Сделай Сам Свою Работу на 5

О ПРОЕКТЕ КОНСТИТУЦИИ (Основного Закона) СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК И ИТОГАХ ЕГО ВСЕНАРОДНОГО ОБСУЖДЕНИЯ





Доклад на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва

Октября 1977 года

 

Уважаемые товарищи депутаты!

Перед нынешней сессией Верховного Совета стоит задача в полном смысле слова историческая: принять новую Конституцию Союза Советских Социалистических Республик.

Мы принимаем новую Конституцию в канун 60-летия Великой Октябрьской социалистической революции. Это не просто совпадение во времени двух крупнейших событий в жизни страны. Связь между ними гораздо глубже. Новая Конституция - это, можно сказать, концентрированный итог всего шестидесятилетнего развития Советского государства. Она ярко свидетельствует о том, что идеи, провозглашенные Октябрем, заветы Ленина успешно претворяются в жизнь. (Аплодисменты.)

Проект Конституции, представленный на рассмотрение Верховного Совета, есть плод многолетней напряженной работы большого коллектива людей. В состав созданной Верховным Советом СССР Конституционной Комиссии вошли опытные партийные и государственные работники, представители рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, многочисленных наций нашей страны. К разработке проекта привлекались видные ученые, специалисты, работники государственных органов и общественных организаций. Проект дважды рассматривался на Пленумах Центрального Комитета КПСС.



Думаю, мы вправе считать, что важные задачи, которые возникли перед нами в связи с подготовкой, обсуждением и принятием Конституции, решены самым добросовестным образом и при самом последовательном соблюдении всех принципов социалистической демократии.

 

I.

Решающей проверкой качества всей подготовительной работы стало всенародное обсуждение проекта Конституции, Оно продолжалось почти четыре месяца и было в подлинном смысле слова всенародным. Всего в нем приняло участие свыше 140 миллионов человек, то есть более четырех пятых взрослого населения нашей страны. Такого размаха народной активности наша страна еще не знала.

Главный политический итог всенародного обсуждения состоит в том, что советские люди сказали: да, это тот Основной Закон, которого мы ждали. (Аплодисменты.) Он правильно отражает наши завоевания, наши чаяния и надежды, правильно определяет наши права и обязанности. Закрепляя достигнутое, он открывает перспективу дальнейшего развертывания коммунистического строительства.



Рассмотрению проекта было посвящено около полутора миллионов собраний трудящихся по предприятиям и колхозам, по воинским частям и по месту жительства. Он обсуждался на пленумах, активах и собраниях в профсоюзах, комсомоле, кооперативных объединениях, творческих организациях. В его обсуждении участвовала вся наша партия. Состоялось более 450 тысяч открытых партийных собраний, на которых выступило свыше трех миллионов человек. Проект был рассмотрен всеми Советами, начиная с сельских и кончая Верховными Советами союзных республик, то есть более чем двумя миллионами депутатов, представляющих весь наш народ. На каждом из этих форумов проект Конституции был одобрен.

Наконец, нескончаемым потоком шли письма советских людей.

Патриотизм, горячее одобрение политики нашей партии и Советской власти, широта кругозора и зрелость суждений, высокая требовательность к себе и товарищам - вот что характерно для огромного большинства этих писем. Их авторы, как и участники обсуждений на собраниях, - люди самых различных профессий и возрастов, наций и народностей, коммунисты и беспартийные - по-хозяйски, тщательно анализируют проект Конституции, высказывают свои предложения об улучшении текста, а заодно и другие соображения, касающиеся различных сторон жизни нашего общества.

Задумываешься над такими выступлениями и письмами и приходишь к выводу: ведь в них отражена огромная победа социализма - новый человек, который не отделяет себя от государства, считает интересы государственные, общенародные своим кровным делом. (Аплодисменты.)



