Сделай Сам Свою Работу на 5

Развитие исторического центра Санкт-Петербурга





Исторические памятники Санкт-Петербурга – ансамбли, отдельные здания и сооружения, а также вся городская застройка с ее исторически сложившейся планировкой ярко и полно отражают в присущих зодчеству специфических формах экономическое, политическое и культурное развитие России за весь период существования города на Неве. Архитектурный образ Санкт-Петербурга многопланов, разнолик и вместе с тем целостен, так как его развитие поступательно происходило от центра в направлениях равномерного разрастания.

Кардинальное значение для судьбы города и его формирования имел выбор территории на северо-западной границе русского государства, вблизи Балтийского моря, в дельте Невы с ее низкими берегами, многочисленными рукавами, протоками и островами, на равнинной местности.

Санкт-Петербург развивался как приморский и речной город. Просторная акватория реки служила его главным «проспектом» а самый широкий участок – от истока Большой Невки до Стрелки Васильевского острова – своего рода «центральной площадью». 16 мая 1703 г. на Заячьем острове была заложена Петропавловская крепость. Дата закладки стала не только днем рождения новой крепости, порта и города, она ознаменовала начало качественно нового периода в истории отечественного градостроительства. Таким образом, вход в Неву со стороны Финского залива «запирали» два мощных фортификационных комплекса: Петропавловская крепость и верфь-крепость Адмиралтейство. Эти сооружения образовали пространственную ось Петербурга, его двойное ядро.



Санкт-Петербург создавался как город, олицетворяющий суть петровских преобразований. Этим объясняется то, что почти все элементы градостроительства носили новаторский характер. Центром города стал не холм с кремлем, а остров с цитаделью нового типа; строительство, не ограниченное городскими стенами, велось на нескольких островах и тяготело к берегам Невы, ее притокам и прорываемым каналам.

Первоначально строительство велось на Петербургском острове (Рис. 2.1). Здесь воссоздавалась традиционная планировочная система, напоминавшая структуру древнерусского города с крепостью, торгом, посадом и слободами. У Петропавловской крепости сформировался торговый и административный (ныне экономический) центр города. Севернее и западнее размещались дворы и слободы торговцев, ремесленников, рабочих и солдат.



По плану, разработанному в 1716 г. Д. Трезини, здесь начали прокладывать равномерно прямоугольную сеть каналов и улиц. В юго-восточной части острова формировалась главная площадь Санкт-Петербурга с крупнейшим комплексом административных, торговых и научных учреждений.

На Петербургском острове в непосредственной близости от крепости складывался первоначальный центр города. Здесь находились здания Сената, торговые ряды. Канцелярия городских дел, таможня, Мытный двор, самая большая в городе

Троицкая церковь. Вблизи домика Петра I, вдоль набережной и позади нее, на Дворянской улице, стояли дома вельмож и знати. Значительные территории были заняты слободами и предместьями с домиками рядовых жителей.

Районы, тяготевшие к Адмиралтейству, застраивались зданиями для служащих «морского ведения» и носили названия Морских слобод. Набережная Невы от Адмиралтейства в сторону Фонтанки до старого почтового двора (на месте Мраморного дворца) была застроена домами высших морских чинов, а параллельная ей улица – зданиями, принадлежащими богатым дворянам и купцам.

Строительство петровского Петербурга велось и на левом берегу Фонтанки. Здесь и на берегу Невы расположились Литейный и Пушечный дворы со слободками мастеровых. От Литейного двора была прорублена до Невского проспекта просека, ставшая впоследствии Литейным проспектом. На левом берегу Невы построены палаты Кикина, дворец с садом Екатерины I и расположен обширный Смоляной двор, где хранились смола и другие припасы для русского флота.



Прибрежные участки на Фонтанке, служившей границей города, были отданы петровским вельможам для устройства летних дворцов с регулярными садами. В первой четверти XVIII в. началась застройка Выборгской стороны.

