Сделай Сам Свою Работу на 5

Повести Тургенева о любви





В 1850-е годы формируется тип «любовной» тургеневской повести – одного из важнейших жанров в творчестве писателя. К характернейшим образцам этого жанра относятся: «Затишье»(1854), «Яков Пасынков»(1855), «Переписка»(1856), «Фауст»(1856), «Ася»(1859), «Первая любовь»(1860), «Вешние воды»(1872). При известном различии в сюжетах все повести обладают заметной структурой, смысловой и стилевой общностью. Их герои принадлежат, как правило, к дворянской интеллигенции; в большинстве своем это люди, получившие хорошее воспитание и не чуждые культурных интересов. Композиционным и одновременно духовным центром каждой из повестей (за исключением, пожалуй, только «Якова Пасынкова») является образ молодой женщины, по традиции называемой «тургеневской девушкой», чье сердце ждет идеального избранника и готово раскрыться для большой и сильной любви. «Сдержанная страстность» - так можно было бы определить основную характерологическую особенность этого женского типа, восходящего во многом к любимому Тургеневым образу Татьяны Лариной из пушкинского «Евгения Онегина». Другой литературный источник образа «тургеневской девушки» - независимые, уверенные в себе, пренебрегающие консервативной общественной моралью героини романов Жорж Санд, которую увлекавшейся ею в 1840-е годы Тургенев называл «одной из наших святых».



Это независимое, свободолюбивое «жоржсандовское» начало наиболее заметно в героине «Аси», которая, в подражание пушкинской Татьяне, первой признавшейся в любви своему кумиру, сама назначает свидание господину Н.Н., и в героине «Первой любви» княжне Зинаиде, чей образ жизни – а она постоянно окружена поклонниками, ежевечернее посещающими ее дачу,- вызывает у рассказчика, юного Владимира, смешанное чувство недоумения и восхищения: «Как не боялась она погубить свою будущность? Да, думал я, вот это любовь, это страсть, это преданность». Часто в тургеневской «любовной» повести возникает структурная пара: сильный женский персонаж – слабый мужской, слабость которого, исходя из новой концепции любви, правильно бы было объяснить его лишней рефлексивностью и внутренней разочарованностью – плодом традиционного воспитания, где «сдержанность» преобладала над «страстностью» и неизменно подавляла ее. Кроме того, в них присутствуют две стороны: одна – гуманистическая и по эмоциональному наполнению светлая сторона, другая – темная, тайно дискредитирующая идеалы нового гуманизма, если не прямо враждебная им. Ее появление в тургеневском творчестве уместно связать с переломным для всего русского западничества 1848 г. – годом третьей французской революции и начала «мрачного семилетия» в России. 1848 г. ознаменовал кризис русского западничества с его высокими гуманистическими идеалами: верой в исторический прогресс и надеждой на рождение новой сильной личности, свободной от пут догматической Традиции.



Ася

Повесть «Ася» - о любви и только о любви, которая, по мнению
Тургенева, «сильнее смерти и страха смерти» и которою «держится
и движется жизнь». Эта повествование имеет необыкновенное
поэтическое обаяние, красоту и чистоту.
Рассказ ведется от первого лица, от имени главного героя - господина
Н. Сама повесть названа именем героини - Аси. С первых
же минут появления ее на страницах рассказа читатель начинает
чувствовать, что героиню окутывает какая-то тайна. Гагин представляет
ее как свою сестру. Но она нисколько не походила на своего брата.
Тайна Аси раскроется через некоторое время из воспоминаний Гагина,
когда выяснится происхождение девушки и читатель увидит, какое
нелегкое детство выпало на ее долю. Романтическая недоговоренность
образа Аси, печать таинственности, лежащей на ее характере и поведении,
придают ей притягательность, очарование, а всей повести -
неизъяснимый поэтический колорит.
Автор раскрывает особенности характера героини через описание
внешности, поступков. О лице Аси рассказчик говорит:«... самое
изменчивое лицо, какое я только видел». А затем пишет: «Ее большие
глаза глядели прямо, светло, смело, но иногда веки ее слегка щурились,
и тогда взор ее внезапно становился глубок и нежен...» Лицо
и вся внешность Аси, видимо, под стать характеру хозяйки, имеет предрасположенность
к быстрому и внезапному изменению. Тургенев
почти не называет чувств, которые владеют героиней в тот или иной
промежуток времени, он в изменениях, в движении рисует ее портрет
- и читатель понимает, что совершается в ее душе. Писатель тщательно
следит не только за содержанием речей, которыми обмениваются
герои, но и за тоном, которым произносятся речи, и за «поединком»
взоров, выражений лиц, за бессловесным общением собеседников.
Основное представление о героине складывается из ее поступков
и поведения в разных ситуациях. Поведение Аси можно в полной
мере назвать экстравагантным. Она со стаканом в руке карабкается
по развалинам, то сидит над пропастью, то хохочет и шалит,
положив сломанную ветку себе на плечо и повязав голову шарфом;
то надевает в тот же день лучшее свое платье и является к обеду
тщательно причесанная, перетянутая и в перчатках; то в стареньком
платьице тихо сидит за пяльцами - совсем как простая русская
девушка; то нарушая всякие правила приличия, готовая на все, назначает
свидание молодому человеку наедине; наконец, решительно
порывает с ним и окончательно уезжает из города, чтобы потерять
своего любимого навсегда. В чем причина такой экстравагантности,
а иногда и экзальтации героини? Как тонкий психолог, Тургенев
часто, не прибегая к скальпелю аналитической мысли, заставляет
самого читателя делать выводы, сопоставляя факты.
Еще один прием использует автор, чтобы дать более полное представление
о героине - отзывы о ней других лиц. Прежде всего, это
ее брат. Рассказывая о детских годах Аси, он обращает внимание
на ненормальные условия воспитания, что не могло не сказаться на
повышенной ранимости, на самолюбии.



