Сделай Сам Свою Работу на 5

Типология политических партий.





Мир политических партий многообразен и изменчив: одни из них доминируют на политической сцене, другие только обозначают свое присутствие на ней; одни партии включают в свои ряды миллионы граждан, другие довольствуются не­сколькими тысячами членов. Никакая типология не может исчерпать всего богатства данного явления. Однако осмысле­ние природы партий обусловило попытки их классифициро­вать и систематизировать. Переход от описательности на уро­вень теоретических обобщений позволил глубже проникнуть в природу партий и выявить их наиболее характерные признаки.

В политической науке существуют различные системы классификации партий. В качестве основания типологизации используются различные факторы - функции, идеологии, соци­альная база, методы деятельности и т. д.

Общепризнанной и наиболее продуктивной является клас­сификация М. Дюверже, основанная на различиях в структуре партий и организации их внутренней жизни. Структура пред­ставляет собой наиболее синтетичный компонент, испыты­вающий влияние значительного числа факторов (идеологии, целей, социальной базы и т. д.). В то же время именно струк­тура способствует адаптации партии к изменяющимся услови­ям, выступает необходимым элементом выживания партий в политической борьбе. Среди структурных характеристик М. Дюверже выделил общее организационное строение, систе­му членства, органы руководства. На основе этих переменных он различал кадровые и массовые партии.



Кадровые партии восходят к периоду зарождения демокра­тии, когда избирательное право было еще ограничено. В том замкнутом политическом пространстве кадровые партии слу­жили средством выражения политических интересов господ­ствующих классов, прежде всего буржуазии. Их деятельность была нацелена на победу на выборах. Для этого они стреми­лись не к увеличению своих рядов, а к объединению элит, ко­торые могли бы влиять на избирателей.

Основным структурным элементом кадровых партий являются комитеты. Комитет создается по территориальному принципу, и численность его, как правило, невелика. Он имеет постоянный состав активистов, обновляющийся в случае необходимости пу­тем кооптации, и не стремится к расширению своих рядов. Ко­митеты представляют собой сплоченные, авторитетные группы, обладающие навыками работы среди населения. Проведение и орга­низация предвыборных кампаний составляет их основное назна­чение. Члены комитета подбирают кандидатов для выборов в ор­ганы власти, изучают общественное мнение, симпатии и интересы избирателей, их ожидания и требования, помогают ли­дерам в формировании предвыборных программ.



Деятельность комитетов обычно имеет, как говорят, «се­зонный» характер: она резко активизируется в преддверии и ходе избирательной кампании в парламент или местные орга­ны власти и затухает после ее окончания. Комитеты автоном­ны и слабо связаны между собой. Вся их деятельность концен­трируется вокруг кандидата на выборный пост. Такую партию идеологические вопросы волнуют постольку, поскольку могут помочь их кандидатам. В партиях, построенных на основе ко­митетов, которые можно рассматривать как их первичные ор­ганизации, отсутствует система членства с соответствующей регистрацией и регулярной уплатой членских взносов. Это дало основание М. Дюверже назвать такие партии кадровыми. Европейские либеральные и консервативные партии в боль­шинстве своем являются именно кадровыми партиями.

Массовые партии возникают с введением всеобщего изби­рательного права. Это партии нового типа, имеющие массо­вый характер, ориентированные на политическое воспитание масс и формирование элит из народа. Первичные организации пар­тии строятся как по территориальному, так и по производственно­му принципу, но в отличие от комитетов являются открытыми для новых членов. Более того, первичные организации массовых пар­тий заинтересованы в пополнении своих рядов. Это связано с тем, что партия существует за счет членских взносов.



