Причины аутодеструктивного поведения.
нарушения в поведении
| биологические
| социальные
| психосоциальные
| личностные
| возрастные
| алкоголизм
|
|
|
|
|
| наркомания
|
|
|
|
|
| проституция
|
|
|
|
|
| суицид
|
|
|
|
|
|
Ход занятия.
Обсуждение вопросов:
1. Психологические причины различных форм аутодеструктивного поведения.
2. Психологический портрет алкоголика.
3. Психологический портрет наркомана.
4. Психологический портрет проститутки.
Литература.
1. Садовский М.Г. Подростковая сексуальность как предмет социальной работы. // Вестник психосоциальной и коррекционной работы.- 1998.-№ 1.- С. 41-50.
2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.-М.,1997.-96с.
3. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: МГУ, 1984.- 143 с.
4. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.- М.:Педагогика, 1982.- 176с.
5. Максимова Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению.// Психологический журнал.- 1995.-№2.- С. 178-182.
Занятие № 6.
( семинарское)
Тема: Личность подростка и девиантное поведение.
Цель: обобщить представления о возрастных особенностях подросткового возраста, дефектах воспитания, акцентуациях характера, приводящих к дезадаптации подростка.
Основные понятия: толерантность к групповому давлению, реакции эмансипации, группирования со сверстниками, имитации, хобби-реакции, недифференцированное половое влечение, акцентуации характера.
Подготовка к занятию.
§ Ознакомиться с предложенной литературой.
§ Составить общую характеристику подросткового возраста.
§ Иметь в наличии методику определения акцентуаций характера К.Леонгарда.
Ход занятия.
Обсуждение вопросов:
1. Общая характеристика подросткового возраста.
2. Дефекты воспитания как детерминанты девиантного поведения подростка.
2. Акцентуации характера.
3. Проведение методики определения акцентуаций характера К.Леонгарда. Анализ и интерпретация результатов.
4. Подведение итогов занятия.
Литература.
- Аверин В. Психология детей и подростков. СПб.: Педагогика, 1998.
- Аккреман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. СПб:. С. 287-307.
- Садовский М.Г. Подростковая сексуальность как предмет социальной работы. // Вестник психосоциальной и коррекционной работы.- 1998.-№ 1.- С. 41-50.
- Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.-М.,1997.-96с.
- Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: МГУ, 1984.- 143 с.
- Ватова Л. Молодежный вандализм как психологический феномен. //Социальная педагогика. – 2003. - №1.
- Воронова Е.Г. Профилактика правонарушений и создание правосудия по делам несовершеннолетних: опыт Ростовской области по совершенствованию ювенальных технологий. //Официальные документы в образовании. – 2004. - №32.
- Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.- М.:Педагогика, 1982.- 176с.
- Максимова Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению.// Психологический журнал.- 1995.-№2.- С. 178-182.
- Шнайдер Л.Б, Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.
Занятие № 7.
( семинарское)
Тема: Психология делинквентного и криминального поведения.
Цель: ознакомиться к основами психологии антисоциального поведения.
Основные понятия: делинквентное поведение, криминальное поведение, классификация преступников, социальные средовые теории преступности, индивидуальные теории преступности, просоциальное поведение, асоциальное поведение, антисоциальное поведение.
Подготовка к занятию.
§ Подобрать литературу по теме и составить библиографический список.
§ Подготовить доклад на одну из предложенных тем.
§ Написать аннотацию на одну из книг, использованных при подготовке к занятию.
Примерные темы для докладов.
- Психологический портрет делинквентной личности.
- Особенности мотивационной сферы подростков-правонарушителей.
- Социологические теории преступности.
- Делинквентность как самопрезентация.
- Теория криминальности Айзенка.
- Биологические корреляты антисоциального поведения.
- Генетика и криминальность.
- Дисфункция мозга и антисоциальное поведение.
- Семейные корреляты преступности.
- Влияние группы сверстников как детерминанта делинквентного поведения.
- Сексуальные отклонения и половые преступления.
- Теории сексуальной девиантности.
- Сексуальная агрессия.
Примечание. Предложенные темы могут изменяться (предлагаться новые) студентом при согласовании с преподавателем.
Ход занятия.
