Сделай Сам Свою Работу на 5

Социально-психологические причины девиантного поведения





Отклонение от нормы как способ решения невыносимой критической ситуации. Трудности адаптации в обществе как причина делинквентности. Личностные особенности, провоцирующие нарушения в поведении: нарушения в самосознании, самооценке, деформация системы ценностей и потребностей личности, неправильное удовлетворение потребностей, нарушения в характере и эмоционально-волевой сфере. Защитное поведение как причина деликтов. Стандартность и стереотипность мышления. Творческие способности и исследовательский интерес. Личностные особенности как причина нарушений в поведении. Жестокость, корыстолюбие, лживость как черты личности. Нравственная устойчивость личности. Ступени развития морального сознания (по Л.Кольбергу). Трудности личностного становления как причина девиантности. Возрастные перестройки организма как провокация делинквентного поведения. Нормальный и патологический пубертатный криз. Психические расстройства и возраст. Возрастные кризисы и их проявления в поведении. Подростковые поведенческие реакции как причина девиантного поведения.

Тема 6. Клинические формы девиантного пове­дения. Агрессивное и аутоагрессивное поведение. Виды агрессивных действий (Басс, Дарки). Классификации агрессии по цели: враждебная и инструментальная, по формам проявления: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия.



Основные теории агрессии. Теории влечений (психоаналитический, этологический подходы). Теория ущемленных биологических потребностей.Теории биологической оправданности. Теории ситуационной оправданности. Фрустрационная теория агрессии. Теория социального научения агрессии. Биологические факторы агрессии. Влияние нервной системы. Генетические влияния. Биохимические факторы.

Понятие саморазрушительного (аутодеструктивного) поведения и аутоагрессии. Причины аутодеструктивного поведения: неблагополучие жизненных обстоятельств и недостаточность личностных ресурсов для их преодоления.Отличительные черты проблемной ситуации, вызывающей социально-пассивные отклонения.

Аутоагрессивное поведение. Формы аутоагрессивного поведения: самоубийство (суицид) и самоповреждение (парасуицид).



Понятие о суициде. Классификации суицидов. Насильственный и ненасильственный суицид (С.Грофф). Истинное, демонстративно - шантажное и аффективное суицидальное поведение. Основные теории суицида: биогенетическая теория, психоаналитическая теория, трансперсональная теория, психопатологическая теория, гуманистическая теория. Причины суицидального поведения: психотравмирующая ситуация и особенности личности. Особенности психотравмирующей ситуации, ведущей к суициду. Обобщенный психологический портрет суицидента. Динамика суицидального поведения. Признаки суицидального риска. Профилактика суицида. Тактики воздействия на суицидиентов с разными акцентуациями характера. Возрастные особенности суицидального поведения. Профилактика суицида у детей. Психологическая помощь в случаях суицидально-ориентированного поведения.

 

Тема 7. Клинические формы девиантного пове­дения. Зависимое (аддиктивное) поведение.

Формы зависимости. Мотивация поведения.

Алкоголизм как одна из форм аутодеструктивного поведения. Психологическая и физическая алкогольная зависимость. Биологические, социальные и социально-психологические причины алкоголизма как социально-пассивной формы отклонения. Социально-психологический портрет алкоголика. Основные направления профилактики алкоголизма.

Наркомания. Понятия "наркотизм", "наркомания", "токсикомания" Социально-психологический портрет наркомана и токсикомана.

Нарушения пищевого поведения: нервная буллимия, нервная анорексия.



Игровая зависимость (гэмблинг).Компьютерная зависимость, азартные игры.

Сексуальные девиации и перверсии. Феномен сексуального поведения. Понятие сексуальной нормы. Проституция: понятие, состояние и тенденции, внутренние причины. Сексуальные аддикции и сексуальные перверсии и их классификация (зоофилия, педофилия, эфебофилия, геронтофилия, некрофилия, фетишизм, эксгибиционизм, вуацеризм, садомазохизм, инцестное поведение, транссвестизм, транссексуализм).

Сверхценные психопатологические увлечения. Синдром «философической интоксикации». Клептомания. Пиромания. Дромомания. Навязчивые ритуалы. Сутяжничество. Кверулянство.

 

Тема 8. Клинические формы девиантного пове­дения. Коммуникативные девиации.Аутистическое поведение. Конформистское поведение. Фобическое поведение. Ревность.

Социально пассивные отклонения в поведении: уклонение от учебы и работы, бродяжничество. Причины и профилактика.

