Сделай Сам Свою Работу на 5

IV республика во Франции.





В октябре 1945 г. де Голль провел референдум по двум вопросам: о созыве Учредительного собрания и об ограничении функций Собрания исключительно вопросами конституционного строительства. Референдум дал положительный результат, а выборы принесли успех коммунистам. В декабре 1945 г. в знак протеста против вмешательства Учредительного собрания в политику Временного правительства де Голль ушел в отставку. Новое правительство трех ведущих партий — ФКП, СФИО и МРП — выдвинуло в мае 1946 г. на референдум проект конституции парламентской республики с полным преобладанием органов представительной власти.

Вступившая в силу 24 декабря 1946 г. конституция учредила во Франции режим Четвертой республики. В качестве базовых конституционных принципов были провозглашены основные права и свободы человека и гражданина, мирный характер внешней политики, республиканское устройство, суверенитет народа, законность национализации монополистической собственности. В стране создавалась двухпалатная парламентская система с полным преобладанием нижней палаты — Национального собрания. Президент, избираемый обеими палатами, обладал лишь представительскими функциями.



Уже через год после принятия конституции правящая левоцентристская коалиция распалась. С развертыванием «холодной войны» ФКП оказалась в состоянии политического бойкота. Коммунисты оставались чрезвычайно влиятельной силой, неизменно образовывали одну из самых больших фракций в парламенте. Одновременно произошла консолидация и голлистского движения. В 1947 г. сторонники генерала де Голля впервые образовали партию — Объединение французского народа (РПФ). Голлистская партия отличалась жесткой внутренней дисциплиной, непререкаемым авторитетом ее лидеров — Ш. де Голля и Ж.Сустеля, ориентацией на массовое членство ( подобную цель ставили лишь коммунисты, для остальных партий была характерна так называемая «парламентская модель» — работа с потенциальными избирателями). РПФ быстро превратилось в одну из ведущих политических сил страны.

Для блокирования влияния коммунистов и голлистов в правительственных кругах была выдвинута идея «третьей силы». В новую коалицию вошли СФИО, радикалы и МРП. Вскоре место социалистов в правительстве заняли «умеренные».



