|
НЕВРОЗ НАВЯЗЧИВЫХ СОСТОЯНИЙ
И ПСИХАСТЕНИЯ
При лечении больных психастенией важно направить психотерапевтическое воздействие на преодоление свойственной этим больным нерешительности, мнительности, недооценки своих возможностей, неуверенности в своих силах. При неврозе навязчивых состояний и психастении в тех случаях, когда причина, вызвавшая навязчивое состояние, больным не осознается, в связи с чем оказывается скрытой, основным методом лечения является каузальная психотерапия. Если генез заболевания ясен, применяют описанные выше методы внушения и самовнушения, в том числе гипнотическое внушение и аутогенную тренировку. Иногда они дают положительные результаты и при лечении навязчивых состояний невыясненного происхождения. Кроме того, хороший эффект могут дать лечение по методу угашения условной связи, безусловнорефлекторная терапия, а также релаксация по Джекобсону и метод негативного воздействия.
Опыт, полученный во время Великой Отечественной войны, свидетельствует о том, что возникновение нового очага возбуждения в коре у этих больных может привести по механизму индукции к торможению (или растормаживанию) очагов инертного возбуждения (или торможения), лежащих в основе навязчивых явлений. Отсюда попытки лечения этих больных, направленные на создание у них «новых устойчивых интересов», лечение «отвлечением внимания», включением в трудовые процессы, увлекающие больного, отправкой его в походы или экспедиции, которые могут его увлечь. При этом чаще всего результат оказывается лишь временным, неполным и навязчивые состояния вскоре возобновляются (более стойкий эффект дает трудовая терапия).
Отдых, как известно, является мощным лечебным фактором при всевозможных заболеваниях нервной системы. При лечении описываемых неврозов отдых, ведущий к поднятию тонуса коры, должен был бы дать положительный эффект. Однако практика показывает, что отдых, часто сочетаясь с безделием (в санаториях, домах отдыха, на даче), ведет к уменьшению индукционных влияний со стороны очагов возбуждения, связанных с работой, и приводит к ухудшению явлений навязчивости.
Из нейролептических средств для лечения навязчивых состояний, как указывалось, особенно показан либриум, который нередко с успехом сочетают с нозинаном (25— 100 мг в сутки). Курсовое лечение большими дозами нейролептических средств (аминазин, стелазин, нозинан и др.) временно уменьшает эмоциональную напряженность при навязчивых состояниях, однако чаще всего не ведет к полному их устранению. Малые дозы нейролептиков, а также транквилизаторы ослабляют чувство страха, тревоги и делают больных более доступными психотерапии. Антидепрессанты (тофранил) иногда дают блестящий лечебный эффект при навязчивых состояниях, однако, на наш взгляд, лишь тогда, когда навязчивость является симптомом эндогенной депрессии (циклотимии). Так как невроз навязчивых состояний в ряде случаев бывает трудно отграничить от легких циклотимических депрессий, протекающих с явлениями навязчивости, проведения лечения антидепрессантами ex juvantibus в сомнительных случаях показано. Инсулиновая и электросудорожная терапия обычно не ведет к снятию навязчивости, в связи с чем применение ее при неврозе навязчивых состояний и психастении нецелесообразно
В литературе имеются указания на то, что тяжелые явления навязчивости удается иногда устранить операцией лейкотомии. Авторы английского и французского руководств по психиатрии Mayer-Gross, Slater, Roth, Ey, Bernard, Brisset, а также ряд других считают эту операцию показанной при тяжелых формах невроза навязчивых состояний, не поддающихся другим методам лечения. Однако, как отмечают Sperling, Baroffka, у больных неврозом навязчивых состояний, в генезе которого, по их мнению, большую роль играли психические травмы и сексуальные конфликты, с помощью лейкотомии все же не удавалось достигнуть положительного результата. Применение ее для лечения даже тяжелых форм невроза навязчивых состояний мы считаем нецелесообразным.
Катамнезы больных «неврозом навязчивых состояний», собранные Miller, показали, что из 84 больных, страдавших этим заболеванием (74 из них лечились только амбулаторно), более половины через 25 лет выздоровели. При этом выздоровление наступило либо в результате психотерапии, либо спонтанно.
