в тех, кто его извращает, то есть в бюрократах и управленцах и не только низшего звена. В своих произведениях он вывел образ такого бюрократа в образе 1-го секретаря райкома КПСС Борзова, что по тем временам было очень и очень смело.

Художественное своеобразие «Районных будней», оказавших влияние на последующее развитие литературы о деревне, проявилось в сочетании публицистики с психологической разработкой характеров.

17. Тема ВОВ в прозе конца 40-50

Свое дальнейшее развитие проза о Великой Отечественной войне получила в первые послевоенные годы. Продолжал работу над романом “Они сражались за Родину” Шолохов. Появились в первое послевоенное десятилетие и ряд произведений, над которыми плодотворно работали такие писатели, как Симонов, Коновалов, Стаднюк, Бондарев, Астафьев, Быков, Васильев.

Война в изображении прозаиков-фронтовиков — это не только и даже не столько героические подвиги, выдающиеся поступки, сколько утомительный каждодневный труд, труд тяжелый, кровавый, но жизненно необходимый. И именно в этом каждодневном труде и видели советского человека писатели “второй войны”.

Философский роман 60-80

«И дольше века длится день», «Плаха» Ч. Айтматова; «Царь-рыба» и «Печальный детектив» В. Астафьева; «Берег», «Выбор», «Игра» Ю. Бондарева; и др.

Проблема планетарного мышления (сохранения человечества, культуры, нравственности, противостояние энтропии, взаимосвязи ушедшего, настоящего и будущего).

в романе "Царь-рыба" вопросы экологии становятся предметом философского рассуждения о биологическом и духовном выживании людей. Лучшим из его героев свойственна душевная тонкость, умение чувствовать прекрасное, не столько привитое культурой, сколько естественное. Повествование в романе "Царь-рыба" целиком посвящено современности: проблема охраны природы тесно связана в нем с вопросами войны и мира, нравственного состояния человека. Стремительное развитие техники отозвалось нам не только благами. Спасение, по Астафьеву, в преодолении этой пропасти, в духовном слиянии с природой.

Дальше я Плаху расскажу, так помню все

 

Пути развития поэзии

В стихах, обладающих равномерно-поступательной ритмикой, непостоянством размера и незамысловатостью рифмы, Васи́лий Фёдоров подробно высказывает широко распространённые мысли, почти не оставляя недоговорённости.

По мнению И. Шевцова0%92%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87_%D0%A4%D1%91%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2"[4], в историю русской литературы ХХ века Фёдоров вошел как звезда первой величины. Федоров — необыкновенный лирик, певец любви, вознесший культ женщины до вселенских высот: «О, женщина, Краса земная, родня по линии прямой той, изгнанной из рая, ты носишь рай в себе самой». Перу поэта принадлежат многие поэмы, в числе которых «Бетховен», «Проданная Венера», «Седьмое небо», «Аввакум». Многие стихи Фёдорова отличаются афористичностью: «И я когда-то думал, что седые не любят, не тоскуют, не грустят. Я думал, что седые, как святые, на женщин и на девушек глядят…» Известны его стихи о любви: «По главной сути жизнь проста: ее уста… его уста», «Все испытав, мы знаем с вами, что в дни психических атак, сердца, не занятые нами, не мешкая, займет наш враг. Займет, сводя все те же счеты, займет, засядет, нас разя… Сердца, ведь это же — высоты, которых отдавать нельзя», о назначении поэзии.

Солженицын

 

Солженицын. Человек, прошедший по фронтам Великой Отечественной и арестованный в конце ее как изменник Родины. Тюрьмы, лагеря, ссылка и первая реабилитация в 1957 году. Смертельная болезнь – рак – и чудесное исцеление. Широкая известность в годы «оттепели» и замалчивание в пору застоя. Нобелевская премия по литературе и исключение из союза писателей, мировая слава и изгнание из СССР.

Творческая биография началась с романа «В круге первом», написанном в 50-60х, опубликованном в 1990 и рассказа "Один день Ивана Денисовича" - первое описание лагерей ГУЛАГа, кот В 1962 в журнале "Новый мир", главным редактором которого был Твардовский, был опубликован, сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год, в том же журнале, Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе — «Матренин двор», "Случай на станции Кочетовка". На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР, поэтому они печатались в самиздате и за рубежом (роман "В круге первом", 1955 - 1968; 1990; повесть "Раковый корпус", 1966, 1990).

В 1967 Солженицын был исключен из Союза писателей. В 1960-е работал над книгой "Архипелаг ГУЛАГ" (1964 - 1970), которую приходилось писать тайком и постоянно прятать от органов КГБ, которые бдительно следили за деятельностью писателя.

В 1970 Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.

В 1974 в связи с выходом первого тома "Архипелага ГУЛАГ" на Западе писатель был насильственно выдворен из СССР.