К противоречивым результатам привело экономическое развитие Франции в годы Четвертой республики. Уже в 1948 г. был достигнут довоенный объем производства, в 1949 г. — довоенный уровень национального дохода. Важную роль в экономической и финансовой стабилизации сыграло получение по плану Маршалла 2,7 млрд долл. Началась структурная перестройка экономики, создание основ атомной, авиаракетной и радиоэлектронной промышленности. В конце 40-х годов были осуществлены важные преобразования в сфере трудовых отношений: введена 40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, равенство в оплате женского и мужского труда, расширена система государственного страхования и помощи безработным. Однако в 50-х годах ситуация изменилась. Правящие партии делали ставку на систему свободного предпринимательства, либерализацию рыночных отношений, тогда как структурная перестройка экономики, вызванная НТР, требовала четкого стратегического планирования, растущих инвестиций, широкого привлечения научно-технических кадров. Это привело к устойчивому отставанию Франции по динамике развития от США, ФРГ, Японии, сокращению французского экспорта на мировом рынке, росту социальной напряженности в стране.
Неоднозначным было и международное положение Франции. В конце 40-х — 50-х годах французская дипломатия сыграла важнейшую роль в развертывании западноевропейской интеграции. В марте 1948 г. Франция стала одним из учредителей Западного союза — договора о военном, экономическом и культурном сотрудничестве, спустя год приняла участие в создании Европейского совета. В 1951 г. по инициативе французского министра иностранных дел Р.Шумана было создано Европейское объединение угля и стали (ЕОУС). Однако во второй половине 50-х годов инициатива в расширении интеграционного процесса перешла к ФРГ и странам Бенилюкса, сыгравшим основную роль в создании на основе ЕОУС Европейского экономического сообщества. Франция же, которая превратилась в это время в плацдарм американского влияния среди европейских членов НАТО, стремительно теряла самостоятельность и влияние на международной арене.
Последним толчком к краху режима Четвертой республики стал распад французской колониальной системы. Слабость режима предопределила не только ускоренный характер этого процесса, но и его особую болезненность для французского общества. Не в силах решить проблему национально-освободительного движения политическими средствами, правительственные круги вовлекли страну в бессмысленные и безрезультатные колониальные конфликты. С 1946 по 1954 г. длилась война в Индокитае. В 1956 г. французские войска участвовали в Суэцкой авантюре. В 1954 г. французское правительство предоставило внутреннюю автономию Тунису, но не смогло предотвратить начало освободительной войны в Алжире. Под эгидой Фронта национального освобождения объединились практически все политические силы, представляющие коренное население Алжира. К 1955 г. столкновения между алжирской армией национального освобождения и французскими частями приобрели характер полномасштабных боевых действий. К ним присоединились и отряды «евроалжирцев» — представителей европейской части населения страны. Конфликт приобретал характер гражданской войны. В самой Франции эта война вызывала самые горячие отклики: Алжир являлся особой колонией, обладавшей статусом «внутренней территории » и воспринимаемой французами как часть суверенной французской территории. Неспособность правительства внести перелом в ход военных действий подтолкнула «ультра» — наиболее радикальные слои «евроалжирцев» — к сепаратным действиям. 13 мая 1958 г. власть в колонии захватил «Комитет общественного спасения* во главе с Ж.Сустелем и генералом Ж.Массю. Эти события ускорили падение режима Четвертой республики.
Конституционно-правовой режим Пятой республики. Придя к власти после долгих лет «принципиальной оппозиции», де Голль не повторил своих прошлых ошибок. Он опирался на массовую, хорошо организованную партию (в 1958 г. все сторонники голлистов объединились в Союз за новую республику — ЮНР). Личный авторитет подкреплялся детально разработанной идеологической концепцией. Обновленный голлизм представлял собой целостную политическую философию, стержнем которой, принципом, объединяющим все направления политики от государственного строительства до экономического регулирования, стала идея «национального величия» Франции.



Конституция Пятой республики стала отражением политической философии голлизма. Президент как глава государства получил особые прерогативы, в том числе право назначения высших гражданских и военных руководителей, роспуска парламента, руководства внешней политикой, верховного главнокомандования, принятия всей полноты власти в случае чрезвычайной ситуации. Законодательная инициатива и утверждение состава правительства осталось в введении Национального собрания (соответственно, такой тип государственности получил название президентско-парламентской республики). Оппоненты упрекали де Голля в создании режима личной власти. Однако подлинной целью этих преобразований был поиск эффективного механизма выработки общенациональной политики. Голлисты считали, что партии призваны по своей сути выражать интересы лишь части общества, а система парламентско-партийной демократии служит лишь средством для достижения компромисса между их эгоистическими интересами. Лишь глава государства, облеченный необходимыми полномочиями, способен гарантировать национальное возрождение. Для усиления личного влияния главы государства с 1965 г. во Франции начали проводиться прямые всеобщие президентские выборы (выиграв первые из них, де Голль смог с полным правом называть себя национальным лидером). В политическую практику вошла система референдумов по важнейшим вопросам.


^ Внешняя политика деголлевской Франции. Поставив перед собой цель возрождения национального величия Франции, де Голль уделил первостепенное значение усилению международного положения Франции. Нарушив традиции внешней политики Четвертой республики, де Голль отказался от безусловной преданности принципу атлантизма и решительно выступил против сложившейся системы господства двух мировых центров. Франция заявила о себе как стране, готовой стать опорой конструктивного диалога между Западом и Востоком. Это способствовало быстрому улучшению франко-советских отношений. В 1966 г. де Голль посетил с официальным визитом СССР. Франция первой среди западных стран признала существование ГДР.

