Изменения в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве в годы ВОВ.
Уголовное. Особенности уголовного права в ранний период определялись условиями военного времени. Директива ЦК РКП(б) и Совнаркома СССР партийным и советским организациям прифронтовых областей от 29 июня 1941 г. призывала воинов и всех советских людей «организовать беспощадную борьбу со всякими дезорганизаторами тыла, дезертирами, паникерами, распространителями слухов». Это означало, что тенденция к криминализации деяний в условиях военного времени приобретала особое значение. Например, для борьбы с распространителями ложных слухов, вызывающих тревогу среди населения, 6 июля 1941 г. был издан указ, согласно которому это преступление каралось лишением свободы на срок от 2 до 5 лет.
Сохранялась тенденция ужесточения наказания. В условиях войны большую опасность представляло разглашение сведений, составляющих государственную тайну, ответственность за которое была усилена в соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 15 ноября 1943 г. При отягчающих обстоятельствах за его совершение виновный лишался свободы на срок до 10 лет.
Решительно карали нарушителей правил местной противовоздушной обороны Лиц, виновных в этом, осуждали к лишению свободы на срок не ниже 6 месяцев, а при наличии отягчающих обстоятельств – к более суровым наказаниям вплоть до расстрела.
Пресекались нарушения правил учета и передвижения военнослужащих и призывников. Виновные наказывались лишением свободы на срок не менее 1 года, причем лица начальствующего состава – не менее 2 лет. Привлекались к ответственности и уклонявшиеся от обязательного обучения военному делу.
Процессуальное. Война потребовала внесения изменения и в уголовно-процессуальное законодательство. Положение о военных трибуналах в местностях, объявленных на военном положении, и в районах боевых действий, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г., установило новый порядок рассмотрения дел этими трибуналами. Согласно этому указу в местностях, объявленных на военном положении, все дела о преступлениях, направленных против обороны, общественного порядка и государственной безопасности, передаются на рассмотрение военных трибуналов (дела о гос. преступлениях, о преступлениях, совершенными военнослужащими, об умышленных убийствах, о разбое, о незаконной покупке, продаже, хранении и хищении оружия и др.). Трибуналы могли рассматривать дела по истечении 24 часов после вручения копии обвинительного заключения обвиняемому. Приговоры военных трибуналов кассационному обжалованию не подлежали и могли быть отменены или изменены лишь в порядке надзора.
Приговор о расстреле приводился в исполнение, если от Военной коллегии Верховного суда или соответствующего прокурора течение 72 часов не поступало телеграфного уведомления о приостановлении приговора.
Существовали и некоторые другие особенности судопроизводства по уголовным делам в годы войны. Так, по отдельным категориям дел, связанным с нарушением законодательства о трудовой мобилизации, о самовольном уходе с предприятия, о невыработке колхозником обязательного минимума трудодней и др., предварительной следствие не производилось.
39.63. Изменения в гражданском и семейном законодательстве в годы ВОВ.
Советское гражданское право с его акцентом на приоритет права социалистической собственности, на защиту имущественной интересов государства, в годы войны оказалось в значительной части вполне приспособленным для решения задач военного времени. Весьма важную роль сыграл принцип единства государственной собственность – ведущей формы собственности в СССР. Где бы и в чьем ведении не находилось то или иное государственное имущество, Государство всегда могло использовать его для своих потребностей, прибегая в одних случаях к административному акту, роль которого заметно возросла, а в других – к гражданско-правовой сделке, в частности договору.
Чтобы увеличить выпуск военной продукции, перебазировать промышленность на Восток, а позже восстановить предприятия на освобожденной территории, приходилось широко прибегать к перераспределению основных фондов хозорганов. В июле 1941 были расширены права наркоматов. Наркоматам предоставлялось право распределять и перераспределять материальные ресурсы, излишки материалов и оборудования, списывать убытки предприятий. Был упрощен порядок регламентации капитального строительства. Сокращен объем необходимых проектных документов. Допускались мотивированные отступления от проектов и смет. Право пуска объектов предоставлялось самим наркоматам с последующим уведомлением СНК СССР. Все это позволило упростить порядок передачи предприятий, сократить количество участвующих в ней инстанций, а также упростить распределение дополнительных средств, требуемых для производства оборонной продукции (в мирное время предприятием получит их извне в порядке распределения лишь через те органы, которым подчинено).