Особое значение в формировании облика Петербурга имела планировка и застройка Васильевского острова, где, начиная с 1716 г., спустя четыре года после провозглашения Санкт-Петербурга столицей, Петр I решил разместить административный, общественный и жилой центр.

Генеральный план Санкт-Петербурга, составленный в 1717 г. Ж.-Б. Леблоном, следовал типу западноевропейских «идеальных городов». Он отличался более сложной, разнообразной и художественно выразительной планировкой. Этот замысел не мог быть осуществлен в условиях тех лет, к тому же он не вполне отвечал реальным перспективам развития города.

Пространственно-планировочной основой общегородского центра стал трезубец улиц, сходившихся к Адмиралтейству. Первыми (в 1710-х гг.) были проложены симметричные улицы – нынешние пр. Невский и Вознесенский. Ось между ними (ныне ул. Гороховая) наметилась к 1720-м гг. С учетом двух параллельных Неве улиц, ориентированных на башню Адмиралтейства, образовалась уникальная композиция исторического центра Санкт-Петербурга.

Системы планировки Васильевского острова и Адмиралтейской стороны предопределили всю дальнейшую градостроительную застройку города.

Так, архитектура города петровского периода заложила основу всего его последующего градостроительного развития (Рис. 2.2). Она предопределила направленность застройки на всех островах Невской дельты и на материковой части, выработала тип перспектив-улиц. Рукава Невы, ее притоки и каналы оказались в центральной части города, на их берега выходили фасады прибрежных зданий. От петровского периода, помимо деревянного домика Петра, сохранились здания, принадлежащие к первостепенным по своему значению памятникам архитектуры первой четверти XVIII в., хотя строительство и завершение работ по ряду из них вышло за хронологические рамки эпохи.

Памятниками архитектуры и военно-инженерного строительства являются бастионы и куртины Петропавловской крепости, строительство которых в камне с 1706 по 1734 г. вел Д. Трезини. По его проекту с восточной стороны крепости в 1717- 1718 гг. построены Петровские ворота (№ 7). Д. Трезини выполнил проект и руководил возведением нового для русского зодчества каменного одноглавого Петропавловского собора с многоярусной колокольней и золоченым шпилем (№ 6).

Санкт-Петербург – первый русский город, создававшийся на регулярной плановой основе. И таким же образом должна проводиться реконструкция городских объектов на современном этапе развития Санкт-Петербурга.

Использование в оформлении зданий и сооружений монументально-декоративной скульптуры во многом увеличивает стоимость реконструкции объектов исторического центра. Поэтому при оценке реконструкции в первую очередь необходимо осуществить экономическое обоснование сохранения тех или иных элементов.

Решающий вклад в формирование Санкт-Петербурга внесла Комиссия о Санкт-Петербургском строении, учрежденная в 1737 г. и возглавляемая крупным инженером Б.-К. Минихом. Деятельность комиссии распространялась и на упорядочение существовавшей планировки и застройки, и на освоение новых территорий. Значение Адмиралтейской стороны как общегородского центра было окончательно закреплено. В центре города последовательно воплощался принцип организации видовой системы с завершением перспектив высотными акцентами.

Одновременно со строительством Петербурга велись работы по созданию загородных резиденций вдоль южного берега Финского залива, параллельно которому шла дорога, связывающая Санкт-Петербург с Ораниенбаумом. В течение 1710-1724 гг. обширные регулярные сады с фонтанами и парадные дворцы были созданы в Ораниенбауме и Петергофе.

В 1736 и 1737 гг. пожары уничтожили около двух третей всей застройки Адмиралтейского острова. Для организации одновременных градостроительных работ на обширной территории была учреждена «Комиссия о Санкт-Петербургском строении», ведущую роль в которой играл архитектор П. М. Еропкин. Был составлен план города, разделенного на пять частей: Адмиралтейскую, (между Невой и Фонтанкой) Васильсвскую (Васильевский остров); Петроградскую, включающую вместе с Петроградской и Выборгскую сторону; Литейную, охватывающую территорию (от Фонтанки и Невского проспекта и включала район Большой Охты на правом берегу Невы); Московскую (от Фонтанки на юго-запад, от Невского проспекта до Екатерингофа).