Выступая за изменение конфронтационного характера международных отношений, де Голль тем не менее считал залогом национального величия оборонную мощь. Причем военная доктрина Франции претерпела серьезные изменения. Ее ключевой идеей стала «оборона по всем направлениям». Реализуя эту концепцию, Франция вышла к 1967 г. из военной организации НАТО, добившись ликвидации всех американских баз на своей территории. Французские вооруженные силы стали полностью независимыми, а основу их мощи составило национальное ядерное оружие, созданное во Франции также в 60-х годах. При этом Франция не подписала Московский договор о запрете испытания ядерного оружия в трех сферах — де Голль считал, что разоружение должно коснуться лишь США и СССР. Еще одним средством покончить с господством «сверхдержав*, по мысли голлистов, было создание некоего третьего «полюса силы» на мировой арене. В качестве «третьей силы» рассматривалась прежде всего объединенная Европа. С начала 60-х годов Франция решительно вернула себе место лидера интеграционного процесса. Лозунгом французской дипломатии стала «Европа Отечеств» — тесное экономическое, военное, культурное сотрудничество при сохранении национального суверенитета. Франция сыграла важную роль в создании таможенного союза ЕЭС в 60-е годы, развитии сотрудничества в области ядерной энергетики, унификации финансовой структуры. Важной победой стало принятие программы единой сельскохозяйственной политики ЕЭС, благодаря которой французские фермеры получили существенную законодательную и финансовую поддержку.

Особым направлением внешней политики Франции в период президентства де Голля стал колониальный вопрос. Де Голль был убежден, что эпоха традиционного колониализма завершилась. Основой отношений со странами «третьего мира» он видел взаимовыгодное экономическое сотрудничество и укрепление морального авторитета Франции как страны, готовой поддержать волю любого народа на самоопределение. Тем самым голлизм сформировал основы французской неоколониальной политики. Конституция 1958 г. изменила правовую основу отношений с колониями, образовав Французское сообщество из 12 автономных государств. Это открыло дорогу к окончательному освобождению бывших колоний. Уже в конце 50-х годов Гвинея, Того и Камерун добились независимости, а к 1962 г. к ним присоединилось и большинство других членов Сообщества. Однако благодаря продуманной и гибкой политике голлистского правительства Франция сохранила в этих регионах значительное экономическое и политическое влияние. В 1962 г. был окончательно решен и наиболее болезненный — алжирский — вопрос. Несмотря на возобновление евроалжирскими «ультра» террора и открытых военных выступлений, в 1961 г. был проведен референдум о самоопределении Алжира, а спустя год были подписаны Эвианские соглашения о компромиссном урегулировании отношений Франции и независимого Алжира.


^ Социально-экономическая политика де Голля. Добиваясь возрождения «великой Франции», де Голль уделял большое внимание обеспечению внутренней стабильности в стране. Залогом ее он считал активную экономическую политику государства. В 60-е годы во Франции была сформирована система ГМК с широкими прерогативами государства в области стратегического планирования и регулирования трудовых отношений. Промышленное развитие было переориентировано на новейшие капитале- и наукоемкие отрасли. Значительно вырос государственный сектор экономики. Голлистскому правительству удалось стабилизировать финансовую систему страны. Крупная девальвация франка в 1960 г. (1 к 100) создала национальную «твердую валюту».

Голлистское правительство пыталось активно влиять и на изменение социальной структуры общества. Ключевую роль в этом должно было сыграть создание «ассоциации труда и капитала», призванной преодолеть классовые антагонизмы. В соответствии с замыслом «ассоциации» правительство начало вводить в государственном секторе «систему участия»: участия рабочих в прибылях своего предприятия, в капитале (через продажу мелких акций), в дивидендах от технической рационализации. Частные предприниматели, вводившие аналогичную практику, получали налоговые льготы. В соответствии с ордонансом 1967 г. предприятия, вступившие в систему «участия», почти полностью освобождались от государственных налогов.


