Конституция СССР 1924 года.
Создание СССР завершилось принятием Конституции. Конституция СССР 1924г. Состояла из 2-х разделов: декларации об образовании СССР и договора об образовании СССР. В первом указывались причины образования СССР, во втором – непосредственно устройство Советского Союза. Указывалось, что в состав СССР входят 4 субъекта: РСФСР, УССР, БССР и ЗСФСР.
Круг суверенных прав Союза очерчен в ст.ст. 1 и 2 Основного Закона. Среди вопросов, отнесенных к компетенции органов власти Союза, выделяют 2 важнейшие группы: дела, связанные с внешними функциями государства (объявление войны и мира, заключение политических и иных договоров с другими государствами, изменение внешних границ Союза, прием в СССР новых республик, заключение внешних займов, ратификация международных договоров, руководство внешней торговлей и т.д.), и хозяйственные дела.
Конституция относила к ведению Союза также установление основ судоустройства и судопроизводства, основ гражданского и уголовного законодательства СССР, установление основных законов о труде, общих начал в области народного просвещения, разрешение споров между республиками и др.
Большое внимание Основной закон уделяет гарантиям прав членов союза – союзных республик. Конституция содержит специальную главу (II), трактующую суверенные права этих республик. Права союзного государства перечислены исчерпывающе, за их пределы оно выходить не может. Что же касается прав членов Союза, то они ничем не ограничены, за исключением тех сфер, которые переданы союзному государству. Ст. 4 закрепляет за республиками права свободного выхода из союза. Эта норма была декларативной, призванной показать силу Советского государства, которое верило, что ни одна республика не захочет отделиться от союза.
Верховным органом власти СССР по Конституции 1924 года являлся съезд Советов, а в перерывах между съездами – ЦИК СССР, ответственный перед съездом Советов. ЦИК состоял из Союзного Совета и Совета Национальностей. Делегатов на съезд Советов избирались по расчету 1 на 25000 избирателей из представителей городских советов и 1 на 125000 жителей из представителей губернских съездов Советов. Съезд Советов избирает 414 членов Союзного Совета из представителей союзных республик пропорционально населению. Совет Национальностей образуется из представителей союзных и автономных ССР – по 5 представителей от каждой, из представителей автономных областей РСФСР – по 1 представителю от каждой. (Совет национальностей был призван гарантировать права различных национальностей, даже если их численность не очень велика). В перерывах между сессиями ЦИК работал Президиум ЦИК СССР, ответственный перед ЦИКом.
Правительством СССР являлся Совнарком, состоящий из 10 наркомов, председателя и его заместителя. В своей деятельности СНК был ответственен перед ЦИКом и его президиумом.
Все комиссариаты делились на 3 группы:
1.Общесоюзные;
2.Объединенные;
3.Республиканские.
Структура высших органов власти союзных ССР, была такой же, как у центральных органов власти.
В отличие от Конституции СССР 1936, Конституция 1924 предусматривала возможность ЦИКов союзных республик их Президиумов приостанавливать распоряжения наркомов СССР «при явном несоответствии данного распоряжения Союзной Конституции, законодательству Союза или законодательству союзной республики». Декреты и постановления СНК опротестовывались в Президиум ЦИКа СССР без приостановления их исполнения.
«В целях утверждения революционной законности на территории СССР» при ЦИКе учреждался Верховный Суд (не похож на современный Конституционный Суд, т.к. не имел полномочий признавать нормативно-правовой акт неконституционным). Для борьбы с контрреволюцией и шпионажем при СНК учреждалось ОГПУ, председатель которого входил в СНК на правах совещательного голоса. ОГПУ руководило местными органами ГПУ, а надзор за закономерностью действий ОГПУ осуществлял Прокурор Верховного Суда СССР.
Военно-коммунистическое» государство: основные черты Государственное регулирование производства, распределения, труда в период «военного коммунизма» («главкизм», продразветка, карточная система, трудовая повинность).
15.39. Государственное регулирование производства, распределения, труда в период военного коммунизма (продразверстка, главкизм, карточная система, трудовая повинность).
В условиях гражданской войны и иностранной интервенции государство переходит к политике военного коммунизма. Под “Военным коммунизмом” понимается общество, живущее на основе таких же принципов и норм, как и армия (синоним казарменного коммунизма). В советской историографии принято различать военно-коммунистическую хозяйственную систему, военно-коммунистичекую государственность и военно-коммунистическую идеологию. Военному коммунизму как хозяйственной системе характерны признаки:
а) продразверстка. Продразверстка устанавливалась не сразу. Вначале новая власть установила государственную монополию на хлеб, таким образом обмен промтоваров на хлеб мог осуществляться только государственными органами. Но наладить товарообмен государству не удается. Заготовительный аппарат советской власти еще слишком слаб, к тому же значительная часть промтоваров расхищается. Поэтому в феврале 1919 года Совнарком издает декрет о продразверстке, устанавливающий обязанность для производителей хлеба (в основном крестьяне) ежегодно сдавать государству “излишки хлеба”. Отказ от сдачи излишек вел к уголовному наказанию в виде лишения свободы на срок не менее 10 лет с конфискацией имущества. Постепенно продразверстка была распространена и на другие с/х продукцию. Это был фактически единственный способ добиться снабжения армии и города продовольствием в условиях военной блокады и разрухи.
б) форсированное “огосударствование” промышленности. Советская власть была вынуждена форсировать национализацию крупной промышленности, а также средней и мелкой. К лету 1918 года были национализированы основные отрасли промышленности, затем в несколько этапов средняя и мелкая. К концу 20-ого года вся промышленность в собственности государства.
в) “Главкизм”: как система управления промышленностью, разновидность командно-административной системы управления. При этой системе предприятия полностью лишались хозяйственной самостоятельности. Главные управления ВСНХ сконцентрировали всю работу по планированию, снабжению, распределению заказов и перераспределению готовой продукции в своих руках. Сфера воздействия главков распространялась даже на кустарную промышленность. Таким образом, никакой речи о коммерческом хозрасчете не шло.
г) уравнительное распределение материальных благ в обществе - по-другому и не могло быть в условиях нехватки самого необходимого; зарплата чаще всего выдавалась в виде набора предметов первой необходимости.
д) трудовая повинность: была утверждена в Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа в январе 1918 года. Трудовая повинность, то есть принудительное использование государством рабочей силы, первоначально носила ограниченный характер, рассчитана главным образом на эксплуататорские элементы и служила способом привлечения этих элементов к труду. Но затем она распространяется и на самих трудящихся (рабочих и крестьян). Обычными мероприятиями стали мобилизации специалистов отдельных отраслей народного хозяйства, проводившиеся 1918-1920 года. В декабре 1919 года создана комиссия по трудовой повинности во главе с Троцким, разработавшая программу основных действий. В период гражданской войны распространились два основных вида трудовой повинности: 1) милитаризация труда (работники предприятий переводились на положение военнослужащих со всеми вытекающими последствиями: нарушение трудовой дисциплины считалось воинским преступлением, нетрудящиеся часто объявлялись дезертирами; 2) использование воинских частей в качестве рабочей силы: целые армии объявлялись трудовыми (например в начале 1920 года 3-я Красная армия без изменения структуры преобразована в 1-ю революционную армию труда).
е) наконец, введение карточной системы.
Таким образом, политика государства в экономической сфере диктовалась необходимостью победы в гражданской войне и была направлена на обеспечение советской армии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|