Сначала жил с семьей в Цюрихе, затем в США. Выходят его статьи в сборнике "Из-под глыб" (1974), статьи "В Советском Союзе", 1969 - 1974, "На Западе", 1974 - 1980.

В 1969 - 1988 пишет восьмитомную эпопею "Красное колесо", состоящую из романов - "Август Четырнадцатого", "Октябрь Шестнадцатого", "Март Семнадцатого".

В 1991 написал книгу "Бодался теленок с дубом", очерки о советской литературной жизни 1967 - 74. Его работа "Как нам обустроить Россию" вызвала многочисленные дискуссии.

Творчество Солженицына отличает постановка масштабных эпических задач, демонстрация исторических событий глазами нескольких персонажей разного социального уровня, находящихся по разные стороны баррикад. Для его стиля характерны библейские аллюзии, ассоциации с классическим эпосом (Данте, Гёте), символичность композиции, не всегда выражена авторская позиция (подаётся столкновение разных точек зрения). Отличительной особенностью его произведений является документальность; большинство персонажей имеет реальных прототипов, лично знакомых писателю.

Крестьянин и фронтовик Иван Денисович Шухов оказался «государственным преступником», «шпионом» и попал в один из сталинских лагерей, подобно миллионам советских людей. Вторая часть воспоминаний и размышлений Шухова во время долгих лагерных работ и короткого отдыха в бараке относится к его жизни в деревне.

Если оставить в стороне ретроспекции и случайные сведения о жизни за пределами колючей проволоки, действие всей повести занимает ровно один день. В этом коротком временном отрезке перед нами развертывается панорама лагерной жизни, своего рода «энциклопедия» жизни в лагере.

Во-первых, целая галерея социальных типов и вместе с тем ярких человеческих характеров: Цезарь — столичный интеллигент, бывший кинодеятель, который, впрочем, и в лагере ведет сравнительно с Шуховым «барскую» жизнь: получает продуктовые посылки, пользуется некоторыми льготами во время работ; Кавторанг — репрессированный морской офицер; старик каторжанин, бывавший еще в царских тюрьмах и на каторгах; эстонцы и латыши — так называемые «буржуазные националисты»; сектант-баптист Алеша — выразитель мыслей и образа жизни очень разнородной религиозной России; Гопчик — шестнадцатилетний подросток, чья судьба показывает, что репрессии не различали детей и взрослых. Да и сам Шухов — характерный представитель российского крестьянства с его особой деловой хваткой и органическим складом мышления. На фоне этих пострадавших от репрессий людей вырисовывается фигура иного ряда — начальника режима Волкова, регламентирующего жизнь заключенных и как бы символизирующего беспощадный коммунистический режим.

Во-вторых, детальнейшая картина лагерного быта и труда. Жизнь в лагере остается жизнью со своими видимыми и невидимыми страстями и тончайшими переживаниями. В основном они связаны с проблемой добывания еды. При этом важно сохранить свое человеческое достоинство, не стать «опустившимся» попрошайкой, как, например, Фетюков. Таким образом, вопрос о сохранении в себе образа человеческого становится вопросом выживания.

Второй жизненно важный вопрос — отношение к подневольному труду. Заключенные, особенно зимой, работают в охотку, чуть ли не соревнуясь друг с другом, для того чтобы не замерзнуть и «сократить» время. На этом стимуле и построена страшная система коллективного труда. Но она тем не менее не до конца истребляет в людях естественную радость физического труда.

Тот день, о котором повествует герой, был, по его собственному мнению, удачен — «в карцер не посадили, на Соцгородок (работа в голом поле) бригаду не выгнали, в обед он закосил кашу (лишнюю порцию), стену Шухов клал весело, подработал вечером у Цезаря и табачку купил. И не заболел, перемогся.

Прошел день, ничем не омраченный, почти счастливый. Таких дней в его сроке от звонка до звонка было три тысячи шестьсот пятьдесят три. В конце повести дается краткий словарь блатных выражений и специфических лагерных терминов и аббревиатур, которые встречаются в тексте.

 

Стержневая тема творчества А. И. Солженицына — противостояние человека силе зла, как внешнего, так и захватывающего само сердце, история падения, борьбы и величия духа, неотрывная от трагедии России.

В рассказе «Матренин двор» автор изобразил народный характер, сумевший сохранить себя в страшной смуте XX века. «Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи», нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности?.. Это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи. Она вне сферы героического или исключительного, реализует себя в самой что ни на есть обыденной, бытовой ситуации, испытывает на себе все «прелести» советской сельской жизни 1950-х годов: проработав всю жизнь, вынуждена хлопотать о пенсии не за себя, а за мужа, пропавшего с начала войны. Не имея возможности купить торф, который добывается везде вокруг, но не продается колхозникам, она, как и все ее подруги, вынуждена брать его тайком.

Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства колхозной жизни 1950-х годов с ее бесправием и надменным пренебрежением к обычному человеку.

Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях.

Но кому противостоит Матрена, в столкновении с какими силами проявляется ее сущность? В столкновении с Фаддеем, черным стариком, олицетворением зла. Символичен трагический финал рассказа: Матрена погибает под поездом, помогая Фаддею перевозить бревна от ее же собственной избы. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни земля наша».

 

Шукшин

Как деревенщик начинал свой творческий путь Шукшин, хотя в дальнейшем ушёл к постановке проблем общечеловеческого характера. Родился он на Алтае в селе Сростки, сменил ряд специальностей,

 

Как писатель Шукшин занимает промежуточное место между представителями деревенской и городской прозы, так как герои его произведений – и сельские жители, и горожане (как правило, в первом поколении). Писателя интересует не советский, а русский национальный характер, но в его постижении он более, сравнительно с деревенщиками, бестенденциозен и далеко не всегда оценивает его позитивно. Национальное получает у Шукшина гораздо более разнообразное выражение. (У почвенников – один и тот же человеческий тип.)

 

Сборники «Сельские жители» (1963), «Там вдали» (1968), «Печки-лавочки» (1973) – в них Шукшин и создал галерею ярких самобытных характеров русских людей, своих современников.

именно человек дан крупным планом; характерен жанр сценки и присущий этой сценке лаконизм; большую роль играет перипетийность, то есть неожиданная перемена событий к противоположным. разнообразие воссоздаваемых характеров.большее значение имеет диалог, в чём сказалось воздействие кинематографа. У Шукшина персонажи пользуются современной лексикой, оборотами современного разговорного языка. В них проявляет себя простонародное начало. Национальные типы у Шукшина характеризуются с учётом той трансформации, которую они пережили в условиях советской действительности. У него появляются и новые человеческие типы, . Заявляет о себе неповторимое своеобразие шукшинского стиля. Шукшин реалист и стремится безусловно следовать правде жизни.

В. Шукшин в простой форме, часто с юмором, доносит до читателя многие проблемы человека и общества.

Рассказ Шукшина “Обида” как раз относится к этой теме. Главный герой — Сашка — молодой мужчина. Однажды он пришел в магазин, где продавщица нагрубила ему, сказав, что вчера он, будучи пьяным, устроил в магазине скандал. Но такого не было, и Сашка очень обиделся на несправедливость, на покупателя, который поверил продавщице. Но проблема, поднимаемая в этом рассказе, гораздо глубже обиды. Вопрос стоит о душе человека, о том, что у разных людей и души-то разные. И оказывается, что чем чище, добрее у человека душа, тем он слабее. Получается, что быть честным, открытым и добрым плохо; для самого же человека это оборачивается иногда трагедией.

В большом рассказе “Охота жить” Шукшин противопоставил два отношения к жизни двух людей: старого таежника Никитича и беглого преступника, молодого парня.

Парень красивый, здоровый, взгляд у него “стылый”, руки не рабочие. До ареста был “агентом по снабжению. По культурным связям с зарубежными странами”. Он рвется в город: “Там милые, хорошие люди, у них тепло, мягко, играет музыка. Они вежливые и очень боятся смерти. А я иду по городу, и он весь мой”. Основное желание парня — “охота жить!”.

Никитич считает, что “не было бы добрых людей, жись бы давно остановилась”. Парень же считает иначе: “Если бы я встретил где-нибудь вашего Христа, я бы ему с ходу кишки выпустил... Я бы сейчас нового Христа выдумал: чтоб он по морде учил бить”.
После случайного прихода в таежную избушку начальника районной милиции и еще двоих мужчин парень бежит ночью из избы, прихватив ружье и кисет Никитича. Никитича возмутила эта кража, и он догнал парня. Но пожалел его и оставил ему ружье с условием, что в деревне парень отдаст ружье Ефиму Мазаеву. Парень из этого ружья убил Никитича выстрелом в спину: “Так лучше, отец. Надежнее”.
Чему учит этот рассказ? Доброта должна быть разборчивой, продуманной, иначе она обернется вредом и бедой.

 

Распутин

В.Г. Распутин родился в 1907г., закончил филологический факультет. Его повести вызвали мировой резонанс, творчество Распутина обнаружило свойство новой прозы – драматический сюжет вырастает из быта людей, приобретает обобщенный смысл выражения. Над сюжетом (например в повести «Деньги для Марии») вырастает смысловая надстройка, отражая злободневные проблемы времени; экономическая проблема – в России происходит разрушение общинных связей, вторжение новых товарно-денежных отношений, т.е. отношения начинают основываться на них; таким образом, новая экономическая проблема пор

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.