Сделай Сам Свою Работу на 5

Кафедра общей хирургии лечебного факультета





АСЕПТИКА

Организация работы

хирургического отделения

Методические рекомендации для преподавателей

Лечебного факультета

 

 

Пермь, 2009

ТЕМА: «АСЕПТИКА (МЕТОДЫ ОБРАБОТКИ РУК ХИРУР­ГА, ОДЕВАНИЯ СТЕРИЛЬНОЙ ОДЕЖДЫ И ПОДГО­ТОВКИ ОПЕРАЦИОННОГО ПОЛЯ)»

1. содержание темы

На международном конгрессе хирургов в Берлине 1890 году немецкий хирург Э. Бергман, работавший ранее в России, сделал доклад, в котором доложил о новом методе борьбы с раневой ин­фекцией — асептике. В основе асептического метода лежит прин­цип уничтожения микробной флоры на всех предметах, соприка­сающихся с раной, высокой температурой (кипячение, действие горячего пара и др.). Начиная с 1892 года метод асептики стал распространяться на многие клиники мира, получил дальнейшее усовершенствование в связи с развитием науки и в настоящее время нельзя представить себе хирургическую деятельность без применения методов асептики.

По локализации источников хирургической инфекции разли­чают эндогенную и экзогенную инфекцию.

Эндогенная инфекция, источники которой находятся в организ­ме пациента (кариес зубов, пиодермия кожи, тонзиллит, воспале­ние придатков, кишечная флора и др.), может распространяться гематогенным путем, лимфатическим путем и непосредственно.



Экзогенная инфекция может проникать в рану больного следу­ющими путями: воздушно-капельным, контактным и импланта-ционным.

Подготовка рук хирурга и операционного поля имеет чрезвы­чайное значение для профилактики инфекции в послеоперацион­ном периоде. Это сопряжено с целым рядом трудностей, в связи с невозможностью использовать высокую температуру и концентри­рованные растворы антисептиков. Особенно сложно ликвидиро­вать микроорганизмы из нормальной кожи, выводных протоков сальных и потовых желез, волосяных мешочков.

цель занятия

Изучить методы обработки рук хирурга, подготовки хирурга к хирургическому вмешательству, способы обработки операционно­го поля и используемые при этом антисептики. Изучить особенно-'ети устройства и организации работы операционного блока и пе­ревязочных.

Студенты должны знать: различные способы обработки рук эсирурга, преимущества и недостатки каждого из способов, осо­бенности их применения, этапы обработки рук хирурга в опера­ционного поля, используемые для этой цели антисептики, их фор­мы и концентрацию.



Студенты должны уметь: выполнить обработку рук перед операцией по предложенному способу и с использованием различ­ных химических антисептиков. Уметь обработать операционное поле по Филончикову-Гроссиху и Баккалу.

бязательно для будущего хирурга

 

хронокарта практического занятия и ее пояснение

 

 

 

 

 

Последова­тельность эта­пов Наименование этапов Длительность эта­па в зависимости от продолжитель­ности занятия (мин) Оснащение, обо­рудование, на­глядные учебные пособия и обес­печение занятия
Установка цели и задач, знакомство с графом логиче­ской структуры Граф, стенды, антисептики
Работа в комнате практических на­выков Щетки, губки, мы­ло, антисептики, шапочки, маски, тазы с раствора­ми, стерильные салфетки
Работа в предо­перационной и операционной
Работа а перевя­зочной Больные, а также антисептики, пе­ревязочный мате­риал
Решение ситуаци­онных задач и ответы на тесто­вые вопросы Учебная комната. Ситуационные за­дачи, тест-вопро­сы
Обобщение прак­тического занятия. Установка цели и домашнее зада­ние на следующее занятие Учебная комната

Занятие начинается в учебной комнате, где преподаватель ус­танавливает исходный уровень знаний студентов. С этой целью он предлагает студентам ответить на следующие вопросы:



а) опишите способ обработки рук по Спасокукоцкому-Кочерги-
ну;

б) опишите способ обработки рук первомуром;

в) опишите способ обработки рук хлоргексидином-биглюкона-
том;

г) опишите способы экстренной обработки рук;

д) в чем отличие способа Альфельда от Фюрбрингера?

е) в чем заключается обработка операционного поля по Филон-
чикову-Гроссиху?

ж) каковы методы контроля стерильности рук хирурга?

з) в чем заключается обработка операционного поля по Баккалу?

и) в чем заключается обработка рук ультразвуком? Преподаватель знакомит студентов с графом логической струк­туры практического занятия, подчеркивает особо важные момен­ты и положения.