«Красный май» 1968 г. и уход де Голля. Успехи, достигнутые Шарлем де Голлем на посту президента Франции, были настолько весомы, что его политический авторитет и влияние на ситуацию в стране казались непоколебимыми. Однако в течение нескольких месяцев 1968 г. внутреннее спокойствие в стране было взорвано студенческими волнениями и рабочими забастовками. В мае Париж был охвачен настоящими уличными боями. Власти оказались совершенно не готовы к такому повороту событий. Требования протестующих — реформа системы высшего образования, повышение заработной платы, улучшение социального обеспечения — явно не соответствовали накалу общественного недовольства. Обострение социально-политической ситуации в конце 60-х годов во Франции, как и в других западных странах, имело глубинные причины: болезненный распад традиционной структуры общества, образование новых социальных групп, ускоренная урбанизация, конфликт поколений. Но те формы, которые оно принимало, зависели от специфики каждой страны. Во Франции главным объектом социального недовольства стало государство, взявшее на себя ответственность за судьбы нации, и человек, олицетворяющий его. «Французы устали от меня, а я утомился от них», — говорил де Голль.

Последней попыткой президента заручиться поддержкой своего народа стал референдум 27 апреля 1969 г. о сокращении полномочий местного самоуправления и верхней палаты парламента — Сената. Отрицательный ответ 52 % избирателей не создавал формальных причин отставки президента, но де Голль предпочел уйти со своего поста добровольно. При этом моральное поражение де Голля не стало поражением голлизма. Как политическая философия голлизм отражал особенности французских исторических традиций, национальной политико-правовой культуры, особый характер французской системы ГМК. «Голлизм -это парижское метро в 18 часов, то есть точный слепок французского общества, зеркало французского народа», — говорил соратник де Голля известный писатель Анри Мальро. Но по мере того как менялся этот народ, должен был измениться и голлизм.


^ Ж.Помпиду. Политика «преемственности и диалога». Преемником де Голля на посту президента и лидера голлистской партии стал Жорж Помпиду. Помпиду родился в 1911 г. в семье учителя. Он получил хорошее образование, преподавал в молодости литературу и на всю жизнь сохранил имидж интеллектуала-гуманитария. При этом Помпиду долгое время работал генеральным директором банка Ротшильдов и приобрел большие связи в деловом мире. В голлистское движение он пришел достаточно поздно, уже после войны, но быстро стал одним из ближайших соратников де Голля. После прихода голлистов к власти Помпиду рассчитывал занять высокий пост в государственной иерархии. Однако де Голль предпочел притормозить карьеру амбициозного политика. С этого времени их отношения значительно ухудшились, и Помпиду начал объединять вокруг себя сторонников обновления голлизма. Накануне референдума 1969 г. Помпиду открыто заявил о несогласии с политикой президента и о своей готовности возглавить партию.

В июне 1969 г. состоялись внеочередные президентские выборы. Помпиду с большим трудом добился права представлять на них голлистов. В партии уже с середины 60-х годов усилилась фракционная борьба, и на «наследство де Голля» было немало претендентов. Помпиду провел свою предвыборную кампанию под лозунгом «Преемственность и диалог», одновременно ратуя за сохранение прежней государственной стратегии и придание ей большей гибкости. Главной опорой Помпиду стали не старые соратники де Голля («бароны», как их называли в партии), а младшее поколение роялистов («молодые волки») с их лидером Жаком Шираком, а также союзники голлистов по правительственному блоку, в том числе Национальная федерация независимых республиканцев под руководством В.Жискар д'Эстена.

На успех в президентской гонке рассчитывали и представители левых партий. В 1965 г. их единый кандидат Франсуа Миттеран — лидер небольшого политического движения, устраивавший как нейтральная фигура руководство СФИО и ФКП, лишь немного уступил во втором туре выборов самому де Голлю. Однако к 1969 г. сохранить левую коалицию не удалось. В борьбу включились и лидер СФИО Гастон Деффер, и коммунист Жак Дюкло, и лидер леворадикальной Объединенной социалистической партии Мишель Рокар. В итоге во второй тур выборов вместе с Помпиду вышел председатель Сената центрист Ален Поэр, предлагавший расплывчатую программу «объединения всех французов». Победа Помпиду была очевидной.