По генплану П.М. Еропкина за Адмиралтейским островом окончательно закрепилось значение центра.

В 1740–1760 гг. были созданы сооружения, придавшие городу особую представительность. Их создание связано с творчеством Б.Ф. Растрелли, выдающегося мастера периода расцвета русского барокко. Самое крупное произведение Растрелли – Зимний дворец, ставший композиционно-художественной доминантой обширного района, где расположены самые значительные архитектурные ансамбли города.

Роль новых значительных сооружений в панораме города была очень велика. Ответственное место в планировке Невского проспекта занимает Строгановский дворец. Смольный монастырь, расположенный на крутой излучине Невы, воздействовал на огромные территории. Зимний дворец предрешил масштаб сложившихся позднее ансамблей Дворцовой наб. и Дворцовой пл.

Новый этап развития Санкт-Петербурга связан с организацией в 1762 г. «Комиссии о каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы», работавшей до 1796 г. Первым ее архитектором был А.В. Квасов. Он составил план левобережной части города, включив в нее берега Фонтанки, у которых были спроектированы предмостные площади. Южную границу Санкт-Петербурга отмечал ров – впоследствии Обводный канал. Новые кварталы на территории, прилегающей к Адмиралтейству, окончательно зафиксировали абрис центральных площадей, а том числе южную линию Дворцовой площади.

Застройка улиц с этого времени велась сплошным фасадом – сомкнутым фронтом домов по красным линиям. Этот принцип, господствовавший вплоть до начала XX в., во многом предрешил последующее превращение улиц в своего рода «коридоры» и изоляцию внутриквартальных участков с их замкнутыми дворами. Возросли высота и этажность зданий (в центре города – до 3-4 этажей). Началось широкое строительство доходных домов.

1780-1800 гг. – это время зрелого, строгого классицизма (Рис.2.3.). Именно в это время получила завершение система ансамблей центра города. Возводя или реконструируя уникальные здания, архитекторы все большее внимание уделяли организации окружающей среды.

Крупнейшими вехами в формировании Санкт-Петербурга начала XIX в., ознаменовавшими новый этап градостроительства, стали работы трех корифеев русского зодчества – А.Д. Захарова, Т. де Томона и А.Н. Воронихина. Архитектор А.Д. Захаров, сохранив построенную И.К. Коробовым Адмиралтейскую башню с иглой, создал ее новое архитектурное обрамление и скульптурный декор, превратив ее в триумфальный памятник русской морской славы. Одновременно он объединил в единое художественное целое все разрозненные строения Адмиралтейства. По глубине замысла, гармонии пропорций, синтезу архитектуры и скульптуры, по роли в ансамбле городского центра Адмиралтейство справедливо приравнено к таким вершинам мирового зодчества, как Московский Кремль, Парфенон в Афинах, Лувр в Париже.

Архитектурный стиль 1800-1830 гг. носит название высокого классицизма («ампир»). На первый план в это время вышло строительство крупных общественных зданий.

Планомерную, целенаправленную застройку Санкт-Петербурга контролировал с 1816 г. Комитет строений и гидравлических работ. Главные его задачи заключались в том, чтобы довести город до высокой степени красоты и совершенства, соблюдая при этом правильность и «встроенность» каждого здания в комплекс города (Именно поэтому так важно производить оценку объектов реконструкции с учетом близлежащих объектов и территорий). Возглавлял комитет выдающийся инженер А.А. Бетанкур, в состав его входили крупнейшие мастера высокого классицизма К.И. Росси и В.П. Стасов. В творчестве К.И. Росси градостроительное начало было определяющим. Он создавал ансамбли на основе преобразования обширных территорий, наделяя их богатством видовых панорам, в которые включались и удаленные объекты. Искусство Росси – это, прежде всего, искусство организации пространств (что в настоящее время сродни управлению территориями и редевелопменту).