Увеличение числа членов партии, необходимость заниматься финансовыми вопросами привели к формированию в структуре массовых партий соответствующих органов, стремящихся к рас­пространению своего влияния и ведущих учет и контроль расхо­дования финансовых средств. Возникает сложная иерархическая структура подчинения первичных организаций и громоздкая сис­тема управления. Партийная дисциплина, призванная укреплять единство партии, распространяется не только на рядовых членов, но и на парламентариев. М. Дюверже выделил три типа массовых партий: социалистический, коммунистический и фашистский.

Разделение на кадровые и массовые партии соответствует де­лению партий на правые и левые. Правые партии - «буржуазные», а левые - «пролетарские». Исключение, составляют фашистские партии, являющиеся массовыми, но имеющие правый уклон.

Кроме этого, деление партий на массовые и кадровые сов­падает с их делением на партии с сильной и слабой организа­цией. Кадровые партии имеют децентрализованный характер и слабую организацию. В них высока степень автономности ме­стных комитетов (первичных организаций), а центральные органы партии, как правило, не служат для них авторитетом.

В массовых партиях преобладают «вертикальные связи» между руководством и первичными организациями. Централи­зованный характер и наличие сильной организации, неукосни­тельное соблюдение партийной дисциплины обусловлены не­обходимостью демонстрировать свою эффективность в отстаивании интересов трудящихся, успешно осуществлять политическое воспитание масс.

Тип связей между руководящими органами и рядовыми чле­нами определяет характер деятельности партии, преобладание тех или иных методов работы, тех или иных звеньев партий­ного механизма. Если образно представить партию в виде концентрических окружностей, то в ней можно выделить:

1) круг «симпатизирующих» (т. е. «твердых избирателей» и сочувствующих, чье отношение к партии ограничивается голо­сованием в ее пользу);

2) круг членов партии (т. е. выплачивающих членские взносы, пропагандирующих доктрину партии, соблюдающих партийную дисциплину);

3) круг активистов и функционеров (т. е. тех, для кого партия представляет смысл жизни, хотя их роль в массовых и кадровых партиях неодинакова). В кадровых партиях активисты являются членами комитетов, в массовых они составляют ядро каждой ба­зовой группы и выполняют решения руководителей.

Единственным показателем силы или слабости кадровых партий является число избирателей, поддерживающих их на выборах, поэтому кадровые партии приспосабливают свою программу и политику к электоральным предпочтениям с це­лью увеличения числа своих избирателей. Главными дейст­вующими лицами в кадровых партиях становятся парламента­рии. Они являются своеобразными лидерами, ориентирую­щимися на голоса избирателей, от которых зависит не только их успех, но и положение партии. «Активисты, - замечает М. Дюверже, - слишком малочисленны в этих кадровых партиях, чтобы стать их основой, они слишком зависимы от избираемых депутатов, раздатчиков благ и привилегий, они преисполнены почтения к парламентским и министерским функциям».

Массовые партии имеют разветвленную и жесткую бюрокра­тическую систему управления, позволяющую вовлекать в партию большие массы людей и контролировать первичные организации. Партийная бюрократия оказывает решающее влияние на рядовых членов партии и парламентариев. Если в кадровых партиях ее парламентарии обеспечивают руководство партией, не встречая серьезного сопротивления со стороны ее членов, то в массовых партиях действует принцип подчинения депутатов партийным руководителям, выбранным членами партии.

Эффективность деятельности массовых партий обеспечива­ется благодаря активности членов партии, входящих в нее на основе индивидуального членства. Коллективное членство (характерное для кадровых партий) в отличие от индивидуаль­ного не предполагает ни действительного включения в поли­тическую жизнь, ни персональных обязательств перед партией. Данное обстоятельство глубоко трансформирует природу партий.

Кроме этого, массовые партии всех типов отличает группо­вая сплоченность и высокая результативность, которые дос­тигаются благодаря принципам организации первичных звеньев. Так, первичными организациями социалистических партий являются секции по месту жительства численностью в не­сколько сотен человек. Они объединяются в федерацию. Пар­тия превращается е своеобразный государственный аппарат с разделением властей, где законодательная власть принадлежит конгрессу (или национальному совету), исполнительная - ис­полкому (или национальному секретариату), а юридическую власть проводит контрольная комиссия.