воспитания, что не могло не сказаться на
повышенной ранимости, на самолюбии. Да и сама героиня постоянно
размышляет о себе, раскрывая свою душу в как будто случайно
брошенных словах. И тогда мы узнаем, что она мечтает «пойти куда-
нибудь далеко, на молитву, на трудный подвиг... А то дни уходят,
жизнь уйдет, а что мы сделали?» Далеко не заурядная девушка, она
мечтает, как говорит Гагин, о герое, необыкновенном человеке или
живописном пастухе в горном ущелье. И вот герой появляется в ее
жизни. Кто же он? Это молодой человек лет двадцати пяти, веселый,
беззаботный, живущий в свое удовольствие. Он тонко чувствует красоту
природы, наблюдателен, начитан, приобрел познания в области
живописи и музыки, общителен, испытывает интерес к окружающему
миру, к людям. А вот к труду он равнодушен, да и нет ему
надобности в этом. Тем не менее, при всех своих достоинствах и недостатках
он сумел тронуть сердце Аси. Четыре года, проведенные
в пансионе в Петербурге, в душевном одиночестве, развили в ней
мечтательность. Молодые люди, с которыми она случайно встречалась,
ничего не говорили ее уму и сердцу.
А здесь, в экзотической обстановке, на фоне мягкой, чудесной
природы, древних стен и башен, узких улочек старинного городка,
вековых лип, где все дышало романтической сказкой, господин Н.
представился ей необыкновенным человеком. И так случилось, что
и он, неравнодушный к красоте, остановил на ней свое внимание.
Тургенев мастерски показывает зарождение и эволюцию любовного
чувства в герое. При первом свидании девушка, которую увидел
господин Н., показалась ему очень миловидной.
Далее - беседа в домике Гагиных, несколько странное поведение
Аси, лунная ночь, лодка, Ася на берегу, бросающая неожиданную
фразу: «Вы в лунный столб въехали, вы его разбили...», звуки лан-
неровского вальса - этого достаточно для того, чтобы герой почувствовал
себя беспричинно счастливым. Где-то в глубине души у него
рождается мысль о любви, но он не дает ей ходу. Вскоре с удовольствием,
даже со скрытым самодовольством герой начинает догадываться,
что Ася его любит. Он утопает в этом блаженном сладостном
чувстве, не желая заглядывать в самого себя и ускорять события.
Не такова Ася. Полюбив, она готова на самые крайние решения.
И этих решений по существу требует от героя. Но когда Гагин заводит
разговор о женитьбе, господин Н. снова уходит от ответа, как когда-то
уходил от него в разговоре с Асей о крыльях. Успокоив Гагина,
он начинает толковать «хладнокровно по мере возможности» о том,
что следует предпринять в связи с запиской Аси. А затем, оставшись
один, раздумывая о происшедшем, замечает: «Любовь ее меня
и радовала и смущала... Неизбежность скорого, почти мгновенного
решения терзала меня...». И приходит к выводу: «Жениться на семнадцатилетней
девочке, с ее нравом, как это можно!» Так и закончится
история о любви странной девушки Аси.
Тургенев склонен осуждать нерешительность господина Н.Он
объясняет такое решение известным легкомыслием и даже безответственностью
юности, верой молодого человека в то, что жизнь
бесконечна и все может повториться. Очевидно, именно поэтому
он в те годы не слишком долго грустил по Асе, лишь спустя много
лет он понял значение встречи с ней в своей жизни. Отодвигать решение
на неопределенный срок - признак душевной слабости. Человек
должен испытывать чувство ответственности за себя и окружающих
в каждую минуту своей жизни.

