Сделай Сам Свою Работу на 5

Причины аутодеструктивного поведения.





нарушения в поведении биологические социальные психосоциальные личностные возрастные
алкоголизм          
наркомания          
проституция          
суицид          

 

Ход занятия.

Обсуждение вопросов:

1. Психологические причины различных форм аутодеструктивного поведения.

2. Психологический портрет алкоголика.

3. Психологический портрет наркомана.

4. Психологический портрет проститутки.

 

Литература.

1. Садовский М.Г. Подростковая сексуальность как предмет социальной работы. // Вестник психосоциальной и коррекционной работы.- 1998.-№ 1.- С. 41-50.

2. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.-М.,1997.-96с.

3. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: МГУ, 1984.- 143 с.

4. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.- М.:Педагогика, 1982.- 176с.

5. Максимова Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению.// Психологический журнал.- 1995.-№2.- С. 178-182.

Занятие № 6.

( семинарское)



 

Тема: Личность подростка и девиантное поведение.

Цель: обобщить представления о возрастных особенностях подросткового возраста, дефектах воспитания, акцентуациях характера, приводящих к дезадаптации подростка.

Основные понятия: толерантность к групповому давлению, реакции эмансипации, группирования со сверстниками, имитации, хобби-реакции, недифференцированное половое влечение, акцентуации характера.

Подготовка к занятию.

§ Ознакомиться с предложенной литературой.

§ Составить общую характеристику подросткового возраста.

§ Иметь в наличии методику определения акцентуаций характера К.Леонгарда.

 

Ход занятия.

Обсуждение вопросов:

1. Общая характеристика подросткового возраста.

2. Дефекты воспитания как детерминанты девиантного поведения подростка.

2. Акцентуации характера.

3. Проведение методики определения акцентуаций характера К.Леонгарда. Анализ и интерпретация результатов.

4. Подведение итогов занятия.

 

Литература.

  1. Аверин В. Психология детей и подростков. СПб.: Педагогика, 1998.
  2. Аккреман Н. Роль семьи в появлении расстройств у детей // Семейная психотерапия: Хрестоматия / Сост. Эйдемиллер Э.Г., Александрова Н.В., Юстицкис В. СПб:. С. 287-307.
  3. Садовский М.Г. Подростковая сексуальность как предмет социальной работы. // Вестник психосоциальной и коррекционной работы.- 1998.-№ 1.- С. 41-50.
  4. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.-М.,1997.-96с.
  5. Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: МГУ, 1984.- 143 с.
  6. Ватова Л. Молодежный вандализм как психологический феномен. //Социальная педагогика. – 2003. - №1.
  7. Воронова Е.Г. Профилактика правонарушений и создание правосудия по делам несовершеннолетних: опыт Ростовской области по совершенствованию ювенальных технологий. //Официальные документы в образовании. – 2004. - №32.
  8. Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников.- М.:Педагогика, 1982.- 176с.
  9. Максимова Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению.// Психологический журнал.- 1995.-№2.- С. 178-182.
  10. Шнайдер Л.Б, Девиантное поведение детей и подростков. – М.: Академический Проект; Трикста, 2005. – 336 с.

 



 

Занятие № 7.

( семинарское)

 

Тема: Психология делинквентного и криминального поведения.

Цель: ознакомиться к основами психологии антисоциального поведения.

Основные понятия: делинквентное поведение, криминальное поведение, классификация преступников, социальные средовые теории преступности, индивидуальные теории преступности, просоциальное поведение, асоциальное поведение, антисоциальное поведение.

Подготовка к занятию.



§ Подобрать литературу по теме и составить библиографический список.

§ Подготовить доклад на одну из предложенных тем.

§ Написать аннотацию на одну из книг, использованных при подготовке к занятию.

Примерные темы для докладов.

  1. Психологический портрет делинквентной личности.
  2. Особенности мотивационной сферы подростков-правонарушителей.
  3. Социологические теории преступности.
  4. Делинквентность как самопрезентация.
  5. Теория криминальности Айзенка.
  6. Биологические корреляты антисоциального поведения.
  7. Генетика и криминальность.
  8. Дисфункция мозга и антисоциальное поведение.
  9. Семейные корреляты преступности.
  10. Влияние группы сверстников как детерминанта делинквентного поведения.
  11. Сексуальные отклонения и половые преступления.
  12. Теории сексуальной девиантности.
  13. Сексуальная агрессия.