НЕВРОЗ ОЖИДАНИЯ
Невроз ожидания в основном лечат методом убеждения и внушения. С больным проводят беседы, во время которых ему указывают, что заболевание его вызвано тревожным ожиданием неудачи выполнения функции, первоначально вызванной той или иной причиной. Сейчас причина, вызвавшая первоначальное расстройство функции, устранена. Нарушение же теперь вызывается самовнушением, представление о том, что эта функция нарушена. Указывают, что в закреплении первоначального нарушения функции играет роль механизм условного рефлекса. Далее стараются внушить больному уверенность в том, что он сможет теперь начать совершать нарушенное действие, и рекомендуют постепенно выполнять его во все большем и большем объеме, например проходить с каждым днем все большие и большие расстояния. Наилучшие результаты дает лечение внушением наяву или в состоянии гипнотического сна. Учитывая, что у этих больных неудача погружения в гипнотический сон легко вызывает представление о том, что раз они не уснули, то не смогут и излечиться, и что погрузить их в глубокий гипнотический сон часто не удается, целесообразно заранее указать им, что основным в лечении будет внушение, степень же глубины гипнотического сна не будет играть роли. Может быть применен также наркогипноз. Лечение убеждением и внушением можно сочетать с самовнушением по Куэ или аутогенной тренировкой, а также прогрессивной мышечной релаксацией по Джекобсону. Иногда положительные результаты дает лечение по методу негативного воздействия. Kraepelin отмечает, что попытки лечения этих больных психоанализом оказывались безуспешными. При лечении импотенции и вагинизма, в основе которых лежит тревожное ожидание неудачи, весьма эффективен, как указывалось, метод мнимого временного запрета половой жизни.
ИСТЕРИЯ
Основным методом лечения истерии является психотерапия во всех ее разновидностях. При лечении истерии с первых дней следует всячески укреплять соматическое состояние больного. Для этого обеспечивают ему отдых, покой, усиленное питание, а если требуется — общеукрепляющее лечение в виде глюкозы и витаминов. Если больной взволнован, тревожен, легко возбудим, назначают препараты валерианы и брома, транквилизаторы или малые дозы нейролептиков, в случае упорной бессонницы (обычно лишь в первые дни лечения) перед сном дают снотворные.
Предоставление больным истерией отдыха и покоя, отправка их на курорты и в санатории, лечение бромидами, вливаниями глюкозы и витаминами, ваннами, «мягкими» физиотерапевтическими процедурами давно применялись врачами, причем особенно широко в начале первой мировой войны. Практика показала, что эти методы в огромном большинстве случаев не ведут сами по себе к устранению истерических симптомов, хотя и сказываются благотворно на общем состоянии больного, создавая благоприятные предпосылки для устранения этих симптомов и предупреждения их рецидива в дальнейшем.
При лечении истерии необходимо как можно раньше выяснить, почему истерический симптом стал для больного «условно приятным или желательным», затем попытаться устранить эти причины, если возможно, или помочь больному найти рациональный выход из возникшей для него неблагоприятной обстановки, по возможности удовлетворив его желания и стремления. Если это удается, то истерический симптом либо быстро исчезает, либо для его устранения рациональнее всего прибегнуть к помощи косвенного внушения, например назначением какой-либо индифферентной электропроцедуры или вливаний глюкозы с витаминами и т. п. Эти средства облегчают устранение истерических симптомов, позволяя больному считать, что его излечение вызвано лекарствами, что врач, считает его больным и помогает избежать травмирования его чувства собственного достоинства. Целесообразно в мягкой, деликатной форме указать больному на связь его заболевания с вызвавшими его психотравмирующими раздражителями.
