Сделай Сам Свою Работу на 5

Понятие цены. Основные теории цены





Цена – это денежное выражение стоимости товара, работы, услуги.

Цена как экономическая категория формируется с учётом:

1. Уровнем потребительского спроса на продукцию

2. Эластичность спроса, сложившийся на рынке этой продукции

3. Возможность реакции рынка на изменение выпуска предприятием этой продукции

4. Мера государственного регулирования ценообразования

5. Уровень цен на аналогичную продукцию предприятий – конкурентов

В качестве юридической категории цена является существенным условием договоров, базой для формирования НДС, акцизов.

Две теории цены товара ( определяет воздействия спроса на производство )

1. Теория трудовой стоимости – цена определяется затратами необходимыми для производства данного товара или основой стоимости цены является стоимость созданная трудом ( Адам Смит, Карл Маркс ). Общественно полезные затраты …

2. Теория предельной полезности – цена определяется полезностью, степень которой каждый участник обмена определяется исходя из собственных субъективных представлений. При этом предметная полезность из товара представляет собой ту цену, по которой потребитель готов приобрести товар, ту пользу которая приносит последняя единица этого блага. При этом редкость товара объявляется фактором стоимости. Субъективная стоимость — это личная оценка товара потребителем и продавцом; объективная же ценность — это меновые пропорции, цены, которые формируются в ходе конкуренции на рынке. По мере постепенного насыщения потребностей субъекта полезность вещи падает. Теория предельной полезности пытается дать совет, как наилучшим образом распределить средства для удовлетворения потребностей при ограниченности ресурсов. (К. Менгером, Ф. Ф. Визером, )



Цена определяет меновую стоимость товара в денежном выражении и складывается из себестоимости и торговой наценки.

Себестоимость - все издержки (затраты) , понесённые предприятием на производство и реализацию (продажу) продукции или услуги.

Наценка – разница между себестоимостью и выручкой от продажи устанавливается для получения прибыли.

Цена – одна из ключевых характеристик товара. Цена – количество денег, которое покупатель платит, а продавец получает за единицу товара. Прежде всего, цена – это денежная сумма, которую покупатель согласен заплатить за товар. Но в данном случае это цена покупателя или цена спроса. Спрос – это товары, которые покупатели готовы купить при определенном уровне цен на них. Для продавца цена – количество денежных единиц, за которое он согласен продать тот же товар. И это цена продавца, т. е. цена предложения. Предложение – это товары, которые продавец считает для себя выгодным предложить на рынке при определенном уровне цен на них. Таким образом, цена товара – это результат согласования цены продавца и цены покупателя. Цена – историческая категория, возникшая в процессе обмена товарами.Существует так называемый затратный способ установления цены на товар. Он формирует цену товара с позиций производителя и продавца. Этот способ строится с учетом того обстоятельства, что производитель и продавец, реализуя товар по определенной цене, должны не только возмещать издержки, но и получать дополнительный доход в виде прибыли. Соответственно, формула цены, определяемой на основе затратного подхода, имеет вид:Ц = С + Пр



где Ц – цена товара;

С – себестоимость товара (издержки производства);

Пр – прибыль, получаемая производителем (продавцом).

Свободное ценообразование является одной из характеристик рынка, но государство оставляет за собой механизмы регулирования цен на товары:1) установление налогов, акцизов, пошлин;2) установление цены на товары естественных монополий (транспортировка нефти и газа, электросвязь, услуги порта, почты, теплосетей и т. д.);3) установление предельной надбавки на лекарства определенного перечня;4) государственные товарные интервенции. Государство из своих резервов либо продает, либо производит закупки по определенной цене на определенные товары;5) налоговый контроль за определенными сделками. Проверяют цену товара при заключении бартерных сделок, при сделках между взаимозависимыми лицами, при отклонении цены товара более чем на 20 % в сторону повышения или понижения от уровня цен, которые применяются налогоплательщиками по однородным товарам в рубежах непродолжительного периода времени, при заключении внешнеторговых сделок.



Функции и виды цен

Функции цен – внешнее проявление свойств, которые характерны для любой цены, вне зависимости от вида.

1. Учётная функция – учёт и измерение затрат общественного труда, определяется самой сущностью цены, т.е., являясь денежным выражением стоимости, цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности в той или иной продукции. Цена измеряет, сколько затрачено труда, сырья, материалов, комплектующих изделий и т.д. на изготовление товара, характеризует, с какой эффективностью используется труд.

2.Стимулирующая функция цены. Сущность ее выражается в поощрительном и сдерживающем воздействии цены на производство и потребление различных видов товаров. Цена оказывает стимулирующее воздействие на производителя (и это принципиально важно) через величину заключенной в ней прибыли.