Поздний классицизм постепенно сменялся «эклектизмом», который базировался на свободном выборе и произвольном сочетании приемов и форм различных исторических стилей, соединявшихся с современными функционально-планировочными решениями. Таким образом осуществлялось использование всего «исторического наследия» прошлого. Ранний этап эклектики (1830-1860 гг.) связан с романтическим стилизаторством (Рис. 2.4.). Особое место среди различных стилизаторских направлений занимал «русский стиль». В нем отразилась тяга к национальной самобытности, воплощением которой считалось древнерусское зодчество. Основоположником официального течения «русского стиля» современники провозглашали К.А. Тона.

Применение различных форм исторических стилей определяло внешнюю сторону облика Санкт-Петербурга XIX в. Иным было его внутреннее содержание, обусловленное новыми особенностями жизни и быта, новым назначением зданий и сооружений, новыми конструкциями и материалами. Все большее внимание уделялось функционально-планировочной организации зданий. Строились неизвестные прежде виды сооружений – железнодорожные вокзалы, «пассажи», крупные производственные корпуса.

Градостроительные начинания в середине XIX в. утратили былую масштабность и ансамблевую направленность. В этот период были осуществлены сравнительно немногие планировочные мероприятия. Государственное строительство отошло на второй план под натиском частного предпринимательства.

После 1861 г. начался бурный рост населения Санкт-Петербурга. Главным заказчиком в строительстве стали домовладельцы, промышленники, купцы. Перед архитекторами возникли проблемы проектирования больших зданий нового типа частных банков, страховых фирм и т. д.

Однако город сохранил свои лучшие черты. Более того, во второй половине XIX в. и начале XX в. многие улицы получили удачное планировочное и художественное завершение. Так, была создана основная объемно-пространственная композиция Каменноостровского проспекта – одного из лучших в городе.

Второй этап эклектики (1870-1900 гг.) совпал с периодом бурного развития капитализма в России. Строительная деятельность в столице резко активизируется, достигая своего апогея на рубеже XIX–XX столетий.

Повышение стоимости земельных участков, активный интерес владельцев в прибыли привели к значительному уплотнению и повышению рядовой застройки. Самым распространенным типом ее являлись многоквартирные доходные дома, достигавшие 6-7 этажей. Запрещение строить здания выше Зимнего дворца и больше ширины улиц определило единую горизонталь фронта застройки. Так образовались однообразные «коридоры» улиц, каменные ущелья замкнутых дворов-колодцев.

Прокладывались новые улицы, расширялись и урегулировались старые, устраивались сады, скверы и бульвары. Возводилось много торговых, банковских, учебных, зрелищных, больничных зданий и комплексов. Через Неву и рукава невской дельты сооружались постоянные мосты. Генеральный план Санкт-Петербурга 1880 г. наметил комплекс мероприятий, в результате которых возникла, в частности, сеть проездов в городе.

В этот период П.Ю. Сюзором и другими архитекторами был разработан новый тип многоэтажного секционного жилого дома. Нижние этажи с торговыми или конторскими помещениями раскрывались большими витринами. Укрупненным масштабным элементом фасадов служили эркеры.

Новые идеи «рациональной архитектуры» получили претворение в «кирпичном стиле». Лидеры этого направления В.А. Шретер и И.С Китнер отказывались от штукатурного декора, оставляя открытой кирпичную кладку стен или применяя долговечную облицовку из керамической плитки.

На рубеже XIX–XX вв., в период империализма в архитектуре зародился модерн. Принципам нового стиля соответствовали свободное построение плана с перетекающими пространствами и живописно-асимметричная композиция объемов с различными по размерам и конфигурации проемами.

Рационалистические тенденции глубже проявились при строительстве новых типов зданий, в том числе торговых. Введение металлических и железобетонных каркасных конструкций позволяло устраивать свободные, хорошо освещенные помещения, заменять массивы стен большими плоскостями остекления. Заметное место в архитектуре периода модерна заняли постройки демократической ориентации: народные дома, жилье для трудящихся.