Вспомним, как вскоре после победы Октября В. И. Ленин отмечал, что эксплуататорский строй оставляет нам в наследство острое недоверие масс ко всему государственному. «Преодолеть это, - говорил Владимир Ильич, - очень трудная задача, подсильная только Советской власти, но и от нее требующая продолжительного времени и громадной настойчивости»[6].

И Советская власть решила эту задачу. Ярчайшее тому подтверждение - огромная активность трудящихся при обсуждении проекта новой Конституции. Мы с уверенностью и гордостью можем сказать: именно весь советский народ стал подлинным творцом Основного Закона своего государства. (Продолжительные аплодисменты.)

Разрешите, товарищи, от имени Верховного Совета СССР сердечно поблагодарить каждого участника всенародного обсуждения проекта Конституции и пожелать всем им новых успехов в труде на благо нашей великой Родины, дальнейшего, все более активного участия в делах нашего социалистического государства! (Продолжительные аплодисменты.)

Конституционная Комиссия докладывает, что всенародное обсуждение дало возможность заметно улучшить проект Конституции, внести в него ряд полезных дополнений, уточнений и поправок.

Всего поступило около 400 тысяч предложений о поправках к отдельным статьям, направленных на уточнение, улучшение и дополнение формулировок проекта. Внимательно изучив эти поправки, - многие из которых, естественно, повторяются, - Конституционная Комиссия рекомендует внести изменения в 110 статей проекта и добавить одну новую статью. Рекомендации Комиссии имеются у всех депутатов. Моя задача состоит в том, чтобы обосновать предложения Комиссии по наиболее существенным вопросам.

Отмечу прежде всего, что наибольшее число поступивших предложений касается такого коренного вопроса, как роль труда при социализме. Товарищи предлагают ярче показать в Конституции характер нашего общества как общества трудящихся.

Думается, что это предложение имеет глубокий смысл. Советское общество состоит только из трудящихся классов и социальных групп. Учитывая это, предлагается записать в статье 1 Конституции, что Советское общенародное государство выражает волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Одновременно следовало бы, видимо, принять и еще одно предложение: определить в Конституции не только политическую основу СССР, не только основу нашей экономической системы, но и социальную основу нашего государства. Такой основой является у нас теперь нерушимый союз рабочего класса, колхозного крестьянства и народной интеллигенции, и об этом нужно ясно сказать. (Аплодисменты.)

Товарищи предлагали также уточнить формулировку в статье об основе экономической системы СССР, яснее оттенить, что такой основой является государственная и колхозно-кооперативная собственность. Это правильно. Ведь именно эти две формы социалистической собственности на средства производства определяют характер нашего народного хозяйства и деление советского общества на два дружественных класса - рабочих и крестьян. Такое уточнение предусмотрено.

Несколько тысяч предложений поступило по статье о роли и значении трудовых коллективов. Их авторы выражают пожелание шире отразить в Конституции задачи и права трудового коллектива, особенно в таких областях, как планирование производства и социального развития, подготовка и расстановка кадров, улучшение условий труда и быта работников, повышение их квалификации, воспитание коммунистического отношения к труду. С этим следует согласиться.

В трудовом коллективе, в работе его партийной, профсоюзной, комсомольской организаций отражается вся жизнь общества - и экономическая, и политическая, и духовная. По сути дела, это - первичная ячейка всего нашего не только хозяйственного, но и политического организма. Поэтому правы также те, кто считает, что статью о трудовом коллективе лучше поместить в главе 1 Конституции, посвященной нашей политической системе.

Получены тысячи предложений сказать в Конституции, что всякое уклонение от общественно полезного труда несовместимо с принципами социалистического общества. Люди требуют строже наказывать прогульщиков, любителей нетрудовых доходов. Нельзя не поддержать эти справедливые соображения.

Очень многие товарищи пишут о том, что в Конституции нужно особо подчеркнуть обязанность граждан беречь народное добро, беречь нашу социалистическую собственность - плод коллективного труда народа, фундамент развития всего общества. Соглашаясь с мнением трудящихся по этому вопросу, Конституционная Комиссия предлагает внести дополнение в соответствующую статью Основного Закона.