3.Распределительная функция цены связана с возможностью отклонения цены от стоимости под воздействием множества рыночных факторов. Суть ее состоит в том, что с помощью цен осуществляется распределение и ᴨȇрераспределение национального (чистого) дохода .

4.Установление баланса между спросом и предложение выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, предложением и спросом инструмент для достижения равновесия.

5.Рациональное размещения производства – производитель получает информацию о том, что в какой отрасли или секторе экономики он может получить более высокую прибыль и соответственно происходит передвижение капиталов между секторами экономики.

Виды цен:

В зависимости от роли государства:

1. Свободные – цена складывается без государственного воздействия, зависит от спроса и предложения, включает себестоимость и прибыль.

2. Регулируемые – цена складывается при государственном воздействии путём применения экономических и директивных мер. Директивное ценообразование, как и косвенное воздействие государства на рыночные цены через налоги и дотации, снижает экономическую эффективность использования производственных возможностей общества.

По контролю государства:

1. Контролируемые - (при регулированной цене – всегда контроль)+контроль в отношении специальных субъектов, либо в определённых целях ( например при доминирующем положение на рынке ) например налогообложение.

2. Неконтролируемые .

По количеству товара:

1. Оптовые (покупатель – оптовые или розничные продавцы, цель перепродажа, профессиональное использование)

2. Розничные ( покупатель – непосредственный потребитель, цель личное, домашнее использование)

По тнрритории:

1. Внутригосударственные

2. Мировые

По периоду установления

1. Временные

2. Бессрочные

 

В любой экономической системе цена является регулятором отношений

экономических субъектов, и она выполняет ряд функций, таких как:

1. Измерительная функция.

2. Регулирующая функция.

3. Стимулирующая функция.

4. Ориентирующая функция.

1. Измерительная функция, т.е. с помощью цен измеряются относительные

ценности ресурсов и товаров, результаты коммерческой деятельности фирмы.

2. Регулирующая функция – проявляется в движении, распределении ресурсов и

товаров и услуг между экономическими субъектами.

3. Стимулирующая функция – проявляется в увеличении объема производства и

увеличении объема потребления. При увеличении объема потребления цена

растет, а при уменьшении объема потреблении цена падает.

4. Ориентирующая функция – выражается в том, что отражает изменения спроса

на те или иные товары в связи с изменением потребности и сигнализирует об

этом производителям, чтобы они оперативно изменяли объем и структуру

производства.

В коммерческой практике существует множество видов цен. Это обусловлено

особенностями отношений продавца и покупателя. Для стоимостной оценки

результатов сделок и затрат используют различные виды цен. Несмотря на

множество цен, действующих на рынке, все они связаны между собой. И если

вносится изменение в уровень одной цены, то это изменение влияет на уровень

других цен. В зависимости от того, какой признак взят для классификации,

все виды цен подразделяются на различные группы:

I. По характеру обслуживания оборота цены делятся на оптовые цены и

розничные цены.

1. Оптовые цены распространяются на покупки и продажи. Оптовой ценой

считается цена, по которой предприятия реализуют произведенную продукцию

другим предприятиям, сбытовым организациям и обычно реализуется оптом или

крупными партиями. К числу оптовых цен относятся, прежде всего, закупочные

цены, по которым сельскохозяйственные производители реализуют свою

продукцию. Отличие закупочной цены отличается от других видов цен тем, что

в ее состав не включается НДС и акцизы. К оптовым ценам относятся отпускные

цены на продукцию производственно-технического назначения, товары народного

потребления. В международной практике торговые сделки представляют собой

оптовые операции. К оптовым ценам относятся биржевые цены.

2. Розничные цены – это цены продажи индивидуальному или мелкооптовому

потребителю и населению включая НДС.

А) Отпускные цены на предприятиях общественного питания.

Б) Цены на услуги населению.

В) Тарифно-грузовые и пассажирские перевозки.

II. Цены подразделяются в зависимости от государственного воздействия и

регулирования и степени конкуренции на рынке.

Различаются цены свободные, т.е. рыночные, и регулируемые.

1. Свободные цены – это цены, устанавливаемые производителями продукции и

услуг на основе спроса и предложения на данном рынке. К свободным ценам

относятся: цена спроса, цена предложения и цена производства.

А) Цена спроса – это цена, которая складывается на рынке покупателя.

Б) Цена предложения – это цена, которая указывается в официальном

предложении продавца (без скидок) (оферта).

В) цена производства – цена, определяемая на основе издержек производства с

добавлением средней прибыли на весь авансируемый капитал.

2. Регулируемые цены – это цены, устанавливаемые соответственными органами

управления РФ или органами местного самоуправления.

Регулируемые цены делятся на рекомендуемые, лимитные, залоговые и

пороговые(т.е. защитные).

