|
О Кратком курсе истории ВКП (б)
История его выхода в свет и последствия довольно поучительны. В сентябре 1938 г. «Правда» опубликовала текст нового учебника по истории партии «Краткий курс истории ВКП (б)»[941]. Затем он был напечатан в теоретическом органе ЦК ВКП (б) — журнале «Большевик» — и, наконец, вышел отдельной книгой. За 15 лет — с 1938 по 1953 г. — «Краткий курс» переиздавался 301 раз тиражом 42 816 тыс. экземпляров на 67 языках[942]. Но и после прекращения издания идеи и положения данной книги продолжали жить в официальных партийных документах, учебниках по истории, разного рода исследованиях и «фундаментальных» трудах ученых. И прав был поэт Р. Рождественский, когда сказал:
Краткий курс
Истории
был длинным,
Шибко долгим был он —
Краткий курс.
За прошедшие более чем пятьдесят лет «Краткий курс истории ВКП (б)» получал разнообразные, часто прямо противоположные оценки. В зависимости от политической конъюнктуры его то непомерно превозносили, то резко критиковали, то «объективистски» характеризовали как труд, имеющий, с одной стороны, известные достоинства, но, с другой стороны, и некоторые изъяны. Оценка «Краткого курса» в каждый исторический момент прямо отражала отношение к Сталину и сталинизму, существовавшее в высшем партийном руководстве. Уже одно это свидетельствует о неразрывной связи учебника с идеологией сталинизма, воплощением и отражением которой он был[943].
Публикацию первой главы книги «Правда» сопроводила передовой статьей «Глубоко изучать историю партии Ленина — Сталина», где, в частности, указывалось: «В результате громадной теоретической работы, проделанной комиссией ЦК ВКП (б), лично товарищем Сталиным, наша партия, комсомол, все трудящиеся получили научный труд, запечатлевший со всей глубиной славную историю борьбы и побед партии Ленина — Сталина»[944].
В постановлении ЦК ВКП (б) от 14 ноября 1938 г. «О постановке партийной пропаганды в связи с выпуском «Краткого курса истории ВКП (б)» эта книга характеризовалась как «новое могучее идейное оружие большевизма», как «энциклопедия основных знаний в области марксизма-ленинизма»[945].
Н. С. Хрущев, осудивший на XX съезде КПСС культ личности Сталина, подверг критике и «Краткий курс истории ВКП (б)», порождавший, по его мнению, догматизм, субъективизм и схоластику в изучении и пропаганде истории партии[946].
Секретарь ЦК, кандидат в члены Политбюро ЦК КПСС академик Б.Н.Пономарев (участвовавший, кстати, в написании «Краткого курса»), выступая на Всесоюзном совещании историков в декабре 1962 г. и оценивая влияние этой книги на историко-партийную науку, заявил: «В 1938 г. вышел “Краткий курс истории ВКП (б)”. С этого момента история КПСС была втиснута в прокрустово ложе сталинских схем и формул. “Краткий курс”, по существу, заслонил собой от исследователей теоретическую сокровищницу марксизма-ленинизма, труды Маркса, Энгельса, Ленина»[947].
В последующие годы, в связи с развернувшимся процессом ресталинизации, оценки «Краткого курса» все более смягчались. Например, во 2-м издании учебника «История Коммунистической партии Советского Союза» (1962 г.), подготовленного под редакцией того же Пономарева, говорилось, что во второй половине 30-х гг. XX в. «развернулась работа по изучению истории партии. В целом это сыграло положительную роль[948], хотя вышедший в то время “Краткий курс истории ВКП (б)” имел серьезные недостатки. Он был пронизан культом личности Сталина и не давал правдивого и объективного освещения многих вопросов истории партии, что отрицательно сказалось на идеологической работе партии»[949].
А в 3-м издании (1969 г.) такое в известной степени критическое утверждение заменили фразой: «Требовалось усилить идейно-политическое воспитание интеллигенции, партийных кадров. ЦК ВКП (б) провел ряд мероприятий для улучшения пропаганды и агитации»[950]. О «Кратком курсе» и его негативном влиянии на пропаганду уже не было ни слова.
Характерна для того времени и оценка «Краткого курса», данная в 5-м томе многотомной «Истории КПСС»: «В ноябре 1938 г. вышел в свет «Краткий курс истории ВКП (б)». Эта книга, несмотря на известные недостатки, сыграла значительную роль в изучении истории нашей партии, в развертывании идеологической работы»[951].
Подобная оценка сохранялась в историографических изданиях 70 – начала 80-х гг. XX в. Выйти за ее пределы в то время было нельзя[952]. Только в 1988 г. открылась возможность подлинно объективной, критической оценки «Краткого курса» в научных исследованиях и публицистике[953].
Итак, в «Кратком курсе истории ВКП (б)» нашли окончательное идеологическое оформление догматы, долгое время довлевшие над историками.
Приложение 4
Книжка красноармейца (извлечения) 1918 г.[954]
Утверждается, как обязательная для всей Красной Армии.
Председатель ВЦИК Я. Свердлов
Председатель Совнаркома В. Ульянов (Ленин)
Председатель Высшей военной инспекции Н. Подвойский
Эта записная книжка дается каждому солдату Красной Армии при поступлении на службу.
Красноармеец должен постоянно хранить ее у себя...
Кто ты, товарищ?
«Кто ты, товарищ?» Если тебя так опросят, отвечай: «Я защитник всех трудящихся и бедных всего мира».
«За что ты бьешься?» Если спросят, отвечай: «За правду. Чтобы земля, и фабрики, и реки, и леса, и все богатства принадлежали бы рабочему люду».
