Сделай Сам Свою Работу на 5

ОСНОВНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОГРАММЫ В ОБЩЕСТВОЗНАНИИ





По мере развития социальной философии сформировались различные исследовательские программы, по-разному объясняющие развитие общества. К ним относятся следующие:

- натуралистическая (ее версии: методологический редукционизм, этноцентризм, органицизм);

- культурно-историческая (культурно-центристская);

- психологическая и социопсихологическая;

- исследовательские программы классического и постклассического марксизма;

- программа социального действия М. Вебера;

- программа социальной реальности как феномена символической интеракции (Дж. Г. Мид);

- программа структурного функционализма (Т. Парсонс);

- программа общественной рациональности и коммуникативного действия, "системы" и "жизненного мира" (Ю. Хабермас) и др.

Исторически первой исследовательской программой обществоз-нания Нового времени была натуралистическая программа, рассматривающая общество по аналогии с природой как естественное продолжение закономерностей природы, как "венец" природы, хотя и не самое совершенное ее образование. Натуралистическая программа допускала правомерность экстраполяции методологических особенностей естествознания на социально-гуманитарное знание и формировала идеалы и нормы научности по образу естественных наук. Перенесение центра тяжести с одной науки на другую в натуралистической программе отражало степень зрелости естествознания, науки в целом и появление в ней все новых лидирующих дисциплин, с помощью которых и объяснялись закономерности развития общества (механики, географии, биологии, экономики и др.).



Натуралистическая программа в социальной философии представлена тремя основными версиями: редукционистской, этноцентристской и органицистской.

С точки зрения редукционизма (reductio - от лат. отодвигание
назад - методологический принцип, согласно которому высшие
формы материи могут быть полностью объяснены на основе зако
номерностей, свойственных низшим формам), общество и тип об
щественного устройства определяется силовыми взаимодействи
ями (вариант классического механицизма - Т. Гоббс, П. Гольбах),
особенностями географической и природоклиматической среды
(географизм - Монтескье, И. Мечников), процессами ассоциации
и диссоциации (химизм - М. Шевроль).




В роли ведущего фактора социальной динамики, с точки зрения этноцентризма, выступают природно-национальные особенности. Так, Л.Н. Гумилев в своей этногенетической концепции этнос рассматривает не столько в социокультурном контексте, сколько в связи с событиями космического характера и общими процессами биосферы Земли. Подобные методологические подходы характерны и для евразийства - социально-философского учения, сформировавшегося в 20-30-х гг. XX в. (Флоровский, Карсавин, Н.С. Трубецкой и др.) в среде российской эмиграции и до сих пор сохраняющего свой идейно-политический потенциал. По мнению представителей евразийства, Евразия как географическое понятие ассоциируется с местоположением особой евразийской культуры, ядром которой выступает культура восточнославянских народов - русских, украинцев, белорусов. Россия-Евразия с этой точки зрения характеризуется как общностью исторических судеб населяющих ее народов и родственных культур, так и единым экономическо-политическим будущим.

На рубеже XXI столетия вызывают интерес идеи евразийства о глобализации человечества, мечты о "всеедином" человечестве, о едином "богочеловеке", о русской идее земного братства, противостоящие концепциям ранжирования государств по различным основаниям.

Органицистская версия натуралистической программы восходит к трудам Г. Спенсера, уподоблявшего общество организму и пытающегося объяснить социальную жизнь биологическими закономерностями. По аналогии с живым организмом в рамках органицистской версии обществу приписывались все черты организма - единство, целесообразность, специализация органов. Роль кровообращения, например, выполняет торговля, функции головного мозга - правительство (П.Ф. Лилиенфельнд), обмена веществ в организме - экономическая жизнь общества (А. Шеффле).