Первая любовь

Повесть И. С. Тургенева «Первая любовь» появилась в 1860 г. Автор особенно дорожил этим произведением, наверное, потому, что повесть эта во многом автобиографична. Она очень тесно связана с жизнью самого писателя, с судьбой его родителей, а также с прекрасными и яркими воспоминаниями о его первой любви. Как рассказывал сам автор, «в первой любви я изобразил своего отца. Меня многие за это осуждали… Отец мой был красавец… он был очень хорош — настоящей русской красотой».

Повесть Н.С.Тургенева Первая любовь раскрывает перед читателем характеры людей, подверженных чувству любви. Действующие лица – молодой человек по имени Владимир, его отец Петр Васильевич, его мать, княжна Зина. События, описанные в произведении, произошли много лет назад.
В одном имении среди гостей возникает разговор о первой любви. Один из гостей, Владимир Петрович, говорит, что его первая любовь была не совсем обыкновенная, однако на просьбы рассказать об этом отвечает отказом. Он говорит, что будет лучше, если он все напишет. Через две недели гости встречаются снова. Владимир Петрович приносит тетрадку, в которой записана история любви.
В то время ему было шестнадцать лет. Он жил у родителей, которые снимали дачу возле Калужской заставы. Владимир готовился поступать в университет, но его никто ни к чему не принуждал и он чувствовал себя вполне свободно. Отец обходился с ним равнодушно – ласково, мать почти не замечала его. Отец женился на матери по расчету, она была старше его, и он держался с ней холодно. Мать очень ревновала отца и иногда устраивала ему сцены.
Однажды Владимир гулял по саду. Вдруг до его слуха донесся смех. Через забор он увидел девушку – соседку, стройную и красивую. Владимир чувствует непонятное волнение, ему очень хочется познакомиться с соседями. На следующий день его мать получает письмо от соседей. В нем соседка – княгиня просит посодействовать в решении какой–то проблемы. Владимира посылают к княгине с ответом. Владимир идет к соседям. Пообщавшись с княгиней, он понимает, что она не нравится. Однако он успевает познакомиться с девушкой, которую видел накануне. Ее зовут Зинаида, ей двадцать один год. Она вызывает у юноши огромную симпатию.
Владимир начинает посещать соседей. Однажды, когда он приходит снова, то видит, что Зинаида играет в фанты с пятью мужчинами. Главный приз – право поцеловать Зинаиду. Выигрышный билет достается Владимиру, он счастлив. Весь вечер она отдает ему предпочтение. Вернувшись, домой, юноша долго не может уснуть. Засыпая с трудом, он понимает, что влюбился в свою соседку.
На следующий день Владимир беседует с отцом о Зинаиде, превозносит ее. Отец только посмеивается, а затем идет к соседям. Вечером Владимир, зайдя к Зинаиде, застает ее в задумчивом и расстроенном состоянии.
Через несколько дней юноша вновь заходит к своей соседке. Она бледна, печальна, но причину такого состояния не хочет ему говорить. Владимир теряется в догадках. Он понимает, что у него есть соперник, но не знает его имя. Вернувшись домой, Владимир застает отца и мать за каким-то объяснением: мать в чем-то упрекает отца и он злится…
Однажды, когда Владимир вновь находится у Зинаиды, приходит один из ее поклонников и сообщает, что достал для нее лошадь. Поклонник выражает свое недовольство по поводу этой прихоти девушки: ведь она не умеет ездить на лошади. Зинаида отвечает, что попросит, чтобы ее этому научил отец Владимира, Петр Васильевич. На следующий день, проснувшись рано, Владимир бродит по окрестностям. На одной из тропинок он слышит стук копыт и видит Зинаиду и своего отца…. Проходит несколько недель. В один из дней юноша узнает, что его родители ругались, мать упрекала отца в неверности и знакомстве с Зинаидой. Вскоре Владимир уезжает с родителями в город.
После переезда в город он стал забывать Зинаиду. Но он догадывается, что его отец продолжает встречаться с ней. Однажды он даже видит их снова вместе.
Проходит несколько месяцев. Владимир поступает в университет, его отец умирает. Перед смертью он пишет сыну письмо, в котором говорит: Сын мой, бойся женской любви, бойся этого счастья, этой отравы …. Письмо осталось незаконченным. Через четыре года Владимир узнает от знакомых, что Зинаида снова в городе. Она уже вышла замуж, хотя у нее были и проблемы: история с отцом Владимира имела определенные последствия. Владимир очень хочет к ней сходить, но у него нет на это времени. Когда же он приходит к Зинаиде, то узнает, что она скончалась от родов….
Теперь, когда прошло много лет, Владимир Петрович понимает – любовь к Зинаиде была самым большим чувством в его жизни.
Так завершается повесть И.С.Тургенева Первая любовь.