В президентской деятельности Ж. Помпиду наиболее четко проявились контуры постголлизма — голлизма без де Голля. На смену пафосному лозунгу «величия Франции» Помпиду выдвинул идею «промышленного императива»: устойчивого и быстрого промышленного роста, приоритетного развития индустрии, ее модернизации и решения за счет этих источников всех социальных проблем. Система государственного регулирования, созданная де Голлем, сохранилась, но приняла более гибкие формы. Зато финансовая политика правительства была ужесточена. Сократились бюджетные социальные программы. Вместо деголлевской идеологизированной программы «ассоциации труда и капитала» Помпиду выдвинул идею «конкретного участия» — усиления материальной заинтересованности работников в результатах труда. В условиях экономического бума на рубеже 60-70-х годов политика «промышленного императива» вполне обеспечивала рост жизненного уровня французов.

Корректировке в этот период подверглась и внешнеполитическая стратегия Франции. Безусловным приоритетом ее стало участие страны в западноевропейском интеграционном процессе. В отличие от де Голля Помпиду не стремился использовать этот процесс для усиления международных позиций Франции. Европейское строительство постепенно превращалось в фактор внутренней политики стран «шестерки», мощное средство трансформации социально-экономической и политико-правовой системы общества. Именно Помпиду выступил в 1969г. с инициативой «завершения, углубления и расширения» интеграционного процесса. В развитие этих идей в 1973 г. главами государств ЕЭС был принят программный документ «Об облике Европы», намечающий дальнейшие этапы политической и экономической интеграции. Помпиду отказался от политики де Голля по блокированию вступления Великобритании в ЕЭС, и к 1973 г. Великобритания, Дания и Ирландия стали членами Сообщества.

На смену деголлевской политики формирования «третьей силы» пришло стремление укрепить отношения с обеими сверхдержавами. Признавая политическое лидерство США в западном мире, Помпиду добивался отказа американского руководства от политики диктата в отношении своих союзников и партнеров. Победой французской дипломатии стало заключение в 1974 г. новой Атлантической хартии, усилившей принципы коллегиальности в деятельности НАТО. С этого момента Франция получила возможность политического сотрудничества с этим блоком без ущерба для своих национальных интересов. В то же время значительно возросло и советско-французское сотрудничество в экономической и гуманитарной областях. В 1970-1971 гг. Ж. Помпиду посетил Москву, Л.И.Брежнев -Париж с официальными визитами.

Политика Помпиду в отношении стран третьего мира, напротив, сохранила традиции де Голля. Вопреки американской линии Франция в эти годы значительно улучшила отношения с Египтом, Ираком. Французский президент лично посетил Китай. 110 новейших истребителей «Мираж» было продано Ливии. Северная Африка была официально объявлена «сферой жизненных интересов» Франции.


^ Президентские выборы 1974 г. В. Жискар д'Эстен. В период своего пребывания на посту президента Ж.Помпиду сумел внести в идеологию и практику голлизма существенные коррективы и приспособить его к реалиям но вой эпохи. Однако ему так и не удалое: консолидировать своих сторонников сформировать твердый политический блок с долговременной программой действий. Смерть президента 2 апреле 1974 г. вновь поставила вопрос о вы боре стратегии развития страны на последующие годы. До предела обострились внутренние противоречия в голлистской партии (с 1971 г. она называлась «Союз демократов в защиту республики» — ЮДР). Группировка «баронов» выдвинула в качестве претендента на президентский пост Ж.Шабан-Дельмаса — сторонника возвращения к традиционным принципам голлизма. Лидеры «молодых волков» во главе с Ж.Шираком сформировали непримиримую оппозицию, фактически расколов партию.

На фоне политического кризиса ЮДР в левом лагере возобладали центростремительные тенденции. Урок президентской кампании 1969 г. был учтен, и уже в 1972 г. коммунистическая и социалистическая партии (с 1970 г. СФИО была переименована в Социалистическую партию) выдвинули «Совместную программу левых сил». Ее основу составили требования широкой национализации, налоговой реформы, укрепления позиций профсоюзов, усиления прерогатив парламентской власти, участие в политике разрядки на международной арене. Как и в 1965 г., единым претендентом блока левых партий стал Ф.Миттеран.

