Основные различия формальных и неформальных групп.
Сравниваемый параметр
| Формальная группа
| Неформальная группа
| Цели деятельности
| Официально предписаны
| Определяются членами группы
| Характер (структура) отношений
| Вертикальное подчинение
| Равноправные. Дружеские
| Взаимоотношения между членами группы
| Официальные
| Неофициальные
| Организационная основа взаимодействия
| Права и обязанности
| Власть и политика
| Основное внимание уделяется
| Должности
| Человеку как личности
| Возглавляет
| Руководитель (формальный лидер)
| Неформальный лидер
| Источником власти лидера
| Делегируется руководством
| Личностный, исходит от группы
| Регулятор поведения в группе
| Правила
| Нормы
| Способы приведения поведения в соответствие нормами правилам
| Вознаграждения и штрафы
| Санкции
| В организации осуществляется взаимодействие формальных и неформальных групп. Поскольку неформальные группы складываются и стихийно - независимо от желания руководства, то, как правило, руководители отрицательно относятся к существованию неформальных групп, считают их результатом неэффективного управления и не видят их потенциальных достоинств. Они могут способствовать созданию в коллективе благоприятного социально-психологического климата, повышать индивидуальную мотивацию работников, удовлетворенность трудом и ответственность за качество выполняемой работы и тем самым оказывать влияние на повышение эффективности деятельности организации.
На рис.30 представлены основные причины объединения людей в группы, на которых базируются современные классические теории группообразования.
рис. 30 Причины и теории образования групп.
На следующем рисунке показан динамический процесс развития группы.
рис 31 Стадии развития группы
Потенциальные преимущества работы в группе. Работа в группе стимулирует взаимное доверие, уверенность в коллегах, особенно если при совместном решении сложных проблем им приходилось преодолевать трудности. Группа добивается повышения гибкости, оперативности, качества принимаемых решений. Это происходит за счет повышения мотивации, высокой вовлеченности сотрудников в групповой процесс и т.д. Использование групповых форм работы способствует индивидуальному развитию членов группы.
Потенциальные недостатки работы в группе:
- стремление к частным целям;
- чрезмерные затраты;
- потери времени;
- доминирование одного из членов группы;
- разделение ответственности - уход от ответственности, размывание ответственности;
- снижение уровня мотивации высококвалифицированных сотрудников;
- групповое единомыслие;
- групповая поляризация.
Таблица 8.
Различия между группой и командой
Сравниваемые параметры
| Группа
| Команда
| Лидер
| Ярко выражен
| Лидерство поделено между членами
| Ответственность
| Личная
| Личная и взаимная групповая
| Миссия
| Совпадает с миссией организации
| Собственная
| Производятся продукты
| Индивидуальной деятельности
| Коллективной деятельности
| Формы совместного решения проблем
| Собрания
| Свободные встречи
| Оценка эффективности
| Косвенная
| Непосредственно по произведенному продукту
| Процесс работы
| Обсуждение, решения, делегирование полномочий
| Обсуждение, решение, совместное выполнение
| Состоит из работников
| Одного уровня управления
| Всех уровней и подразделений
| Команда- это особая разновидность групп, члены которых, обладая взаимодополняющими навыками и умениями, сосредоточены скорее на достижении коллективного, нежели индивидуального результата работы, ответственны друг перед другом, привержены общей цели и, как правило, самоуправляемые.
Предпосылки превращения группы в команду:
1)все ее члены рассматривают достигнутый успех как общий;
2) доверие друг к другу и к руководителю постоянно растет;
3) культивируется и усиливается чувство принадлежности к команде;
4) принадлежность к команде считается престижным состоянием;
5) цели команды постоянно реализуются.
Модели развития команды.
Дж. Катценбаху и Д. Смит различают следующие типы групп и команд в их развитии:
1) рабочая группа.Взаимодействие членов группы в ней осуществляется в основном для обмена информацией и опытом. Для нее характерна персональная ответственность членов группы за результаты их деятельности;
2) псевдокоманда.Члены не прилагают к повышению эффективности совместной деятельности ни малейших усилий;
3) потенциальная команда.Члены ее осознают необходимость общей цели, согласованности совместных действий и пытаются выработать эффективные приемы и методы сотрудничества;
4) настоящая команда.Члены ее обладают взаимодополняющими навыками и умениями, имеют общие цели и задачи, выработали эффективные методы совместной деятельности;
5) высокоэффективная команда.Это группа, обладающая всеми характеристиками настоящих команд и способствующая индивидуальному развитию ее членов. Результаты ее деятельности превосходят ожидания окружающих людей.
Согласно Дж. Хэкману процесс формирования команды должен проходить четыре стадии.
Первая стадия - «подготовка»,или «предварительная работа». Цельстадии - правильно определить, действительно ли необходимо создание команды.
Вторая стадия - создание условий для работы. Руководство организации определяет условия, в соответствии с которыми команда выполняет свою работу.
Третья стадия — процесс формирования и построения команды. Для того, чтобы дать команде хороший старт, необходимо четко определить: членов команды, общую цель, сформировать задачу и степень ответственности за выполняемые функции, обеспечить постоянной поддержкой со стороны менеджмента организации.
Четвертая стадия — обеспечение содействия в работе начавшей функционировать команде.
Критерии эффективности групповой деятельности:
- достижение целей, стоящих перед группой;
- удовлетворенность членов группы своим трудом;
- индивидуальное развитие членов группы. Работая в группе, в коллективе, сотрудники удовлетворяют свои потребности, повышают свой творческий потенциал, приобретают опыт, повышают свою активность, что, в свою очередь, повышает сплоченность, ведет к повышению производительности их труда, а следовательно, к повышению эффективности работы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|