В своем произведении Тургенев четко прослеживает возникновение и развитие любви главного героя. Любовь — это удивительное чувство, оно дарит человеку целую палитру эмоций — от безысходного горя и трагедии до удивительной, возвышающей радости. Юный герой переживает сложный период — свою первую любовь. Это чувство изменило всю его жизнь. Все чувства юноши завораживают читателя, заставляют его ощутить подлинность рассказанной Тургеневым истории.

С какой силой передает автор бурные проявления чувств юноши, который впервые в жизни сталкивается с таким сложным и непостижимым явлением, как невозможность контролировать свои мысли и чувства. Образ Зинаиды также удивителен. На протяжении повествования ее образ претерпевает сильнейшую метаморфозу, она превращается из легкомысленного и беспечного создания в сильную любящую женщину. Также с огромной силой показано чувство отца, обрекающее его на безысходность и трагедию. Достаточно вспомнить, как отец Володи бьет хлыстом по обнаженной руке Зинаиды и она целует оставшийся на руке след от удара.

Первая любовь явилась серьезным испытанием для юноши. Но, несмотря на всю трагичность ситуации, он сумел остаться таким же чистым душой, как был раньше. Об этом свидетельствуют такие строки: «Я не испытывал никакого злобного чувства к отцу. Напротив, он, так сказать, еще больше вырос в моих глазах».

Вешние воды

На основе автобиографического материала в повести «Вешние воды» Тургенев создал новый вариант «лишнего человека», дворянского интеллигента, бесплодно растратившего молодые силы. И в большинстве своих повестей семидесятых годов он стремился прежде всего к созданию типов, добивался того, чтобы в каждом из них душевные качества человека, особенности его жизненного поведения раскрывались в их связях с социальными условиями, с определенным этапом в истории развития русского общества. Таков, в частности, образ Санина. В «Вешних водах» Тургенев сосредоточил внимание на решении не социально-исторических, а чисто психологических задач. Эти задачи определяют творческую позицию автора в данной повести. Здесь с равной глубиной проникновения в мир человеческих чувств разработаны обе главные темы повести: тема чистой, вдохновенной любви Санина и Джеммы и тема слепой, унизительной страсти, жертвой которой оказался Санин после встречи с Полозовой.

Проблематику повести составляют вопросы правды и лжи, радости и страдания, свободы и необходимости, счастья и несчастья; гармонично сочетаются нравственные, эстетические вопросы. Оной из ключевых проблем в повести является проблема любви и взаимоотношений между девушкой и молодым человеком. «Вешние воды» - это история любви и измены «русского за границей»: главный герой, Санин, внезапно влюбляется в прекрасную итальянку Джемму, жившую с семьей во Франкфурте, и столь же внезапно изменяет ей с очень нехорошей барыней Марьей Николаевной Полозовой. Оказывается, что любовь к Джемме была главным событием его жизни, а связь с Полозовой - поворотом к «безрадостному существованию».

Многие авторы сходятся во мнении о том, что в данном автобиографичном произведении есть поток жизни, который подхватывает молодого Санина, не давая ему опомниться, серьезно подумать над происходящим. Он не может даже спокойно пребывать в одной позе, в нем все - движение, готовность подхватить любую игру, романс, реплику. Он растворяется в этом потоке жизни. Первая трогательная любовь к Джемме уступает место в душе героя витальной всепоглощающей страсти к Марии Полозовой и несет, несет его безостановочно к трагическому финалу обещанием беспросветного одиночества и обреченности на душевные муки.

Тургенев назвал Санина человеком «слабым». Во Франкфурте же Санин выглядит как герой: он спас жизнь Эмилю, дрался на дуэли за честь девушки и делал все это по внутреннему нравственному убеждению. Измена Джемме, следовательно, не может быть мотивирована нравственной испорченностью Санина. Основания ее другие: герой «Вешних вод» не может сам определить свою жизнь и плывет по ее течению.

Санин постоянно удивляется тому, что с ним происходит. Во Франкфурте, в тихой уютной кондитерской ему хорошо, его пленила идиллия жизни, похожей на сказку или сон, и эта девушка. Эта любовь, которую Санин еще не осознал, но которую уже смутно почувствовал и на встречу которой безотчетно устремился. Поэтому он и перестал задавать себе ненужные вопросы: « О г-не Клюбере, о причинах, поудивших его остаться во Франкфурте, - словом, о всем том, что волновало его накануне, - он не подумал ни разу» (XI, 36).