Примечание. Предложенные темы могут изменяться (предлагаться новые) студентом при согласовании с преподавателем.

Ход занятия.

Обсуждение вопросов:

1. Выступления докладчиков.

2. Обсуждение докладов.

3. Подведение итогов занятия.

 

 

Литература.

  1. Беличева С.А. Основы превентивной психологии.- М.,1993.- 199с.
  2. Социальные отклонения. Введение в общую теорию. - М., 1984.- 320с.
  3. Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. - М.,1989.- 351с.

4. Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп.-М.,1990.-159с.

5. Психологические особенности самосознания подростка. -Киев: Вища школа., 1980.-168с.

6. Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Под ред. Е.В. Шороховой и М.И.Бобневой. - М: Наука, 1976.- 365 с.

7. Шибутани Т. Социальная психология./ Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1968.- 535 с.

8. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи.- Тверь, 1994.- 320с.

9. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей.// Изучение мотивации детей и подростков.- М.,1972.- С. 239-250.

10. Белкин А.С. Внимание- ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск, 1981.- 128с.

  1. Реан А.А. Характерологический особенности подростков- делинквентов.// Вопросы психологии.- 1991.- №4.- С.139-144
  2. Радзиховский Л.А. Неформальные молодежные объединения: проблемы психо­логического анализа.//Советская педагогика. - 1988.-№9.- С. 75-79.
  3. Радзиховский Л.А. Неформальные молодежные объединения : психолого-педа­гогические проблемы.//Советская педагогика.-1988-№7.-С.49- 54.

14. Розин М.В. Динамика личности в неформальных объединениях.// Совет­ская пе­дагогика.- 1985.-№5.- С. 80-86.;

  1. Розин М.В. Файн А.П. Демонстративность поведения участников нефор­мальных объединений.// Советская педагогика.- 1988.- №7.- С.60-65.
  2. Михайлова Е.Н. Неформальное молодежное движение: Динамика развития. // Советская педагогика.- 1990.- №7.- С. 74-78.

Занятие № 8.

( семинарское)

 

Тема: Гендерные варианты девиантного поведения.

Цель: изучить гендерную специфику девиантных форм поведения.

Основные понятия: гендерный стереотип, фемининность, маскулинность, гиперролевое поведение, нарциссическое поведение, климактерический синдром, аутоагрессивное поведение, нарушение пищевого поведения.

Подготовка к занятию.

§ Ознакомиться с предложенной литературой.

§ Выписать в тетрадь определения основных понятий.

§ Быть готовым к осуждению следующих вопросов.

1. Нормативность и отличительные параметры женского и мужского полоролевого поведения.

2. Гендерные стереотипы полоролевого поведения.

3. Психосексуальное развитие и гендерная социализация.

3.1. Сексуальность и жизненный путь.

3.2. Детская сексуальность.

3.3. Мужская сексуальность.

3.4. Женская сексуальность.

3.5. Гендерные особенности сексуальных девиаций и перверсий.

3.6. Особенности гармоничного и девиантного поведения женщины во время беременности.

3.7. Зависимость между изменениями психического состояния, поведения и менструальным циклом, климактерическим периодом.

4. Гендерные особенности аутоагрессивного поведения.

5. Специфические гендерные особенности девиантного поведения в виде злоупотребления веществами, вызывающими состояния измененной психической деятельности.

6. Гендерные различия в проявлениях коммуникативных девиаций.

 

Ход занятия.

1. Экспресс-опрос по теме.

2. Обсуждение предложенных вопросов.

3. Подведение итогов занятия.

Литература.

1. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб.: Питер, 2004. (с.337 -363)

2. Кон И.С. Ведение в сексологию. – М.: 1989. – 336 с.

3. Кон И.С. Сексология. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 384 с.

4. Кришталь В.В., Григорян С.Р. Сексология. – М.: ПЭР СЭ, 2002. (с.765-821)

5. Либин А.В. Дифференциальная психология. – М.: 1999. – 532 с.

6. Мастерс У., Джонсон В., Колодни Р. Основы сексологии. – М.: Мир, 1998. (с.380-407, 409-430)

7. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДпресс, 2001. (с.109 -119)

8. Паджаковска К. Извращение. – М.: ООО «Издательство проспект», 2002.

9. Русалов В.М. Пол и темперамент // Психолог. журнал. – 1993. - №6.

10. Сексология. Хрестоматия. – СПб.: Питер, 2001. (с193 – 256)

 

 

Занятие № 9.