С середины 1900-х гг. развивалось иное обращенное к традициям, направление – ретроспективизм, основным вариантом которого был неоклассицизм. Представители его опирались на всеобщие законы классики, на градостроительное наследие старого Санкт-Петербурга, стремясь воссоздать целостный монументальный стиль, созвучный историческому облику города. Мотивы ретростилей, как правило, сочетались с новыми планировочными решениями, приобретая при этом заметный оттенок модернизации.

Застройка начала XX в. особенно интенсивно велась на Петроградской стороне и на Васильевском острове (Рис.2.5.-2.11.). Она привнесла новые черты и в облик центральных районов на левом берегу Невы. На Невском пр. и рядом с ним полностью сложился район «петербургского сити» со зданиями банков, кредитных обществ и торговых учреждений. Укрупнение частных жилых участков позволяло строить большие комплексы с продуманно организованной внутриквартальной средой. Возводились дома с открытыми озелененными дворами.

Среди градостроительных замыслов предреволюционной поры выделяются план «преобразования Петербурга» Ф.Е. Енакиева, Л.Н. Бенуа и М.М. Перетятковича и проект «Нового Петербурга» И.А. Фомина на острове Голодай. Однако в условиях тех лет осуществление столь масштабных начинаний оказалось невозможным.

Новую эпоху в градостроительном развитии города на Неве открыла Октябрьская социалистическая революция. Зодчие стремились выразить новые идеи в проектах культурно-просветительных учреждений, мемориальных комплексов и массового жилья.

Градостроительные предложения разрабатывались Архитектурной мастерской по урегулированию плана города и его окраин под руководством И.А. Фомина, а затем Музеем города и отделением планировки при отделе коммунального хозяйства. Проводились благоустройство, реконструкция и озеленение участков центра города и периферийных районов.

К середине 1930-х гг. в городе вырос целый ряд жилых массивов в разных районах, в том числе центральных. Одновременно строились дома-коммуны и дома для специалистов, клубы и дворцы культуры, школы и стадионы, больницы и профилактории, бани и фабрики-кухни. В планировке кварталов с развитой сферой обслуживания применялись линейная (вдоль улиц с разрывами) или строчная (торцами корпусов к улице) застройка. Широко вводилась типизация домов.

В архитектуре конца 20-х – начала 30-х гг. ХХ в. господствующее положение занимал конструктивизм. Острая динамика композиции, длинные полосы остекления (ленточные окна) – его основные черты.

В 1931 г. был образован Архитектурно-планировочный отдел Ленсовета и началось составление генерального плана развития города. Первый одобренный вариант был подготовлен в 1935-1937 гг. под руководством Л.А. Ильина и В.А. Витмана. Структура исторической части города оставалась неизменной.

Генеральный план был переработан в 1938-1939 гг. Н.В. Барановым и А.И. Наумовым. Городская территория стала более компактной, наметилась взаимосвязь между историческим центром и новыми районами. Архитектура тех лет вновь обратилась к освоению классического наследия, традиций петербургского зодчества.

Развитие Ленинграда было прервано Великой Отечественной войной. Бомбардировки и артобстрелы нанесли огромный урон центру города. Но восстановительные и реставрационные работы начались еще в период блокады.

Первый послевоенный генеральный план развития Ленинграда, составленный Н.В. Барановым и А.И. Наумовым, был утвержден в 1948 и откорректирован в 1951 г. Он предусматривал равномерный рост территорий центра во всех направлениях с широким выходом к Финскому заливу. Роль общегородского центра сохранялась за исторической частью города.

Наряду с обычной 5-6-этажной велась малоэтажная застройка, началось возведение домов повышенной этажности. Проекты новых кварталов и зданий разрабатывались в институте «ЛенНИИпроект». Для координации строительных процессов в 1955 г. было организовано централизованное управление по жилищному, гражданскому и промышленному строительству («Главленинградстрой»).

