Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема: Предмет и история молекулярной медицины. Цели и задачи.





Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»

 

Факультет__Естественных__наук

(наименование факультета)

Кафедра __Общей биологии и геномики

(наименование кафедры)

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан

Факультета Естественных наук

________________Шапекова Н.Л.

(подпись)

__________________ 2016 г.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

 

BIOL 43041 – Медицинская биология.

(шифр и наименование модуля)

 

По дисциплине OMM – 3304«Основы молекулярной медицины»

(код и полное наименование дисциплины)

 

 

для обучающихся специальности (ей) 5B060700 Биология

(шифр и наименование специальности)

 

______________________________________________________________________

 

 

Астана

Содержание

учебно-методического комплекса дисциплины (УМКД)

1. Типовая учебная программа для дисциплины обязательного компонента (копия);

2. Программа дисциплины (Syllabus);

3. Рабочая (модульная) учебная программа;

4. Глоссарий по дисциплине;

5. Тезисы лекций по темам учебной дисциплины;

6. Планы проведения практических/семинарских и лабораторных/студийных занятий и методические рекомендации по выполнению заданий;



7. Задания для самостоятельной работы обучающегося и методические рекомендации по их выполнению;

8. Материалы для текущего, рубежного контроля, промежуточной аттестации;

9. Методические рекомендации по выполнению курсовых работ (если таковые предусмотрены учебным планом);

10. Перечень программного и мультимедийного сопровождения учебных занятий (в зависимости от содержания дисциплины).

Министерство образования и науки Республики Казахстан

РГП ПХВ «Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева»

 

Кафедра общей биологии и геномики

 

УТВЕРЖДАЮ

Заведующий кафедрой

Общей биологии и геномики

РГП ПХВ «Евразийский

Национальный университет

им. Л.Н. Гумилева»

Берсимбай Р.И.

___________________

(подпись)

_________________ 2016г.

 

 

Программа дисциплины (Syllabus)

 

BIOL 43041 – Медицинская биология.

(шифр и наименование модуля)

 

по дисциплине OMM – 3304 «Основы молекулярной медицины»



(код и полное наименование дисциплины)

 

для обучающихся специальности (ей) 5B060700 Биология

(шифр и наименование специальности/специализации)

 

 

Астана

Силлабус

 

1. Талдыкбаев Ж.С., кандидат медицинских наук, старший преподаватель кафедры «Общая биология и геномика» ЕНУ им. Л.Н. Гумилева;taldikbaev@yandex.ru

контактный телефон: 87051676435;

научная школа: 2-ой Московский государственный медицинский институт им. Н.П. Пирогова; научные интересы: Изучение и внедрение инновационных технологии по молекулярной медицины и эндокринологии.

тел. кафедры: 709-500 (коммутатор), вн.: 33-236, 33-1426, E-mail: kafedra_bg@enu.kz, ribers@mail.ru

2. Данные о дисциплине

Код и наименование дисциплины OMM – 3304«Основы молекулярной медицины»

Количество кредитов - 1

Курс - 3

 

3. Распределение часов по учебному плану

 

Виды занятий Общее количество часов Осенний семестр Весенний семестр
В неделю Всего В неделю Всего
Лекции    
Практическое занятие -        
Семинарское занятие -        
Лабораторное занятие -        
Студийное занятие -        
СРО    

 

4. Пререквизиты и постреквизиты учебной дисциплины

Физиология человека и животных, анатомия, гистофизиология, молекулярная биология, эндокринная функция генетики, эндокринология.

 

5. Характеристика учебной дисциплины

5.1 Цель и задачи изучения учебной дисциплины

Целью предмета является ознакомление с общими принципами, симптоматиками и методами коррекции и лечение некоторых моногенных, полигенных заболеваний, а также приобретенных, наследственных, иммунных, онкологических и других болезней.



Задачи:

- выяснение молекулярных основ этиологий и патогенеза моногенных болезней;

- выяснение молекулярных основ этиологий и патогенеза полигенных болезней;

- понятие симптоматики и методов профилактики некоторых наследственных болезней;

- понятие симптоматики и методов профилактики некоторых приобретенных болезней;

- понятие молекулярных основ, симптоматики и лечение некоторых иммунных и онкозаболеваний.

