Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблемы послевоенного устройства Германии. Деятельность СВАГ и администраций западных зон. Осуществление политики «Четырех Д» в советской и западных зонах оккупации. Заседания СМИД.





Вопрос о судьбе Германии ЯВЛЯЛСЯ одним из центральных при обсуждении главами государств антигитлеровской коалиции путей послевоенного урегулирования. Лейтмотивом этих переговоров являлись идеи справедливого возмездия виновникам войны и защиты мирового сообщества от новой угрозы со стороны Германии. Уже на советско-английских переговорах в Москве в декабре 1941 г. обеими сторонами было заявлено о необходимости отторжения части территории рейха: восстановлении суверенной Австрии, возвращении Восточной Пруссии Польше и Судетской области Чехословакии, возможно -- создании независимых государств в Рейнской области и Баварии.

В ноябре 1943 г. американская и английская делегации выступили на Тегеранской конференции в поддержку наиболее жесткого решения германского вопроса. Предполагалось образование на территории Германии пяти автономных государств либо отторжение южногерманских земель для образования вместе с Австрией и Венгрией Дунайской федерации. Иную позицию занял Сталин, считавший, что радикальное расчленение Германии может стать лишь основой для новой вспышки немецкого национализма и реваншизма. 15 января 1944 г. британским правительством был внесен на рассмотрение союзников план разделения Германии на зоны оккупации. В нем впервые была обозначена та линия, которая потом стала границей между ФРГ и ГДР.



На Ялтинской конференции 1945 г. вопрос о территориальном расчленении Германии уже напрямую не ставился. Был лишь подтвержден проект формирования зон оккупации. В ялтинском коммюнике впервые была обнародована общая формула послевоенного урегулирования Германии -- «демилитаризация и демократизация страны» Выполнение этих задач требовало денацификации политической системы Германии с предоставлением немцам права решить впоследствии вопрос о государственном устройстве и децентрализации (демонополизации) германской экономики как основы разрушения ее военно-промышленного потенциала.

Окончательно германский вопрос решился на Потсдамской конференции, проходившей с 17 июля по 2 августа 1945 г. Конференция утвердила Декларацию о поражении Германии, подтвердили принципы политики в отношении Германии, сформулированные в Ялте. Территория Германии, в том числе территория Берлина, была разделена на четыре зоны оккупации. При этом советская зона включала 40 % территории, 30 % населения и 33 % производственного потенциала. Для координации создавался Совет министров иностранных дел пяти держав (СССР, США, Франции, Великобритании, Китая), а также Контрольный совет главнокомандующих, совместные комендатуры в Берлине. Был закреплен принцип сохранения экономического единства Германии и право немецкого народа на создание единого демократического государства.



Потсдамская конференция установила новые границы Германии: Восточная Пруссия была отдана Советскому Союзу, территория до Одера и Западной Нейсе -- Польше, Судетская область возвращена Чехословакии, восстановлен суверенитет Австрии. Немцы, проживавшие на территории Польши, Чехословакии и Венгрии, подлежали депортации в Германию.

Вопрос о суммах и источниках репарационных выплат вызвал дискуссию. В итоге было принято предложение американской делегации, согласно которому репарации должны были взиматься каждым правительством в своей зоне оккупации, а также из германских активов за границей (в Болгарии, Венгрии. Румынии, Финляндии и Австрии). Германский флот был разделен поровну между СССР, Великобританией и США.

Союзный Контрольный Совет (СКС) в составе главнокомандующих оккупационными войсками СССР, США, Великобритании и Франции был создан в июне 1945 г. СКС получил всю полноту власти на территории Германии. Его решения принимались на основе консенсуса с возможностью любой стороны использовать право вето. Но административное правление осуществлялось в оккупационных зонах автономно. Под контролем оккупационных властей воссоздавались местное самоуправление и немецкие политические партии. Как предварительный шаг по формированию единого германского правительства предполагалось создание центральных департаментов (финансов, транспорта, внешней торговли и промышленности), действующих под контролем СКС.



4д: демократизация, демилитаризация, денацификация, декартелезация

Деятельность Советской военной администрации Германии (СВАГ) была осложнена необходимостью сочетать шаги по нормализации материального обеспечения населения и изъятию промышленного оборудования, товаров потребления, транспорта и сырья в счет репараций. Лишь с января 1947 г. было решено прекратить демонтаж и создавать на базе крупных предприятий советские акционерные общества, продукция которых поступала в СССР в счет репарации.

Офицеры СВАГ не имели опыта административной работы и ориентировались на жесткие методы управления, формирование упорядоченной хозяйственной системы. Особое место в структуре СВАГ занимали Служба безопасности и Управление пропаганды и цензуры. Большую активность в Восточной Германии проявляли также службы НКВД и СМЕРШ. В отличие от западных зон на востоке Германии вскоре были созданы и немецкие административные органы. Но их действия всецело определялись советской администрацией

Уже с конца 1945 г. в советской зоне оккупации были предприняты активные шаги по проведению экономической реформы. СВАГ организовала референдум о судьбе конфискованных предприятий, в результате чего они были объявлены народной собственностью. Таким образом, в государственный сектор экономики перешло около 60 % восточногерманской промышленности.