Отказ от украшательства, тенденция к строгому лаконизму определили облик новых общественных зданий. Типовые проекты осуществлялись методами крупноблочного и крупнопанельного монтажа деталей, изготовленных на домостроительных комбинатах. Основными объектами проектирования и реконструкции становились не отдельные здания или их группы, а комплексные решения обширных участков – микрорайонов и жилых районов. Они застраивались по принципу свободной планировки. Однако в облике новых кварталов и магистралей появились монотонность и однообразие

В 1966 г. был утвержден новый генеральный план развития Ленинграда, главной идеей которого являлось освоение приморских территорий и формирование морского фасада, центральным звеном которого являлась западная часть Васильевского острова.

Продолжалось формирование Центральной дуговой магистрали, преемственно развивалась цепь ансамблей по берегам Невы.

В последние годы советской власти в архитектуре происходила активизация образного начала. Совершенствовались типовые проекты, развивался блок-секционный метод, при котором единицей типизации является не дом, а его часть – секция, что позволило в некоторой степени преодолеть геометрический схематизм и безликую монотонность массовой застройки прошлых лет.

Одной из важнейших задач 1980-х гг. стала реализация комплексной реконструкции исторического центра Ленинграда. В черте города были выделены основные зоны. В охраняемом историческом центре проводились в то время и проводятся теперь реконструктивные работы. В промышленно-жилой зоне предусмотрены кардинальное обновление производства с переводом ряда предприятий в другие места, улучшение условий жилья, транспортного сообщения. Третья зона – районы новостроек – предназначена для формирования резерва развития города.

Архитектура.
В петровскую эпоху новая конструктивная система создается в архитектуре. В 1703 году был основан Санкт-Петербург, ставший с 1712 года столицей российского государства. Проект планировки Петербурга был разработан по образцу голландских городов, прежде всего Амстердама. В основе плана - идея классицизма. В первые годы в строящемся Санкт-Петербурге ярко проявилось столкновение национальных традиций и новых западноевропейских градостроительных веяний. В отличие от Запада, где проповедовался принцип преодоления "натуры" (природы), подчинения ее планам и разуму человека, для русского градостроительного искусства было характерно умение вписывать облик города в природный ландшафт. В Петербурге это нашло отражение в том, что крупные острова становились обособленными районами города, а общую композицию плана определил рельеф местности - водное пространство Невы, ее рукава и притоки. Традиционно русским явлением было и расселение жителей Петербурга слободами, который формировались по профессиональному и национальному признакам. Отсюда их названия: Пушкарская, Монетная, Офицерская, Татарская, Французская и др.

Европейским новшеством стали принципы застройки слобод. Места для городских усадеб размещались "линейно". Первая "линия" домов строилась вдоль берега, остальные параллельно ей в глубь островов.
Внутри линий устраивались проезды к Неве. Образовавшиеся таким образом кварталы делились на участки, раздаваемые жителям. Дома предписывалось возводить вплотную друг к другу, а не в глубине двора, как было принято в России. Были разработаны проекты "образцовых" домов для состоятельных жителей. В 10-х годах 18 века в Петербурге в приказном порядке было введено строительство из камня Другим новшеством Петербурга стало каменное мощение улиц.

Петербург возник сначала как крепость и порт, поэтому одними их первых построек были Петропавловская крепость (1703 - 1733) и Адмиралтейство (1704; 1734; 1806 - 1823). Кроме того, к более ранним постройкам Петербурга следует отнести Летний дворец Петра I (1710 - 1714), здание Кунсткамеры (1718 - 1734), здание Двенадцати коллегий (1722 - 1774). В петровскую эпоху формируется новый тип русской архитектуры: в качестве завершения знаний используется высокий шпиль. Примером может служить Петропавловский собор (1712 - 1733), который завершает многоярусная башня-колокольня, увенчанная не куполом или шатром, а высоким иглоподобным шпилем. Она напоминает скорее европейские колокольни или ратушные башни.