После долгого периода политической раздробленности к середине 70-х годов оживилось и французское центристское движение — опора рухнувшего режима Четвертой республики. Лидером нового поколения центристов был Валери Жискар д'Эстен. Он родился в 1926 г. в семье влиятельного финансового чиновника, благодаря браку с Анной Соваж де Брантес породнился с титулованной аристократией. Обучение в наиболее привилегированных высших учебных заведениях — Политехнической школе и Национальной школе администрации — окончательно сформировало его имидж, столь редкий тогда на французской политической арене, — технократа с печатью аристократизма. Карьеру политика В.Жискар д'Эстен начал с небольших должностей в министерстве финансов и депутатского мандата во фракции Национального центра независимых и крестьян. С 1966 г. он являлся лидером Национальной федерации независимых республиканцев (ФНРИ), выдвинув лозунг «продуманного голлизма», т.е. тактического сотрудничества с партией деГолля. В 1969 г. независимые республиканцы поддержали Помпиду, а в 1974 г. В.Жискар д'Эстен уже выдвинул собственную политическую программу — доктрину «передового либерального общества». В основу ее легли обычные лозунги республиканцев — приоритет частной собственности и свободного рынка в экономических отношениях, либеральные моральные ценности, демократия и политический плюрализм. Благодаря поддержке шираковской группировки в ЮДР В.Жискар д'Эстен убедительно переиграл в первом туре выборов 1974 г. Ж.Ша-бан-Дельмаса, но во втором туре лишь с большим трудом (50,6 % против 49,3 %) победил Ф.Миттерана. С политической гегемонией голлизма было покончено.


^ Внутренняя и внешняя политика «жискардизма». Победив на президентских выборах как принципиальный приверженец классического либерализма, В.Жискар д'Эстен в своей политике был вынужден во многом сохранить широкое государственное регулирование экономики. Причиной тому было не только желание почти половины избирателей видеть в государстве гарант экономической и социальной стабильности, но и начало глубокого экономического кризиса. С 1974 г. Франция вместе с другими западными державами вошла в полосу длительной структурной перестройки. Избирая стратегию антикризисной политики, Жискар д'Эстен попытался найти сочетание принципов государственного регулирования и экономической либерализации. В первый период пребывания у власти он сделал ставку на сворачивание прямого регулирования и поощрение активности крупных монополий на рынке при одновременном расширении государственной системы социального обеспечения. Однако эта стратегия не оправдала себя. Падение инвестиционной активности и уровня производства заставило правительство вернуться к политике по расширению государственного секторa. К концу же 70-х годов бюджетный дефицит, созданный колоссальными расходами на социальные программы (они охватили к этому времени до 90 % населения страны) и инвестиционным бременем, вынудил правительство перейти к жесткой монетарной политике и вступить на путь сворачивания собственных программ. Несмотря на то, что социальная поддержка государства значительно смягчила для французов последствия кризиса, итоги политики «жискардизма» были неутешительны, а ее перспективы — сомнительны. Опубликованный в конце 1980 г. новый пятилетний план открывался мрачной фразой:

^ Рождение французского неоконсерватизма. Ж.Ширак. Провал антикризисной стратегии жискардизма дал преимущество оппонентам Жискар д'Эстена. Основным его противником «справа» оказался Жак Ширак. После поражения «баронов голлизма» в 1974 г. Шираку удалось наконец возглавить партию. Бывший лидер «молодых волков» был одним из наиболее энергичных и жестких политиков нового поколения голлистов. Родившийся в 1932 г. в состоятельной семье директора авиастроительной кампании, Ширак провел бурную молодость, успев поучиться в самых престижных учебных заведениях страны, поработать матросом и официантом, поучаствовать в студенческих волнениях и побывать в Алжире в период гражданской войны. Напористость, целеустремленность, нетерпимость к оппонентам, склонность к лидерству быстро выделили его в рядах голлистской партии. Прочно войдя в ближайшее окружение Ж.Помпиду, Ширак приобрел там характерное прозвище Бульдозер.