При попытке объяснить больному истерией механизм возникновения у него заболевания важно учесть, что в огромном большинстве случаев эти больные не отдают себе отчета в том, что болезненный симптом является для них «условно приятным или желательным». Попытки некоторых врачей объяснить больным, что их состояние обусловлено «бегством в болезнь», стремлением извлечь выгоду из своей болезни, обычно приводят к тому, что больные с негодованием отвергают подобные объяснения. Принятие таких «объяснений» больным должно было бы привести не только к «отказу» с его стороны от болезненного симптома, являющегося якобы продуктом его «злой воли», но и необходимости признать себя виноватым в использовании болезни для достижения выгоды. Больной, естественно, не может чувствовать себя виноватым, ответственным за появление истерического симптома, так как в действительности он является не продуктом «злой воли», а результатом «роковых физиологических отношений» (И. П. Павлов). Механизм возникновения заболевания часто остается для больного скрытым. К тому же больной убеждается, что попытка устранить истерический симптом, например поднять парализованную ногу или приостановить истерический гиперкинез, ему не удается. Последнее еще больше убеждает его в том, что нарушение функции вызвано не «злой волей», а болезнью. Лишь в исключительных случаях при затяжных истерических моносимптомах, которые упорно не поддаются лечению различными методами и протекают с резко выраженным сопротивлением больного терапии, приходится говорить ему о зависимости болезненного симптома от его воли и о том, что каких-либо признаков тяжелого заболевания у него не имеется. Надо сказать, что в этих случаях больные и сами нередко смутно сознают правоту врача.
Само понятие «условной приятности или желательности» болезненного симптома говорит о том, что одновременно с представлениями о приятности этого симптома у больного существует и представление противоположного характера. При терапии убеждением пытаются путем словесного воздействия укрепить эти противоположные представления с тем, чтобы они противоборствовали представлениям об «условной приятности или желательности» болезненного симптома.
Как указывают Wollenberg и Rosenfeld на основании наблюдений, сделанных во время первой мировой войны в германской армии, Dombovitz — при лечении солдат западноафриканских войск, служивших в Индии в период второй мировой войны, а также на основании опыта Debenham, Sargant, Hill и Slater, полученного при лечении 1500 солдат, поступивших после эвакуации Дюнкерка в военный госпиталь Англии, и при лечении больных «военными неврозами» методом убеждения терапевтического эффекта достигнуть не удается. На это же по существу указывает и Kretschmer, когда пишет, что на таких больных «невозможно воздействовать убеждением или различными доводами — они их даже не слушают, они для них пустое место! Зато воздействуют совсем другие методы...». Mira, лечивший больных неврозами во время гражданской войны в Испании, пришел к выводу, что «систематическая психотерапия скорее приносит вред, чем пользу солдатам».
Большую роль здесь играет то, как строится эта терапия. Если при терапии убеждением больного, у которого истерический мутизм или параплегия возникли после контузии, пытаться убедить, что этот мутизм или параплегия не связаны с контузией, а являются лишь следствием «испуга» и потому больной сейчас «должен» разговаривать или двигать ногами, то это обычно не достигает цели. Если же указать больному, что в связи с контузией у него наступил «частичный сон», «временное торможение» участка коры, которое само скоро восстановится, то при лечении таким путем в ряде случаев можно добиться положительного эффекта. В процессе лечения убеждением правильное разъяснение больному характера имеющихся у него нарушений облегчает достижение их устранения и предупреждение их рецидивов.
В случае, если вызвавшие заболевание причины не могут быть устранены, следует попытаться перестроить отношение к ним больного и тем самым ослабить их патогенное действие. Иногда положительных терапевтических результатов удается достигнуть полным игнорированием или неглижированием истерического симптома. Это особенно эффективно при лечении истерической рвоты и других истерических симптомов у детей. При лечении по этому методу взрослых врач обычно старается найти у больного какой-либо болезненный неистерический симптом, пусть даже незначительный, не привлекавший внимания больного. На этом симптоме он фиксирует внимание больного, назначая соответствующее лечение, а истерический симптом, вызывающий более грубые, массивные нарушения функции, старается обойти, указав, что «это неважно, это скоро само пройдет!». Если этот метод не дает эффекта или почему-либо неприменим, целесообразно прибегнуть к тем или иным видам психотерапии — лечению прямым или косвенным внушением наяву, в гипнотическом или наркотическом сне, а в некоторых случаях, особенно при наличии истерических нарушений вегетативных функций,— к каузальной психотерапии. При лечении косвенным внушением могут быть применены те или иные электропроцедуры, массаж, вливания и т. п. Для лечения истерических моносимптомов, выражающихся в явлениях выпадения функции (например, параличи, мутизм, глухота) и не поддающихся другим видам терапии, применимы методы протрептики. Мы рекомендуем в этих случаях лечение по методу эфирной маски, являющееся эффективным и позволяющее быстро купировать истерические симптомы. Как метод выбора, может быть также применено лечение эфирным и алкогольным опьянением, кальциевым ударом, а также внушением в состоянии гипнотического или наркотического сна. Эти истерические моносимптомы могут быть, как указывалось, одномоментно купированы «волной возбуждения, смывающей тормозные пункты». При лечении истерической глухоты и глухонемоты, кроме того, может быть применен прием, предложенный Л. Б. Перельманом, а также прием, предложенный нами (см. стр. 198).
