|
Изучение этических взаимоотношений медсестёр и пациентов в условиях стационара КГБУЗ «Минусинская МБ»
Среди 25 медицинских сестер КГБУЗ «Минусинская МБ» была проведено анкетирование из 8 вопросов (приложение №1). Среди опрошенных медицинских сестер составлен стаж работы в медицинском учреждении:
До 3 лет - 8 (32%)
3-5 лет - 6 (24%)
5-10 лет - 2 (8%)
10-20 лет - 7 (28%)
20 лет и более - 2 (8%)
25 (100%) опрошенных медсестер довольны своей работой.
На вопрос, «какие трудности возникают при общении с пациентом» большинство медсестер (96%) ответили, что трудности при общении с пациентом не возникают, и только 1 (4%) медсестра отметила, что трудности возникают, если пациент агрессивен и поступил в отделение в нетрезвом состоянии.
Трудовая нагрузка на рабочем месте:
10 (40%) медсестер – нормальная.
13 (52%) медсестер, ощущают значительную перегрузку.
2 (8%) затруднились ответить.
25 (100%) медсестер в своей профессиональной деятельности всегда руководствуются принципами профессиональной этики и медицинской деонтологии.
20 (80%) опрошенных медсестер никогда не возникали моменты профессиональной деформации,
5 (20%) иногда случались конфликтные ситуации.
На вопрос «как Вы справляетесь со стрессами» медицинские сестры ответили что.
- 6 (24%), слушают музыку
- 6 (24%), тренинг
- 5 (20%), читают
- 13 (52%) у остальных стрессовых ситуаций не было, они отмечают, что отдыхают и работают, работа помогает им не выплескивать свои эмоции.
Для развития реализации медицинской этики и деонтологии,
22 (88%) медсестер предлагают проводить семинары и конференции,
2 (8%) - издание буклетов и периодичных изданий,
1 (4%) круглый стол с ведущими специалистами из разных стран
Проведя свой анализ в стационаре КГБУЗ «Минусинская МБ» я сделала следующие выводы что, предпосылкой возникновения положительных этических взаимоотношений и доверия между медработниками и больными является квалификация, опыт и искусство медсестры. При этом результатом расширяющихся и углубляющихся сведений в современной медицине является повышенное значение специализации, а также создание различных ответвлений медицины, направленных на определенные группы заболеваний в зависимости от локализации, этиологии и способов лечения. Можно отметить, что при этом специализация несёт с собой определенную опасность суженного взгляда врача на больного.
Сама медицинская психология может помочь выровнять эти отрицательные стороны специализации благодаря синтетическому пониманию личности больного и его организма. А квалификация является только инструментом, больший или меньший эффект применения которого зависит от других сторон личности врача. Можно отметить определение доверия больного к медицинской сестре:
«Доверие к медицинской сестре – это положительное динамическое отношение больного к медицинской сестре, выражающее предыдущим опытом обусловленное ожидание, что медицинская сестра имеет способности, средства и желание помочь больному наилучшим образом».
Для проявления доверия к медработнику имеет значение первое впечатление, возникающее у пациента при встрече с ним. При этом значение для человека имеет актуальная мимика медицинского работника, его жестикуляции, тон голоса, выражения лица, вытекающие из предыдущей ситуации и не предназначенные для больного, употребление сленговых речевых оборотов, а также его внешний вид. Например, если больной человек видит медицинскую сестру неопрятного вида, заспанного, то он может потерять веру в него, часто считая, что человек, не способной заботиться о себе, не может заботиться о других. Различные отклонения в поведении и во внешнем виде пациенты склонны прощать только тем медработникам, которых они уже знают и к которым испытывают доверие.
Медицинская сестра приобретает доверие больных в том случае, если он как личность гармоничен, спокоен и уверен, но не надменен. В основном, в тех случаях, когда его манера поведения – настойчивая и решительная, сопровождающаяся человеческим участием и деликатностью.
Отметим, что Медицинская сестра – молодой специалист, о котором больные знают, что он обладает меньшим жизненным опытом и меньшей квалификацией, находится при поиске доверия больных и в более невыгодном положении по сравнению со своими старшими коллегами, имеющими опыт работы. Но молодому специалисту может помочь сознание того, что этот недостаток переходящий, который можно компенсировать добросовестностью, профессиональным ростом и опытом.
Следует отметить, что личные недостатки Медицинской сестры могут привести пациента к мысли, что медсестра с такими качествами не будет добросовестными и надежными и при исполнении своих непосредственных служебных обязанностей.
Вообще, уравновешенная личность медсестры является для пациента комплексом гармонических внешних стимулов, влияние которых принимает участие в процессе его лечения, выздоровления реабилитации. Медсестра может воспитывать и формировать свою личность, в том числе и наблюдая за реакцией на свое поведение непосредственно. Скажем, по разговору, оценке мимики, жестов больного. Также и косвенно, когда о взгляде на своё поведение он узнаёт от своих коллег. Да и сам может помогать своим коллегам направлять их в сторону более эффективного психологического в Положение и роль медсестры приобретает в наше время большее значение. Она проводит с больным значительно больше времени, чем врач. Больной у неё ищет понимания и опоры. Работа медсестры связана не только с большой физической нагрузкой, но и с большим эмоциональным напряжением. Последнее возникает при общении с больными, которых отличает повышенная раздражительность, болезненная требовательность, обидчивость и т.д. Очень важно установить контакт с больным.
