Специфика процесса обучения
Обучение – это совместная деятельность педагога и обучаемых. Оно носит двусторонний характер, всегда содержит взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).
Поскольку все виды учебной деятельности всегда предметны, направлены на усвоение определенного содержания, нетрудно выделить и третий элемент процесса – содержание изучаемого (предмет изучения): факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории.
Специфика процесса обучения+
ü процесс обучения, как и процесс познания, бесконечен;
ü и ученый, и ученик ищут неизвестное для них научное знание;
ü практика в научном и учебном познании является критерием истинности полученных знаний
Движущие силы процесса обучения
Заключенное в задаче противоречие между достигнутым обучающимися на каждом этапе обучения уровнем знаний и развития и уровнем зоны ближайшего развития, необходимым для решения задачи, составляет основное противоречие обучения, ядро движущих сил учебного процесса.
Сущность развивающего обучения
В начале 30-х гг. ХХ в. Л.С. Выготский выдвинул идею обучения, идущего впереди развития и ориентированного на развитие личности как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
1)обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития;
2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.
3)Овладение знаниями должно быть организовано так, чтобы вносить новые элементы в деятельность, формировать новые отношения и тем самым обеспечивать развитие.
4)Степень опережения не безгранична. Она определяется созреванием организма, в том числе мозговых структур, составом накопленного опыта.
5)Структура Р.О. чаще всего носит задачный характер: содержание изучаемого предстает перед учащимися как цепочка задач.
Принципы обучения
1.Принцип воспитывающего обучения
2.Принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности
3.Принцип социокультурного соответствия
4.Принцип научности
5.Принцип связи обучения с практикой
6.Принцип систематичности
7.Принцип сознательности и активности учащихся в обучении
8.Принцип наглядности
9.Принцип доступности
10.Принцип прочности
11.Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения
12.Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения
n 1. Понятие обучения
n Педагогика
n СУЩНОСТЬ
n ОБУЧЕНИЯ
n -обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни
n Закон РФ «Об образовании»
n Функции обучения:
n Понятие о дидактике
n ДИДАКТИКА (от греч. didaktikos – поучающий, didasko - изучающий)
– это часть педагогики, изучающая содержание, закономерности, принципы и методы образования и обучения, общая теория и методика обучения.
Предмет дидактики – все основные компоненты обучения (изучаемый материал, педагог, обучающийся) и вся система связей между ними.
.
n Задачи дидактики как науки
n Современная дидактическая концепция
n Сравнительная характеристика традиционной и инновационной моделей обучения (2)
n Подходы современной дидактики (1)
n Личностный: предполагает в качестве ведущего ориентира не только ЗУНы, функциональную подготовленность к выполнению определенных видов деятельности, но и формирование личностных качеств: направленности, общественной активности, творческих способностей и умений, воли, эмоц. сферы, черт характера;
n Деятельностный: предполагает направленность всех пед. мер на организацию интенсивной, усложняющейся деятельности, ибо только через нее человек усваивает науку, культуру, способы познания и преобразования мира;
n Соц. направленность и коллективистский подход: нацеленность пед. процесса на формирование общественно ценных отношений. Любые психические функции формируются первоначально преимущественно в коллективно распределенной деятельности и только затем становятся достоянием личности, интериоризируются, выражаются в индивид. форме деятельности;
n Целостный: связан с единым комплексным планированием и осуществлением в каждом из основных направлений учебной и внеучебной деятельности учащихся целого веера образовательных и развивающих задач.
n Подходы современной дидактики(2)
n Оптимизационный: предполагает достижение максимально возможных для конкретных условий результатов на базе экономных затрат времени и сил обучаемых и педагогов;
n Технологический: позволяет отрабатывать схемы и алгоритмы обучающей и учебной деятельности, гарантирующие получение планируемых результатов;
n Творческий, инновационный подходытребуют постоянной диагностики, исследования достигнутого обучающимися уровня обученности и воспитанности, поиска наиболее эффективных содержания, методов, форм деятельности, сотрудничества в обнаружении истины, пед. экспериментирования.
n Компетентностный подходпредполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе, формирование некоего набора ключевых (сквозных) компетенций, которые позволяют успешно продолжать образование каждый раз, когда в этом возникает необходимость, при столкновении с проблемами, появляющимися в жизни человека.
n 2.Специфика процесса обучения (1)
Обучение – это совместная деятельность педагога и обучаемых. Оно носит двусторонний характер, всегда содержит взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы преподавания (деятельность педагога) и учения (деятельность обучающегося).
Поскольку все виды учебной деятельности всегда предметны, направлены на усвоение определенного содержания, нетрудно выделить и третий элемент процесса – содержание изучаемого (предмет изучения): факты, их объяснение, выводы, теоремы, законы, теории.
n Специфика процесса обучения (2)
ü процесс обучения, как и процесс познания, бесконечен;
ü и ученый, и ученик ищут неизвестное для них научное знание;
ü практика в научном и учебном познании является критерием истинности полученных знаний
n Общая структура обучения
ПЕДАГОГ УЧАЩИЙСЯ
ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ
n 3.Движущие силы процесса обучения
n Заключенное в задаче противоречие между достигнутым обучающимися на каждом этапе обучения уровнем знаний и развития
и уровнем зоны ближайшего развития, необходимым для решения задачи, составляет основное противоречие обучения, ядро движущих сил учебного процесса.
n Общие закономерности
n Частные закономерности
n Сущность развивающего обучения (1)
В начале 30-х гг. ХХ в. Л.С. Выготский
выдвинул идею обучения, идущего
впереди развития и ориентированного на
развитие личности как на основную цель. Знания являются не конечной целью обучения, а всего лишь средством развития учащихся.
1)обучение создает зону ближайшего развития, которая затем переходит в сферу актуального развития;
2) обучение двигает вперед развитие, опираясь не только на созревшие функции, но и на те, которые еще созревают. Обучение должно идти впереди развития.
n Сущность развивающего обучения
n 3)Овладение знаниями должно
быть организовано так, чтобы
вносить новые элементы
в деятельность, формировать новые отношения и тем самым обеспечивать развитие.
n 4)Степень опережения не безгранична. Она определяется созреванием организма, в том числе мозговых структур, составом накопленного опыта.
n 5)Структура Р.О. чаще всего носит задачный характер: содержание изучаемого предстает перед учащимися как цепочка задач.
n 4.Принципы обучения
n 1.Принцип воспитывающего обучения
n 2.Принцип фундаментальности образования и его профессиональной направленности
n 3.Принцип социокультурного соответствия
n 4.Принцип научности
n 5.Принцип связи обучения с практикой
n 6.Принцип систематичности
n 4.Принципы обучения (2)
n 7.Принцип сознательности и активности учащихся в обучении
n 8.Принцип наглядности
n 9.Принцип доступности
n 10.Принцип прочности
n 11. Принцип положительной мотивации и благоприятного эмоционального климата обучения
n 12.Принцип сочетания индивидуальных и коллективных форм обучения
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|