Исходя из взглядов на истерические симптомы как на проявление «злой воли», «бегства в болезнь», некоторые авторы стали применять по отношению к больным истерическим неврозом репрессивные методы. Во время первой мировой войны во французской, а затем в английской и американской армиях (Grasset, Roussy, Lhermitte, Salmon) широко применяли целую систему репрессивных мер. Она заключалась в последовательном применении следующих четырех этапов, причем если на одном из них наступало излечение, дальнейшие мероприятия не проводились: первый этап — «психотерапия» — упреки в нежелании выздороветь в сочетании с убеждением и внушением; второй этап — репрессии — угроза ареста и передачи в военный трибунал, строгая изоляция на несколько дней с «молочной» и даже «водяной» диетой и запрещение читать, писать, курить; третий этап — фарадизация с применением сначала токов небольшой силы, затем болевых доз тока; четвертый этап — «перевоспитание» — мучительной для больного системой военных упражнений.
Этот же взгляд на истерические симптомы как на продукт «злой воли», «бегства в болезнь» привел к тому, что при лечении больных с этими симптомами некоторые военные врачи во время первой мировой войны стали применять методы, основанные на создании для больного невыносимых условий в госпитале с тем, чтобы заставить его «бежать из болезни», «бежать из госпиталя на фронт». Для этого Kretschmer применил (по его словам, без особого успеха) изоляцию больных в темное помещение с запрещением общения и чтения, Rieder и Wollenberg — в деревянные изолированные ящики с запрещением с кем бы то ни было разговаривать, Jendrassik и Binswander — голодную молочную диету, Stier — помещение больных без психических расстройств в беспокойное психиатрическое отделение, Alt и Weichbrodt — длительные ванны в качестве метода изоляции, Roussy и Lhermitte — болезненные подкожные введения эфира и т. п. По существу к этим же репрессивным методам относится создание больным невыносимых условий для пребывания в больнице при помощи упреков в нежелании выздороветь и третирования их как «ненастоящих больных». Это обычно приводит к оскорблению чувства собственного достоинства больного, утрате с его стороны доверия к врачу, нарушению контакта между ними и усилению истерических симптомов.
Применение репрессивных методов мы считаем недопустимым. Непозволительно также лечение судорожной терапией больных моносимптоматическими истерическими расстройствами.
В 1916 г. Podmaniszky предложил применять люмбальные пункции как терапевтическое средство для лечения больных с затяжными истерическими симптомами и отметил положительный результат, полученный им в ряде случаев. Последнее подтвердил и М. А. Эскин, применивший этот метод во время второй мировой войны. В основе терапевтического действия при этом методе лежит, помимо внушения, возникновение волны раздражения, смывающей тормозные пункты и вызванной резким болевым раздражением, возникающим во время пункции. Возможно, что известную роль при этом методе может играть воздействие на анимальную и вегетативную нервную систему, связанное с изменением внутричерепного давления при взятии ликвора.
Спинномозговая пункция является небезопасной для больного процедурой и производство ее без специальных к тому показаний (симптомы повышения внутричерепного давления, диагностические цели и т. п.), т. е. только как способа устранения истерических симптомов, является нецелесообразным. Пункции, вызывая ряд тягостных ощущений, нередко дают материал для их истерической переработки и фиксации. Кроме того, спинномозговые пункции создают у больного представление о том, что его истерический симптом является якобы «тяжелым заболеванием», если оно требует таких серьезных мероприятий.