Прогнозируется результат обучения в соответствии с типовой учебной программой

5.2 Компетенции изучаемой дисциплины

- знатьсовременные методы диагностики и коррекций некоторых моно- и полигенных заболеваний;

- знатьпрофилактику и лечение некоторых иммунных и онкозаболеваний;

- уметьи понять диагностику некоторых наследственных, иммунных и приобретенных болезней.

- владеть навыкамипроведения экспериментов с диагностической и научной целью

5.3 План изучения учебной дисциплины

№ недели Название темы Формы организации обучения и количество часов Задания для СРО и форма контроля знаний
Лекция Практическое (семинар) Лабораторное Студийное СРО
Предмет молекулярной медицины, цели и задачи.       Значение молекулярной медицины.
Основные направления молекулярной медицины, состояние и перспективы развития.       История развития молекулярной медицины.
Разнообразие, структура и профилактика моногенных заболеваний.       Моногенные заболевания.
Аутоиммунные, аллергические заболевания.       Аутоиммунные заболевания.
Моногенные формы болезни Паркинсона.       Болезни Паркинсона.
Моногенные формы болезни Альцгеймера.       Болезни Альцгеймера.
Полигенные болезни, (мультифакториальные болезни) и их молекулярные основы.       Полигенные болезни.
Болезни сердца и сосудов. Молекулярные основы.       Болезни сердца и сосудов.
Молекулярные основы болезней суставов.       Ревматизм. Ревматоидный артрит. Артрозы.
Молекулярные основы, причина и клиника бронхиальной астмы.       Аллергические болезни.
Причины и механизмы симптоматика гипертонической болезни.       Гипертоническая болезнь.
Молекулярные основы некоторых болезней поджелудочной железы.       Сахарный диабет 2-го типа.
Основные механизмы, причины и симптоматика гемофилий.       Нарушение свертываемости крови.
Шизофрения. Течение и профилактика.       Психогенные болезни.
Применение стволовых клеток в медицине и перспективы применения.       Регенеративная медицина, перспективы развития.

 

6. Учебно-методическая обеспеченность дисциплины

Автор, наименование, год издания Носитель информации Имеется в наличии (шт.)
В библиотеке На кафедре
Основная литература
Бочков Н.П. Клиническая генетика. Учебник. М.: «Гэотар-мед», 2001 г. Издание 2-ое, дополненное. книга -
Клиническая генетика: учебник / Н.П. Бочков, В.П. Пузырев, С.А. Смирнихина ; под ред. Н.П. Бочкова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 592 с. Эл.вариант -
Крыжановский Г.Н., Карабань И.Н., Магаева С.В., Кучеряну В.Г., Карабань Н.В. Болезнь Паркинсона (этиология, патогенез, клиника, диагностика, лечение, профилактика). М.: Медицина, 2002. 336 с. Эл.вариант -
Гинтер Е.К. Медицинская генетика. — М.: Медицина, 2003. — 448 с. книга -
Баранов В.С. // Мол. Биология. 2000. Т. 34, №4. С. 684-695. книга -
Дополнительная литература
Фролов А.Е. и др. // Мол. Биол. 2003. Т.37, №4. С. 573-584. книга -
Брага Э.А. и др. // Мол. Биол. 2004. Т. 38, №2. С. 179-190. Эл.вариант -
Cummings C.L., Zoghbi H.Y. // Hum. Mol. Genet. 2000. V.9, №6. P.909-916. Эл.вариант -
Ivashenko T., e.a. // J. Mol. Med. 2002., V.80. P. 39-43. Эл.вариант -

7. Контроль и оценка результатов обучения

 

Виды контроля (текущий, рубежный)

Планируется проведение текущего контроля в ходе аудиторных занятий, контроль качества выполнения СРС; два рубежных контроля (7,14 неделя) в форме коллоквиума и тестирования; промежуточная аттестация в форме устного экзамена.