Но от того, что Санин перестал тревожиться, ситуация не перестала быть странной; напротив, она вскоре приобрела еще более необычный характер. Санин живет только настоящим, и поэтому случай играет решающую роль в его жизни; этот случай и вовлекает его в самые неожиданные ситуации. И хотя участие в дуэли демонстрирует благородство Санина, благородство естественное, не рассудочное, но в каком-то смысле эта дуэль нелепа. Санин всегда думает как человек, живущий только собою и поступающий согласно мгновенному внутреннему побуждению. Хотя по существу он ставит Джемму в довольно ложное положение (XI, 48,64), совесть Санина остается чистой до тех пор, пока дальнейшие события оправдывают его поступки: пока он, наконец поняв, что любит Джемму, целиком отдается своей первой любви. В своем чувстве Санин не знает пределов ни своему великодушию, ни решимости.

Поток жизни захлестнул Санина. Лишь тогда, когда он покидает Джемму, он снова может задавать себе вопросы: «Очень оно уже странно, - говорит Санин Полозову. - Вчера я, признаться, также мало думал о тебе, как о китайском императоре, а сегодня я еду с тобой продавать мое имение твоей жене, о которой тоже не имею ни малейшего понятия» (XI, 106). И вот Полозова, которая своим практическим умом сумела распознать характер Санина, добивается, казалось бы, невозможного. Она не дает Санину опомниться, задуматься, хотя он хорошо понимает, что «эта барыня явно дурачит его, и так и сяк к нему подъезжает. <…> Презрение он бы почувствовал к себе, если б ему удалось хотя на миг сосредоточиться; но он не успевал ни сосредоточиться, ни презирать себя. А она не теряла времени (IX, 126, 137). Это и есть подчинение воли, в котором нет ничего демонического и загадочного. Санин непосредственен и теперь. Только когда он поддается процессу чистейшей любви, это выглядит высоко и благородно, когда же его подчиняет себе страсть - гадко и низко. Но в обеих частях повести Санин - один и тот же слабый человек, и поступает так, как вели себя «лишние люди» в ранних произведениях Тургенева. Санин вне круга высоких идей, он человек заурядный, но и его личность писатель поверяет той же меркой - любовью. Но в любви Санин - лицо пассивное.

Санин ведет себя вполне логично с точки зрения слабой воли, т.е. отказывается прислушиваться к каким бы то ни было доводам рассудка, а его намерения и предположения нелепы и не имеют никакого практического смысла.

Специфичность «Вешних вод» - в сочетании двух устойчивых у Тургенева мотивов. То, что Санин оказался рабом страсти после пережитой любви к Джемме, должно указывать на способность русского человека слепо подчиняться стихийному течению жизни и ее страстным капризам. Вторая часть повести строится как доказательство этого.

Все случайно и преходяще в жизни: случай свел Санина и Джемму, случай и разбил их счастье. Однако, чем бы ни кончилась первая любовь, она, как солнце, озаряет жизнь человека, и память о ней останется навсегда с ним как животворное начало.

«Вешние воды» - это повесть о любви. Любовь - могучее чувство, перед которым человек бессилен, как и перед стихиями природы. В обычной своей манере Тургенев прослеживает возникновение и развитие любви в Джемме, от первых неясных и тревожных ее ощущений, от попыток героини устоять и преодолеть растущее чувство к порыву беззаветной, на все готовой страсти. Как всегда Тургенев не освещает нам всего психологического процесса, а останавливается на отдельных, но кризисных моментах, когда накапливающееся внутри человека чувство вдруг проявляется вовне - во взгляде, в поступках, в порыве. Глубокий и волнующий лиризм проникает повесть.

В повести проходит мысль о громадной нравственной силе революции, с которой писатель сравнивает чувство первой любви, потрясающее человека.

21. таинственные повести

Идейно-худ. своеобразие «таинственных повестей» Тургенева, их место в литературном процессе 19 века. В 70х гг. начинается новый общественный подъем, к-рый рьяно поддерживает Тургенев. Он вновь возвращается к народным темам, дополняет «Записки охотника» тремя повестями, пишет на историч. темы. Особую группу произвед-й Тург. 70х- начала 80х гг. составляют так наз. «таинственные повести»: «Собака» (1870), «Казнь Тромпана» (1870), «Странная история» (1870), «Сон» (1877), «Песнь торжествующий любви» (1881) и «Клара Милич» (1882). В них Тург. обращается к изображ-ю загадочных явлений человеч. психики: к гипнотич. внушениям, тайнам наследственности, поведению толпы, к необъяснимой власти умерших над душами живых, к подсознанию, галлюцинациям и телепатии. В повестях Тург. придерживается реалистич. принципов. Касаясь загадочных сторон жизни чел-ка и об-ва, Тург. старается не говорить о потусторонних силах. Особ-ти психики старается объяснить с точки зрения реалиста. Привидения и галлюцинации мотивирует расстроенным воображением чел-ка. Тург. не скрывает, что нек-е явления он не может объяснить с точки зрения реализма, но он уверен, что в будущем наука сможет их объяснить. В «таинственных повестях» Тург. продолжает размышлять над загадками рус. национального характера. В «Странной истории», например, его интересует склонность чел-ка к самоотречению и самопожертвованию. Героиня повести Софии, девушка из интеллигентной семьи нашла себе наставника в лице юродивого Василия, проповедующего раскольнические идеи о конце мира и воцарении антихриста. Она пожертвовала всем ради этой идее. Как говорит сам Тург. – я не понимаю такой самоотверженности, но восхищаюсь ею (тут намек на жен декабристов, ради идее поехавших в добровольное изгнание в Сибирь). Образ такой девушки-революционерки (Марианна) выведен им в романе «Новь».