С учетом поступивших замечаний предлагается уточнить еще некоторые статьи в разделе «Государство и личность». Так, в статье о праве на жилище в соответствии с многочисленными пожеланиями говорится об обязанности граждан бережно относиться к предоставленному им жилищу. В статье, посвященной долгу гражданина заботиться о воспитании детей, теперь указано также, что и дети обязаны заботиться о родителях и оказывать им помощь. Хочу отметить, что предложения о таком дополнении получены не только от лиц преклонного возраста, но, что особенно отрадно, от многих молодых людей.

Всенародное обсуждение позволило усовершенствовать ряд положений проекта, направленных на дальнейшее развитие социалистической демократии.

Многие товарищи, в том числе депутаты местных Советов, предлагают включить в Конституцию новую статью - о наказах избирателей. Наказы выражают самые разнообразные запросы населения, отражают конкретные интересы отдельных групп трудящихся и общества в целом. Поэтому выполнение наказов - важная часть работы Советов и их депутатов. Достаточно сказать, что только за последние два года было выполнено более 700 тысяч наказов избирателей. В этом - одно из реальных проявлений социалистической демократии. И нужно, чтобы реализации наказов уделяли должное внимание не только депутаты, но и руководители предприятий, колхозов, строек, учреждений.

Имеется в виду учесть и ряд других разумных и правильных предложений трудящихся о дальнейшем развитии демократических основ жизни нашего государства. Так, следовало бы, видимо, как это предлагают многие, записать, что гражданин не может, как правило, быть избран одновременно более чем в два Совета. Это поможет притоку в наши государственные органы свежих сил, расширению круга лиц, участвующих в управлении делами государства.

Как вы знаете из печати, во время всенародного обсуждения возникла оживленная дискуссия о том, начиная с какого возраста граждане должны иметь право быть избранными в Советы. Широкую поддержку получила статья проекта, согласно которой право быть избранными во все Советы должны иметь граждане, достигшие 18 лет. Но были и предложения установить этот возраст в 21, 23 и даже 30 лет.

Конституционная Комиссия, рассматривая этот вопрос, исходила из того, что трудовые коллективы, общественные организации, выдвигающие кандидатов в депутаты, всесторонне обсуждают их качества, предъявляют к ним высокие требования. Это - надежная гарантия того, что в Советы будут избраны только достойные товарищи, способные хорошо выполнять нелегкие депутатские обязанности. А среди нашей молодежи, конечно, есть немало таких людей. Поэтому для избрания во все Советы, кроме Верховного Совета СССР, можно было бы установить возрастной ценз в 18 лет. Поскольку же Верховным Советом СССР принимаются наиболее ответственные решения общегосударственного характера, то право быть избранным в него можно было бы предоставить гражданам, начиная с 21 года.

В большом числе выступлений и писем высказывается мнение, что следует еще строже проводить в жизнь принцип ответственности и подотчетности органов управления и должностных лиц перед Советами и населением. Это вполне можно учесть в соответствующих статьях, сказав об обязанности исполкомов, депутатов и других выборных работников систематически отчитываться как перед Советами, так и перед трудовыми коллективами и собраниями граждан по месту жительства.

Наконец, многие полагают, что нужно еще конкретнее сформулировать статьи о порядке рассмотрения запросов депутатов и предложений граждан, об ответственности должностных лиц за нарушение законов, за неправильное отношение к критическим замечаниям трудящихся. Комиссия считает возможным учесть это в соответствующих статьях Конституции.

Теперь о некоторых поправках, касающихся организации и деятельности государственных органов.

Ряд товарищей просит более определенно сказать о полномочиях союзных и автономных республик и местных Советов по обеспечению комплексного экономического и социального развития на их территории. С этим можно согласиться. В Конституции достаточно четко говорится об ответственности министерств и ведомств за состояние соответствующих отраслей. И, видимо, будет правильно столь же ясно сказать и о задачах тех органов на местах, которые обеспечивают увязку и координацию работы, комплексность развития предприятий и социально-культурных учреждений на определенной территории, независимо от их подчиненности.

