Лекция 3. Использование клеточной инженерии в создании современных промышленных технологий.
Сведения о переутверждении программы
На очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный
год
| Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры,
Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер
изменения
| | | | | | | | | | | | |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.2. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе
Биотехнология – это наука о способах получения разнообразных, необходимых человеку веществ и продуктов в управляемых условиях с использованием высокоэффективных форм микроорганизмов, культур клеток и тканей растений и животных или изолированных из клеток биологических структур.
Биотехнология базируется на достижениях таких наук как микробиология, биохимия, молекулярная биология, генетика и использует эти достижения в технологических процессах производства. В связи с этим, изучение данного курса возможно только при наличии у студентов определенного объема знаний по вышеперечисленным наукам.
Изучение биотехнологии представляет большую важность для будущих биологов, так как значительно расширяет кругозор, повышает научную эрудицию и позволяет понимать и разумно подходить к обсуждению и решению многочисленных социальных и экономических проблем, возникающих в таких областях как пищевая промышленность, сельское хозяйство, экология, медицина. Кроме того, при знакомстве с некоторыми разделами биотехнологии (генная инженерия) возникает необходимость решения этических вопросов, связанных с биологической безопасностью (клонирование человека), что имеет большое воспитательное значение, особенно важное для студентов – биологов.
Программа по курсу “Введение в биотехнологию” разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего и профессионального образования и программой общепрофессиональных дисциплин по направлению 020200-БИОЛОГИЯ.
Предлагаемая программа по биотехнологии рассчитана на студентов-биологов старших курсов. Она составлена с учетом новых достижений как самой биотехнологии, так и основополагающих фундаментальных наук.
Цель данного курса является изучение студентами современных биологических технологий, созданных на основе фундаментальных наук и призванных помочь решению сложных биологических, энергетических, экологических, социальных проблем современности.
Первый раздел курса дает общую характеристику предмета, знакомит с краткой историей развития биотехнологии, с понятием биологической безопасности и с подходом к решению связанных с биобезопасностью вопросов в разных странах. Второй и третий разделы посвящены изучению основных направлений биотехнологии: генетической инженерии и клеточной инженерии. Именно в них разрабатываются те принципы и технологии, которые лежат в основе решения задач, разрабатываемых в остальных разделах курса. Это вопросы регенерации организмов, их клонального размножения, оздоровления растений, экологически чистой переработки отходов сельского хозяйства, получения биотоплива и ряд других.
В задачи дисциплины входят:
-воспитание у обучающихся естественно-научного мировоззрения при использовании достижений биологии в биотехнологии и формирование научно-методического подхода к практической деятельности человека в области биотехнологии;
- изучение научных достижений в области биотехнологии с использованием знаний по биологии, полученных студентами на 1-4 курсах обучения.
Задачи курса достигаются с помощью:
- изучения основ предмета исследований, понятийного аппарата и методологической базы молекулярной биологии и генетики, биохимии нуклеиновых кислот и белков, энзимологии, микробиологии;
- ознакомления с современными направлениями развития и практического использования достижений биотехнологий;
- ознакомления с современными методами конструировании различных векторов, клонировании генов и их экспрессии в различных типах клеток, методами определения нуклеотидных последовательностей ДНК и сайт-направленного мутагенеза, выделения, очистки и анализа биологических молекул, получения и использования трансгенных животных и растений ;
- самостоятельной работы студента со специальной литературой, в том числе и электронными базами данных российских и зарубежных библиотек, а также патентной документацией и ведущими научными журналами биологической, молекулярно-биологической и молекулярно-генетической направленности, выходящими на русском и иностранных языках.
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
По окончанию курса студенты должны знать:
1. основные понятия, термины и методы биотехнологии;
2. принципы биотехнологической промышленности;
3. технологии получения целевых продуктов с использованием микробиологических, растительных и животных объектов;
4. основные способы генно-инженерных технологий получения инсулина, соматотропина, интерферона и др.;
5. технологии биоэнергетики;
6. способы повышения эффективности фиксации молекулярного азота, фотосинтеза, повышения устойчивости растений к различным биотическим и абиотическим факторам с использованием методов генетической инженерии.
Студенты должны уметь:
1. приготовить питательные среды для культивирования микробных и растительных объектов;
2. подготовить экспланты для индукции каллусной ткани на агаровой среде;
3. рассчитать ростовые характеристики (подсчет числа клеток в среде культивирования, построение кривой роста) активно растущих клеточных культур.