7.2 Формы контроля Устный опрос, тестирование, реферат

Знания, умения и навыки студентов оцениваются по следующей системе

 

Оценка по буквенной системе Цифровой эквивалент баллов Процентное содержание Оценка по традиционной системе
А 4,0 95-100 отлично
А- 3,67 90-94
В+ 3,33 85-89 хорошо
В 3,0 80-84
В- 2,67 75-79
С+ 2,33 70-74 Удовлетворительно
С 2,0 65-69
С- 1,67 60-64
D+ 1,33 55-59
D 1,0 50-54
F 0-49 Неудовлетворительно

8. Политика учебной дисциплины

Дисциплина «Основы молекулярной медицины». Объем учебной нагрузки составляет 1 кредит, из них 15 часов – лекций и 30 ч.- СРО. Итого – 45 часов.

Требования дисциплины: обязательное посещение аудиторных занятий, активное участие в обсуждении вопросов, предварительная подготовка к лекциям и семинарским занятиям по учебно-методическому пособию и основной литературе, качественное и своевременное выполнение заданий СРО, участие во всех видах контроля (текущий контроль, контроль СРО, рубежный контроль, итоговый контроль).

 

Разработчик ___________Талдыкбаев Ж.С.

(подпись) (Ф.И.О.)

 

Рассмотрено на заседании кафедры______________________________________ протокол № ______ от «______» __________20__ г.

ГЛОССАРИЙ

 

АВТОМАТИЗМ – (от греч.аutomatos – самодействующий – самопроизвольный) – способность клеток – органов или целостного организма к ритмичной деятельности при отсутствии внешних побудительных факторов.

АГРАНУЛОЦИТЫ – (от греч.а – отрицательная частица – лат. granulum – зернышко и... цит) – незернистые лейкоциты белые кровяные клетки – не содержащие в цитоплазме зерен – (гранул). У большинства беспозвоночных агранулоциты одного вида амебоциты – у позвоночных двух-лимфоциты и моноциты.

АДАПТАЦИЯ –(позднелат. аdaptatio – приспособление – прилаживание – от лат. Аdapto – прилаживаю) совокупность морфофизиологических – поведенческих – популяционных и др. особенностей данного биологического вида – обеспечивающая возможность специфического образа жизни в определенных условиях внешней среды.

АДРЕНАЛИН –гормон – образующийся в мозговом веществе надпочечников. Регулирует обмен углеводов – жиров – деятельность сердечнососудистой системы – а также мускулатуры – быстрое выделение.

АККОМОДАЦИЯ –приспособление органов – тканей их частей к изменяющимся условиям.

АКСЕЛЕРАЦИЯ –резкое убыстрение созревания – увеличение роста и скорости его нарастания у детей и подростков.

АЛАНИН –одна из 20 аминокислот – входящих в состав белка: CH3-CH – NH2-COOH+широко распространяется в природе в виде двух изомеров аминокислоты.

АЛЬБУМИНЫ –простые глобулярные белки животных и растительных тканей; хорошо растворяются в воде – разбавливаются в кислотах и щелочках; выпадают в осадок при насыщении раствором сульфатом аммония.

АЛЬВЕОЛА – 1. концевые отделы мешотчатых – (альвеолярных) желез – (аденомеры или ацинусы); 2. пузырьки округлой и овальной формы легких на концах тончайших разветвлений бронхов – обвитые сетью капилляров; 3. ячейки в челюстных костях высших позвоночных животных – где помещаются корни зубов.

АМАКРИНОВЫЕ КЛЕТКИ – амакринные нейроны – (от греч. а- отриц. частица – makros – длинный и is – род. падеж inos – волокно) интернейроны сетчатки глаза позвоночных.

АМИНОКИСЛОТА –класс органических соединений – содержащих карбоксильные – (СООН) и аминогруппы – (NH2) и обладающих свойствами как кислот – так и оснований.

Анабиоз –временноесостояние,при котором жизненные процессы настолько замедленны – что почти полностью отсутствуют все видимые проявления жизни.

Анаболизм –процесс – направленный на усвоение клеткой пищевых веществ – в ходе – которого создается тело. При этом химически чуждые соединения превращаются в специфические именно для данного вида и особи. Протекает одновременно с катаболизмом.

Антитела –белковые вещества – образующиеся в плазме крови человека и теплокровных животных в ответ на проникновение в организм антигенов

Белки – протеины – высокомолекулярные органические соединения – построенные из остатков аминокислот.