С учетом пожеланий граждан уточняются также некоторые другие статьи, в частности о компетенции министерств и государственных комитетов, местных органов власти, о суде, арбитраже и прокуратуре.

Участники обсуждения единодушно приветствовали включение в проект Конституции специальной главы о целях и принципах ленинской внешней политики СССР. В связи с этой главой было высказано предложение добавить, что Советский Союз стремится к достижению всеобщего и полного разоружения. Это, конечно, правильно. (Аплодисменты.)

В целом Конституционная Комиссия рекомендует Верховному Совету принять, помимо чисто редакционных, около 150 поправок и уточнений по тексту Конституции. На самом деле таким путем будут учтены мнения, выраженные во много раз большим числом граждан. Достаточно сказать, что только за одной поправкой к статье об обязанности граждан трудиться стоят десятки тысяч совпадающих по содержанию предложений.

В то же время, товарищи, в числе внесенных предложений есть и такие, которые Комиссия не могла учесть.

Так, очень многие граждане предлагают поднять до конституционного уровня различные правила, уже имеющиеся в нашем законодательстве, включив их в Основной Закон. Здесь и конкретные сроки проведения сессий местных Советов, и периодичность отчетов депутатов, и полномочия отдельных органов управления, и санкции за те или иные правонарушения.

Многие считают нужным, чтобы именно их участок работы был подробнее отражен в новой Конституции. Отсюда - масса предложений упомянуть в ее тексте конкретные меры, например, по совершенствованию правового регулирования хозяйственной жизни, охране окружающей среды, по улучшению работы железных дорог, по развитию материально-технической базы системы здравоохранения, просвещения и т. д.

Все эти предложения, товарищи, психологически понятны и в большинстве своем, видимо, правильны сами по себе. Но Конституция - это Основной Закон государства. Он закрепляет лишь главные, принципиальные положения, которые, действуя непосредственно, в то же время раскрываются и конкретизируются в других законодательных актах. На базе этих положений и в их развитие будут по мере необходимости разрабатываться и совершенствоваться законы и предписания, одним словом, текущее законодательство. И вот в ходе этой работы нужно В15имательно рассмотреть и учесть многочисленные конкретные соображения, высказанные во время обсуждения проекта Конституции. Кстати сказать, по вопросу здравоохранения в Центральном Комитете сейчас рассматривается проект постановления о комплексной программе мер по улучшению охраны народного здоровья. (Аплодисменты.)

Разрешите сказать и о тех предложениях, которые Конституционная Комиссия сочла неправильными по существу.

Некоторые предложения явно забегают вперед, не учитывают, что новая Конституция - Основной Закон государства хотя и развитого, но социализма, а не коммунизма. У нас действует социалистический принцип «От каждого - по способностям, каждому - по труду». Перескочить через него при современном уровне экономического развития и сознательности людей невозможно. Поэтому не могут быть приняты предложения, например, о введении одинаковых для всех зарплаты и пенсий или об определении их размеров исключительно на основе трудового стажа, без учета квалификации работников и качества их труда.

Были также предложения ликвидировать или резко ограничить ведение подсобных хозяйств. Но ведь известно, что эта форма труда, не связанная с эксплуатацией, играет в данное время полезную роль в нашей экономике. Поэтому, на наш взгляд, правы те товарищи, которые предлагают подчеркнуть в Конституции, что государство и колхозы оказывают содействие гражданам в ведении подсобного хозяйства. Впрочем, тех, кто высказывается против подсобных хозяйств, беспокоит, судя по всему, не столько сам факт их наличия, сколько имеющиеся еще, к сожалению, случаи злоупотребления ими в целях извлечения спекулятивных доходов. А вот здесь соответствующие государственные органы как раз и должны твердо осуществлять данное им Конституцией право контроля, строго следить, чтобы земельные участки, предоставляемые гражданам, использовались рационально, с пользой для общества и чтобы доходы от подсобного хозяйства и индивидуальной трудовой деятельности соответствовали принципам социализма.