В течение 1945--1946 гг. была осуществлена и аграрная реформа. 3,3 млн га земли, конфискованных у юнкеров и бауэров, вместе с хозяйственными постройками, скотом и 6 тыс. тракторов были переданы 560 тысячам безземельных и малоземельных крестьян, а в 1949 г. все участки, переданные крестьянам в ходе реформы, были объявлены народной собственностью и стали основой для образования коллективных хозяйств («народных имений»).

Экономические преобразования в западных зонах изначально приобрели иную направленность. Несмотря на меньший масштаб разрушений, положение населения здесь было сложнее, нежели на востоке. Еще в последний период войны на юге Германии стали скапливаться массы беженцев. Если в Восточной Германии в 1945 г. население составляло 17 млн немцев, то в западных землях -- 44 млн. Впоследствии эта разница еще более усилилась.

Тяжелое положение немецкого населения заставило западную администрацию отказаться от широкомасштабного изъятия товаров и демонтажа оборудования в счет репараций, а также гарантировать получение немецкими рабочими заработной платы, независимо от остановки производства. Из западных зон вывозилось преимущественно сырье, а также специальное оборудование научных лабораторий технических центров.

Оккупационные власти западных зон первоначально не имели четкого плана экономических мероприятий. Во всех трех зонах осуществлялись меры по конфискации имущества военных и нацистских преступников. Но подготовленные проекты национализации или формирования каких-либо централизованных управленческих структур в рамках той или иной зоны так и не были реализованы. К тому же сохранение «черного рынка» было выгодно для имевших прекрасное снабжение солдат и офицеров американского контингента.

С лета 1946 г. ситуация в Германии стала быстро обостряться. В июле государственный департамент США объявил о намерении объединить американскую и британскую оккупационные зоны. Соглашение об образовании «экономической объединенной области» (Бизоний) было подписано в декабре 1946 г. В рамках объединенных оккупационных зон начала проводиться более скоординированная политика, направленная на восстановление экономической инфраструктуры, потребительского рынка, сбалансированного рынка труда. Значительную роль в этом процессе играли уже немецкие административные органы, в том числе Экономический Совет, а в его составе -- Управление экономикой под руководством Л. Эрхарда. Все эти меры предпринимались без координации со СВАГ.

В ноябре 1945 -- октябре 1946 г. происходила работа Международного трибунала в Нюрнберге, в ходе которого к ответственности были привлечены нацистские и военные преступники.

Процесс денацификации и демократизации сочетался с формированием обновленной немецкой политической элиты. В восточной и западных зонах партийное строительство приобрело значительную специфику. Советская администрация разрешила в 1945 г. деятельность в восточногерманских землях четырех партий -- Коммунистической партии Германии (КПГ), Социал-демократической партии Германии (СДПГ), Христианско-демократического союза (ХДС), Либерально-демократической партии Германии (ЛДПГ). Уже в 1948 г. при поддержке СВАГ были созданы Национально-демократическая партия (НДП) и Демократическая крестьянская партия (ДКП), призванные расширить социальную базу левого блока.

Совет Министров Иностранных Дел

- учреждён по решению Потсдамской конференции 1945 (см.); состоит из министров иностранных дел СССР, США, Англии, Франции и Китая и имеет своей целью "необходимую подготовительную работу по мирному урегулированию".

Четвёртая сессия С. м. и. д. происходила в Москве с 10 марта по 24 апреля 1947; здесь рассматривались вопросы государственного устройства Германии, её экономического развития, проект договора четырёх держав о демилитаризации Германии, вопрос о репарациях, границах Германии, германских активах в Австрии и др. Ни по одному из крупных вопросов соглашения достигнуто не было.

Пятая сессия С. м. и. д., происходившая в Лондоне с 25 сентября по 15 декабря 1947, также была посвящена германской проблеме. Эта сессия окончилась безрезультатно.

Причиной провала четвёртой и пятой сессий явилось стремление США "превратить западную часть Германии в базу для расширения влияния американского империализма в Европе " (В. М. Молотов). Чтобы осуществить эти агрессивные планы, американцы стремились сохранить неурегулированное положение в Германии, отказывались обращаться с Германией, как с единым целым, и явно вели дело к расколу Германии.

Шестая сессия С. м. и. д. происходила в Париже с 23. мая по 20. июня 1949.

Несмотря на то, что на шестой сессии С. м. и. д., ввиду позиции США, Англии и Франции, не удалось достигнуть соглашения о восстановлении экономического и политического единства Германии, на сессии был принят ряд конкретных предложений Советского Союза. С. м. и. д. решил продолжать консультации представителей четырёх держав по германскому вопросу в целях восстановления экономического и политического единства Германии, утвердил основные положения проекта договора с Австрией и принял ряд других решений.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.