Коммунистические партии создают свои первичные органи­зации (ячейки) по месту работы. Они более однородны и ограничены по размеру. Это позволяет партиям контролировать свой социальный состав, регулировать численность и устанавливать жесткую партийную дисциплину. Организационным принципом партий является «демократический централизм» пытающийся совместить свободу (например, выборность руководителей всех уровней) и принуждение (подчинение меньшинства большинству). На практике иерархическая и централизованная организация существенно ограничивает демократию. Выборы руководителей превращаются в формальность, поскольку их подбор, как и принятие решений, осуществляет центральное руководство партии.

Фашистские партии имеют много сходных черт с коммунистическими: вертикальные связи, централизация власти, жесткая структура. Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии. Возникая из полувоенных формирований, они культивировал жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских партий является штурмовой отряд численностью от 4 до 12 человек;; Входя в более многочисленную группу, штурмовые отряды созда­ют партийную пирамиду по типу кадровой армии.

Как видим, бинарная классификация партий М. Дюверже на кадровые и массовые была достаточно универсальной и прагма­тичной. Однако уже сам М. Дюверже отмечал, что она является «приблизительной, описывающей скорее тенденции, чем дающей четкое различие». Ряд партий оставался за пределами данной классификации, некоторые имели промежуточный характер. На­пример, лейбористская партия, насчитывающая 6,5 млн. человек, причем среди них с коллективным членством через профсоюзы - 5,8 млн., не может быть, однозначно отнесена ни к кадровым, ни к массовым. Или такая особенность кадровых партий США, как плотная организационная сеть на уровне избирательного округа (демократическая партия имеет 2, 5 тыс. ячеек, республиканская -2 тыс.), заметно отличает их от классических партий нотаблей (людей, чье положение в обществе обеспечивает им авторитет в политике). Впрочем, не менее сложно классифицировать и пар­тии, являющиеся объединением разнородных фракций, течений, клиентел, как, например, либерально-демократическую партию Японии. Поэтому предпринимались попытки усовершенствовать классификацию М. Дюверже. Они происходили под влиянием социальных перемен в индустриально развитых странах.

Структурные изменения в экономике западных стран по­дорвали социальную базу массовых партий и обусловили их упадок. Работники индустриальных производств, бывшие прежде клиентурой массовых партий, теряли работу и перемеща­лись из добывающего и обрабатывающего секторов экономики в сектор услуг. Заметно улучшались условия труда, повыша­лась зарплата квалифицированных рабочих, что изменяло их политические взгляды. Вследствие этого значение классового сознания и политической идеологии в формировании партий­ных предпочтений заметно упало.

Более того, в постиндустриальных обществах существенно трансформировался механизм выработки политических предпоч­тений. Согласно классической модели американских полито­логов С. Липсета и Д. Роккана, на политический выбор граж­дан влияет сочетание пяти переменных величин: обществен­ного положения, уровня доходов, качества образования, места жительства и религиозной принадлежности. По традиционной модели Липсета-Роккана считалось, что граждане со скромным материальным достатком, невысоким уровнем образования, со статусом рабочего или мелкого служащего тяготеют к партиям левого спектра. Например, они выбирают социал-демократию за ее приверженность материальным ценностям. Напротив, гражда­не с престижным образованием и высоким социальным статусом, материально обеспеченные образуют массовую базу консерватив­ных партий. Религиозная часть населения отдает свои предпочте­ния соответствующим религиозным партиям.

Переход к постиндустриальным технологиям в развитых странах приводит к вытеснению в общественном сознании традиционных (материальных) ценностей. Их заменяют такие нематериальные ценности, как образ жизни, возможности са­мореализации личности, солидарность, качество среды обита­ния и т. д., носителями которых являются высокообразован­ные и приспособленные к жизни в условиях информационной революции социальные группы.

