Кафедра общей хирургии лечебного факультета
АСЕПТИКА
Организация работы
хирургического отделения
Методические рекомендации для преподавателей
Лечебного факультета
Пермь, 2009
ТЕМА: «АСЕПТИКА (МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РУК ХИРУРГА, ОДЕВАНИЯ СТЕРИЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ И ПОДГОТОВКИ ОПЕРАЦИОННОГО ПОЛЯ)»
1. содержание темы
На международном конгрессе хирургов в Берлине 1890 году немецкий хирург Э. Бергман, работавший ранее в России, сделал доклад, в котором доложил о новом методе борьбы с раневой инфекцией — асептике. В основе асептического метода лежит принцип уничтожения микробной флоры на всех предметах, соприкасающихся с раной, высокой температурой (кипячение, действие горячего пара и др.). Начиная с 1892 года метод асептики стал распространяться на многие клиники мира, получил дальнейшее усовершенствование в связи с развитием науки и в настоящее время нельзя представить себе хирургическую деятельность без применения методов асептики.
По локализации источников хирургической инфекции различают эндогенную и экзогенную инфекцию.
Эндогенная инфекция, источники которой находятся в организме пациента (кариес зубов, пиодермия кожи, тонзиллит, воспаление придатков, кишечная флора и др.), может распространяться гематогенным путем, лимфатическим путем и непосредственно.
Экзогенная инфекция может проникать в рану больного следующими путями: воздушно-капельным, контактным и импланта-ционным.
Подготовка рук хирурга и операционного поля имеет чрезвычайное значение для профилактики инфекции в послеоперационном периоде. Это сопряжено с целым рядом трудностей, в связи с невозможностью использовать высокую температуру и концентрированные растворы антисептиков. Особенно сложно ликвидировать микроорганизмы из нормальной кожи, выводных протоков сальных и потовых желез, волосяных мешочков.
цель занятия
Изучить методы обработки рук хирурга, подготовки хирурга к хирургическому вмешательству, способы обработки операционного поля и используемые при этом антисептики. Изучить особенно-'ети устройства и организации работы операционного блока и перевязочных.
Студенты должны знать: различные способы обработки рук эсирурга, преимущества и недостатки каждого из способов, особенности их применения, этапы обработки рук хирурга в операционного поля, используемые для этой цели антисептики, их формы и концентрацию.
Студенты должны уметь: выполнить обработку рук перед операцией по предложенному способу и с использованием различных химических антисептиков. Уметь обработать операционное поле по Филончикову-Гроссиху и Баккалу.
бязательно для будущего хирурга
хронокарта практического занятия и ее пояснение
Последовательность этапов
| Наименование этапов
| Длительность этапа в зависимости от продолжительности занятия (мин)
| Оснащение, оборудование, наглядные учебные пособия и обеспечение занятия
|
|
|
| Установка цели и задач, знакомство с графом логической структуры
|
|
| Граф, стенды, антисептики
|
| Работа в комнате практических навыков
|
|
| Щетки, губки, мыло, антисептики, шапочки, маски, тазы с растворами, стерильные салфетки
|
| Работа в предоперационной и операционной
|
|
|
| Работа а перевязочной
|
|
| Больные, а также антисептики, перевязочный материал
|
| Решение ситуационных задач и ответы на тестовые вопросы
|
|
| Учебная комната. Ситуационные задачи, тест-вопросы
|
| Обобщение практического занятия. Установка цели и домашнее задание на следующее занятие
|
|
| Учебная комната
| Занятие начинается в учебной комнате, где преподаватель устанавливает исходный уровень знаний студентов. С этой целью он предлагает студентам ответить на следующие вопросы:
а) опишите способ обработки рук по Спасокукоцкому-Кочерги- ну;
б) опишите способ обработки рук первомуром;
в) опишите способ обработки рук хлоргексидином-биглюкона- том;
г) опишите способы экстренной обработки рук;
д) в чем отличие способа Альфельда от Фюрбрингера?
е) в чем заключается обработка операционного поля по Филон- чикову-Гроссиху?
ж) каковы методы контроля стерильности рук хирурга?
з) в чем заключается обработка операционного поля по Баккалу?
и) в чем заключается обработка рук ультразвуком? Преподаватель знакомит студентов с графом логической структуры практического занятия, подчеркивает особо важные моменты и положения.
Учебные элементы графа «Асептика»
1 Асептика
2 Профилактика эндогенной инфекции (санация ротовой полости, глотки, дыхательных путей, кишечника, кожи и т.д.}
3.Профилактика экзогенной инфекции Профилактика им плантационной и нф екци и
4.Профилактика контактной инфекции
5.Профилактика воздушно-капельной инфекции (маски, стерипи-
зация воздуха, обработка операционной)______
6.Стерилизация шовного материала (термическая, химическая, газовая, лучевая)
8 Стерилизация трансплантатов (химическая, лучевая, газовая)
9 Стерилизация эксплантатов (химическая, лучевая, газовая)
10 Стерилизация белья (термическая, лучевая, газовая)
11 Стерилизация инструментов (химическая, лучевая, газовая)
12 Обработка рук (механическая, химическая)____
13 Обработка операционного поля (механическая, химическая)
14 Стерилизация материала (термическая, газовая, лучевая)
15 Обработка операционной (механическая, химическая)
16 Стерилизация воздуха (УФО, фильтрация воздуха, конденциони- рование)_________________________________
Контроль за стерильностью воздуха, материала, рук и т.д.