Белковое вещество – азотсодержащие сложные органические соединения.

Белковый синтез –образование белка – очень сложный процесс – проходит в мелких частицах клетки-рибосомах. Когда – сколько и какой белок должен образоваться-информация об этом в ДНК – доставка с помощью РНК.

Витамины –(от лат. vita – жизнь) – группа органических веществ различной химической природы – выполняющая важные биохимические и биологические функции в живых организмах.

ГАЗООБМЕН –совокупность процессов обмена газов между организмом и окру­жающей средой; состоит в потребление организмом 02 – выделении С02 – незна­чит. кол-в др. газообразных веществ к паров воды

ГАЙМОРОВА ПОЛОСТЬ –(по имени Н. Гаймора) – верхнечелюстная пазуха – (sinusmaxillaris) – полость в верхнечелюстной кости плацентарных млекопитающих.

ГАМЕТА – (от греч. gamete – жена – ga-metes – муж) – половая клетка ГЕМОГЛОБИНЫ –красные железосодер­жащие пигменты крови и гемолимфы – обратимо связывающие молекулы кислород; сложные белки – состоящие из железопорфириновой простетической группы – (гема) и белка глобина.

ГЕМОГЛОБИНЫ –красные железосодер­жащие пигменты крови и гемолимфы – обратимо связывающие молекулы кислород; сложные белки – состоящие из железопорфириновой простетической группы – (гема) и белка глобина.

ГЕМОЛИЗИНЫ – (от гемо... и лиз...) – антитела к поверхностным эритроцитарным антигенам – способные при участии комплемента разрушать мембраны эри­троцитов – в результате чего происходит выход гемоглобина в окружающий раст­вор – гемолиз.

Гликолиз –означает расщепление сахаров или гликогена.

ГЛОБУЛИНЫ – (от лат. globulus – ша­рик) – глобулярные белки – растворимые в разбавленных растворах солей – к-т и ще­лочей; слаборастворимы в воде – (кроме миозина и нек-рых др.); выпадают в оса­док при насыщении раствора сульфатом аммония.

ГОМЕОСТАЗ –гомеостазис – (от гомео... и греч. stasis – неподвижность – состояние) – способность биол. систем противостоять изменениям и сохранять динамическое относительное постоянство состава и свойств.

Гормон роста –образующиеся в самом растении – (эндо-) или снаружи – (экзо-) – сложные органические соединения – регулирующие ростовые процессы.

Гормональная регуляция –регуляция жизнедеятельности организма животных и человека – осуществляемая при участии поступающих в кровь гормонов одна из систем саморегулирующих функций тесно связана с нервной и гуморальной системами регуляции и координации функций.

Гормоны –секреты – биологически активные вещества – вырабатываемые эндокринными железами – или железами внутренней секреции – и выделяемые ими непосредственно в кровь.

ЖЕЛУДОЧКИ МОЗГА –(ventriculicereb­ri) – единая система сообщающихся полос­тей в ЦНС – где образуется и циркулирует спинномозговая жидкость.

ИММУНИТЕТ – (от лат. іmmunitas – освобождение – избавление от чего-либо) – невосприимчивость организма к вредному воздействию болезнотворных агентов: способность организма защищаться от генетически чужеродных тел и веществ – обладающих антигенными свойствами.

ИММУННАЯ СЫВОРОТКА КРОВИ –(ИСК) – сыворотка крови – содержащая антитела.

Катаболизм –диссимиляция – совокупность ферментативных реакций в живом организме – направленных на расщепление сложных органических веществ-белков – нуклеиновых кислот – жиров – углеводов – поступающих с пищей или запасенных в самом организме.

КОМПЕНСАЦИЯ – (от лат. Compensatio- возмещение – уравновешивание). В онтогенезе – 1. реакция организма на нарушение его жизнедеятельности – в ходе которой непострадавшие органы или их части берут на себя функцию поврежденных структур.

МАЛЬПИГИЕВО ТЕЛЬЦЕ –(по имени М. Мальпиги) – 1. часть нефрона в поч­ках позвоночных – (за исключением не­к-рых рыб).