Экономический рост сглаживает социальные различия, устра­няет существенные классовые антагонизмы. Общество переходит от конфликта как способа развития к согласию. В условиях воз­росшего многообразия социальных интересов политические пар­тии вынуждены отказываться от притязаний на идеологическое и интеллектуальное руководство массами. Они предпочитают непо­средственно обращаться к избирателям, а не к членам партии.

Следует учитывать, что упадок партий отчасти вызван и разочарованием определенной части населения развитых стран в партиях, как механизмах представительства интересов. По­этому многие граждане стремятся быть независимыми, идеологически неангажированными.

Произошедшие в западных странах социальные перемены послужили основанием для дополнения бинарной классификации, М. Дюверже новым типом партии - партии избирателей. Taк итальянский политолог Д. Сартори различает уже три типа партий: парламентско-электоральную, организационно-массовую (которые близки кадровой и массовой партиям М. Дюверже) и электорально-массовую. Французский политолог Ж. Шарло определяет партии избирателей как межклассовые и межидеологические движения, целиком обращенные к электорату.

Партии избирателей (их еще называют «универсальными» или «интерклассовыми») стремятся выражать общенациональные интересы, отстаивают идеи солидарности, согласия и прогресса. Подобная тенденция присуща, в частности, голлистской партии Объединение в поддержку Республики, европейским социал-демократическим партиям, республиканской партии США, партиям «зеленых» и др.

И все же, несмотря на эти изменения, по-прежнему сохра­няет свое значение деление партий по политическим целям и идеологии на праворадикалъные (фашистские), консервативные, либеральные, реформистские, социал-демократические, социали­стические и леворадикалъные (коммунистические).

Партийные системы

Партийные системы представляют собой совокупность устойчивых связей и отношений партий различного типа друг с другом, а также с государством и иными институтами власти. Партийные системы противостоят апартийным, т.е. таким формам организации политической власти, где-либо совсем не существует партийных объединений, либо их наличие имеет сугубо декларативный характер (как это было, например, в СССР, Албании, а сегодня также на Кубе, в Северной Корее).

К числу факторов, оказывающих наибольшее влияние на формирование партийных систем, относятся: характер социальной структуры общества, действующее законодательство (прежде всего избирательные законы) и социокультурные традиции. Например, в странах, где сложились значительные крестьянские слои, как правило, возникают аграрные партии. В странах же, где определяющую роль играет какой-либо один, например средний, класс, существуют предпосылки для создания системы с доминирующей партией. Если социальная структура общества пронизана полярными противоречиями между теми или иными стратами, то и партийная система будет иметь конфликтный характер, лишь подогревая напряженность общественных отношений. Но если социальные группы ориентируются на единую систему ценностей и идеалов, то и партийная система будет характеризоваться более мягкими формами межпартийных и партийно-государственных отношений.

Законы также могут влиять на характер партийных систем, накладывая, например, ограничения на деятельность немногочисленных партий, препятствуя допуску к выборам оппозиционных партий радикальной направленности, разрешая насильственные действия по отношению к нелегальным партийным объединениям. Там, где действуют избирательные системы мажоритарного типа (определяя одного победителя по большинству полученных голосов), как правило, формируются двухпартийные системы или системы с одной доминирующей партией. Пропорциональные избирательные системы, напротив, давая шансы на представительство в органах власти большему числу политических сил, инициируют создание многопартийных систем и партийных коалиций, облегчают возникновение новых партий.

В обществах с множеством экономических укладов, разнообразием культур и языков, многочисленными каналами и институтами артикуляции социальных, национальных, религиозных и прочих интересов, как правило, больше предпосылок для создания многопартийных систем. Именно последние, как показал мировой опыт политического развития, выступают наиболее оптимальной формой и одновременно условием демократического развития общества.