Обсуждение вопросов:
1. Выступления докладчиков.
2. Обсуждение докладов.
3. Подведение итогов занятия.
Литература.
- Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.,1993.- 199с.
- Социальные отклонения. Введение в общую теорию. - М., 1984.- 320с.
- Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. - М.,1989.- 351с.
4. Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп.-М.,1990.-159с.
5. Психологические особенности самосознания подростка. -Киев: Вища школа., 1980.-168с.
6. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Под ред. Е.В. Шороховой и М.И.Бобневой. - М: Наука, 1976.- 365 с.
7. Шибутани Т. Социальная психология./ Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1968.- 535 с.
8. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи.- Тверь, 1994.- 320с.
9. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей.// Изучение мотивации детей и подростков.- М.,1972.- С. 239-250.
10. Белкин А.С. Внимание- ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск, 1981.- 128с.
- Реан А.А. Характерологический особенности подростков- делинквентов.// Вопросы психологии.- 1991.- №4.- С.139-144
- Радзиховский Л.А. Неформальные молодежные объединения: проблемы психологического анализа.//Советская педагогика. - 1988.-№9.- С. 75-79.
- Радзиховский Л.А. Неформальные молодежные объединения : психолого-педагогические проблемы.//Советская педагогика.-1988-№7.-С.49- 54.
14. Розин М.В. Динамика личности в неформальных объединениях.// Советская педагогика.- 1985.-№5.- С. 80-86.;
- Розин М.В. Файн А.П. Демонстративность поведения участников неформальных объединений.// Советская педагогика.- 1988.- №7.- С.60-65.
- Михайлова Е.Н. Неформальное молодежное движение: Динамика развития. // Советская педагогика.- 1990.- №7.- С. 74-78.
Занятие № 8.
( семинарское)
Тема: Гендерные варианты девиантного поведения.
Цель: изучить гендерную специфику девиантных форм поведения.
Основные понятия: гендерный стереотип, фемининность, маскулинность, гиперролевое поведение, нарциссическое поведение, климактерический синдром, аутоагрессивное поведение, нарушение пищевого поведения.
Подготовка к занятию.
§ Ознакомиться с предложенной литературой.
§ Выписать в тетрадь определения основных понятий.
§ Быть готовым к осуждению следующих вопросов.
1. Нормативность и отличительные параметры женского и мужского полоролевого поведения.
2. Гендерные стереотипы полоролевого поведения.
3. Психосексуальное развитие и гендерная социализация.
3.1. Сексуальность и жизненный путь.
3.2. Детская сексуальность.
3.3. Мужская сексуальность.
3.4. Женская сексуальность.
3.5. Гендерные особенности сексуальных девиаций и перверсий.
3.6. Особенности гармоничного и девиантного поведения женщины во время беременности.
3.7. Зависимость между изменениями психического состояния, поведения и менструальным циклом, климактерическим периодом.
4. Гендерные особенности аутоагрессивного поведения.
5. Специфические гендерные особенности девиантного поведения в виде злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности.
6. Гендерные различия в проявлениях коммуникативных девиаций.
Ход занятия.
1. Экспресс-опрос по теме.
2. Обсуждение предложенных вопросов.
3. Подведение итогов занятия.
Литература.
1. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб.: Питер, 2004. (с.337 -363)
2. Кон И.С. Ведение в сексологию. – М.: 1989. – 336 с.
3. Кон И.С. Сексология. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.
4. Кришталь В.В., Григорян С.Р. Сексология. – М.: ПЭР СЭ, 2002. (с.765-821)
5. Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: 1999. – 532 с.
6. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. – М.: Мир, 1998. (с.380-407, 409-430)
7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДпресс, 2001. (с.109 -119)
8. Паджаковска К. Извращение. – М.: ООО «Издательство проспект», 2002.
9. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психолог. журнал. – 1993. - №6.
10. Сексология. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. (с193 – 256)
Занятие № 9.
( практическое)
Тема: Нарушения в поведении детей и подростков. Профилактика, диагностика и коррекция девиантного поведения детей и подростков.
Цель: научиться планировать и осуществлять работу по профилактике девиантного поведения подростков.
Основные понятия: воровство, клептомания, побеги из дома, дромомания, гемблин, фанатизм (религиозный, спортивный, музыкальный и др).