22. стих-я в прозе.

«Стихотворения в прозе», «Реtits poemes en prose», «Senilia», «Gedichte in Prosa».

Последнее стихотворение в прозе в черновом автографе было помечено ноябрем 1879 г. С этого времени наступает перерыв в пол­ тора года: следующая группа стихотворений появилась только в июне 1881 г. Однако писатель не перестает о них думать, - именно в это время он переписывает их набело. В парижском архиве Тургенева ( Slave 96) сохранилась большая тетрадь, посвященная исключительно «Стихотворениям в прозе» (беловой автограф). Она содержит в себе 83 стихотворения: 68, переписанных из чернового автографа, за 1877-79 годы и 15 новых, из которых семь написано в июне 1881 г., пять — в июне 1882 г., одно в октябре и два в ноябре 1882 г. Эта большая тетрадь особенно ценна для исследователей творчества Тургенева, являясь единственным полным собранием « Стихотворений в прозе», составленным самим автором в том порядке, какой представлялся ему в то время наиболее совершенным. По этой тетради, строго следуя композиции, определенной Тургеневым, «Стихотворения в прозе» впервые напечатал Шарль Саломон в переводе на французский язык в книге: Тоurguenev. Роemеsеnрrоsе. Рrеmier е traduction integrale publiee dans l'ordre du manuscrit original autographe avec notes par Charles Salomon. Gap . 1931. Там же в послесловии дано подробное описание de visu всей рукописи.

На первом листе тетради есть помета рукой Тургенева: «Эта книга куплена 12 фев./31 янв. 1878 в Париже»; тот же текст повторен и на французском языке. Вслед за ним, на другом листе, идет авторское обращение «К читателю». Над обращением в качестве эпиграфа цитировалась строка из стихотворения Шиллера «Текла». Затем следуют 130 страниц текста сти хотворений с авторской нумерацией «1-135», а в конце тетради — 23 чистых листа. Заглавия еще нет, но рукопись представляет собой законченный цикл «Стихотворений в прозе»; возможно, уже в 1880 году Тургенев мыслил видеть эти стихотворения напечатанными отдельной книгой, так как в этом варианте обращения «К читателю» было: «не читай этой книжки (курсив ред.) сподряд...»

На обороте первого листа Тургенев составил перечень стихотворений под заглавием «Сюжеты». Этот интересный документ нельзя считать оглавлением к тетради беловых автографов, потому что стихотворения здесь записаны в иной последовательности; вместе с тем он не является и списком стихотворений, составленным по черновой тетради, так как здесь нарушен хронологический поря­док их написания. Впервые этот лист был воспроизведен фототипическим способом в указанной выше книге Ш. Саломона и к нему была дана расшифровка текста во французском переводе, не везде правильная.

В этом перечне записано 80 названий стихотворений (если считать, что названия «Дрозд. 1 . 2 » и «Деревня. 1.2» включают каждое по два стихотворения, что в «Арабесках» помечено два стихотворения под одним номером, что под № 66 написано два названия и что, вместе с тем, одно стихотворение повторяется дважды под разными наименованиями - « Морское плавание» и «Уистити»). Тургенев перенес из чернового автографа в перечень прежде всего названия стихотворений 1877-1879 годов, но не в порядке их создания; не вошли сюда следующие шесть названий: Житейское правило («Хочешь быть...») ; К*** («То не ласточка...»); «Я шел среди высоких гор... »; « Когда меня не будет.. .» - все 1878 года; Мы еще повоюем! и Монах . Пропуск их в перечне трудно объяснить . Девять стихотворений записаны под названиями, которые в черновом автографе не встречаются, но легко угадываются. Так, название: 11. Два друга (Смерть, кот(орая) приходит примирить) - соответствует содержанию стих. «Последнее свидание»; 27. Извозчик - стих. «Маша!»; 30. Елисейские поля (беспечальная) - вероятно, стих. « Н.Н. »; 42. Эгоизм и добродетель ( Виардо ) - стих. «Эгоист»; 49. Vagitus (Крик) - стих. «У-а... У -а!..»; 50. Любовь и Голод - стих. «Два брата»; 53. Бедняк - стих. Милостыня ; 63. Уистити - стих. «Морское плавание »; Тучи и белый голубь... (Пейзажи, 2) - «Голуби». Кроме стихот­ворений 1877-1879 годов, в список вошли и три стихотворения 1881-1882 годов, которые впервые были записаны в тетради беловых автографов: 43. Русский язык ; 49. Vagitus (У-а... У-а!); 64. Молитва .

