|
Современная и будущая модель управления
Объект изменения
| Современная модель
| Модель будущего
| Организация
| Иерархия, бюрократия
| Сети
| Основной принцип организации деятельности
| Функциональная специализация
| Интеграция, прежде всего горизонтальная, интеллектуальное сотрудничество
| Критический фактор конкурентного преимущества
| Материальные и финансовые активы (капитал)
| Интеллектуальные активы (знания)
| Организационные структуры управления
| Структуры вертикального подчинения
| Адаптивные (органические) структуры
| Персонал компании
| Функционеры
| Потенциальные ресурсы (центы определенных способностей)
| Основные действующие лица
| Специалисты, профессионалы
| Группы, прежде всего виртуальные
| Ожидания персонала
| Удовлетворение насущных потребностей
| Качественный рост персонала
| Руководство
| Автократичность (сосредоточение власти в руках одного)
| Целевая ориентация
| Стиль руководства
| Авторитарный (основанный на беспрекословном подчинении власти, диктаторский, стремящийся свою власть, авторитет)
| Координационный, демократический (основанный на направлении усилий подчиненных, на оказании им помощи в раскрытии их способностей, на формировании вокруг себя группы единомышленников)
| Источник власти
| Должностная позиция
| Знание
| Деятельность
| Индивидуальная
| Групповая
| Статус звеньев производственной и организационной структур управления
| Замкнутые и самодостаточные единицы
| Определенные ресурсы, доступные для всех
| Рынки
| Внутренние
| Глобальные
| Выгоды
| Стоимость
| Время
| Ориентация деятельности компании
| Прибыль, повышение эффективности производства
| Удовлетворение конкретного потребителя
| Реакция на изменение окружающей среды
| Реактивность
| Проактивность, предвидение, опережающая деятельность
| Качество
| Достижение заданного
| Безкомпромиссное достижение возможного
|
Раздел. ИНТЕГРАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССАХ МЕНЕДЖМЕНТА.
Глава 2.МЕТОДОЛОГИЯ И ОРГАНИЗАЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА.
План.
2.1 Сущность методологии и организации менеджмента.
2.2 Взаимодействие методологии и организации менеджмента.
Введение.
Управление, как и всякая совместная деятельность, должно быть организованным. Нет деятельности без организации и управленческая деятельность в этом отношении не исключение. Методология – это характеристика любого вида деятельности человека, в которой находит отражение влияние образование человека на его поведение, интересы, потребности. Только организация, построенная на определенной методологи деятельности, может быть эффективной. Целью данной главы является изучение методологии и организации как взаимосвязанных характеристик управленческой деятельности, роль подходов, принципов, приоритетов, критериев и ограничений в функционировании и развитии организаций.
Сущность методологии и организации менеджмента.
Функционирование любой организации проявляется в совокупности различных зависимостей: свойств, показателей, характеристик, типов, состояний, процессов, причин, факторов и т.д. все проблемы, которые приходится решать менеджеру, это проблемы оценки и нахождения зависимостей, устранение одних и установление других. Для того, чтобы разрабатывать эффективные решения, необходимо уметь распознавать эти зависимости, знать, как они проявляются, к какому классу относятся, оценивать их, на основе определенных подходов и принципов - все это находит отражение в методологии менеджмента.
Существуют признаки, характеризующие содержание методологии: цели, подходы, ориентиры, ограничения, оценки, критерии, альтернативы, приоритеты, пути, элективы (выбор), средства, методы. По этим признакам строится методология менеджмента.
Методология реализуется посредством концепции управления – целостного комплекта положений, идей, принципов, в соответствии с которыми строится и осуществляется управления. Методология менеджмента отвечает на вопросы: какие приоритеты заложены в процессах, системе, механизме управления, что главное в управленческой деятельности менеджера, на что он опирается, какие использует цели и стратегию при выборе решений, какие подходы использует и какие зависимости использует?
Организация управления строится на функциях управления как потребность в видах деятельности; обязанностях как необходимых видах деятельности; ответственности – установление санкций за невыполнение или плохое выполнение функций и обязанностей; полномочий - право на принятие решений; компетенции – возможность действий и принятия решений с позиций имеющейся информации и квалификации.
Каждый из этих признаков реализуется с помощью организационных средств: формальных и неформальных. К средствам формальной организации относятся регламенты, нормативы, распоряжения. К средствам неформальной организации – инструкции, лидерство, авторитет, групповая интеграция.
Взаимодействие методологии и организации.
Взаимодействие и взаимосвязь методологии и организации проявляется в предпочтениях, которые отдаются им в конкретной деятельности.