Формирование второй из основных исследовательских программ - культурно-исторической (культурцентристской) и кризис натуралистической программы были связаны с осознанием различий природы и культуры, социальной реальности от природной, развитием таких наук о человеке и обществе, как антропология, история, культурология, этнология, психология и др. Произошло открытие второй по сравнению с природой, онтологической реальности - культуры во всем ее многообразии, понимание ее не как деятельности, направленной на реализацию природной сущности человека, а как феномена, обеспечивающего формирование человека и социальных связей, как продукта истории и самой истории, в ходе которой меняется человек. Культура, соци-


альные связи в данной исследовательской программе занимают центральное место, в противоположность натуралистической программе, где точкой отсчета были различные проявления природной зависимости и взаимодействий человека и человеческого общества. Подобно натуралистической программе, опирающейся на частные естественные науки, культур-центристская программа также находила опору в ориентации на формирующиеся новые социально-гуманитарные науки - историю, антропологию, психологию, науки об искусстве и другое, указывая тем самым границы натуралистической программы.

В рамках культур-центристской исследовательской программы общество рассматривается как сверхиндивидуальная реальность, в которой воплощен мир моральных, эстетических, духовных ценностей, культурных смыслов и образцов, обусловливающих ход всемирной истории и деятельности отдельных индивидов (Кант, Гегель, Гер-дер, Риккерт, Дильтей, Тейлор и др.). При всем многообразии выделяемых в данной программе теоретических оснований, ее представители исходят из того, что, во-первых, "общественная жизнь по самому существу духовна, а не материальна" (С.Л. Франк), во-вторых, "природу мы объясняем, душевную жизнь мы постигаем" (В. Дильтей), в-третьих, "при объяснении действительной закономерности социальной жизни" необходимо учитывать символический характер социальных взаимодействий (П. Сорокин).

В рамках психологической и социопсихологической исследовательских программ предпринимаются попытки объяснить социальную жизнь на основе влияния на человеческое поведение психологических факторов. Психологический подход и предполагает объяснение общества и общественных отношений с точки зрения определяющей роли психологии индивида, его эмоциональных и волевых компонентов, сферы бессознательного, психологии групп, социальной психологии межиндивидуальных отношений (Л. Уорд, Г. Тард, 3. Фрейд и др.).

В 40-х гг. XIX в. создавалась марксистская исследовательская программа социального развития. Несмотря на скептическое или резко критическое отношение к марксизму, наблюдающееся в современной отечественной философской мысли, необходимо все же взвешенно и без свойственной долгое время канонизации марксистской идеологии выделить основные положения данной исследовательской программы. При этом следует иметь в виду, что существуют разные ее версии. Это и классический марксизм, представленный его основоположниками, и разработка марксистской программы с ленинской и сталинской его версиями, и различные неомарксистские концепции (Грамши, Лукач, Хабермас, Маркузе, Фромм и др.).


Марксистская концепция социального развития прежде всего основывалась на выявлении тенденций к усилению общественного характера труда. Кардинальная идея социально-философских исследований состояла в том, что научно-технический прогресс и превращение науки в производительную силу общества взломает узкие рамки классовых и национальных отношений, создаст условия для раскрепощения человека, превратит историю человечества во всемирный процесс, который обозначается данной программой как социализм и коммунизм. Для К. Маркса идея переустройства общества, гуманистического освобождения человечества от власти чуждых ему структур представлялась вполне обоснованной, следующей из его философской системы. Продолжая линию теоретического обсуждения реализации своего гуманистического проекта освобождения человечества от власти им же порожденных, но чуждых структур мышления и бытия, Маркс связывает решение проблемы осуществления политических прав и свобод человека с переосмыслением вопроса о соотношении гражданского общества и государства. Продолжая традицию немецкой классической философии и "переворачивая" Гегеля, Маркс рассматривает исторический прогресс уже не как "развитие понятия свободы", а как практическое движение и освобождение человечества. В работах 40-х гг. XIX в. Маркса и Энгельса обосновывается принципиальная возможность перехода человечества к новому свободному типу исторического развития.

Приоритет открытия и квалификации обсуждения законов поведения сложноразвивающихся социальных объектов "свободно-волевого" типа принадлежит философии марксизма, которая осваивает диалектику истории как особую форму объективного процесса, вырабатывает такую картину социума, для которой идея социальной индивидуальной свободы также имманентна, как и идея развития. Идея освобождения человечества и коммунизм как социальная форма и воплощение - ведущие ценностные регуля-тивы западноевропейской философии - нашли теоретическое обоснование в марксистской программе.