( практическое)

Тема: Нарушения в поведении детей и подростков. Профилактика, диагностика и коррекция девиантного поведения детей и подростков.

Цель: научиться планировать и осуществлять работу по профилактике девиантного поведения подростков.

Основные понятия: воровство, клептомания, побеги из дома, дромомания, гемблин, фанатизм (религиозный, спортивный, музыкальный и др).

Подготовка к занятию.

§ Провести обзор публикаций , составить библиографию журнальных статей по выделенным проблемам.

§ Законспектировать 2 стати на выбор.

§ Выделить основные причины нарушений поведения в детском и подростковом возрасте

 

Причины девиантного поведения.

Нарушения в поведении биологические социальные личностные возрастные
Воровство        
Клептомания        
Дромомания        
Гемблинг        
Фанатизм (религиозный, спортивный, музыкальный и др.)        

 

1. Подготовить анализ проблемных ситуаций: диагностика и пути коррекции.

- Воровство у детей и подростков.

- Побеги из дома

- Бродяжничество

- Уход подростка в религиозную секту

- Интернет-зависимость в подростковом возрасте

- Проблема игровой зависимости (азартные, компьютерные игры, игровые автоматы…).

Ход занятия.

1. Обсуждение актуальности выдвинутых проблем (на основе обзорного анализа публикаций)

2. Обсуждение проблемных ситуаций, включая профилактику, диагностику и пути коррекции.

3. Подведение итогов.

 

Литература.

1. Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999. – 512с.

2. Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М., 1991 – 224с.

3. Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб. – 2004 – 352с.

4. Беличева С.А. Основы превентивной психологии -М., 1993. - 199 с.

5. Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми группы риска в Финляндии. // Вестник психосоциальной и коррекционной работы- 1995- №4- С.62-67.

6. Беличева С.А. Социально- педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков.// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1995- №1.- С. 3-18.

7. Беличева С.А. Социальное воспитание и превентивная практика в Венгрии (впечатления от комендировки).// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1994.-№2.- С. 80-84.

8. Белкин А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении школьников. - Свердловск, 1981.- 128с.

9. Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб – 2004.

10. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: уч.пос. / Под ред М.И.Рожкова. – М., 2001 – 239с.

11. Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). Уч.пос. – М., 2003. – 288с

12. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001, - 160с.

13. Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией.// Вопросы психологии.- 1996.- №4.- С. 55-62.

14. Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности.// Психологический журнал. - 1995.- №2.- С. 178-182.

15. Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм // Журнал практического психолога. Спц.вып. – М., 2000. - №1-2.

16. Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А.Беличевой – М., 1999.

17. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Сб.-Киев, 1989.- 126с.

18. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.-

19. Репринцева Г.И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии.// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1995. №3. - С. 45-54.

20. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1996.

 

Занятие № 10.

Тема:Контрольная работа.

Цель: контроль знаний по курсу.

Подготовка к занятию.

  1. Обобщить знания по следующим темам, используя предложенный список основной литературы, материалы лекций и практических занятий.

§ Предмет, задачи, методы психологии девиантного поведения.

§ Определение понятий «поведенческая нор­ма», «социальные отклонения» и «деви­антное поведение».

§ Подходы к оценке поведенческой нормы: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный.

§ Функции социальных норм. Классифи­кация социальных норм.

§ Основные подходы, объясняющие феномены «нормы» и «отклонения»: теория социальной аномии Э. Дюркгейма;

биопсихологические концепции нормы и патологии в теориях 3. Фрейда и Ч. Ломброзо, эволюционный подход Ч. Дарвина, этологический подход К.Лоренца.

§ Структура девиантного поведения: индивидуальные - групповые, временные - устойчивые, стихийные - спланированные, осознаваемые - неосознаваемые девиации; Феномен «криминальной личности» и «криминального общества».

§ Делинквентный тип ДП. Аддиктивный тип ДП, Патохарактерологический и психопатологический типы ДП. Тип ДП основанный на гиперспособностях.

§ Маргинальность, маргинальный тип личности и феноменология маргинально­го поведения.

§ Возрастные особенности ДП. Этнокультуральные варианты девиантного поведения. Гендерные особенности ДП. Профессиональные варианты ДП. Девиантное поведение у хронически больных.

§ Агрессивное поведение. Виды агрессивных действий (Басс, Дарки). Классификации агрессии по цели: враждебная и инструментальная, по формам проявления: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия.

