Сделай Сам Свою Работу на 5

Трудовое и колхозное законодательство в 30-е годы.





36.60. Трудовое законодательство в 30-е годы.

Плановая система хозяйства, приближающаяся война не могли не отразиться на трудовом праве и законодательстве. В 30-ые года падает значение трудового договора как личного, так и коллективного. Чаще и чаще трудовые правоотношения возникают при наличии планово-распределительных актов, иногда в купе с трудовым личным договором, иногда вообще без него. Например, квалифицированные трудовые кадры в 30-ые начинают готовить в плановом порядке, в таком же порядке их и распределяют. В краткие сроки повсюду создается сеть фабрично-заводских училищ (ФЗУ), железнодорожных и ремесленных училищ. Набор в эти заведения осуществлялся в порядке призыва, то есть мобилизации (сельская и городская молодежь после семилетки, не поступившая учиться дальше, могла быть призвана). После окончания училищ они должны были в обязательном порядке отработать 4 года. В этих случаях трудовые правоотношения между администрацией и выпускниками возникали не из трудового договора, а в связи с путевкой, распределением. Самовольное оставление учебы считалось уголовным преступлением. Примерно такое же распределение проводилось в средне специальных и высших учебных заведениях (высшая квалификация). По окончанию вуза молодой специалист должен был по распределению в течение 3 лет отработать на предприятии, указанном в направлении. Большое распространение в 30-ые получила еще одна форма привлечения людей к труду – Организованный набор рабочей силы. Чаще всего он производился в деревне и колхозах. Представители предприятий или специально уполномоченные заключали с правлением колхоза договор о выделении трудовых ресурсов для работы на предприятиях или стройках. Только при наличии такого договора, возможен был личный договор работника с администрацией предприятия.



Серьезной проблемой в 30-ые являлась дисциплина труда. Из-за низкой оплаты труда, отвратительных бытовых условий наблюдался интенсивный переток рабочей силы. С целью борьбы с перебещиками, “летунами” в 1938 году принимается постановление, согласно которому размер пособия по временной нетрудоспособности ставился на прямую зависимость от непрерывного стажа работника на данном предприятии. Максимальное пособие выплачивалось при непрерывной работе на предприятии в течение 6 лет. Это постановление в полной мере проблему не решило, поэтому 26 июня 1940 года Президиум Верховного Совета СССР принимает указ, запрещающий работнику предприятия самовольно оставлять предприятие (с. 153 ХР.). Отныне работник не мог расторгнуть трудовой договор в одностороннем порядке, без согласия администрации. Сама администрация давала согласие лишь в исключительных случаях, например, при потере трудоспособности. Этот указ был самым жестоким, по сути прикрепил работников к предприятиям (крепостное право). Этот же указ восстанавливал 8-ми часовой рабочий день (с 27 года производился постепенный перевод с 8-ми часового на 7-ми часовой). В 1940 году принят Указ Президиума ВС СССР, допускавший перевод работника с предприятия на предприятие без его согласия. Указ 26 июня 1940 года предусматривал уголовную ответственность за прогул или опоздание на работу. Причем такие категории дел рассматривались в упрощенном порядке.



37.61. Колхозное законодательство в 30-е годы. Примерный устав сельскохозяйственной артели 1935 г.: юридическая природа, основные положения.

Проведение сплошной коллективизации потребовало существенных изменений в колхозном праве. Прежде всего был решен вопрос о форме коллективных хозяйств. Если раньше допускались самые разнообразные формы сельхоз. кооперации, то в 1930 году установлено. Что высшей формой колхоза должна стать сельскохозяйственная артель.

По постановлению СНК «Об обязательной поставке зерно государству колхозами и единоличным хозяйствами» в 1933 было установлено, что отмененная теперь договорная система заготовления зерновых культур заменялась для колхозов и единоличных хозяйств имеющим силу налога твердыми обязательствами по сдаче зерна государству по установленным гос. ценам.



Существенным источником колхозного права являлись «Примерные уставы сельхоз. артели» принятые СРК и ЦИК в 1931 и 1935 гг. По «Уставу…» 1935 г устанавливалось, что земля, занимаемая артелью, закрепляется за артелью в бессрочное пользование и не подлежит ни купле-продаже, ни сдаче в аренду. Причем единый земельный фонд артели не в коем случае не должен уменьшаться, а выбывшие из артели могут получить землю лишь из свободных земель государственного фонда.

Происходило обобществление всего рабочего скота, сельскохозяйственный инвентарь (в собственности колхозного двора оставлялся лишь мелкий инвентарь для работ на приусадебной земле) семенные запасы, кормовые средства для обобществленного скота, хозяйственные постройки, необходимые для ведения артельного хозяйства и все предприятия по переработке продуктов сельского хозяйства.

Из общественных земель выделялось в личное пользование каждого колхозного двора по небольшому участку в виде приусадебной земли(1/4-1/2, а в отдельных районах до 1 га). В ст. 5 указывалось максимальное количество скота и птицы, которое мог иметь каждый колхозный двор.

Вступающие в артель должны были внести вступительный взнос в размере от 20 до 40 рублей, который зачислялся в фонд артели.

Оплата труда членов артели происходила по остаточному принципу, т.е. сначала артель выполняет свои обязательства по гос. поставкам, затем расплачивается за работу с МТС, засыпает семена для посева и на корм скоту, создает фонд-страховку от неурожая, создает фонд помощи инвалидам, старикам, временно потерявшим трудоспособность, а в последнюю очередь оставшаяся часть урожая распределялась между членами артели по трудодням. По остаточному принципу происходило и распределение денежных доходов артели.

Все работы проводились личным трудом членов артели. Но допускалось привлечение на сельхоз. работы по найму лиц, обладающих специальными знаниями и подготовкой, а также в тех случаях, когда срочные работы не могли быть выполнены наличными силами артели.

Высшим органом управления артели являлось общее собрание. Общее собрание действительно при наличии >= ? общего числа членов артели, кроме вопросов о выборе правления и председателя артели, вопроса об исключении из артели и вопроса о размере личных фондов.

Для заведования делами артели общее собрание избирало правление в составе 5-9 человек на 2 года. Это был исполнительный орган артели, ответственный перед общим собранием. А для повседневного руководства работой артели и её бригад общее собрание избирает председателя артели, который является вместе с тем и председателем правления.

Для проверки хозяйственно-финансовой деятельности создавалась ревизионная комиссия, подотчетная общему собранию.

Однако вскоре наиболее ловкие крестьяне научились обходить статьи «Устава…» и, оставаясь членами колхоза, превращались фактически в единоличников. Они либо мало, либо совсем не работали на общественном хозяйстве, а своим основным средством существования сделали приусадебные участки, которые для этих целей самовольно расширялись за счет общественных земель. Для борьбы с таким явлением в 1939г. было издано постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР « О мерах охраны общественных земель колхозов от разбазаривания». Согласно этому документу размеры приусадебных участков колхозников должны быть приведены к нормам, предусмотренным Примерным уставом сельхозартели. Другой мерой принуждения колхозников к общественному труду явилось установление обязательного уровня трудодней (от 60 до 100 в различных районах). За невыполнение минимума следовало исключение с изъятием приусадебного участка.

В 1940г. было решено взимать с колхозов обязательные поставки не по произведенной продукции, а по количеству закрепленной за колхозом земли. Это стимулировало колхозы рациональнее использовать земли, получать с них наибольшие урожаи.

Вывод: колхозы не являлись кооперативами, их скорее можно было отнести к разновидности гос. предприятий.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.