НАДПОЧЕЧНИКИ –(glandulaesuprarenales) – парный эндокринный орган высших позвоночных – расположенный вблизи верх – полюса почки.

Наследование –передача генетической информаций от одного поколения организма к другому

НЕРВНАЯ СИСТЕМА –(systemanervo­sum) – морфофункц. совокупность отд. нейронов и др. структур нервной ткани животных и человека – объединяющая деятельность всех органов и систем организ­ма в его постоянном взаимодействии с внеш. средой.

НЕРВНЫЙ ИМПУЛЬС –волна возбуж­дения – распространяющаяся по нервно­му волокну и проявляющаяся в электрич. – (потенциал действия) – ионных – механич. – термич. и др. изменениях.

НЕРВНЫЙ ЦЕНТР –совокупность ней­ронов – б. или м. строго локализованная в нервной системе и участвующая в осу­ществлении рефлекса – в регуляции той или иной функции организма или одной из сторон этой функции.

НЕФРОН –(от греч. nephros – почка) – основная структурно-функц. единица по­чек позвоночных

Обмен веществ –метаболизм – совокупность протекающих в живых организмах химических превращений – обеспечивающих их рост – жизнедеятельность – воспроизведение – постоянный контакт и обмен с окружающей средой.

ОВУЛЯЦИЯ – (лат. ovum – яйцо) – выход зрелых яйцеклеток – (ооцитов) у млекопитающих из яичника в полость тела.

ОКСИТОЦИН – гормон выделяемый задней долей гипофиза.

ОНТОГЕНЕЗ –(ontogenesis – греч – ontos – живой – организм – genesis – рождение).

ОРГАНЫ РЕЦЕПЦИИ –органы – воспринимающие внутренние и внешние раздражения.

ОРГАНЫ ЧУВСТВ –органы – которые воспринимают изменения внешней и внутренней среды организма.

ОСНОВНОЙ ОБМЕН –если человек – (вес 70 кг) находится в состоянии возможного полного мышечного покоя – лежа с расслабленной мускулатурой натощак через 12 часов после последнего приема пищи и при темп. 18-200С– то его расход энергии составляет примерно 1700 ккал в сутки.

ОСТАТОЧНЫЙ ОБЪЕМ ЛЁГКИХ –даже после максимального выдоха

ОСТРОВОК ЛАНГЕРГАНСА –(Н. Langergans – 1847-1888 – нем. анатом.) – клетки поджелудочной железы – выделяют гормон инсулин.

ПАНКРЕАТИНвещество – входящее в состав фермента поджелудочной железы.

ПАРАСИМПАТИЧЕСКАЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА –относится к вегетативной нервной системе.

ПАРАТГОРМОН –гормон околощитовидных желез. П. контролирует уровень кальция в крови – усиливает кровяное давление – урежает работу сердца.

Питание –совокупность процесов – включающих поступление ворганизм – переваривание – всасывание и усваениеим пищ.веществ; составная часть обмена веществ.

ПИЩЕВАРЕНИЕ В ПОЛОСТИ РТА –переваривание в ротовой полости наиболее важный процесс – здесь пища подвергается физическому и химическому превращению – она дробится и подвергается влиянию ферментов слюны. В результате этого пит. вещества всасываются в желудке и кишечнике в кровь и лимфу.

П. В ДВЕНАДЦАТИПЕРСТНОЙКИШКЕ –переваривание пищевого комка под влиянием сока двенадцитиперстной кишки – желчи – сока поджелудочной железы. Соляная кислота нейтрализуется под влиянием щелочи. рН 4,5-8,5 аралығында болады.

П. В ЖЕЛУДКЕ –переваривание в желудке осуществляется за счет желудочного сока. В желудке под влиянием фермента пепсина расщепляются белки до аминокислот.

П. В ТОЛСТОМ КИШЕЧНИКЕ –здесь всасывается только вода – происходит брожение – гниение – в результате образуются ядовитые вещества: индол – скатол – фенол. Если их количество превысит норму – организм подвергнется интоксикации. В толстом кишечнике формируются каловые массы.