Сестра постоянно находится среди больных, поэтому её четкие действия и профессиональное выполнение предписаний врача, её доброжелательное, теплое отношение к больному оказывают на него психотерапевтическое действие. Медсестра должна уметь проявить понимание трудностей и проблем больного, но не должна стремиться решать эти проблемы.
В контакте между сестрой и больным большое значение имеет личность медсестры. Сестра может любить свою профессию, обладать прекрасными техническими данными и навыками, однако, если она в силу личностных особенностей часто конфликтует с больными, её профессиональные качества не дают должного эффекта. Путь к истинному мастерству всегда долгий и нелегкий. Поэтому необходимо выработать нужный стиль работы и овладеть искусством благоприятного воздействия на больных. взаимодействия с пациентами.
Жалобы пациентов на грубость персонала лечебных учреждений «имеют место быть». И что делается для того, чтобы этих жалоб было как можно меньше?
Я провела исследование и выяснила что, чтобы жалоб было меньше. Возобновлена работа комиссии по этике. Проведены два заседания, в ближайшее время состоится еще одно. Хочу заметить: старые методы воздействия коллектива на провинившихся коллег действуют и в наше время. Существуют еще и «рублевые» методы воспитания.
Многие специалисты, так и медицинские сестры, в своей практике сталкиваются с несдержанным поведением пациентов. Им-то кому жаловаться? В случае откровенного хулиганства, конечно, можно вызвать полицию, как это было недавно, когда посетитель в отместку за то, что нужную справку ему не выдали «сию секунду», принялся крушить стеклянные блоки в рентгенодиагностическом отделении поликлиники для взрослых. Отношение к людям в белых халатах, как к прислуге, в нашей действительности совсем не редкость. К сожалению. Хотя в законе №323-ФЗ [[1]] говорится: «Граждане, находящиеся на лечении, обязаны соблюдать режим лечения, … и правила поведения пациента в медицинских организациях». Поэтому ведется работа для улучшения этических взаимоотношений между медсестрой и пациентом с обеих сторон.
Заболевание, госпитализация выбивают человека из жизненной колеи, при этом он может чувствовать себя обиженным судьбой, несчастным. Его тревожат болезнь, возможные осложнения, прогноз, вынужденная необходимость оставить работу, расставание с домом, незнакомое или малознакомое окружение, от которого он к тому же становится зависим. При тяжелом состоянии, в случаях развития параличей, сильных болей, назначении строгого постельного режима зависимость может быть абсолютной.
Распорядок жизни пациента в стационаре определяют медицинские работники, сама жизнь пациента в стационаре оказывается в зависимости от их знаний, умений, ответственности, их доброты. При этом для пациента особенно значимы отношения, которые складываются у него со средними медицинскими работниками, прежде всего, с медсестрами, которые общаются с пациентами постоянно.
Взаимоотношения с пациентами следует строить в зависимости от возраста, профессии, общего культурного уровня, характера, настроения, тяжести и особенностей заболевания. Все мероприятия по лечению пациентов и уходу за ними следует выполнять спокойно, точно, аккуратно, стараясь не раздражать их, не причиняя им боли, ни в коем случае не унижая их человеческого достоинства. Надо учитывать обычно свойственное пациентам чувство неловкости, досады в связи со своей беспомощностью и зависимостью.
Медсестра должена знать, какой диагноз поставлен пациенту, почему врачом назначены те или иные лекарства, процедуры, лабораторные исследования. Однако в беседе с пациентом надо проявлять осторожность, беседа должна носить успокаивающий характер. Ни в коем случае нельзя ему говорить то, что может его огорчить и напугать. Недопустимо в процессе общения с ним говорить, что он сегодня плохо выглядит, что у него «ввалились глаза», плохие анализы.
Необходимо помнить, что при многих заболеваниях у пациентов возникают те или иные особенности психической деятельности. Так, при атеросклерозе сосудов головного мозга возможны значительное снижение памяти, рассеянность, слабодушие, слезливость, обидчивость, эгоцентризм. Пациенты с патологией сердца часто испытывают чувство страха за свою жизнь, бывают настороженны, повышенно эмоциональны. При болезнях печени, желчного пузыря нередко отмечаются раздражительность, язвительность, озлобленность. При острых инфекционных заболеваниях, подоболочечном кровоизлиянии возможны эйфория, недооценка тяжести своего состояния. При высоком внутреннем давлении пациент обычно вял, малоподвижен, пассивен, апатичен, на вопросы отвечает с промедлением, лаконично, как бы нехотя, часто пребывает в какой-нибудь фиксированной позе. Определенные особенности психического состояния и поведенческих реакций свойственны многим эндокринологическим, онкологическим и другим болезням, различным формам эндогенной интоксикации, отравлений.
Значительные особенности имеет работа медсестры в детских отделениях, т.к. пребывание в стационаре без матери является для детей существенным психотравмирующим обстоятельством. Сложными могут быть отношения медицинских работников с родственниками больных детей. Кратковременное общение с родителями иногда может лишь взволновать больного ребенка, который частично адаптировался к больничным условиям.
В общении с родственниками пациентов необходимо быть тактичным, вежливым, делать все возможное, чтобы успокоить их, убедить в том, что пациенту делается все необходимое. Вместе с тем необходима достаточная твердость для того, чтобы не допустить нарушения родственниками установленного в стационаре режима.
Подлинная культура общения необходима и в самом коллективе медработников. Доброжелательность, в отношениях с коллегами и взаимопомощь обязательны для создания оптимального психологического климата в лечебном учреждении, для оказания полноценной медицинской помощи. При этом весьма существенное значение имеют дисциплинированность членов коллектива, соблюдение ими субординации.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|