После смерти своего политического учителя Ширак поставил цель любой ценой возглавить партию. Не останавливаясь перед угрозой раскола, он преградил путь представителю «баронов* к президентскому креслу в 1974 г. Его фрондерство дорого стоило партии: к концу года из 245 тыс. ее членов осталось не более 30 тыс. и лишь 5 % из них считали, что ЮДР останется влиятельной политической силой. Однако все это было лишь прелюдией к коренному преобразованию голлистского движения. В1976 г. партия была переименована в «Объединение в поддержку республики». Шираковское руководство ОПР сделало ставку на массовое членство в партии, установление жесткой внутренней дисциплины, формирование костяка партийных активистов, перенявших многое из арсенала пропагандистской технологии левых партий. В составе ОПР быстро росло число представителей «новых средних слоев», предпринимателей, чиновников. Разительно изменилась и программа партии.

Ширак отвергал политические принципы классического либерализма и «мягкий дирижизм» жискаровцев, называя его «доктриной приспособленчества». Одновременно он не соглашался и с попытками левых партий расширить социальное влияние государства в противовес рыночным механизмам и приоритету частной собственности. В соответствии с программой ОПР предполагалось резко сократить все социальные функции государства, но усилить его регулирующую роль в экономике. Основными направлениями для этой политики стало оживление инвестиционного рынка за счет государственного финансирования, создание «правильной сети экономики» (эффективное сочетание крупного и мелкого бизнеса), сочетание стратегического планирования с либерализацией рыночных отношений, «экономическая война» за преобладание на мировых рынках, монетарная политика «здорового бюджета» и «политика равенства шансов», заменяющая традиционное усредняющее социальное обеспечение поощрением индивидуальной профессиональной подготовки и образования. Таким образом, новая программа голлизма по основным пунктам совпадала с концепцией неоконсерватизма, формировавшейся в тот же период в США и Великобритании.

Ф.Миттеран. Готовился вступить в президентскую гонку — уже в третий раз — и Франсуа Миттеран. Он олицетворял совершенно иную политическую культуру, совершенно иную Францию. Родился Миттеран в 1916 г. в департаменте Шаран-та в семье мелкого предпринимателя с дворянскими корнями, набожной и скромной по образу жизни. Путь в политику начался для него в июне 1940 г., когда старший сержант Миттеран был ранен на поле боя и попал в плен. После третьего побега из концлагеря он добрался до Франции и вступил в движение Сопротивления. Вскоре Миттеран стал руководителем подпольного Национального движения военнопленных и депортированных, а после освобождения Франции возглавил небольшую, но достаточно влиятельную партию «Демократический и Социалистический союз Сопротивления». В годы Четвертой республики Миттеран успел побывать членом 11 правительственных кабинетов, занимая, впрочем, второстепенные посты. Именно тогда состоялось его подлинное рождение как политика — опытного, осторожного, мудрого и рассудительного, мастера политической тактики и рационалистичного прагматика, не утратившего при этом искренности, веры в идеалы, в товарищество и дружбу. Один из биографов де Голля точно подметил: «Генерала всегда окружали соратники, Миттерана — друзья».

Миттеран был одним из наиболее принципиальных сторонников союза левых сил. За эту идею в 1965 г. проголосовали 44 % французов, на выборах 1974 г. — уже 49,3 %. В отличие от прежнего опыта во время президентской кампании 1981 г. Миттеран предпочел не формировать официальный партийный блок своих сторонников. Даже в социалистической партии, которую он возглавлял с 1972 г., Миттеран не добивался ликвидации внутренних фракций и группировок. Его тактика заключалась в политической консолидации всех левых сил вокруг единого претендента на пост президента республики. Миттеран не говорил о революции, но призывал к радикальной смене общественного строя. «Выйти из кризиса — значит найти выход из капитализма, находящегося в состоянии кризиса», — говорилось в программе ФСП 1980 г. Этим выходом Миттеран и его сторонники считали создание широкой системы народного самоуправления, в том числе и в производственной сфере, признание приоритета общественных, а не личных интересов, трансформацию политической системы под влиянием «классового фронта трудящихся» и «политического союза левых сил». Вместе с тем Миттерану удалось избежать излишнего экстремизма, и его предвыборная кампания прошла под лозунгом «спокойная сила».