В зависимости от собственно межпартийных взаимоотношений характер партийных систем в значительной мере обусловливается типом тех вопросов («проблемных измерений»), которые становятся источником политических разногласий между ними, а также расстановкой политических сил, предопределяющей особенности борьбы отдельных партий за электорат. В настоящее время в науке, как правило, выделяют семь типов проблемных измерений, к которым относятся: культурно-этнические проблемы; противоречия между государством и церковью; городом и деревней; социально-экономические противоречия; проблемы, связанные с поддержкой режима; внешнеполитические и, на что специально обращает внимание Р. Инглхарт, распространение постматериальных ценностей.

Что касается межпартийных отношений по вопросам завоевания электоральной поддержки, то партийные системы складываются с преобладанием гетерогенной (означающей борьбу партий за различные сегменты электората) или гомогенной (выражающей их борение за одни и те же слои электората) конкуренции. В зависимости от характера межпартийной конкуренции содержание партийных систем формируется под влиянием:

различного типа смычек, т.е. краткосрочных объединений партий для решения строго определенных задач, когда главную роль берут на себя партийные элиты, а мнение рядовых членов не учитывается;

блоков, т.е. иерархических союзов, в которых взаимодействуют четыре вида партнеров: гегемоны, навязывающие всем остальным свои базовые ценности, интересы и цели; партии «второго плана», входящие в эти союзы., блоки на условиях лидеров; «партии-реле», еще более зависимые от основных «игроков» и придающие союзу более масштабный характер; «статисты», на чьи интересы практически не обращают внимания;

коалиций, т.е. долгосрочных объединений, сформированных на основе рациональных представлений о возможностях партнеров обеспечить выигрыш и предполагающих более равноправные отношения всех участников, а также других форм объединений партий, складывающихся как в период выборов, так и после них.

В зависимости не только от межпартийных, но и иных политических отношений партий (партийно-государственных, с группами давления, гражданским обществом и т.д.) партийные системы принято классифицировать прежде всего по качественным характеристикам этих связей, а также по количественному составу партий. Так, по числу действующих в стране партий выделяют следующие партийные системы:

- однопартийные, внутри которых различают деспотические и демократические разновидности;

- полуторапартийные, в которых действует коалиция, состоящая из доминирующей партии и близкой ей по взглядам, но менее популярной организации;

- двухпартийные с двумя относительно равноценными по популярности конкурирующими партиями;

- двух с половиной партийные системы, в которых наличие двух авторитетных партий сочетается с деятельностью посреднической, но одновременно альтернативной организации, играющей роль «третьей» силы, которая позволяет примирять этих двух противников;

- многопартийной, с числом партий более трех.

У каждой из перечисленных типов партийных систем есть свои преимущества и недостатки. Так, опыт Японии, Сирии, Испании и ряда других стран свидетельствует в пользу преимуществ многопартийной системы с монопольно правящей партией. А политически стабильное развитие Нидерландов, Дании, Бельгии, Австрии и некоторых других государств говорит в пользу многопартийности без доминантной партии. Двухпартийная модель, установившаяся в США,

Англии, Ирландии, Канаде, Австралии и некоторых других странах, предоставляет гражданам возможность выбора, правительствам — смены курса, обществу — стабильности, но одновременно затрудняет появление на политическом рынке новых партий. Если же она действует в обществах с разделенными базовыми ценностями, то практически доводит социокультурные противоречия до острейшего политического противостояния. Там, где «третья партия все же может вносить существенные коррективы в установившийся политический порядок (т.е. отбирать значительную часть голосов у партий, которым отдают предпочтение 70—80% избирателей), в обществе складываются все предпосылки для устойчивой центристской политики.