Подготовка к занятию.
§ Провести обзор публикаций , составить библиографию журнальных статей по выделенным проблемам.
§ Законспектировать 2 стати на выбор.
§ Выделить основные причины нарушений поведения в детском и подростковом возрасте
Причины девиантного поведения.
Нарушения в поведении
| биологические
| социальные
| личностные
| возрастные
| Воровство
|
|
|
|
| Клептомания
|
|
|
|
| Дромомания
|
|
|
|
| Гемблинг
|
|
|
|
| Фанатизм (религиозный, спортивный, музыкальный и др.)
|
|
|
|
|
1. Подготовить анализ проблемных ситуаций: диагностика и пути коррекции.
- Воровство у детей и подростков.
- Побеги из дома
- Бродяжничество
- Уход подростка в религиозную секту
- Интернет-зависимость в подростковом возрасте
- Проблема игровой зависимости (азартные, компьютерные игры, игровые автоматы…).
Ход занятия.
1. Обсуждение актуальности выдвинутых проблем (на основе обзорного анализа публикаций)
2. Обсуждение проблемных ситуаций, включая профилактику, диагностику и пути коррекции.
3. Подведение итогов.
Литература.
1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999. – 512с.
2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М., 1991 – 224с.
3. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб. – 2004 – 352с.
4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии -М., 1993. - 199 с.
5. Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми группы риска в Финляндии. // Вестник психосоциальной и коррекционной работы- 1995- №4- С.62-67.
6. Беличева С.А. Социально- педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков.// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1995- №1.- С. 3-18.
7. Беличева С.А. Социальное воспитание и превентивная практика в Венгрии (впечатления от комендировки).// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1994.-№2.- С. 80-84.
8. Белкин А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск, 1981.- 128с.
9. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб – 2004.
10. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: уч.пос. / Под ред М.И.Рожкова. – М., 2001 – 239с.
11. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). Уч.пос. – М., 2003. – 288с
12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001, - 160с.
13. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией.// Вопросы психологии.- 1996.- №4.- С. 55-62.
14. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности.// Психологический журнал. - 1995.- №2.- С. 178-182.
15. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм // Журнал практического психолога. Спц.вып. – М., 2000. - №1-2.
16. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А.Беличевой – М., 1999.
17. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Сб.-Киев, 1989.- 126с.
18. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.-
19. Репринцева Г.И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии.// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1995. №3. - С. 45-54.
20. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1996.
Занятие № 10.
Тема:Контрольная работа.
Цель: контроль знаний по курсу.
Подготовка к занятию.
- Обобщить знания по следующим темам, используя предложенный список основной литературы, материалы лекций и практических занятий.
§ Предмет, задачи, методы психологии девиантного поведения.
§ Определение понятий «поведенческая норма», «социальные отклонения» и «девиантное поведение».
§ Подходы к оценке поведенческой нормы: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный.
§ Функции социальных норм. Классификация социальных норм.
§ Основные подходы, объясняющие феномены «нормы» и «отклонения»: теория социальной аномии Э. Дюркгейма;
биопсихологические концепции нормы и патологии в теориях 3. Фрейда и Ч. Ломброзо, эволюционный подход Ч. Дарвина, этологический подход К.Лоренца.
§ Структура девиантного поведения: индивидуальные - групповые, временные - устойчивые, стихийные - спланированные, осознаваемые - неосознаваемые девиации; Феномен «криминальной личности» и «криминального общества».
§ Делинквентный тип ДП. Аддиктивный тип ДП, Патохарактерологический и психопатологический типы ДП. Тип ДП основанный на гиперспособностях.
§ Маргинальность, маргинальный тип личности и феноменология маргинального поведения.
§ Возрастные особенности ДП. Этнокультуральные варианты девиантного поведения. Гендерные особенности ДП. Профессиональные варианты ДП. Девиантное поведение у хронически больных.
§ Агрессивное поведение. Виды агрессивных действий (Басс, Дарки). Классификации агрессии по цели: враждебная и инструментальная, по формам проявления: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия.