ПОДЖЕЛУДОЧНАЯ ЖЕЛЕЗА –(pancreas) – железа – располагающаяся под желудком – выделяющая бесцветную жидкость – рН 7,8-8,4 – в составе которой находятся следующие ферменты: трипсин – химотрипсин – карбоксиполипептидаза – амино-пептидаза – липаза

ПОЙКИЛОТЕРМИЯ –особенности реакции пойкилотермных позвоночных реагировать на изменения температуры окружающей среды пропорциональным изменением температуры тела; зависимость температуры тела от внешней температуры.

ПОЛОВЫЕ ГОРМОНЫ –биологически активные вещества – вырабатываемые в половых железах – надпочечниках и плаценте и регулирующие половую дифференцировку – развитие первичных и вторичных половых признаков – половое размножение и половое поведение – а также влияющие на обмен веществ. К ним относятся : андрогены эстрогены прогестерОң.

ПОЛОВЫЕ КЛЕТКИ –клетки специализированные для воспроизведения организмов несущие генетическую информацию от родителей и содержащие гаплоидный набор хромосом. Мужские половые клетки-сперматозоиды. женские –яйцеклетки.

Раздражимость –способность живых клеток – тканей или целого организма реагировать на внешние или внутренние воздействия-раздражители.

РЕЗИСТЕНТНОСТЬ –(лат. resistentia – сопротивление) – устойчивость организма к воздействию различных повреждающих факторов среды – реализуемого на основе общебиологического принципа гомеостаза.

РЕФЛЕКС –(лат. reflexus – повернутый назад – отраженный) – реакции организма – осуществляемые нервной системой в ответ на возддействие внешних или внутренних раздражителей.

РЕФЛЕКТОРНАЯ ДУГА –путь – по которому проходит ответная реакция организма животных – в результате влияния внешних и внутренних раздражителей. В состав рефлекторной дуги входят: рецепторы – промежуточные и двигательные нейроны.

Репродуктивные органы –органы растений и животных – выполняющие функции размножения.

РЕЦЕПТОРЫ – (лат. receptor – принимающий) – специальные чувствительные образования у животных и человека – воспринимающие и преобразующие раздражения из внешней и внутренней среды в нервной импулс.

САЛЬНЫЕ ЖЕЛЕЗЫ(Glandulaesebaceae – лат. glandula – без – sebum – май) – кожные железы млекопитающих с голокриновым типом секреции; выделяют жирный секрет.

СЕЛЕЗЕНКА –непарный паренхиматозный орган брюшной полости позвоночных – участвует в кроветворении и защитных реакции организма.

СЕНСОРНЫЕ ОРГАНЫ –(от лат. sensus- восприятие – чуство – ощущение) – высокоспециализированные органы – служащие для восприятия действия на организм разл. раздражителей и являющиеся периферич. частями сенсорных систем.

СЕРДЦЕ –центральный орган кровеносной системы животных – сокращениями к-рого осуществляется циркуляция крови или гемолимфы по сосудам.

СЕТЧАТКА –ретина – внутр. светочувствит. облочка глаза – выстилающая глазное дно и переходящая спереди в нейтральные эпителии ресничного тела и радужки; преобразует световое раздражение в нервное возбуждение и осуществляет первичную обработку сигнала

СИНАПСЫ –специализир. функиональные контакты между возбудимыми клетками – (нервными – мышечными – секреторными) – служащие для передачи и преобразования нервных импульсов.

СЛЮННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ –ротовые железы – экзокринные железы у нек-рых безпозвоночных и наземных позвоночных – открывающиеся в ротовую полость и вырабатывающие слюну.

СОЕДИНИТЕЛЬНАЯ ТКАНЬ – (textuscojunctivus) – ткань животного организма – развивающаяся из мезенхимы и выполяющая опорную – трофич. и защитную функции.

СПЕРМАТОГЕНЕЗ –превращение диплоидных первичных половых клеток животных и мн. растит.организмов в гаплоидные – дифференцир. муж. половые клетки – сперматозоиды или спермий.

ТАЛЛАМУС – (от греч. thalamos – комната – покой – опачивальня) – зрительные бугры – наиб.молодая центр. часть промежуточного мозга – развитие к-рой тесно связано с формированием коры больших полушарий головного мозга.