Однако, несмотря на то, что сложившиеся в том или ином государстве партии легко подсчитать, количественный метод типологизации партийных систем несовершенен: демонстрируя численность партийных институтов, он не выявляет, сколько партий действительно включено в процесс принятия государственных решений. (Например, во Франции в избирательных кампаниях участвуют более 20 партий, в то время как реально правят одна-две, предпочитаемые обществом.)

Таким образом, типологизация партийных систем по качественным характеристикам деятельности партий является более предпочтительной. В связи с этим, учитывая характер правления, можно говорить о партийных системах, действующих в демократических и авторитарных государствах, о партиях, различающихся по идеологическим основаниям.

Наряду с устоявшейся типологизацией (исламские, буржуазно-демократические и другие системы), итальянский политолог Дж. Сартори дает более сложную классификацию, основанную на идеологической дистанции («полярности») между партиями. В капитальном труде «Партии и партийные системы» итальянский политолог Дж. Сартори предлагает семисту­пенчатую классификацию: система с одной партией, систе­ма с партией-гегемоном, система с доминирующей парти­ей, двухпартийная система, система ограниченного плю­рализма, система крайнего плюрализма и атомизированная система. По существу, речь идет о разных типах однопар­тийности и многопартийности.

Однопартийная система характеризуется монополией на власть со стороны одной партии. Создание других партий запрещено законом. В такой системе партия срастается с государством. Основные политические решения прини­маются высшими партийными руководителями, роль го­сударственных деятелей в основном исполнительская.

Опыт функционирования однопартийных систем в XX веке показал их неэффективность и антидемократич­ность. Монополизация властных функций одной партией неизбежно ведет к волюнтаризму и преобладанию команд­ных методов управления, в конечном счете — к отчужде­нию граждан от политики.

Однопартийные системы существовали при тоталитарном режиме в СССР и нацистской Германии, в Албании, Румы­нии. В настоящее время они существуют в КНДР и на Кубе.

Система с партией, осуществляющей гегемонию по от­ношению к другим партиям, существует в настоящее вре­мя в Китае, до недавнего времени была в Мексике и в большинстве стран Восточной Европы.

«Квазимногопартийность» также порождает тенденцию к сращиванию партийного и государственного аппарата, хотя и не в такой степени, как при однопартийности. Явля­ясь вариантом однопартийности, такая система не предо­ставляет достаточных возможностей для выражения раз­личных идей и интересов, что приводит к ее кризису.

Система с доминирующей партией характеризуется дли­тельным пребыванием у власти одной партии при наличии малоэффективной оппозиции. До начала девяностых годов такими были Либерально-демократическая партия Японии и Индийский национальный конгресс. В Швеции домини­рующей партией является социал-демократическая. Сис­тема доминации позволяет сформировать стабильное одно­партийное правительство, но несет опасность косности и застоя для правящей партии.

Двухпартийная система (бипартизм) предполагает на­личие в стране двух сильных партий, каждая из которых способна к самостоятельному принятию власти и ее осу­ществлению в результате выборов. Эти партии периоди­чески сменяют друг друга у власти.

Бипартизм не исключает существования в стране и дру­гих, менее влиятельных партий. Они также участвуют в по­литическом процессе, но не в состоянии реально претендо­вать на власть.

Классическая модель двухпартийной системы сложилась в США, где периодически сменяют друг друга у кормила государственной власти Демократическая и Республикан­ская партии. В Великобритании борьбу за власть ведут кон­серваторы и лейбористы.

Классификацию Дж. Сартори целесообразно дополнить системой «двух партий с половиной». Для нее также ха­рактерна конкуренция двух крупных партий, но ни одна из них не может получить абсолютное большинство на выборах в парламент и для формирования правительства должна войти в коалицию с третьей партией. Эта партия играет роль баланса для обеспечения перевеса одной из ведущих партий. Такая система существует в Германии, где ведущие партии ХДС/ХСС и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ) могли сформировать правитель­ство, только вступив в блок со Свободными демократами. Подобная система существует также в Канаде, Австралии, где «третьи» партии располагают возможностью выступать в качестве регулятора власти.