«Чем ты бьешься?» Отвечай: «Я бьюсь винтовкой, и штыком, и пулеметами, а еще верным словом к неприятельским солдатам из рабочих и крестьян, чтобы знали, что я им не враг, а брат».
«Кто же твой враг, товарищ?» Если тебя так спросят, отвечай: «Мои враги те кровопийцы, кулаки, помещики, капиталисты, что отнимают у трудящихся их кровное добро и заставляют трудовой народ друг друга истреблять».
«Как же ты бьешься с врагами?» — «Без пощады, пока не сокрушу».
«Много ли вас, защитников труда и бедноты?» Если тебя так спросят, отвечай: «В резерве у меня вся беднота и пролетариат, трудящиеся всего мира спешат ко мне на помощь».
Заповеди красноармейца
1) Почему наша армия называется Красной Армией? Наша армия называется Красной потому, что она проливает свою кровь под красным знаменем за нашу Красную Республику, то есть за рабочее, крестьянское государство.
Свою свободу, свои права, свою землю, свои союзы, свои газеты рабочие и бедняки-крестьяне получили кровавой борьбой с помещиками и капиталистами, как будто окрасили своей кровью свои знамена, а потому и цвет нашего знамени — это цвет нашей крови, и та армия, которая бьется и жертвует своей жизнью и кровью за общее счастье трудящихся, называется Красной Армией.
2) Стало быть, красноармеец есть прежде всего член великой единой семьи трудящихся, рабочих и бедняков-крестьян, потому что Красная Армия — это не старое царское войско, а народная, рабочая, крестьянская армия. За кого билось и умирало старое царское войско? За помещика, кулака, хозяина, капиталиста, за его карман.
За кого бьется наша рабочая, крестьянская армия? За рабочего, за крестьянина, за его лучшую жизнь, за землю, которую хотят снова отнять у крестьянина помещики, капиталисты и старые царские генералы.
3) Красноармеец! Рабочий ли ты, крестьянин ли, приказчик, ткач, конторщик, слесарь или какой-либо другой трудящийся человек. Хочешь ты иметь свою землю, теплый угол, обед и сытую довольную жизнь? Хочешь ли ты иметь жену и детей? И хочешь ли ты, чтобы и твоя жена и твои дети были сыты, одеты и обуты? Хочешь ли ты быть сам себе господином и слугой, свободным человеком? Хочешь ли ты иметь свою рабочую, крестьянскую власть — Советы?
Если ты хочешь все это иметь, то должен завоевать все это.
4) Кто же тебе препятствует все это иметь? Враги бедняков — богачи, помещики, капиталисты. Им принадлежит все, тебе ничего. Стало быть, если ты хочешь жить, как нужно жить людям, а не животным, ты должен бороться с помещиками, капиталистами и их друзьями.
5) Кто же друзья капиталистов и помещиков? Богачи, капиталисты и помещики всего мира. Вот почему и зовет тебя на борьбу с этими врагами бедняков Российская Коммунистическая партия.
6) Что же это за партия? Партия — это союз одинаково думающих людей, как и почему нужно бороться за лучшую жизнь, за справедливые порядки и за счастье на земле.
Коммунистической эта партия, эти люди называются потому, что они хотят, добиваются установить на земле такие порядки, когда не будет богачей и бедняков, когда все — фабрики, заводы, земля, то, что на земле, и то, что в земле,— будет принадлежать трудящемуся народу, всем, а не тунеядцам, как теперь.
Российской, а не русской эта партия называется потому, что ей все равно, кто бы ни был в партии — бедняк-рабочий, крестьянин, немец, турок, англичанин, язычник или православный, лишь бы он был бедняк. А потому партия называется не русской, не немецкой, не еврейской, а Российской.
7) Что же должен особенно помнить каждый красноармеец? Прежде всего, что у него есть оружие, что это оружие досталось всем нам дорогой ценой: пришлось многим нашим братьям сгнить в тюрьме, на каторге, погибнуть на виселице, нужно было страдать долгие годы в окопах, чтобы догадаться, что все зло в царе, помещиках и капиталистах, и чтобы свергнуть и на их место поставить свою рабочую, крестьянскую власть.
Вот какой дорогой ценой досталось оружие тебе, стало быть, и беречь его надобно как зеницу ока своего. Без оружия ты ничто.
8) Как же ты должен обращаться с оружием? Любовно и осторожно.
Любовно потому, что если ты не будешь ходить за ним (чистить, смазывать, разбирать), то оно испортится и пропадет, а без оружия ты ничто.
И беречь ты должен его: добро то общее, народное, а не твое.
А самое главное, осторожно обращаться с оружием надобно.
Мирному жителю нельзя ни угрожать, ни ранить, ни убивать его нельзя.
Что хорошего, если с оружием в руках женщин насиловать будешь, домашний скарб и добро чужое отнимать станешь? Любить тебя за это не станут, а как от зверя бежать будут и проклинать начнут.
И вместо победы только неприязнь, нелюбовь даже у своих заслужишь.
9) Трусом поганым тоже быть нельзя. Все равно — побежишь ли ты, бросивши сапоги и сумку, или останешься до конца в бою, все равно от смерти не уйдешь. А потому надо бороться так, чтобы либо победить, либо умереть.
10) Как ты должен с товарищами быть? Как равный с равными, и начальство твое — это только более опытные и знающие старшие братья; в бою, в строю, в казарме, за работой слушаться их приказаний должен, как из казармы вышел — свободный, вольный человек, значит.
11) Но только на одно начальство твое не надейся: проверяй его и сам в оба гляди, чтобы не обманули тебя.
12) И выходит, стало быть, что красноармеец есть трудящийся честный солдат рабочей и деревенской бедноты, за которую он борется и, если нужно, умрет...
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|