А)Рекомендуемые цены делятся на предельные и фиксированные.Предельные цены – это цены, выше которых предприятия не могут устанавливатьцену на свою продукцию или услуги.Фиксированная цена – это цена, которая устанавливается на определенномуровне, но может меняться только по решению того органа или субъекта,который их утвердил.Ш. Цены делятся по способу установления фиксации и делятся на твердые ценыподвижные цены и цены скользящие.А) Твердые цены – это постоянные цены, которые устанавливаются в моментподписания договора и не меняются в течение всего срока поставки продукциипо данному договору, соглашению или контракту. В этом договорепрописывается что «цена твердая – изменению не подлежит». Твердые ценыприменяются в сделках с немедленной поставкой, с поставкой в течениекороткого срока и при длительных сроках поставки.Б) Подвижная цена – это цена, которая фиксирована в момент заключениядоговора, но может быть пересмотрена в силу изменения рыночной цены на этоттовар или услугу. В договоре должна быть оговорка «о повышении илипонижении цены». Также в договоре может быть оговорено, что в случаеотклонения рыночной цены от контрактной от 2 до 5% - цена не меняется.В) Скользящая цена – цена исчисляемая в момент исполнения договора путемпересмотра первоначальной договорной цены с учетом изменения в издержкахпроизводства за период времени, необходимый для изготовления этойпродукции. Основной фактор изменения цены – инфляция. Скользящая цена такжеиспользуется в международной торговле.IV. Цены различаются по способу получения информации. СуществуютПубликуемые и расчетные цены.А) Публикуемые цены – это цены, которые сообщаются из специальныхисточников информации. К публикуемым ценам относятся справочные цены,прейскурантные цены, биржевые котировки, цены аукционов и цены торгов.1.Справочные цены могут быть номинальными. Публикуются в различных печатныхизданиях. Номинальные цены применяются в качестве базы при заключениисделок. Начисление скидок и надбавок производится с номинальной цены.Номинальную цену также называют базовой или базисной ценой.Расчетные цены применяются в договорах или контрактах на нестандартноеоборудование, которое производится по индивидуальным заказам. Цены на такоеоборудование рассчитываются и обосновываются поставщиком для каждого заказас учетом технических и коммерческих условий.V. Цены различаются в зависимости от вида рынка на цены товарных аукционов,биржевых котировок и цены торгов.А) Цены товарных аукционов. Аукцион – это торги, специализирующиеся насбыте определенных товаров. Проводятся 1 или 2 раза в год. Цены аукционов –это цена публичной продажи по максимально предложенному уровню напредварительно осмотренную покупателем партию товаров. Цены на аукционахустанавливаются в результате изменения соотношений между спросом ипредложением. Особенностью аукциона является наличие многих покупателей иодного или нескольких продавцов. Аукционная цена может отличаться отрыночной и быть намного выше ее. Цены аукциона используются на продукциюлесного, сельскохозяйственного, торговлю мехом, драгоценными камнями иметаллами, предметами старины и искусства.Б) Биржевые котировки – это специально организованные, в отличие отаукционов, постоянно действующего рынка массовых качественно однородныхтоваров. Биржевые котировки – это цена реальных контрактов, которыезаключаются на реализацию соответствующих товаров на этих биржах. Уровницен аукционов и биржевых котировок публикуются в специальных биллютенях,выпускаемых биржевыми и аукционными комитетами.В) Цена торгов – это цены особой формы специализированной торговли, котораяоснована на выдачу заказов на поставку товаров или получение подрядов позаранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям. Тендерпредполагает привлечение к определенному сроку на принципах конкуренциипредложений от нескольких производителей с целью обеспечения наиболеевыгодных условий сделки для ее организатора.VI. Цены различаются в зависимости от временного фактора на постоянные,сезонные и ступенчатые.А) Постоянные цены – цена, срок действия которой заранее не определен.Б) Сезонная цена – срок действия которой определен каким-то определеннымвременем.В)Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающих цен на продукции взаранее обусловленные моменты времени.VII. Внутрифирменные цены. СК внутрифирменным ценам относятся трансфертныецены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции междуподразделениями данного предприятия. Это разновидность оптовых цен. Цельютрансфертного ценообразования является влиять на показатели работы каждогоподразделения, занятого изготовлением продукции. Трансфертные ценыустанавливаются на готовые изделия, полуфабрикаты и сырье.VIII. Цены различаются по условиям поставки и продажи.Цена нетто и цена брутто.Цена нетто – цена на месте купли-продажи.Цена брутто определяется с учетом условий купли-продажи, но учитываетсяналичие и уровень скидок вид-франко и условий страховки.

Любая цена включает в себя определенные элементы и в зависимости от вида

цены состав элементов меняется.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.