Многим авторам, как уже указывалось, удалось достигнуть устранения истерических симптомов наркопсихотерапией — внушением в состоянии легкого наркотического сна, а также путем катарзиса («наркосинтеза»). Это лечение может быть с успехом применено в случаях моносимптоматических истерических расстройств и иногда истерических психозов (затяжных истерических сумеречных состояний, картин пуэрилизма).
Длительный сон, как указывалось, малоэффективен при лечении больных истерией, особенно при моносимптоматических истерических расстройствах. В последних случаях, если и удается достигнуть положительного эффекта, то обычно лишь тогда, когда больному предварительно внушают, что он выздоровеет после лечения сном, особенно если предварительно удается добиться ослабления или устранения «условной приятности или желательности» болезненного симптома.
Большие трудности представляет лечение истерических припадков и гиперкинезов. В основном здесь приходится рассчитывать на психотерапию во всех ее видах, в частности на лечение косвенным внушением и внушением во время гипнотического сна. В особо упорных случаях можно применить кальциевый удар. Использование при лечении истерических гиперкинезов и контрактур гипсовых повязок, как это делают Schanz, Weber и др., вредно для больного, так как укрепляет у него уверенность в тяжести его болезни, чем способствует фиксации истерического симптома.
При лечении истерических вегетативных нарушений основными методами являются каузальная психотерапия и лечение внушением наяву и в состоянии гипнотического сна. Положительные результаты может также дать лечение убеждением и самовнушением, в частности аутогенной тренировкой, и кальциевый удар.
При лечении истерических психозов в первую очередь показана терапия убеждением и внушением наяву, так как больные лишь внешне не реагируют или реагируют неадекватно (при псевдодеменции, истерических сумеречных состояниях) на обращенную к ним речь. При истерических психозах может быть также испытана наркопсихотерапия — лечение внушением в состоянии легкого наркотического сна. Иногда положительный результат может дать лечение эфирным опьянением и кальциевым ударом, а также длительным сном. При затяжных истерических психозах показано курсовое лечение аминазином, а в особо тяжелых, упорных случаях — применение нескольких электрошоков.
Отдаленные результаты лечения больных истерическим неврозом показывают, что у психопатизированных личностей и истероидных психопатов рецидивы невроза встречаются часто. При этом нередко наблюдается смена одних истерических симптомов другими. У лиц, не являющихся истероидными психопатами и не обнаруживавших явлений психопатизации, рецидивы истерических симптомов могут не возникать даже при попадании в обстановку, аналогичную той, которая первый раз привела к возникновению заболевания.
Наиболее изучены отдаленные результаты лечения заболеваний, возникших в военное время. На основании опыта, полученного в германской армии во время первой мировой войны, Bickel указывает, что из 54 больных истерией, успешно излеченных, лишь у 28% не наблюдалось более симптомов, у 37% наступило улучшение и у 35% возникли рецидивы. Часто рецидивировали моносимптоматическое дрожание, расстройства слуха и речи.
Lange из больных истерической формой, леченных им в германском лазарете гипнозом и выписанных из госпиталя с полным устранением симптомов, отметил через l ½—2 года после выписки полное отсутствие рецидивов истерических симптомов у 50%; указание на рецидивы было у 50% больных, причем у 29% имелся один или несколько серьезных рецидивов.
Как указывал Nonne, в германской армии во время первой мировой войны случаи, когда больные после устранения у них массивных истерических моносимптомов оказывались боеспособными и не давали рецидивов при возвращении на фронт, хотя и известны, но являются исключениями. Обычно эти больные даже после полного устранения у них истерических симптомов вновь давали рецидивы, как только появлялась угроза попасть в неприятную военную обстановку. Ухудшение начиналось при попытке отправить их в часть или по прибытии туда, так что войсковые врачи вынуждены были отсылать их из части в госпиталь. Поэтому, как указывал Nonne, германское военное министерство было вынуждено дать указание, чтобы по устранении истерических симптомов эти лица не направлялись на строевую службу (на фронт), а использовались для несения военной службы в тылу или на работе в промышленности.