Большой интерес представляют 14 названий стихотворений, рукописи которых не обнаружены и которые большей частью, по-видимому, говорят о неосуществленных замыслах писателя. Это: 5. На распутье (Герк(улес)); 6. Завидово; 7. Деревня. 2. 10. 9 фев. 1821; 12. Умирающая мать; 16. Капля; 17. Форум (с головой Цицерона); 41. Два плода; 61. Светляк; 66. Пришитые крылья (?). Две птичьи смерти; 67. Перепелка; 68. Встреча близ сада, 18-й и 20-й в. Из раздела «Сны»: 6. Арабески. 1) Дорога к солнцу. 2) Планета. В этом списке встречается знакомое заглавие - «Перепелка». «Рассказ об умирающей перепелке», упоминаемый Тургеневым в письме от 27 января (8 февраля) 1881 г. к С.А. Толстой, вероятно, сначала в замыслах Тургенева и в его устных рассказах существовал как стихотворение в прозе: во всяком случае он близко примыкает и по теме и по настроению к циклу, почему Тургенев и внес его в этот список (как рассказ он возник позднее — автограф датируется 23 сентября (5 октября) 1882 г.). С замыслами под № 5 и 6 мы встречаемся еще в черновиках 1877—1878 годов. На полях страницы с записью «Сна 1-го» ( Встреча ) находится следующий список: « Черный дрозд. I . (Черный дрозд). II . Завидово (два лица). Геркулес». Едва ли возможно будет раскрыть содержание всех этих замыслов,— известные до сих пор рукописные материалы и переписка Тургенева не содержат на этот счет каких-либо данных. Однако упоминания о них или пересказ их содержания могут встретиться в мемуарах. Так, Я. П. Полонский в своих воспомина­ниях («И.С. Тургенев у себя, в его последний приезд на родину») передает устные рассказы Тургенева , - в частности, «Капля жизни» и о планете (ср. в перечне - «Капля» и «Планета»).

Заслуживает внимания и попытка писателя выделить некоторые из стихотворений в разделы: «Сны» и «Пейзажи». Списки под названием «Сны» мы встречаем дважды на полях его черновых рукописей. В первый раз список из трех снов («Сон 1-й», «Лазурь» и «Конец света») дан на полях черновика «Сон 1-й»; второй раз - из четырех снов (« Встреча », «Лазурное царство», Старуха , Насекомое - на полях черновика « Старуха ». В перечне мы встречаемся уже со списком из восьми снов.

Названия большей части стихотворений в списке отмечены крестиками; Тургенев ставил их, видимо, около названий тех стихотворений, которые им были уже написаны или переписаны в тетрадь. Крестиков нет прежде всего у тех стихотворений, которые так и остались для нас неизвестными: у № 5, 6, 10, 12, 16, 17, 41, 61, 66 (два названия), 67, 68. Исключением являются два названия «Арабесок», замысел которых, вероятно, был реализован, но рукописи их до нас не дошли. Названия «Черный дрозд. 1 . 2 » отмечены двумя крестиками, - как два самостоятельных произведения, оба переписанные в тетрадь. Напротив, около названия «Деревня. 1.2» стоит только один крестик, свидетельствующий о том, что второе стихотворение под тем же заглавием осталось неосуществленным замыслом автора. Нет крестиков около двух стихотворений, существующих тут же, в беловой рукописи: 43. Русский язык (июнь 1882 г.) и 49. Vagitus (У-а... У-а!..) (ноябрь 1882 г.). Очевидно, когда создавался перечень, они еще не были записаны. Из трех стихотворений 1881-1882 годов только одно - 64. « Молитва » (июнь 1881 г.) - сопровождено крестиком - к этому времени оно было уже написано.