Правовой механизм передачи продукции в собственность потребителя основывался. Как и ранее, на актах планирования и договорах. Но в годы войны формы планирования изменились, и главной формой планирования стали квартальные, месячные и декадные планы. Четко выраженной была тенденция к сокращению гражданско-правовых отношений в пользу административно-правовых. Это было особенно заметно в случаях передачи военной продукции, стратегических материалов – металла, угля, сланцев, нефти и т.п. Такого рода передача оформлялась не договорами, а плановыми заданиями и другими административными актами.
Законодательство военного времен в особом порядке защищало жилищные права военнослужащих и членов их семей. Были приостановлены в судах все дела о выселении из жилых домов лиц, призванных в ряды армии и флота, и членов их семей. За всеми военнослужащими сохранялась жилая площадь, квартирная плата с них не взималась. Для членов их семей был установлен льготный размер квартирной платы.
Во время войны были изменены и нормы советского наследственного права. Массовая гибель людей потребовала расширения круга наследников по закону и установления очередности признания наследников. Указ Президиума Верховного Совета от 14 марта 1945 г. «О наследниках по закону и по завещанию» ввел новые категории наследников: трудоспособных родителей, а также братьев и сестер. Наследники по закону были разделены на три очереди: к наследникам первой очереди были отнесены дети, супруг, нетрудоспособные родители, а также лица, находившиеся на иждивении покойного. При отсутствии этих наследников призывались наследники второй очереди – трудоспособные родители, а если их не было – наследники третьей очереди – братья и сестры. Наследство должно было делиться между наследниками соответствующей очереди на равные доли.
Каждый гражданин мог завещать свое имущество, как все, так и часть его, одному или нескольким лицам из числа наследников по закону, а также гос. органам или общественным организациям. При этом завещатель не мог лишить своих несовершеннолетних наследников детей и других нетрудоспособных наследников доли, которая причиталась бы им при наследовании по закону. При отсутствии наследников по закону, имущество могло быть завещано любому лицу.
40.64. Изменения в трудовом и колхозном законодательстве в годы ВОВ.
Изменение в трудовом законодательстве. В связи с призывом многих миллионов людей в ряды армии и флота особенно острой стала проблема рабочих рук. Для решения этой проблемы Советское государство было вынуждено обратиться к таким формами обеспечения народного хозяйства кадрами, как трудовая мобилизация и трудовая повинность.
Мобилизация для работы на производстве и строительстве распространялась на трудоспособное городское население, не занятое в государственных учреждениях и предприятиях.
Уклонение от мобилизации влекло за собой уголовную ответственность.
Трудовая повинность по Указу Президиума ВС СССР от 22 июня 1941 г («О военном положении») могла применяться в особо установленном порядке на срок до 2 мес. в случаях стихийных бедствий, для выполнения оборонных работ и пр.
Администрации предприятий и учреждений было разрешено также применять обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день (до 16 лет – до 2 часов в день). Оплата таких работ производилась в полуторном размере. Были отменены очередные и дополнительные отпуска, и заменены денежной компенсацией, которая с апреля 1942 г. переводилась в сберегательные кассы в качестве замороженных на время войны вкладов рабочих и служащих.
Изменения в колхозном законодательстве. Главное изменение касалось обязательного минимума трудодней для колхозников. Если до войны он составлял в зависимости от условий отдельных областей 60, 80 и 100 дней, то теперь этот минимум соответственно увеличивался до 100, 120 и 150 трудодней, причем точно определялось количество трудодней, которые колхозники должны были выработать в каждом сельскохозяйственном периоде. Для подростков – членов семей колхозников – в возрасте от 12 до 16 лет был также установлен обязательный минимум трудодней – 50 в году, но без разбивки на периоды.
Кроме того, было установлено обязательное участие колхозников и членов их семей (> 14 лет) в уборке урожая независимо от выработанного ими минимума трудодней.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|