Ludwig на основании опыта, полученного в американской армии во время второй мировой войны, отмечает, что из 316 больных, лечившихся в полевом госпитале по поводу «конверсионной истерии», после выписки могли нести службу в своих частях лишь 68,8%, а из 119 больных, находившихся с диагнозом «острое состояние тревоги», — лишь 38,6%. Marren на основании наблюдений, сделанных в американских частях, участвовавших в войне в Корее, приходит к выводу, что лиц, перенесших «военные неврозы», не следует возвращать в строй после выздоровления, так как у них возникают рецидивы.
Во время Великой Отечественной войны среди наших воинов господствовали представления, согласно которым оставить поле боя под влиянием испуга или других переживаний было недопустимо и что моральное право на это могли дать только физическая травма — ранение или контузия, ведущие к утрате боеспособности. По нашим данным, истерические симптомы среди 62 излеченных от них и повторно контуженных наблюдались только у 23, причем средняя продолжительность истерических нарушений (2,7 дня) оказалась значительно меньше, чем после первой контузии1. Они свидетельствовали о целесообразности возвращения в строй контуженных, перенесших истерические реакции.
Ранняя, активно проведенная терапия больных истерией позволяет купировать истерические симптомы до того, как они успевают зафиксироваться, что имеет важное значение для профилактики их затяжного течения и психопатизации личности.
НЕВРОЗ СТРАХА
Применяется лечение убеждением, внушением главным образом в состоянии гипнотического или наркотического сна, каузальная психотерапия, аутогенная тренировка, метод прогрессивной мышечной релаксации по Джекобсону.
Большое значение имеет применение транквилизаторов (андаксин, триоксазин и др.) и нейролептических средств (аминазин, стелазин, нозинан и др.). Последние могут применяться как в малых дозах, так и в особо упорных, затяжных случаях в средних дозах (350 мг аминазина и выше) в виде курсового лечения с последующей дачей небольших поддерживающих доз в течение ряда месяцев. Как транквилизаторы, так и нейролептики в большинстве случаев уменьшают чувство страха, тревоги и делают больных более доступными психотерапевтическому воздействию, однако иногда эти препараты оказываются малоэффективными.
При неврозах страха важно устранить ненормальности в половой жизни, если таковые имелись, в частности coitus interruptus, ejaculatio praecox, вызывающие состояние фрустрации.
ШОКОВЫЙ НЕВРОЗ, НЕВРОЗ ИСПУГА
Отдых, покой, индивидуализированные дозы брома, как показали наши наблюдения, дают положительный эффект при лечении шокового невроза. Помимо того, при ажитированной и ступорозной разновидности этой формы положительный результат мы наблюдали от внутривенного введения больших доз хлористого кальция (лечение кальциевым ударом). Состояние ступора удавалось быстро купировать и по методу эфирной маски. Для купирования психомоторного возбуждения можно прибегнуть к внутримышечному введению аминазина (2—4 мл 2,5% раствора) в чистом виде или в сочетании с сернокислой магнезией (4—8 мл 25% раствора) и димедрола (2—4 мл 2% раствора). Для уменьшения тревоги назначают препараты брома с валерианой, транквилизаторы, малые дозы нейролептиков. Психотерапия убеждением направлена при лечении больных этой формой на предупреждение развития истерических симптомов и перехода шокового невроза в истерический.
При лечении невроза испуга у детей большое значение имеет спокойное поведение взрослых. Применяются убеждение, внушение, а также препараты брома с валерианой, небольшие дозы транквилизаторов. При возникновении фобий — лечение по методу угашения условной связи, гипнотическое внушение.
Глава пятая
ПРОФИЛАКТИКА НЕВРОЗОВ
Поскольку причиной неврозов являются психотравмирующие воздействия, предупреждение их играет большую роль в профилактике неврозов. Социальные мероприятия, ведущие к устранению неуверенности в завтрашнем дне, уважению личного достоинства человека, нормализации' жилищных, бытовых условий и т. п., способствуют ликвидации некоторых источников психической травматизации, вызывающей заболевание, и тем самым предупреждают возникновение неврозов. Поддержание мира между народами является лучшим средством профилактики «военных неврозов».