Перечень названий Тургенев начал составлять раньше переписывания стихотворений из черновой тетради в беловую, судя по тому, что некоторые стихотворения носят еще свои первоначаль­ ные названия. Список составлялся в несколько приемов. Доведя его до 30-го, а потом до 38-го номера и записав в разделе «Сны» пять стихотворений, а в разделе «Пейзажи» - два, Тургенев в правом верхнем углу пометил: «6 апр. [45] 47 ст(ихотворений)». Это было, видимо, 6 апреля 1880 г. Потом, разными почерками в три приема, записи велись уже на свободных местах листа. Перечень продолжался, судя по названиям более поздних стихотворений, и в 1881 году. Можно предположить, что переписка стихотворений набело также началась с первой половины 1880 года.

В беловом автографе стихотворения в прозе все перенумерованы и записаны в следующем порядке:

1. Деревня. 2. Старуха (Сон). 3. [Женщина] Встреча (Сон). 4. Нищий. 5. Соперник . 6. Мне жаль.. , 7. Разговор . 8. Собака . 9. Враг и друг. 10. «Услышишь суд глупца и смех толпы холодной...» (Пушкин). 11. Довольный человек. 12. [Манфред] Проклятие . 13. Близнецы . 14. Дрозд. I . 15. Дрозд. II . 16. Без гнезда . 17. Кубок . 18. Чья вина? 19. Дурак. 20. Чернорабочий и Белоручка (Разговор). 21. Пир у Верховного Существа. 22. Черепья . 23. Восточная легенда. 24. Конец света (Сон). 25. Два четырехстишия. 26. Роза . 27. Маша! 28. Necessittas, Vis , Libertas ( Барельеф ). 29. Воробей. 30. Последнее свидание. 31. Житейское правило («Хочешь быть спокойным...») . 32. [Фантазия] Посещение . 33. Порог . 34. Насекомое . 35. Гад . 36. Щи. 37. Писатель и критик. 38. С кем спорить? 39. Корреспондент. 40. Старик . 41. «О моя молодость! О моя свежесть!» (Гоголь). 42. К*** . 43. Два богача. 44. Два брата. 45. Памяти Ю. В. 46. «Я шел среди высоких гор...» 47. Когда меня не будет... 48. Христос (Сон). 49. Песочные часы . 50. Нимфы. 51. Эгоист. 52. Сфинкс. 53. Милостыня . 54. Камень. 55. Голуб[ь]и. 56. Завтра! Завтра! 57. Я встал ночью... 58. Лазурное царство (Сон). 59. Природа (Сон). 60. Повесить его! 61. « Как хороши, как свежи были розы... » 62. Что я буду думать... 63. Когда я один... (Двойник). 64. Н. Н. 65. Морское плавание (Пейзаж) . 66. Монах . 67. Стой! 68. Мы еще повоюем! 69. Путь к любви . 70. Фраза . 71. Простота . 72. Брамин. 73. Ты заплакал . 74. Любовь . 75. Молитва . 76. Истина и Правда . 77. Куропатки . 78. [Sto?seufzer] Nessun maggior dolore . 79. Русский язык . 80. Попался под колесо . 81. Житейское правило («Если вы желаете...»). 82. У-а... У-а!.. 83. Мои деревья.

Переписывая свои стихотворения в прозе с черновиков в тетрадь беловых автографов и тем самым впервые создавая цикл, Тургенев не разместил их по разделам. Стихотворения, значащиеся в Перечне под рубрикой «Сны», были включены в общий хронологический ряд с подзаголовком «Сон», так же как и « Морское плавание» с подзаголовком «Пейзаж» .

Разрешение на заглавие «Стихотворения в прозе» Тургенев дал в своем письме к Стасюлевичу от 29 сентября (11 октября) 1882 г.: «Со всеми Вашими предложениями насчет заглавия и т.д. вполне согласен». Во французском переводе, появившемся в декабре 1882 г., цикл был назван «Реtits poemes en prose ». Однако в письме к Л. Пичу от 13(25) декабря 1882 г. мы находим опять два названия. «За последние четыре года,— пишет Тургенев , - не написав ничего более или менее значительного и длинного, я набросал целый ряд «Маленьких стихотворений в прозе» (так как, к сожалению, я совсем не поэт) на отдельных листках. О напечатании их я никогда не думал. Но вот до моего русского издателя дошли какие-то слухи о них — и он уговорил меня дать ему около пятидесяти этих «Senilia» (таково, собственно, было их название) для его журнала - конечно, строжайшим образом очистив их от всего автобиографического и личного (...) Собственно говоря, это не что иное, как последние тяжкие вздохи (вежливо выражаясь) старика». В 1883 г. при жизни Тургенева в переводах существовали одновременно оба названия; например, сборник, изданный в Лейпциге, назывался «Senilia», а в Бреславле — « Gedichte in Prosa ». В настоящем издании сохранено двойное название, которое было дано самим Тургеневым в наборной рукописи.

 

23. тургенев личность и мировоззрение

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.