В СССР, как известно, сложилась новая историческая общность людей - советский народ. Некоторые товарищи - их, правда, очень немного - сделали из этого неправильные выводы. Они предлагают ввести в Конституцию понятие единой советской нации, ликвидировать союзные и автономные республики или резко ограничить суверенитет союзных республик, лишив их права выхода из СССР, права на внешние сношения. В том же направлении идут предложения упразднить Совет Национальностей и создать однопалатный Верховный Совет. Думаю, что ошибочность таких предложений ясна. Социально-политическое единство советского народа вовсе не означает исчезновения национальных различий. Благодаря последовательному проведению ленинской национальной политики мы, построив социализм, одновременно - впервые в истории - успешно решили национальный вопрос. Нерушима дружба советских народов, в процессе коммунистического строительства неуклонно происходит их сближение, взаимное обогащение их духовной жизни. Но мы встали бы на опасный путь, если бы начали искусственно форсировать этот объективный процесс сближения наций. От этого настойчиво предостерегал В. И. Ленин, и от его заветов мы не отступим. (Аплодисменты.)

Оживленное обсуждение вызвала статья, устанавливающая срок полномочий местных Советов в два с половиной года. Поступило немало предложений определить этот срок в пять лет, чтобы депутат мог лучше освоить свои обязанности и работать эффективней. Но ведь это значительно сократило бы число трудящихся, проходящих в Советах школу управления государством. Если же депутат, избранный на два с половиной года, хорошо работает, то что мешает выдвинуть его кандидатуру во второй раз? Это, кстати, и делается: более половины депутатов избирается вторично, что помогает сохранять преемственность в работе Советов. Так что изменять данную статью, нам думается, не следует.

Поступили в Конституционную Комиссию и письма, в которых предлагается передать государственные функции непосредственно партийным органам, наделить Политбюро ЦК КПСС законодательной властью и т. д. Эти предложения глубоко ошибочны, ибо вносят путаницу в понимание роли партии в нашем обществе и пытаются смазать значение и функции органов Советской власти.

Наша партия, став правящей партией, еще на руководимом В. И. Лениным VIII съезде твердо заявила, что свои решения она проводит «через советские органы, в рамках Советской конституции»[7], что, руководя деятельностью Советов, она не заменяет их, разграничивает функции партийных и государственных органов. Этот ленинский принцип зафиксирован в Уставе КПСС и вновь подчеркнут в решениях последних съездов партии. Мы предлагаем отразить его и в новой Конституции.

Свою линию по вопросам государственной жизни партия проводит прежде всего через коммунистов, избранных народом в Советы и работающих в государственных органах. Она считает одной из своих важнейших задач всемерно укреплять и совершенствовать власть Советов, заботиться о дальнейшем развитии социалистической демократии. Этой принципиальной линии мы придерживаемся и будем придерживаться всегда. (Аплодисменты.)

Товарищи, обсуждение проекта Конституции во многом вышло далеко за рамки анализа самого ее текста. Оно вылилось в откровенный, действительно всенародный разговор о важнейших, волнующих советских людей вопросах нашей жизни. Коллективы трудящихся и отдельные граждане высказывали справедливые, нередко острые критические замечания по различным аспектам деятельности государственных органов и общественных организаций, предлагали меры по улучшению работы, устранению имеющихся недостатков.

Многие письма призывают к усилению борьбы с тунеядством, со злостными нарушениями трудовой дисциплины, с пьянством и другими антиобщественными явлениями, противоречащими самой сути нашего социалистического образа жизни. Из этого настойчивого требования трудящихся должны сделать конкретные выводы все государственные и общественные организации.

В ряде писем сообщается о возмутительных фактах злоупотребления отдельными должностными лицами своим служебным положением, о фактах обмана государства путем приписок, очковтирательства; о взяточничестве; о равнодушном, формальном подходе к запросам трудящихся; о случаях преследования за критику.