ТЕМПЕРАТУРА ТЕЛА – интегральный показатель теплового баланса организма – отражающий соотношение его теплопро­дукции и теплообмена с окружающей сре­дой.

ТЕРМОРЕГУЛЯЦИЯ –физиол. функция – обеспечивающая поддержания оптимальный для данного вида температуры глубоких областей тела при условиях меняющейся температуры окружающей среды.

ТИМУС – (лат. thymus) – зобная железа – центральный орган иммунной системы позвоночных.

ТКАНЬ –у животных – система клеток – сходных по происхождению – строению и функциям в организме – а также межклеточных веществ и структур – продуктов их жизнедеятельности.

ТОРМОЖЕНИЕ –активный нервный процесс – результатом к-рого является ослабление и подавление процесса возбуждения.

ТРОМБОЦИТЫ –один из видов форменных элементов крови позвоночных; участвует в процессе ее свертывание.

УСЛОВНОЕ ТОРМОЖЕНИЕ – (внутренее торможение) – форма торможения текущей условнорефлекторной деятельности – возникающая при неподкреплении условного раздражителя безусловным.

УСЛОВНЫЕ РЕФЛЕКСЫ –индивидуально приобретенные системные приспособительные реакции животных и человека – возникающие на основе образования временной связи между условным – (сигнальным) раздражителем и безусловнорефлекторным актом.

Фагоцитоз –активный захват и поглощение микроорганизмов – различных клеток и чужеродных частиц особыми клетками макроорганизмами – (фагоцитами).

Физиологические ритмы –периодически повторяющиеся изменения интенсивности и характера процессов – протекающих внутри клетки – органа – целого организма

ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ –способность живого организма воспринимать действия раздражителей из внеш. и внутр. среды.

ЩИТОВИДНАЯ ЖЕЛЕЗА –непарная – (реже парная – у земноводных и птиц) железа внутр. секреции позвоночных; вырабатывает и секретирует в кровь тиронины – или тиреоидные гормоны.

ЭККРИНОВЫЕ ЖЕЛЕЗЫ –вид потовых желез.

ЭКСТЕРОРЕЦЕПТОРЫ –высокок специализир. высоко чувствит. образования – воспринимающее раздражения

ЭМБРИОН –(греч. embryon – зародыш) – животный организм в ранний период развития – то же – что зародыш

ЭНДОКРИННЫЕ ЖЕЛЕЗЫ –(от эндо... и греч. krino – отделяю – выделяю) – железы внутренней секреции – специализир. органы позвоночных и нек-рых беспозвоночных – вырабатываю­щие и выделяющие непосредственно в кровь или гемолимфу гормоны.

 

 

Лекция № 1

Тема: Предмет и история молекулярной медицины. Цели и задачи.

 

План лекции. 1. Цели и задачи;

2. История развития;

3. Понятие геномика и мутация.

 

Задачей молекулярной медицины является выявление молекулярных основ этиологии и патогенеза (причинно-следственных закономерностей) как наследственных, так и других заболеваний, в обепечении предсказания генетической предрасположенности к конкретным соматическим и онкологическим заболеваниям задолго до их возникновения. Выявленная предрасположенность позволяет разработать программу индивидуальной превентивной корригирующей терапии и профилактики.

Достижения молекулярной биологии создали благоприятные условия для развития молекулярной медицины, основные задачи которой – определение причин и выявление механизмов возникновения большинства заболеваний, разработка методов профилактики, диагностики и лечения наиболее тяжелых и распространенных болезней человека. Молекулярная медицина как направление стала формироваться 15-20 лет назад, результаты ее реализации обеспечили быстрый прогресс в биомедицине, начиная от выявления молекулярных основ патогенеза заболеваний до создания новых технологий, способствующих как решениям важных задач медицины, так и противодействия биологическим угрозам.

В 90-е годы ученые-биологи и медики пришли к тому, что расшифровка генома человека решит многие проблемы, связанные с диагностикой и лечением тяжелых и опасных заболеваний. Полностью геном человека был расшифрован в 2003 году. Над проектом, который обошелся в 3 млрд. Долларов, тысячи ученых работали 15 лет. Проект «Геном человека», связанный с инвентаризацией генов человека, позволил создать новую концепцию в медицине, которая все заболевания резделила на два больших класса: наследственные и ненаследственные, в том числе социально значимые. Причем, первая группа является следствием дефекта в структуре гена, а другая является нарушением регуляции экспрессии генов наследственности (генома) человека. Современные методы обнаружения нуклеотидных замен в геномной ДНК позволили исследователям разобраться в природе многих наследственных болезней человека.