Отклонения корыстной ориентации: воровство, клептомания.

Психологическое содержание воровства. Воровство в детском возрасте. Воровство как 1) приобретенная форма поведения, 2) результат недостаточного понимания права собственности людей, 3) компенсаторное поведение, 4) форма протеста, 5) патология влечений. Клептомания.

 

Тема 9. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности.

Социально-психологический подход к профилактике девиантного поведения. Формы психопрофилактической работы: организация социальной среды, информирование, активное социальное обучение социально-важным навыкам, организация деятельности, альтернативной девиантному поведению; организация здорового образа жизни; активизация личностных ресурсов; минимизация негативных последствий ДП. Психологическая интервенция ДП. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. Выявление психологического смысла в различных проявления девиантности.

 

Тема 10. Девиантное поведение у хронических больных.

Психологическое отношение к болезни. Разновидности поведения хронически больного человека. Девиантное тревожное поведение, ипохондрическое, меланхолическое апатическое, дисфорическое , обессивно-фобическое, сенситивное, эгоцентрическое, эйфорическое, эргопатическое, паранойяльное, аггравационное, нормативное поведение хронически больного человека.

Тематическое планирование.

Дисциплина

ОПД.Р.01

ОПД.Р.03 Психология девиантного поведения

2. Специальность 030100.00 «Информатика с дополнительной специальностью английский язык», 032200.00 «Физика с дополнительной специальностью информатика» и 032500 «География»

3. ГруппаИнфА-031, ФИ -034, Г-035

 

№ работы   Тема   Вид занятий (Л, ПЗ, ЛР) Часы Множитель
Психология девиантного поведения как специальная психологическая дисциплина: предмет, задачи, методы, проблемы и перспективы развития.   Л
Соотношение понятий «поведенческая норма» и «девиантное поведение».   Л
Психология гармоничного и нормативного поведения.   Л
Структура девиантного поведения.   Л
Клинические формы девиантного пове­дения. Агрессивное и аутоагрессивное поведение. Л
Причины и факторы формирования девиантности.   Л
Клинические формы девиантного пове­дения. Зависимое (аддиктивное) поведение. Л
Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности. Л
Клинические формы девиантного пове­дения. Коммуникативные девиации. Л
Девиантное поведение у хронических больных.   л
Психология девиантного поведения: основные понятия и подходы.   ПЗ
Агрессивное поведение. ПЗ
Сексуальные девиации и перверсии. ПЗ
14-15 Аутодеструктивное поведение. ПЗ
Личность подростка и девиантное поведение.   ПЗ
Психология делинквентного и криминального поведения.   ПЗ
Гендерные варианты девиантного поведения. пз
Нарушения в поведении детей и подростков. Профилактика, диагностика и коррекция девиантного поведения детей и подростков. пз
Контрольная работа пз

Тематическое планирование.

Дисциплина

ОПД.Р.01

ОПД.Р.03 Психология девиантного поведения

2. Специальность 032600.00 «История с дополнительной специальностью», 032600 «История»

3. ГруппаИстА-030, И-030.

 

№ работы   Тема   Вид занятий (Л, ПЗ, ЛР) Часы Множитель
Психология девиантного поведения как специальная психологическая дисциплина: предмет, задачи, методы, проблемы и перспективы развития. Соотношение понятий «поведенческая норма» и «девиантное поведение».   Л
Структура девиантного поведения.   Л
Причины и факторы формирования девиантности.   Л
Клинические формы девиантного пове­дения. Агрессивное и аутоагрессивное поведение. Зависимое (аддиктивное) поведение. Коммуникативные девиации. Л
Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности... Л
Агрессивное поведение. ПЗ
Сексуальные девиации и перверсии. ПЗ
Аутодеструктивное поведение. ПЗ

Тематическое планирование.

Дисциплина

ОПД.Р.01

ОПД.Р.03 Психология девиантного поведения

2. Специальность 032900 «Русский язык и литература»

3. ГруппаРУ-031

 

№ работы   Тема   Вид занятий (Л, ПЗ, ЛР) Часы Множитель
Психология девиантного поведения как специальная психологическая дисциплина: предмет, задачи, методы, проблемы и перспективы развития. Соотношение понятий «поведенческая норма» и «девиантное поведение».   Л
Структура девиантного поведения.   Л
Клинические формы девиантного пове­дения. Агрессивное и аутоагрессивное поведение.. Коммуникативные девиации Л
Зависимое (аддиктивное) поведение Л
Девиантное поведение у хронических больных.   Л
Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности. Л
Агрессивное поведение. Л
Сексуальные девиации и перверсии. Л
Аутодеструктивное поведение. Л
Личность подростка и девиантное поведение.   ПЗ
Психология девиантного поведения: основные понятия и подходы.   ПЗ

Литература.