Хочу подчеркнуть, товарищи, что все поступившие сообщения такого рода тщательно проверяются с целью принятия необходимых мер, включая наказание виновных по всей строгости закона. И вообще нужно сказать, что наведение должного порядка там, где он у нас нарушается, - на производстве, в государственной и общественной жизни, - это большой резерв в развитии нашего общества. Покончив с такими явлениями, как нерадивость в труде, разбазаривание социалистической собственности, формально-бюрократическое отношение к делу и к людям, мы намного ускорим движение страны вперед, улучшение жизни всего народа. (Аплодисменты.)

Во многих письмах и выступлениях ставится вопрос о дальнейшем усилении и совершенствовании народного контроля. Это правильно. И этому послужит, в частности, Закон о народном контроле в СССР, принятие которого предусмотрено новой Конституцией.

Ряд авторов писем рекомендует ввести поощрительную систему некоторого увеличения отпусков для тех, кто длительное время добросовестно и эффективно трудится на благо общества, для передовиков производства. И, наоборот, сокращать отпуск тем, кто, так сказать, самочинно берет его за счет рабочего времени, то есть, попросту говоря, лодырничает, прогуливает. Видимо, Комитету по труду и социальным вопросам и другим ведомствам, а также ВЦСПС стоит прислушаться к этим соображениям при подготовке мер по совершенствованию системы отпусков, учтя при этом и имеющуюся в этом отношении практику братских стран.

Заслуживают внимания, на наш взгляд, предложения о мерах по дальнейшему улучшению условий жизни для ветеранов Великой Отечественной войны, принимавших участие в боях, в том числе для тех, кто сегодня находится на пенсии. Партия и Советское государство, проявляя постоянную заботу об участниках Великой Отечественной войны, сделали уже немало в этом плане. Можно ли изыскать дополнительные средства, чтобы предоставить еще некоторые льготы тем, кто отстоял свободу и независимость нашей Родины в самой тяжелой из войн? Мне кажется, что можно. (Продолжительные аплодисменты.)

Высказываются также пожелания о дополнительных льготах для женщин-матерей, ставятся вопросы улучшения пользования медицинской помощью, более строгого порядка распределения жилплощади и некоторые другие. Думаю, Совету Министров СССР в сотрудничестве с ВЦСПС следует тщательно рассмотреть наши сегодняшние ресурсы и возможности удовлетворения высказанных пожеланий и о результатах сообщить Президиуму Верховного Совета СССР.

Таковы, товарищи, главные моменты, которые Конституционная Комиссия считала необходимым доложить в связи со всенародным обсуждением проекта Конституции СССР,

 

II.

Товарищи депутаты! Проект нашей новой Конституции и его всенародное обсуждение оказались на долгое время в центре внимания всего мира. Можно, пожалуй, даже сказать, что обсуждение стало не только всенародным, но и международным. И в этом мы видим еще одно свидетельство огромной роли социализма в современном мире. (Аплодисменты.)

Широко обсуждали и горячо поддержали проект новой Советской Конституции наши друзья в братских социалистических странах. Они отнеслись к нему со всем вниманием и требовательностью, с товарищеским и деловым участием. Они обстоятельно его анализировали, делились своим собственным опытом. Мы искренне благодарны им за это. (Аплодисменты.)

Огромное внимание уделила проекту Конституции печать стран социализма. Она оценила его как документ, несущий миру «истину о социализме и о завтрашнем дне человечества», как «манифест эпохи строительства коммунизма». Наши боевые товарищи - руководители стран социалистического содружества подчеркивали большое значение проекта для определения перспектив развития своих стран.

В социалистических странах с удовлетворением отмечают, что в тексте проекта новой Конституции СССР в той или иной форме нашли отражение и моменты, свойственные конституциям братских государств, так же, как их конституции вобрали в себя предыдущий опыт советского законодательства. Так накапливается коллективный опыт социалистического государственного строительства.