^ Президентские выборы 1981 г. и «левый эксперимент». Перед лицом организационной и идеологической консолидации своих противников слева и справа В.Жискар д'Эстен предложил тактику «истощения крайних блоков» — объединения всех лево- и правоцентристских партий и группировок под флагом стабильности и традиционных республиканских ценностей. Еще в 1978 г. в преддверии первых прямых выборов в Европарламент ему удалось добиться слияния в единое движение «Союз за французскую демократию» (СФД) всех крупнейших центристских партий. Эта коалиция убедительно выиграла парламентские выборы в 1978 г. и выборы в Европарламент в 1979 г. Однако ее потенциал к 1981 г. истощился. В СФД не сложилось единого ядра активистов — «боевого штаба», которым располагали Миттеран и Ширак. Все, чего смогла добиться центристская коалиция на президентских выборах, — это выхода В.Жискар д'Эстена во второй тур вместе с Ф.Митераном. Но в личной дуэли Франсуа Миттеран одержал вполне убедительную победу: 51,7 % против 48,3 % у В.Жискар д'Эстена. Пятая республика впервые получила левого президента. А спустя три месяца ФСП и ее союзники сумели выиграть и досрочные парламентские выборы. Миттеран получил всю полноту власти и возможность для «левого эксперимента» — полномасштабной реализации своей программы.

В рамках концепции самоуправления левая коалиция приняла серию «законов о денационализации»: расширение полномочий департаментов и местного самоуправления, ввод пропорциональной избирательной системы для выборов в региональные органы власти, закон о регламентации финансовой деятельности партий, ликвидация цензуры на телевидении и радио, отмена смертной казни, восстановление национального праздника 8 мая. Отдельным направлением стало регулирование трудовых отношений. В соответствии с «законами Ору» (министра труда -коммуниста) были значительно расширены права профсоюзов, введена обязательность санкции государственного инспектора на увольнение, а также обязательность коллективного договора при соответствующем требовании комитета предприятия. Левое правительство начало реализацию широкой программы социального обеспечения, в том числе по сокращению пенсионного возраста, увеличению минимума заработной платы и пособий по безработице, «замораживанию» некоторых цен на товары широкого потребления. Значительно усилилась регулирующая роль государства в экономике, более детальным и жестким стало планирование. После национализации девяти наиболее крупных и передовых отраслевых промышленных групп вырос государственный сектор. К 1982 г. он обеспечивал 1/2 капиталовложений, 1/3 валового национального продукта, 1/3 экспорта, 1/4 всего наемного труда.

Результаты «левого эксперимента» оказались неоднозначными. С одной стороны, в 1981-1982 гг., т.е. в период последней волны мирового структурного экономического кризиса, во Франции даже произошел небольшой рост производства на 2 % . Общий жизненный уровень и социальная защищенность многих групп населения значительно возросли за счет государственного обеспечения. Однако реформы создали острый бюджетный дефицит. Государство оказалось на грани финансового кризиса, усилилась инфляция. Не удалось социалистам решить и проблему безработицы. С начала 1983 г. Миттеран принял решение приостановить дальнейшие реформы. В ФСП возросло влияние сторонников отказа от идеи «социального государства». Лидеры этой группировки Жак Делор и Мишель Рокар выступали за политику жесткой экономии, сокращение социальных программ, приостановку национализации, последовательную реализацию идеи смешанной экономики, сочетание государственного регулирования с действием рыночного механизма конкуренции. В знак несогласия с такой политикой коммунисты покинули правительство.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.