Преподаватель переводит группу студентов в комнату практических навыков, где показывает, как выполняется обработка рук, по способу Фюрбрингера, Спасокукоцкого-Кочергина, в растворе первомура, хлоргексидина, а также показывает облачение в условно стерильное белье (шапочки, маски, халаты
Студенты переходят в предоперационную, где преподаватель распределяет их по 3 человека, из которых условно один — хирург, другой — операционная сестра, третий — санитарка. «Хирурги» моют руки по способу Спасокукоцкого-Кочергина, в растворе первомура, хлоргексидина. «Сестры» отрабатывают практический навык по облачению в условно стерильное белье. «Санитарки» помогают одевать «сестер» и «хирургов». Затем роли меняются таким образом, чтобы каждый студент исполнил роль санитарки, сестры и хирурга. Преподаватель при этом направляет действия студентов, отмечает ошибки, обращает особое внимание на последовательность и правильность выполнения этапов
Преподаватель переводит группу в перевязочную, где предлагает студентам перевязать ряд предварительно подобранных больных. При этом особое внимание уделяет методам обработки операционного поля. Показывает также различные антисептики, применяемые для обработки операционного поля при операциях. Обращает внимание студентов на различие в обработке чистых и гнойных ран.
ситуационные задачи
Задача № 1
В приемник хирургического отделения доставлен пострадавший с обширной раной левого бедра и сильным кровотечением. Необходимо срочно вмешаться и остановить кровотечение. Каким способом хирург должен обработать руки?
Ответ: Экстренным (первомур, хлоргексидин-биглюконат и др.).
Задача №2
Во время перевязки больной с гнойной раной хирург обработал операционное поле от центра расширяясь к периферии йодо-натом дважды. Правильно ли обработана операционная рана?
Ответ: Неправильно. Гнойные раны обрабатывают от периферии к центру.
Задача №3
В операционную доставлен ребенок пяти лет с диагнозом ректальный свищ. Хирург обработал операционное поле 5%-ной настойкой йода дважды, отгородил операционное поле стерильными простынями, вновь обработал операционное поле настойкой йода и приступил к операции. Правильно ли сделал хирург?
Ответ: Нет. Настойка йода запрещена к применению для обработки операционного поля приказом Минздрава №720 от 1978 г. Для детей применяется способ Баккала.
Задача №4
Перед операцией на органах брюшной полости хирург вымыл руки в двух тазиках с 0,5% -ным раствором нашатырного спирта по 3 минуты в каждом, затем высушил их стерильным полотенцем и обработал 96%-ным спиртом в течение 5 минут.
Назовите, каким методом проведена обработка рук? Каковы дальнейшие действия хирурга по подготовке рук к операции? Как осуществить контроль за стерильностью рук?
Ответ: Обработка рук выполнена по методу Спасокукоцкого-Кочергина. Завершить обработку необходимо смазыванием ногтевых лож раствором йодоната и надеть стерильные перчатки. Контроль за стерильностью рук осуществляется путем взятия посевов с рук после их обработки.
Преподаватель подводит итоги практического занятия и дает задание на дом.
литература
Основная:
1.Гостшцев В.К, Общая хирургия. — М.: Гэотар-Мед, 2001. С. 31-53.
2. Гостищев В.К. Руководство к практическим занятиям по общей хирургии. — М.: Медицина, 1987. С. 4-19.
3. Чернов В.Н. Учебное пособие по общей хирургии. — Рос тов н/Д: ЗАО «Книга», 2003. С. 19-39.
Дополн ительная:
1.Бусалов А.А. Асептика и антисептика: Руководство по хи рургии. Т. 1. — М., 1962. С. 159-210.
2. Виноградов В.В., Зима П.И-, Василевский А.И. Асептика и антисептика. — М., 1981.
3. Курбангалеев СМ. Гнойная инфекция в хирургии. — М.: Медицина, 1985. С. 7-13.
4. Либов А.Л. Побочные действия антибиотиков. — М., 1958. Ь.Навашин С.М., Фомина И.П. Рациональная антибиотикоте-
рапия. — М., 1982.
6. Стручков В.И. и др. Антибиотики в хирургии / В.И. Струч ков, А.В. Григорян, Л.М. Недвецкая, В.К. Гостищев. — М., 1973.
7. Шмит В., Хартиг В., Кузин М.И. Общая хирургия. — М., 1985. Т. 1. С. 5-48.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|