С живым интересом вникали в проект новой Советской Конституции в молодых государствах, недавно освободившихся от колониального гнета и определяющих сейчас свой дальнейший путь. Видные деятели этих государств говорили представителям СССР, что надеются извлечь немалую пользу из проекта, обобщающего шестидесятилетний опыт государственного строительства первой страны победившего социализма. Печать многих стран Африки, Азии, Латинской Америки оживленно комментировала проект. При этом подчеркивалось, в частности, что отраженные в нем достижения Советской страны служат вдохновляющим примером для всех народов, берущих курс на социализм. (Аплодисменты.)

С исключительным вниманием встретили проект новой Конституции СССР трудящиеся в мире капитала и прежде всего их авангард - коммунистические и рабочие партии. Печать компартий подробно ознакомила своих читателей с содержанием проекта, обстоятельно проанализировала его и высоко оценила его значение. Братские партии подчеркивают, что это документ большой важности, показывающий, что представляет собой современный развитой социализм, какие задачи он перед собой ставит. Советский Союз сделал гигантский шаг на пути демократического развития; советский народ на практике подтвердил правоту великих идей Маркса, Энгельса и Ленина; проект Конституции СССР содержит обильный материал для изучения, размышления и дебатов - таковы отзывы коммунистов в капиталистическом мире, для которых новая Конституция страны Октября - помощь в их справедливой борьбе за дело трудящихся.

В целом, товарищи, активные отклики, большой, искренний интерес и горячее одобрение, которое встретил проект нашей Конституции у трудящихся масс всего мира, наполняют сердце гордостью за успехи, достигнутые советским народом, помогают еще нагляднее представить себе их великое интернациональное значение. (Продолжительные аплодисменты.)

Проект Конституции СССР не обошли вниманием также буржуазная печать и другие средства массовой информации в капиталистическом мире. Некоторые из них более или менее объективно информировали о содержании документа.

Ряд западных газет отметил, что новый Основной Закон СССР знаменует собой дальнейшее развитие демократии в Советском Союзе, расширение прав граждан и общественных организаций, рост их влияния на общегосударственную политику. Американская «Балтимор сан» честно констатировала, что проект предусматривает для советских граждан «более полные права по сравнению с любыми западными конституциями: право на труд, отдых, выбор профессии, социальное обеспечение, обеспечение жильем, образование, бесплатную медицинскую помощь».

Государственные и политические деятели и печать капиталистических стран признают значение того факта, что во внешнеполитической главе Конституции Советский Союз в государственно-правовой форме закрепил свою приверженность делу мира и сотрудничества между народами. Английская «Файнэншл таймс» назвала проект Конституции «историческим документом». Западногерманская «Зюддойче цайтунг» констатировала, что проект имеет «грандиозное значение».

Но организаторы империалистической пропаганды явно забеспокоились, когда обсуждение нашей Конституции приняло широкий международный размах. Уже 13 июня западногерманская «Генераль-анцайгер» откровенно выразила недовольство тем, что «Запад сейчас слишком уж много занимается проектом новой Советской Конституции».

Повторилось то, что мы уже тысячи раз видели за годы существования Советского государства: выразительная картина методов империалистической пропаганды. Что для нее наша великая страна с ее героической историей, с яркой и многообразной культурой, с одним из самых высоких в мире уровней образования, с интенсивной и дружной творческой жизнью многочисленных наций и народностей! Специалистов «психологической войны» все это интересует очень мало. У них одна цель: помешать росту влияния социализма на умы людей, посеять любыми средствами недоверие и неприязнь к нему. Отсюда шаблонные выдумки, бессовестные фальсификации и прямая ложь о Советском Союзе в расчете на слабую осведомленность аудитории, на легковерных читателей, слушателей, зрителей. Отсюда и тенденции не столько информировать о новой Советской Конституции, сколько извратить ее содержание, преуменьшить ее значение, а по возможности и просто замолчать важнейшие ее положения.