4. пользоваться автоклавом, ламинарным шкафом, приобретать навыки работы в стерильных условиях.
Для изучения дисциплины необходимы знания по дисциплинам:
- Молекулярная биология
- Молекулярная генетика
- Биохимия;
- Микробиология и вирусология;
- Физиология растений и животных.
Виды учебной деятельности включают: лекции, семинарские занятия, внеаудиторную самостоятельную работу.
Курс изучается студентами в 9-ом семестре и заканчивается зачетом.
III. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Введение в биотехнологию»
№
п/п
| № п/п
|
Наименование разделов
| Количество часов по
учебному плану
| раздела
| темы
| и тем
| всего
| лекции
| лаб
занятия
| Сем. занятия
| сам. работа
|
|
| Семестр 9
|
|
|
|
|
|
|
| Введение. Биотехнология и биобезопасность.
|
|
| | |
|
|
| Основы генетической инженерии.
|
|
| | |
|
|
| Основы клеточной инженерии.
|
|
| | |
|
|
| Экологическая биотехнология.
|
|
| | |
|
|
| Инженерная энзимология.
|
|
| | |
|
|
| Промышленная биотехнология .
|
|
| | |
|
| | |
| | | |
|
| | |
| | | |
|
| | |
| | | |
|
| | |
| | | |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| | | Всего часов
|
|
| | | |
IV. ПРОГРАММА ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
4.1. Тематический план лекций
№
п/п
| Темы лекций
| Кол-во часов
|
|
|
|
| Семестр 9
|
|
| Введение. Биотехнология и биобезопасность. Технологии сохранения генофонда.
|
|
| Основные понятия генетической инженерии.
|
|
| Использование клеточной инженерии в создании современных промышленных технологий.
|
|
| Биотехнология и проблемы окружающей среды.
|
|
| Иммобилизованные ферменты и клетки.
|
|
| Биотехнологии в пищевой промышленности.
|
| | | | | | | | | |
|
|
| | Итого
|
|
Планы лекционных занятий
Лекция 1 . Введение. Биотехнология и биобезопасность.
Технологии сохранения генофонда.
1.Биотехнология, ее предмет, цели и задачи. Взаимосвязь биотехнологии с фундаментальными науками. Прикладной характер биотехнологии. Разделы биотехнологии.
2. Объекты современной биотехнологии. История развития биотехнологии как науки.
3. Понятие биологической безопасности в биотехнологии.
Основные понятия и категории: биотехнология, генетическая инженерия, клеточная инженерия, нанобиотехнология, трансформация, клонирование.
Лекция 2. Основные понятия генетической инженерии.
1. Создание рекомбинантных (чужеродных )ДНК.
2. Клонирование генов в различных биологических системах.
3. Использование генетической инженерии в сельском хозяйстве.
Основные понятия и категории: корончатые галлы, микроинъекции ДНК, метод «маркера», челночный вектор, вектор, плазмида, маркерный ген, репортерный ген. рестриктазы, секвенирование, рекомбинантная ДНК, ДНК – зонды, трансгеноз, трансгенные организмы.
Лекция 3. Использование клеточной инженерии в создании современных промышленных технологий.
1. Метод культуры клеток и тканей - основа клеточной инженерии.
2. Дедифференцировка и каллусогенез – основа создания пересадочных культур. Общая характеристика каллусных клеток растений. Суспензионные культуры.
3. Клональное микроразмножение. Основные типы микроразмножения: микрочеренкование, образование микроклубней и микролуковиц, индукция адвентивных почек, индукция развития пазушных меристем. Этапы процесса клонального микроразмножения. Области применения клонального микроразмножения. Оздоровление посадочного материала.
4. Использование биологических технологий для создания растений с новыми признаками (методы андрогенеза и гиногенеза, сомаклональные варианты и клеточная селекция).Введение цианобактерий в культуру клеток для создания новых симбиотических систем, фиксирующих азот.
Основные понятия и категории: культура клеток,тотипотентпость,питательные среды,дедифференцияция, детерминация развития, клеточная селекция ,каллусогенез, изолированные протопласты,органогенез,пролиферация, сомаклоны, сомаклональная вариабельностьяя, соматическая гибридизация,субкультивирование,суспензионная культура микроклональное размножение,эмбриоиды,адвентивные почки, партеногенез.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2025 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|