Учебные элементы графа «Асептика»

1 Асептика

2 Профилактика эндогенной инфекции (санация ротовой полости,
глотки, дыхательных путей, кишечника, кожи и т.д.}

3.Профилактика экзогенной инфекции Профилактика им плантационной и нф екци и

4.Профилактика контактной инфекции

5.Профилактика воздушно-капельной инфекции (маски, стерипи-

зация воздуха, обработка операционной)______

6.Стерилизация шовного материала (термическая, химическая, га­зовая, лучевая)

8 Стерилизация трансплантатов (химическая, лучевая, газовая)

9 Стерилизация эксплантатов (химическая, лучевая, газовая)

 

10 Стерилизация белья (термическая, лучевая, газовая)

11 Стерилизация инструментов (химическая, лучевая, газовая)

12 Обработка рук (механическая, химическая)____

13 Обработка операционного поля (механическая, химическая)

14 Стерилизация материала (термическая, газовая, лучевая)

15 Обработка операционной (механическая, химическая)

16 Стерилизация воздуха (УФО, фильтрация воздуха, конденциони-
рование)_________________________________

Контроль за стерильностью воздуха, материала, рук и т.д.

 

Преподаватель переводит группу студентов в комнату практи­ческих навыков, где показывает, как выполняется обработка рук, по способу Фюрбрингера, Спасокукоцкого-Кочергина, в растворе первомура, хлоргексидина, а также показывает облачение в ус­ловно стерильное белье (шапочки, маски, халаты

 

Студенты переходят в предоперационную, где преподаватель распределяет их по 3 человека, из которых условно один — хи­рург, другой — операционная сестра, третий — санитарка. «Хи­рурги» моют руки по способу Спасокукоцкого-Кочергина, в ра­створе первомура, хлоргексидина. «Сестры» отрабатывают прак­тический навык по облачению в условно стерильное белье. «Сани­тарки» помогают одевать «сестер» и «хирургов». Затем роли ме­няются таким образом, чтобы каждый студент исполнил роль са­нитарки, сестры и хирурга. Преподаватель при этом направляет действия студентов, отмечает ошибки, обращает особое внимание на последовательность и правильность выполнения этапов

 

Преподаватель переводит группу в перевязочную, где предлагает студентам перевязать ряд предварительно подобранных больных. При этом особое внимание уделяет методам обработки операционно­го поля. Показывает также различные антисептики, применяемые для обработки операционного поля при операциях. Обращает вни­мание студентов на различие в обработке чистых и гнойных ран.

 

ситуационные задачи

Задача № 1

В приемник хирургического отделения доставлен пострадав­ший с обширной раной левого бедра и сильным кровотечением. Необходимо срочно вмешаться и остановить кровотечение. Каким способом хирург должен обработать руки?

Ответ: Экстренным (первомур, хлоргексидин-биглюконат и др.).

Задача №2

Во время перевязки больной с гнойной раной хирург обрабо­тал операционное поле от центра расширяясь к периферии йодо-натом дважды. Правильно ли обработана операционная рана?

Ответ: Неправильно. Гнойные раны обрабатывают от перифе­рии к центру.

 

Задача №3

В операционную доставлен ребенок пяти лет с диагнозом рек­тальный свищ. Хирург обработал операционное поле 5%-ной на­стойкой йода дважды, отгородил операционное поле стерильными простынями, вновь обработал операционное поле настойкой йода и приступил к операции. Правильно ли сделал хирург?

Ответ: Нет. Настойка йода запрещена к применению для обра­ботки операционного поля приказом Минздрава №720 от 1978 г. Для детей применяется способ Баккала.

 

Задача №4

Перед операцией на органах брюшной полости хирург вымыл руки в двух тазиках с 0,5% -ным раствором нашатырного спирта по 3 минуты в каждом, затем высушил их стерильным полотен­цем и обработал 96%-ным спиртом в течение 5 минут.

Назовите, каким методом проведена обработка рук? Каковы дальнейшие действия хирурга по подготовке рук к операции? Как осуществить контроль за стерильностью рук?

Ответ: Обработка рук выполнена по методу Спасокукоцкого-Кочергина. Завершить обработку необходимо смазыванием ногте­вых лож раствором йодоната и надеть стерильные перчатки. Кон­троль за стерильностью рук осуществляется путем взятия посевов с рук после их обработки.

Преподаватель подводит итоги практического занятия и дает задание на дом.

 

литература

Основная:

1.Гостшцев В.К, Общая хирургия. — М.: Гэотар-Мед, 2001.
С. 31-53.

2. Гостищев В.К. Руководство к практическим занятиям по
общей хирургии. — М.: Медицина, 1987. С. 4-19.

3. Чернов В.Н. Учебное пособие по общей хирургии. — Рос­
тов н/Д: ЗАО «Книга», 2003. С. 19-39.

Дополн ительная:

1.Бусалов А.А. Асептика и антисептика: Руководство по хи­
рургии. Т. 1. — М., 1962. С. 159-210.

2. Виноградов В.В., Зима П.И-, Василевский А.И. Асептика и
антисептика. — М., 1981.

3. Курбангалеев СМ. Гнойная инфекция в хирургии. — М.:
Медицина, 1985. С. 7-13.

4. Либов А.Л. Побочные действия антибиотиков. — М., 1958.
Ь.Навашин С.М., Фомина И.П. Рациональная антибиотикоте-

рапия. — М., 1982.

6. Стручков В.И. и др. Антибиотики в хирургии / В.И. Струч­
ков, А.В. Григорян, Л.М. Недвецкая, В.К. Гостищев. М., 1973.

7. Шмит В., Хартиг В., Кузин М.И. Общая хирургия. — М.,
1985. Т. 1. С. 5-48.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.