Бипартизм позволяет обеспечить относительную стабиль­ность власти, так как создает однопартийное правительст­во, свободное от неустойчивости коалиционных соглаше­ний. Оппозиционные партии действуют здесь в русле одних и тех же базовых ценностей.

Двухпартийная система упрощает процесс артикуляции и агрегации интересов, поскольку каждая из соперничаю­щих партий стремится обобщить требования различных социальных групп с целью максимального расширения своей электоральной базы. Вместе с тем двухпартийность подвергается критике за то, что отстраняет от участия в принятии решений мелкие партии, выражающие требо­вания меньшинства.

Главным признаком ограниченного, или умеренного, плюрализма является конкуренция нескольких политиче­ских партий, каждая из которых не в состоянии завоевать большинство мест в парламенте и самостоятельно осущест­влять политическую власть. Как правило, при таких системах остро стоит проблема поиска союзников и партнеров с целью создания коалиций. В условиях умеренного плю­рализма идеологические различия между партиями неве­лики. Система умеренного плюрализма существует в та­ких странах, как Австрия, Бельгия, Нидерланды, где кон­курируют три-четыре партии.

Система крайнего (поляризованного) плюрализма су­ществует в таких странах, как Франция и Италия.Онаимеет ряд признаков.

Во-первых, она включает партии, выступающие против существующей системы. Эти партии придерживаются по­лярно противоположных идеологий — троцкизма, анархиз­ма, фашизма и прочих.

Во-вторых, функционирует несколько политических пар­тий, объединенных в два или более крупных блока. Эти блоки способствуют консолидации политических сил, пре­одолению дробности политического процесса. Так, напри­мер, во Франции противостоят друг другу блок левых сил, возглавляемых социалистической партией, и блок правых сил во главе с Объединением в поддержку Республики (ОПР).

В-третьих, доступ к формированию правительства воз­можен только для партий центра — правого и левого. Край­ние же партии, выступающие против существующей сис­темы, не могут принять участие в правительстве.

Наконец, для атомизированной партийной системы ха­рактерно существование десятков и даже сотен партий (Малайзия, Боливия).

Практика показала, что не существует единого стандарта в оценках эффективности тех или иных партийных систем, хотя важнейшим основанием сопоставления их деятельности считается обеспечиваемая политической системой чуткость к социальным запросам и нуждам населения, возможность включения в процесс принятия решений как можно большего числа властно значимых интересов граждан, способность населения к демократическому контролю за деятельностью правящих элит.

Литература

Абрамов Ю.К. Американская партийная модель // США: ЭПИ. 1992. №2.

Вебер М. Политика как призвание и профессия // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990.

Гаджиев К.С. Политическая наука: Учебное пособие. – М., 1995.

Голосов Г.В. Форматы партийных систем в новых демократиях: институциональные факторы неустойчивости и фрагментации // Полис. 1998. №1.

Исаев Б. А.Зарождение, становление и функционирование партийной системы современной России. - Петродворец, 1997.

Исаев Б. А.Теория партий и партийных систем и методо­логия исследования российской партиомы. - Петродворец, 1998.

Курс политологии: Учебник. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2002.

Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

Основы политической науки. Учебное пособие для высших учебных заведений. Ч.2. – М., 1995.

Острогорский М. Демократия и политические партии. – М., 1997.

Политический процесс: основные аспекты и способы анализа: Сборник учебных материалов / Под ред. Мелешкиной Е.Ю. – М., 2001.

Политология. Учебник для вузов / Под ред М.А.Василика. – М., 1999.

Политология. Хрестоматия: Пособие для вузов, юридических и гуманитарных факультетов. – М., 2000.

Политология. Энциклопедический словарь. - М., 1993.

Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. – М., 2001.

Шмачкова Т.В. Мир политических партий // Полис. 1992. №1,2.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.