Уже в подходе к постановке диагноза молекулярная медицина принципиально отличается от обычной. Главный вопрос традиционной медицины: "Чем вы болеете?", а молекулярной: "Чем вы можете заболеть при вашем геноме?". То есть молекулярная медицина выявляет генетическую предрасположенность человека к различным болезням.

Следующая отличительная черта молекулярной медицины - лечение заболеваний (как наследственной, так и ненаследственной природы) проводится на генном уровне. В качестве лекарственного препарата выступают гены (точнее специальные генетические конструкции). Генная терапия не просто устраняет определенные симптомы заболевания, а корректирует функции клеток и организма в целом. Её терапевтический эффект может достигаться различными путями: замена "больного" гена на "здоровый", направленная коррекция структуры и, соответственно, функции "больного" гена, частичное или полное подавление "больного" гена.

И, наконец, еще один важный принцип молекулярной медицины: любое медикаментозное лечение должно подбираться строго индивидуально, учитывая особенности генома больного. Оно должно подгоняться под пациента, как костюм под заказчика. Этим занимается недавно возникшая наука - фармакогенетика.

В конце ХХ века молекулярные технологии развивались настолько интенсивно, что были созданы предпосылки для планомерного изучения структуры геномов разных видов живых существ, включая человека. Одной из наиболее значимых целей этих проектов является определение полной нуклеотидной последовательности геномных ДНК. Таким образом, родилась новая наука - геномика. В настоящее время с различной степенью точности расшифрована нуклеотидная последовательность геномной ДНК около 300 видов микроорганизмов, большинство из которых являются инфицирующими. Для многих низших полнота анализа оказалась абсолютной, то есть не осталось не расшифрованным ни одного нуклеотида! Однако при переходе на многоклеточные организмы задача значительно усложняется и не только потому, что длина ДНК высших в тысячи, а иногда в сотни тысяч раз больше, но и структура ее становится более сложной для анализа. Переход от низших к высшим сопровождается появлением большого числа некодирующих ДНК, значительную часть которых составляют повторяющиеся последовательности. Они вносят большую путаницу в правильную стыковку уже расшифрованных фрагментов ДНК. Кроме того, тандемные повторы сами очень трудно поддаются подобной расшифровке. Поэтому в геноме одного из видов круглого червя (нематоды) - первого многоклеточного организма, для которого удалось определить нуклеотидную последовательность ДНК, - уже осталось некоторое число неясных мест. Правда, их удельный вес составляет менее одной сотой процента от общей длины ДНК, и эти неясности не касаются генов или регуляторных элементов.

Разработка геномных проектов сопровождалась интенсивным развитием многих областей науки и техники. Так, мощный импульс для своего развития получила биоинформатика - был создан новый математический аппарат для хранения, обработки и упорядочивания огромных массивов информации; сконструированы системы суперкомпьютеров, обладающих невиданной мощностью; написаны тысячи программ, позволяющих в считанные минуты проводить сопоставительный анализ различных блоков информации, ежедневно вводить в компьютерные базы новые данные, получаемые в различных лабораториях мира, и адаптировать новую информацию, к той, которая была накоплена ранее. Одновременно были разработаны системы для эффективной изоляции различных элементов генома и автоматического определения нуклеотидных последовательностей ДНК. На базе этих систем были сконструированы мощные роботы, значительно ускоряющие эти процессы и делающие их менее дорогостоящим.

Развитие геномики, в свою очередь, привило к открытию огромного количества новых фактов. Значение многих из них еще предстоит оценить в будущем. Но и сейчас очевидно, что эти открытия приведут к переосмыслению многих теоретических положений, касающихся возникновения и эволюции различных форм жизни на Земле. Они будут способствовать лучшему пониманию молекулярных механизмов, лежащих в основе работы отдельных клеток и их взаимодействий; детальной расшифровке

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.