Если отдается предпочтение методологии управления относительно организации, то возможно возникновение опасности недостаточного учета организационного потенциала, может возникнуть противоречие между целью и средствами ее достижения, отрыв цели от реальности организации. В проблеме сочетания организации и методологии управления наиболее ярко проявляется соответствие цели и средств ее достижения. Средства — это один из критериев выбора и постановки цели. А процесс достижения цели – это также и процесс развития средств, возникновение новых, корректировка старых. Цель опирается на средства, определяется их возможностями, влияет на их выбор, ограничивает использование.
Если внимание организации управления уделяется в ущерб методологии управления, то возникает опасность бюрократизма, организационной консервативности. Ведь методология — это выбор методов управления, подходов для эффективного решения проблем. И организация управления должна этому способствовать. Методология заставляет учитывать человеческий фактор, потребность неформального решения проблем, методология - это антибюрократический фактор управления.
Если удастся достичь гармонии методологии и организации управления, т.е. такого их соотношения в приоритетах, при котором не остается без соответствующего внимания и то и другое, тогда возникает действительно эффективное управление, ибо оно в этом случае опирается на сознание, мотивацию, образование, профессионализм.
Резюме.
1. Методология и организация – это две взаимосвязанные характеристики менеджмента: методологию определяют как логическую схему действий, а организацию – как способ упорядочения деятельности;
2. Особое значение в практике современного менеджмента играют подходы к управлению и в управлении;
3. Эффективное управление основано на гармонии методологии и организации, так как в этом случаи оно опирается на сознание, мотивацию, образование, профессионализм.
Вопросы для самопроверки.
1. В чем проявляется и реализуется методология менеджмента?
2. Что включает в себя организация управления?
3. Как проявляется сочетание и взаимосвязь методологии и организации менеджмента?
Глава 3. СТРАТЕГИЯ И ТАКТИКА МЕНЕДЖМЕНТА.
План.
3.1 Понятие стратегии и тактики.
3.2 Взаимосвязь стратегии и тактики менеджмента.
Введение.
Основой эффективного управления является тщательная, систематическая подготовка к будущему, то есть стратегия развития. Предназначение стратегий - помочь организациям достичь поставленных целей. Стратегия приобретает смысл тогда, когда она реализуется. И реализация стратегии невозможна без определенной тактики. Целью данной главы является изучение значения стратегии и тактики в эффективности управления; рассмотрение факторов, определяющих стратегию и факторов, определяющих тактику управления; проблем соотношения стратегии и тактики в практике управления. Определение стратегического управления как процесса и философии управления, принципы разработки стратегии, разработка тактических планов и их согласование со стратегией, виды стратегических альтернатив, использование механизма стратегического управления для организационного развития, тактика управления, связь между стратегией и тактикой.
3.1 Понятие стратегии и тактики.
Стратегия менеджмента – это направление развитие организации в соответствии с поставленной целью, тактика – пути и этапы движения в рамках этого направления.
Стратегия по форме может представлять собой документ; по сути и содержанию — это набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений.
Если миссия определяет глобальную цель предприятия, то стратегия является инструментом достижения цели организации, предписывающим и определяющим направление и характер движения, путь к достижению цели.
На основе стратегии распределяются ресурсы между выбранными сферами деятельности предприятия, а для ее осуществления необходима соответствующая программа.
Программу можно рассматривать как набор проектов, каждый из которых представляет собой задание с указанием целей но времени, затратам и результатам.
Программа начинается в точке, в которой цель каждой сферы деятельности уже сформулирована, а ресурсы распределены, и заканчивается в точке достижения цели или решения о прекращении работы в данной сфере и перераспределении ресурсов.
Определений понятия «стратегия» множество. Приведем лишь некоторые из них.
Стратегиярассматривается как:
— общий комплексный план, обеспечивающий осуществление миссии и достижение хозяйственных целей организации;
— генеральное направление действия организации, следование которому в долгосрочной перспективе должно привести ее к поставленной цели;
— определитель целей и основных путей их достижения так, что организация получает единое направление действий, и проч.
Таким образом, стратегия определяет границы возможных действий организации и принимаемых управленческих решений.
Тактика - это тоже одна из характеристик менеджмента, которая связана со стратегией и является ее необходимым дополнением. Без определенной тактики невозможна реализация стратегии. Тактика предполагает учет тех обстоятельств, которые невозможно учесть при разработке стратегии: конкретные условия управления, внезапные случайности, неожиданные противоречия. Тактика менеджмента — это совокупность управленческих решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегических целей в конкретных условиях функционирования фирмы. Тактика — это искусство возможного в текущей реализации стратегического замысла. Необходимо знать и использовать тактики, уметь построить. Многое в этом зависит от стратегии, хотя в рамках одной и той же стратегии возможно использование и реализация различных тактик.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|