Бесспорно и то, что идея классового конфликта и революционного изменения обстоятельств могла много объяснить в истории второй половины XIX - 1-й половины XX вв. Становление идей марксистской программы происходило в контексте культуры, в которой провозглашалось деятельностное отношение к миру, как к природному, так и к сакральному. Поэтому марксистская концепция классовой борьбы, социальной революции и диктатуры как способа решения социальных проблем возникла в контексте ценностей техногенной культуры. Вопрос состоит сегодня в том, насколько продуктивна идея насилия сейчас. Перед лицом глобальных опасностей человече-


ство с необходимостью должно перейти к стратегии ненасилия, к необходимости диалога культур, наций, религий.

Особое место в марксистской программе социального развития занимает учение об общественно-экономических формациях, которое также в современных условиях переосмысливается, сопоставляется с концепцией цивилизационного развития. Особого внимания заслуживает рассмотрение различных версий неомарксизма (см. след. раздел).

Весьма привлекательной исследовательской программой является концепция социального действия М. Вебера (1864-1920). Свою концепцию Вебер называет "понимающей социологией". Социология анализирует социальное действие и тем самым объясняет его причину. Понимание означает познание действия через его субъективно подразумеваемый и переживаемый смысл. Вместе с "субъективным смыслом" в социальном познании оказывается представленным все многообразие человеческой культуры: идеи, идеологии, мировоззрения, представления и т.п.

К основным категориям понимающей социологии относятся: поведение, действие и социальное действие.

Поведение - всеобщая категория деятельности. Оно считается действием тогда, когда действующий связывает с ним субъективный смысл. Вебер выделяет 4 типа социального действия:

1) целерациональное - когда предметы внешнего мира и другие люди трактуются как условия или средства действия, рационально ориентированного на достижение собственных целей;

2)ценностно-рациональное - определяется социальной верой в ценность определенного способа поведения как такового, независимо от конечного успеха деятельности;

3)аффективное - определяется непосредственно чувствами, эмоциями;

4)традиционное - побуждается усвоенной привычкой, традицией.

В соответствии с членением социальных действий выделяются 4 типа легитимного порядка: традиционный, аффективный, ценностно-рациональный, легальный.

По признанию Вебера, большое воздействие на него имели работы К. Маркса. Вебер относил идеи Маркса к числу тех, что определили горизонт социально-исторической мысли XX в. "Мир, в котором мы духовно существуем, - говорит он, - это мир, несущий идеи Ницше и Маркса". Назвать же Вебера последователем Маркса несправедливо. Построение нового социалистического типа общества, в корне отличного от капиталистического, Вебер считал невозможным. С этой точки зрения он оценивал Октябрьскую революцию.


Следующая исследовательская программа - это теория социальной реальности как феномена символической интеракции Дж.Г. Мида. Данная методологическая ориентация сводила содержание социальных процессов к взаимодействию индивидов в группе и обществе.

Отрицая изначальную данность людям разума и сознания, Мид подчеркивал, что социальный мир индивида и человечества формируется в результате процессов социальных взаимодействий, в которых большую роль играет "символическое окружение".

Согласно Миду, общение между людьми осуществляется при помощи особых средств - символов, к которым относятся жест и язык. Анализу "символического окружения" человека Мид придавал особое значение, поскольку оно оказывает решающее влияние на формирование сознания личности и человеческого "Я".

Существенное значение имеет ролевая концепция личности Мида. Многомерное поведение человека можно представить в виде определенного набора устойчивых шаблонов поведения -"ролей", которые человек играет в обществе. Анализ ролей человека дает основания для суждения не только о его поведении, но и о его личности, поскольку его внутренний импульс и нормативная противоречивость выражаются в любых поведенческих актах.