§ Аутоагрессивное поведение. Формы аутоагрессивного поведения: самоубийство (суицид) и самоповреждение (парасуицид). Понятие о суициде. Классификации суицидов. Насильственный и ненасильственный суицид (С.Грофф). Истинное, демонстративно - шантажное и аффективное суицидальное поведение. Основные теории суицида: биогенетическая теория, психоаналитическая теория, трансперсональная теория, психопатологическая теория, гуманистическая теория.

§ Алкоголизм как одна из форм аутодеструктивного поведения.

§ Наркомания.

§ Нарушения пищевого поведения: нервная буллимия, нервная анорексия.

§ Игровая зависимость (гэмблинг). Компьютерная зависимость, азартные игры.

§ Сексуальные девиации и перверсии.

§ Сверхценные психопатологические увлечения. Синдром «философической интоксикации». Клептомания. Пиромания. Дромомания. Навязчивые ритуалы. Сутяжничество. Кверулянство.

§ Коммуникативные девиации. Аутистическое поведение. Конформистское поведение. Фобическое поведение. Ревность.

§ Социально пассивные отклонения в поведении: уклонение от учебы и работы, бродяжничество. Причины и профилактика.

§ Отклонения корыстной ориентации: воровство, клептомания.

§ Девиантное поведение у хронических больных.

 

 

 

Задания для самостоятельной работы.

Тема 1.Идеальная норма, креативность и девиации поведения.

Цель:закрепление теоретических знаний по теме.

Основные понятия:идеальная поведенческая норма, надситуативная активность, поисковая активность, креативная личность, девиантная личность.

Задание.

§ Выписать в тетрадь определение основных понятий.

§ Законспектировать параграф «Идеальная норма, креативность и девиации поведения», Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДпресс, 2001. (с.15 – 19)

§ Составить список сходных черт креативной и девиантной личности. Оформить в виде таблицы.

Креативная личность Девиантная личность
     

 

Литература.

  1. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. – М.: МЕДпресс, 2001. – 432 с.

Дополнительная литература.

  1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М.: 1990.
  2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.
  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.
  4. Кон. И.С. Социология личности.- М.: Политиздат,1967.- 384с.
  5. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1987.
  6. Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение у подростков.- Минск, 1988.- 206с.

Тема 2.Психология гармоничного и нормативного поведения.

Цель:закрепление теоретических знаний по теме.

Основные понятия:темперамент,характер, гармоничные черты характера, самоактуализация, зрелость, инфантилизм, гибкость уровня притязаний, типиы характера: истеричный, шизоидный, эпилептоидный, психастенический, астенический, паранойяльный.

Задание.

  1. Изучить предложенную литературу.
  2. Выписать в тетрадь определение основных понятий.
  3. Ответить на вопросы теста для самопроверки.

Вопросы для самопроверки.

  1. Неповторимость, уникальность сочетания различных свойств и качеств человека обозначается термином:

а) темперамент

б) характер

в) личность

г) индивид

д) индивидуальность

  1. К параметрам гармоничного характера относится все нижеперечисленное за исключением:

а) зрелость

б) здравомыслие

в) автономность

г) гибкость самооценки

д) нравственность

  1. Перфекционизм входит в структуру:

а) истерических черт характера

б) шизоидных черт характера

в) психастенических черт характера

г) паранойяльных черт характера

д) эпилептоидных черт характера

4. Склонность к повышенной аккуратности входит в структуру:

а) истерических черт характера

б) шизоидных черт характера

в) психастенических черт характера

г) паранойяльных черт характера

д) эпилептоидных черт характера

5. Повышенная подозрительность в сочетании со склонностью к образованию сверхценных идей входит в структуру:

а) истерических черт характера

б) шизоидных черт характера

в) психастенических черт характера

г) паранойяльных черт характера

д) эпилептоидных черт характера

 

Литература.

1. Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995.

  1. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.

3. Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.-М.: Изд-во МГУ,1968.-263с.

4. Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы.- Москва-Петропавловск-Камчатский, 1997.- 200с.

  1. Волков В.П. Люди с трудным характером. – М., 2004 – 64с.
  2. Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.
  3. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.
  4. Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Уч.пос. – М., 2001. – 432с.
  5. Мудрик А.В. Социализация в смутное время. - М.: Знание, 1991.-78с.

10. Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. - М.,1990.-40 с.

11. Петленко В.П. и др. Валеология человека: Здоровье,-Любовь-Красота.-Т.5.- Гармония чувств и образ жизни- СПб- Минск-1997-359с.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.