Особенно яростным нападкам подверглись положения о правах, свободах и обязанностях советских граждан.

В этом, конечно, есть своя логика: ведь именно тему «заботы» о правах человека избрали за последнее время видные представители капиталистического мира в качестве главного направления своего идеологического похода против стран социализма. Но критики Советской Конституции оказались тут в незавидном положении. Им никуда не уйти от того, что в проекте нашей Конституции шире, яснее и полнее, чем где-либо и когда-либо, зафиксированы социально-экономические и политические права и свободы граждан и конкретные гарантии осуществления этих прав.

Да и что могут противопоставить этим реальным достижениям развитого социализма апологеты капиталистических порядков? Каковы действительные права и свободы, которые обеспечивает широким массам трудящихся современное империалистическое общество?

«Право» десятков миллионов на безработицу? Или «право» больных обходиться без врачебной помощи, которая стоит огромных денег? Или «право» национальных меньшинств на унизительную дискриминацию в труде и образовании, в быту и в политической жизни? Или, может быть, «право» жить в вечном страхе перед всемогуществом организованного преступного мира и видеть, как печать и кино, телевидение и радио делают все, чтобы воспитывать молодое поколение в духе эгоизма, жестокости и насилия?

Пропагандисты и идеологи капитализма не могут отрицать, что социализм давно покончил с этими социальными язвами. Поэтому они избрали другой маневр. Они сосредоточили главный огонь на тех положениях проекта нашей Конституции, где говорится, что использование гражданами прав и свобод не должно наносить ущерба интересам общества и государства, правам других граждан, а также о том, что осуществление прав и свобод неотделимо от выполнения гражданином своих обязанностей.

Согласно проекту Конституции СССР, права гражданина не должны использоваться против социалистического общества и государства, - «а это значит, - заявляет, например, австрийская газета «Зальцбургер фольксблат», - что никаких прав у советских граждан нет». Вот ведь как!

А итальянской «Коррьере делла сера» не нравится, что проект говорит об обязанности советских граждан соблюдать Конституцию СССР, советские законы, уважать правила социалистического общежития. «Все эти ограничения, - вещает орган итальянских монополий, - фактически сводят на нет осуществление гражданских прав, по крайней мере в том смысле, как они понимаются у нас...» Выходит, осуществление гражданских прав в СССР должно состоять в нарушении законов!

И вообще, с точки зрения наших классовых противников, гражданам СССР следовало бы, видимо, предоставить одно единственное «право» - на радость империализму бороться против Советского государства, против социалистического строя. Но мы должны разочаровать таких «критиков» нашей Конституции: навстречу их пожеланиям советский народ не пойдет никогда! (Продолжительные аплодисменты.)

Наши «критики» делают вид, будто они не знают, что вызвавшие их неудовольствие положения проекта Конституции полностью соответствуют важнейшим международным документам. Напомним им: в принятой ООН Всеобщей декларации прав человека совершенно ясно говорится, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», и что осуществление прав и свобод граждан требует «должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе».

Таков всемирно признанный принцип демократической общественной жизни. Ничего другого, господа критики, и не содержится в тех положениях новой Конституции СССР, которые вызывают ваше лицемерное возмущение.

Очень не нравятся большинству буржуазных комментаторов и те положения проекта, в которых говорится о роли КПСС в жизни советского общества. Они шумят на все голоса, что это-де «провозглашение диктатуры коммунистической партии», «примат партии над государством», «опасное переплетение партийных и государственных органов», «уничтожение различий между партией и государством».

Что тут можно сказать? Причины этой атаки понятны. Коммунистическая партия - это авангард советского народа, его наиболее сознательная, передовая часть, неотделимая от народа в целом. (Продолжительные аплодисменты.) Никаких других интересов, кроме интересов народа, у партии нет. Пытаться противопоставить партию и народ друг другу, рассуждать о «диктатуре партии» - это все равно что пытаться противопоставить, скажем, сердце всему остальному человеческому организму. (Аплодисменты.)

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.