Все факторы, ведущие к астенизации нервной системы, вместе с тем предрасполагают и к возникновению неврозов. Поэтому для их профилактики большую роль играет борьба с острыми и хроническими инфекциями, травмами мозга, в том числе интраутеринными и родовыми, острыми и хроническими интоксикациями, нарушениями питания организма и другими вредностями, а также предоставление достаточного отдыха и сна. Недосыпание, особенно в детском возрасте, является одной из наиболее частых причин развития астенических состояний.
Экспериментальные исследования школы И. П. Павлова показали возможность тренировки силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов у животных. У человека в процессе воспитания, обучения и трудовой деятельности может происходить постепенная тренировка нервных процессов, в связи с чем устраняются причины, предрасполагающие к возникновению заболевания.
Большое значение для предупреждения неврозов имеет правильное воспитание ребенка — развитие у него таких качеств, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, умение преодолевать трудности, преданность высоким общественным идеалам. «Тепличная обстановка при воспитании,— говорил И. П. Павлов,— может привести к тому, что человек с сильной высшей нервной системой на всю жизнь останется жалким трусом»1.
Ребенок, которому с детства было все дозволено, который рос избалованным, эгоистичным, не привыкшим считаться с интересами других, может в дальнейшем легче дать срыв в условиях, когда от него потребуется большая выдержка. При неправильном воспитании у ребенка могут возникнуть представления, которые могут сделать его особенно чувствительным к действию определенных, адресованных к ним, раздражителей и легко превратятся в «больные пункты». Так, например, у ребенка, которого все время захваливают, развивают у него тщеславие, представление о его якобы превосходстве над другими, нервный срыв особенно легко может наступить под влиянием неудачи, постигшей его при осуществлении этих стремлений. Вредным является также привитие ребенку представлений о его неполноценности, чрезмерная фиксация его внимания на имеющемся у него действительном или мнимом недостатке, а также подавление его инициативы, и требование от него чрезмерного послушания. Это может способствовать развитию таких черт, характера, как неуверенность в себе, мнительность, боязливость, нерешительность, и предрасполагать тем самым к заболеванию психастенией.
Важно предохранять ребенка от вредных внушающих воздействий. Поэтому недопустимо твердить ему: «Ты лентяй, ты лодырь, ты бездельник. Из тебя вырастет тунеядец. Ты ни на что не способен». Говорить надо: «Ты можешь стать трудолюбивым; ты можешь заниматься, можешь заставить себя работать, можешь вырасти полезным членом общества. Ты можешь всего достигнуть, если захочешь! Ты можешь быть послушным, так и будь им! Сегодня ты уже лучше занимаешься, чем вчера...» Нужно избегать говорить при детях о тяжелых болезнях, чтобы не породить страха перед ними. Внушать им, что здоровье — это естественное состояние человека и что они будут здоровы, если будут вести нормальный образ жизни; что не надо бояться ни жары, ни холода, ни дождя, ни ветра и уметь все переносить стойко, без жалоб, без слез.
«Для предотвращения нервозности,— пишет С. Г. Файнберг,— нет ничего важнее, чем с самого раннего детства воспитывать ребенка так, чтобы он не получал ни прямых, ни косвенных выгод от нервности, вспыльчивости, тех или иных болезненных проявлений».
Весьма существенным является правильное половое воспитание ребенка. Следует избегать всего, что может вызывать сексуальное возбуждение, например неосторожного прикосновения к половым органам ребенка при чрезмерной заботе об его чистоте и опрятности, слишком большая нежность, ласка со стороны родителей. Не нужно также допускать, чтобы ребенок ложился в постель к родителям или спал с другими детьми даже в раннем возрасте. Во всех этих случаях возможно возникновение нежелательных условнорефлекторных связей, которые могут в дальнейшем способствовать развитию заболевания. Особенно вредное влияние на ребенка оказывается в тех случаях, когда он становится свидетелем полового акта.