§ Аутоагрессивное поведение. Формы аутоагрессивного поведения: самоубийство (суицид) и самоповреждение (парасуицид). Понятие о суициде. Классификации суицидов. Насильственный и ненасильственный суицид (С.Грофф). Истинное, демонстративно - шантажное и аффективное суицидальное поведение. Основные теории суицида: биогенетическая теория, психоаналитическая теория, трансперсональная теория, психопатологическая теория, гуманистическая теория.
§ Алкоголизм как одна из форм аутодеструктивного поведения.
§ Наркомания.
§ Нарушения пищевого поведения: нервная буллимия, нервная анорексия.
§ Игровая зависимость (гэмблинг). Компьютерная зависимость, азартные игры.
§ Сексуальные девиации и перверсии.
§ Сверхценные психопатологические увлечения. Синдром «философической интоксикации». Клептомания. Пиромания. Дромомания. Навязчивые ритуалы. Сутяжничество. Кверулянство.
§ Коммуникативные девиации. Аутистическое поведение. Конформистское поведение. Фобическое поведение. Ревность.
§ Социально пассивные отклонения в поведении: уклонение от учебы и работы, бродяжничество. Причины и профилактика.
§ Отклонения корыстной ориентации: воровство, клептомания.
§ Девиантное поведение у хронических больных.
Задания для самостоятельной работы.
Тема 1.Идеальная норма, креативность и девиации поведения.
Цель:закрепление теоретических знаний по теме.
Основные понятия:идеальная поведенческая норма, надситуативная активность, поисковая активность, креативная личность, девиантная личность.
Задание.
§ Выписать в тетрадь определение основных понятий.
§ Законспектировать параграф «Идеальная норма, креативность и девиации поведения», Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДпресс, 2001. (с.15 – 19)
§ Составить список сходных черт креативной и девиантной личности. Оформить в виде таблицы.
№
| Креативная личность
| Девиантная личность
|
|
|
|
Литература.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.
Дополнительная литература.
- Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: 1990.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.
- Кон. И.С. Социология личности.- М.: Политиздат,1967.- 384с.
- Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1987.
- Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение у подростков.- Минск, 1988.- 206с.
Тема 2.Психология гармоничного и нормативного поведения.
Цель:закрепление теоретических знаний по теме.
Основные понятия:темперамент,характер, гармоничные черты характера, самоактуализация, зрелость, инфантилизм, гибкость уровня притязаний, типиы характера: истеричный, шизоидный, эпилептоидный, психастенический, астенический, паранойяльный.
Задание.
- Изучить предложенную литературу.
- Выписать в тетрадь определение основных понятий.
- Ответить на вопросы теста для самопроверки.
Вопросы для самопроверки.
- Неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека обозначается термином:
а) темперамент
б) характер
в) личность
г) индивид
д) индивидуальность
- К параметрам гармоничного характера относится все нижеперечисленное за исключением:
а) зрелость
б) здравомыслие
в) автономность
г) гибкость самооценки
д) нравственность
- Перфекционизм входит в структуру:
а) истерических черт характера
б) шизоидных черт характера
в) психастенических черт характера
г) паранойяльных черт характера
д) эпилептоидных черт характера
4. Склонность к повышенной аккуратности входит в структуру:
а) истерических черт характера
б) шизоидных черт характера
в) психастенических черт характера
г) паранойяльных черт характера
д) эпилептоидных черт характера
5. Повышенная подозрительность в сочетании со склонностью к образованию сверхценных идей входит в структуру:
а) истерических черт характера
б) шизоидных черт характера
в) психастенических черт характера
г) паранойяльных черт характера
д) эпилептоидных черт характера
Литература.
1. Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995.
- Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.
3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.-М.: Изд-во МГУ,1968.-263с.
4. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы.- Москва-Петропавловск-Камчатский, 1997.- 200с.
- Волков В.П. Люди с трудным характером. – М., 2004 – 64с.
- Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.
- Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Уч.пос. – М., 2001. – 432с.
- Мудрик А.В. Социализация в смутное время. - М.: Знание, 1991.-78с.
10. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. - М.,1990.-40 с.
11. Петленко В.П. и др. Валеология человека: Здоровье,-Любовь-Красота.-Т.5.- Гармония чувств и образ жизни- СПб- Минск-1997-359с.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|