Следующая исследовательская программа - программа структурного функционализма. Структурно-функциональная теория (для краткости именуемая функциональный подход) - одно из наиболее важных и сложнейших направлений современной социологической мысли. Для него характерно сознательное стремление построить законченную систему социального действия как наиболее полную систему объяснения эмпирических фактов социальной деятельности. Основателями данной программы являются Т. Парсонс и Р. К. Мертон.

Социальная система, с точки зрения Парсонса, предполагает наличие трех подсистем:

1) личностная система (действующие акторы);

2)система культуры (разделяемые ценности, которые обеспечивают преемственность и последовательность норм и предписанных им статусных ролей);

3)физическое окружение, на которое общество должно ориентироваться.

Для того, чтобы выжить, каждая система должна соответствовать четырем требованиям:

1) адаптация (к физическому окружению - экономика);

2)достижение целей (средства организации ресурсов для достижения целей и получения удовлетворения - политика);


3)интеграция (форма внутренней и внешней координации системы и пути ее соотнесения с существующими отличиями);

4)поддержание образцов, латентностъ (средства достижения относительной стабильности - социализация).

Данная концепция известна под названием AGIL: адаптация -цель - интеграция - латентность. Все подсистемы связаны между собой средствами обмена, которые представляют собой: деньги (А), власть (G), влияние (I), латентность (L). Равновесие социальной системы зависит от этих сложных процессов обмена между разными подсистемами.

Одна из привлекательных исследовательских программ социального развития - это теория коммуникативного действия Ю. Хабермаса (р. 1929). Центральным ядром концепции выступает проблема преодоления неадекватного (отчужденного) статуса общественности (как проявление общего кризиса европейской установки на вертикальную структуру субъект-объектного отношения).

Целевой вектор социальной философии Хабермаса - возможность установления принципиально ненасильственных (невертикальных) способов социального бытия как "универсального примирения". Фундаментальным условием осуществления этой программы считают радикальную трансформацию европейской рациональности, моделирующей насилие в жестких формах логического дедуктивизма и технологического операционализма. Переориентация с субъектно-объектных на субъект-субъектную структуру, моделируемую межличностным общением - "интеракцию", понимаемую Хабермасом не только как социальное воздействие, но и как содержание коммуникации. Если стратегическое поведение ориентировано на достижение цели, что неизбежно предполагает субъект-объектную процедуру и прагматическое использование другого в качестве объекта (средства), то коммуникативное поведение принципиально субъект-субъект-но, предполагая принятие другого в качестве самодостаточной ценности.

Необходима смена "научно-технологической рациональности", субъект-объектной на новую, коммуникативную рациональность, субъект-субъектную.

Формирование каждой из перечисленных исследовательских программ было исторически детерминировано развитием социальной философии в целом, проблемным полем развивающейся культуры, выявляющим вновь открываемые срезы многоликой социальной реальности.


Темы для обсуждения

1.Социальная философия: предмет, проблемное поле, динамика, функции.

2.Специфика социального бытия: законы и случайность, свобода и творчество, традиции и нормы в общественной жизни.

3.Динамика представлений об обществе: от мифологии к теоретически обоснованным системам философского знания.

4.Основные версии натуралистической программы (редукционизм, этноцентризм в интерпретации общества).

5.Специфика культурно-исторической исследовательской программы.

6.Психологические факторы в объяснении социальной жизни.

7.Марксистское учение социального развития и современность.

8.Концепция социального действия М. Вебера.

9.Структурно-функциональная программа в исследовании современного общества.

Литература

1.Арон Р. Этапы социологической мысли / Р. Арон. М., 1993.

2.Бергер П. Социальное конструирование реальности / П. Бергер, Т. Лукман. М., 1995.

3.Бхаскар Р. Общества / Р. Бхаскар. М., 1991.

 

4. Духовное производство. Социально-философский аспект духовной деятельности. М., 1981.

5. Социальная философия: хрестоматия. М., 1994. Ч. 1-3.


17. ОБЩЕСТВО КАК РАЗВИВАЮЩАЯСЯ СИСТЕМА

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.