Не следует давать ребенку каких-либо разъяснений по вопросу о рождении человека до тех пор, пока он сам этого не спросит. Если же он задаст этот вопрос, давать разъяснения нужно правильные, хотя и в доступной для ребенка форме, не вдаваясь в подробности. У большинства детей такое разъяснение постепенно распределяется на возраст от 3 до 6 лет. После 6 лет ребенок, не обращавшийся за объяснением к родителям, обычно успевает получить их со стороны, причем нередко в форме, оказывающей вредное влияние на его последующую жизнь. Не следует явно замалчивать эту тему; нужно вести себя так, чтобы у ребенка возникло свободное, естественное отношение к ней.
Несомненно, вредно запугивать ребенка, порождать у него слишком сильное чувство страха, вины, стыда, раскаяния. Чрезмерное чувство страха и вины, связанное с представлениями о совершении грязного поступка, у детей, занимающихся онанизмом, может, например, способствовать в дальнейшем возникновению навязчивого страха загрязнения и т. п.
Одним из частых источников неврозов у детей являются нездоровые отношения между родителями и особенно уход отца или матери из семьи. Ребенок не должен являться свидетелем ссор между родителями и тем более не должен привлекаться в качестве судьи поступков одного из них. В интересах ребенка не следует вызывать у него чувства ненависти к ушедшему родителю, запрещать с ним встречаться, а нужно, наоборот, по возможности смягчить происшедшее, сохранить его отношения с ушедшим, разъяснить, что хотя ушедший по тем или иным мотивам отец или мать теперь жить с семьей не будет, это не значит, что он ее оставил. Оставивший семью родитель должен остаться другом ребенка. При всем этом разрыв между родителями является тяжелейшей драмой для ребенка.
Особого внимания заслуживает профилактика неврозов иатрогенной этиологии. Врач должен избегать всего, что может создать у больного представление о наличии у него тяжелого заболевания, а также избегать описания болезненных симптомов, которых у больного нет, но которые встречаются при имеющемся у него заболевании. Часто иатрогении вызывают такие диагнозы, как артериосклероз, загиб матки, миокардиодистрофия, психастения и др. (частичка «псих» вызывает представление о наличии психического заболевания), особенно если они были написаны в виде справки на официальном бланке или поставлены авторитетным врачом. К иатрогении могут привести и такие реплики врача: «Да, у вас совсем плохое сердце, ведь вы молодой человек, а тоны сердца у вас глухие, как у глубокого старика! Вы не замечали у себя одышки?»
Говоря больному об обнаруженном у него заболевании, очень важно сообщить ему об этом в такой форме, которая не вызывала бы у него представление о чрезвычайной тяжести, опасности для жизни или неизлечимости болезни. Поэтому иногда целесообразно бывает начать с заявления больному о том, что у него не обнаруживается какого-либо тяжелого, неизлечимого заболевания, что со стороны его здоровья нет ничего угрожающего и что он сможет жить до глубокой старости и сохранить при этом трудоспособность. Однако указать, что все же обнаруживаются некоторые расстройства со стороны каких-либо органов, требующие принятия соответствующих мер, чтобы избавиться от этих нарушений и не допускать ухудшения состояния здоровья.
В лечебном учреждении желательно по возможности избегать контакта между свежезаболевшими тем или иным заболеванием и больными, у которых оно протекает в тяжелой форме или с рецидивами. Особенно это относится к больным в онкологических стационарах. Нам приходилось наблюдать развитие тяжелых реактивных депрессий с суицидальными попытками у больных в онкологическом отделении нейрохирургического института после того, как они видели в нем больных с рецидивом опухоли после операции, у которых развились явления пролапса мозга и слепота.
Для профилактики рецидивов неврозов очень важно изменить отношение больного к психотравмировавшим событиям, повлиять на те характерологические особенности, которые делают его к ним особо чувствительным. Это достигается беседами с больным (примеры таких бесед приведены нами при описании лечения убеждением). С успехом с этой целью может быть использовано, как указывалось, внушение и самовнушение. Для предупреждения развития тяжелых, затяжных форм заболевания имеет значение также их раннее распознавание и лечение. Большую роль в этом отношении призваны сыграть нервно-психиатрические диспансеры.
Глава шестая
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|