 

В начале 18 века получает распространение новый для России архитектурный жанр - триумфальные ворота. Существенный вклад в разработку этого жанра внес московский архитектор И.П. Зарудный. В первой четверти 18 века одновременно со строительством Петербурга ведется сооружение загородных резиденций, прежде всего вдоль Финского залива: это Екатерингоф, Стрельня, Ораниенбаум, Петергоф. Петергоф был задуман в подражание регулярным паркам Европы, в первую очередь Версалю. Ансамбль Петергофа включает дворцы Большой Петродворец и Монплезир, парковые павильоны Марли и Эрмитаж, 140 фонтанов, 3 каскада, золоченные и мраморные статуи. Крупнейшие архитектуры петровской эпохи - Ж.Б. Леблон (1679 - 1719), Д. Трезини (1670 - 1734), М.Г. Земцов (1678 - 1743), М.П. Еропкин (1698 - 1740), И.К. Коробов (1700 - 1743).

4.Стилевые особенности петровского барокко. Освоение и переработка зарубежного архитектурного и художественного опыта.

Петро́вское баро́кко — термин, применяемый историками искусства к архитектурному и художественному стилю, одобренному Петром I и широко использованному для проектирования зданий в новой российской столице Санкт-Петербурге.

Ограниченный условными рамками 1697—1730 гг. (время Петра и его непосредственных преемников), это был архитектурный стиль, ориентировавшийся на образцы шведской, немецкой и голландской гражданской архитектуры (представленной, в частности, Тессинами). Западноевропейские прообразы памятников петровского барокко — здания во многом эклектичные, влияние «интернационального» барокко Бернини в них смягчено французским пристрастием к классицизму и преданиями готической старины. Сводить всё многообразие архитектурных решений петровских архитекторов к барокко можно только с известной долей условности.

Архитектуре петровского времени свойственны простота объёмных построений, чёткость членений и сдержанность убранства, плоскостная трактовка фасадов. В отличие от нарышкинского барокко, популярного в это время в Москве, петровское барокко представляло собой решительный разрыв с византийскими традициями, которые доминировали в российской архитектуре почти 700 лет. Вместе с тем налицо и отличия от голицынского барокко, вдохновлявшегося непосредственно итальянскими и австрийскими образцами.

К числу первых строителей Петербурга принадлежат Жан-Батист Леблон, Доменико Трезини, Андреас Шлютер, Дж. М. Фонтана, Николо Микетти и Г. Маттарнови. Все они прибыли в Россию по приглашению Петра I. Каждый из этих архитекторов вносил в облик сооружаемых зданий традиции своей страны, той архитектурной школы, которую он представлял. Курируя осуществление их проектов, традиции европейского барокко усваивали и русские зодчие, как, например, Михаил Земцов.

Прообразом петровского барокко можно считать здания, возведённые в Москве до начала планомерной застройки новой столицы. Это Лефортовский дворец в Москве (1697—1699 гг., архитектор Д. В. Аксамитов, перестроен 1707—1709 гг. Дж. М. Фонтана) и церковь Архангела Гавриила, в народе прозванная Меншиковой башней (1701—1707 гг., архитектор Иван Зарудный). В этих сооружениях элементы московского барокко сочетались с ордерными деталями в оформлении фасадов. Прихотливым сочетанием элементов московского и петровского барокко отмечено и пришедшее ему на смену аннинско-елизаветинское барокко.

Екатериненталь

Кунсткамера

Церковь Петра и Павла на Новой Басманной

Кикины палаты

Меншиковский дворец

 

5.Общественные здания Петербурга петровской эпохи.

Архитекту́ра Санкт-Петербу́рга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII—XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт-Петербург стал первым крупным современным городом, на территории Европы — самой молодой столицей.

Особенностями архитектуры Санкт-Петербурга являются продуманная регулярность застройки, соразмерность городских ансамблей, учёт влияния неброской природной среды, гармоничная полифония различных архитектурных стилей, сочетание регионального и столичного менталитета, вовлечение загородных анклавов в единую агломерацию. Благодаря преемственности многовекового российского и западноевропейского градостроительного опыта эти особенности сформировали уникальный архитектурный сплав, вызывающий неизменное восхищение горожан и гостей северной столицы.

Содержание

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.