 

1.Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 1991. – 299с.

2.Азаров Ю.А. Беспризорность и детская преступность. //Воспитание школьников. – 2002. - №7.

3.Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. //Вопросы психологии. – 2000. – №6.

4.Амбрумова А.Г. Психология самоубийства // Социальная и клиническая психиатрия. – 1996. - №4.

5.Амбрумова А.Г., Тихоненко В.А. Диагностика суицидального поведения. – М., 1980.

6.Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников.-М.,1997.-96с.

7.Бандура А., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений. – М., 1999. – 512с.

8.Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб – 2004

9.Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведения.-М.:Наука,1978.- 309с.

10.Божович Л. И. Психология формирования личности. М., 1995.

11.Бойко И. Б. Самоубийство и его предупреждение. Рязань: РИФ "Стиль", 1997.

12.Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков- правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. - М.: Педагогика, 1972.-С. 232-250.

13.Братусь Б.С. Аномалии личности.- М., 1988.- 304с.

14.Братусь Б.С., Сидоров П.И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. М.: МГУ, 1984.- 143 с.

15.Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.

16.Буева Л.П. Социальная среда и сознание личности.-М.: Изд-во МГУ,1968.-263с.

17.Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психотерапевта. – М., 1988 – 207с.

18.Бэрон Р. Ричардсон Д. Агрессия. – СПб., 1998. С.55-90, 286- 328.

19.Весна Е.Б. Социализация и индивидуализация. Закономерности и механизмы.- Москва-Петропавловск-Камчатский, 1997.- 200с.

20.Змановская Е.В. Девиантология (Психология отклоняющегося поведения). Уч.пос. – М., 2003. – 288с

21.Иващенко Г.М., Мирсагатова М.Н., Камаева Г.И. Организация социальной реабилитации несовершеннолетних в специализированных учреждениях системы социальной защиты.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы-1995.-№1.- С. 18-37.

22.Илешова Р.Г. Нарушения поведения у детей и подростков. - Алма- Ата, 1990.-160с.

23.Кле М. Психология подростка: Психосексуальное развитие. М.: Педагогика, 1991.

24.Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001, - 160с.

25.Колесов Д.В. Предупреждение вредных привычек у школьников. - М.:Педагогика, 1982.- 176с.

26.Кон И.С. НТР и проблемы социализации молодежи.-М.:Знание.,1987.-63с.

27.Кон И.С. Психология ранней юности. - М.,1989.-255с.

28.Кон. И.С. Социология личности.- М.: Политиздат,1967.- 384с.

29.Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: Просвещение, 1987.

30.Кондрашенко В.Г. Девиантное поведение у подростков.- Минск, 1988.- 206с.

31.Коробкина З.В. Профилактика наркотической зависимости у детей и молодежи. – М., 2002. – 192с.

32.Королев В.В. Психические отклонения у подростков- правонарушителей. - М., 1992.- 206с.

33.Короленко И.П., Донских Т.Д. Семь путей к катастрофе: Деструктивное поведение в современном мире.-Новосибирск,1990.- 222 с.

34.Криминальная мотивация./Под ред. В.Н.Кудрявцевой. - М.,1986.- 303с.

35.Кудрявцев И.А., Морозова Г.Б. и др. Психологический анализ смыслоообразующих факторов делинквентного поведения подростков.// Психологический журнал.- 1996.- №5.- С.76-89.

36.Кулаков С.А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков: Уч.пос. – М., 1998.

37.Кучинская Е.В. Отношение к социальной среде у несовершеннолетних правонарушителей с корыстной ориентацией.// Вопросы психологии.- 1996.- №4.- С. 55-62.

38.Лабиринты одиночества: Пер. с англ. / Сост. и общ. ред. Н. Д. Покровского. М.: Прогресс, 1993.

39.Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. М.: Медицина, 1983.

40.Левин Б. М., Левин М. Б. Наркомания и наркоманы: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1991.

41.Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1981.

42.Ломброзо Ч. Преступление: Пер. Г. Н. Гордона. СПб., 1990.

43.Лоренц К. Агрессия ( так называемое зло).-М.: Прогресс, 1994.- 272с.

44.Лукас К., Сейген Г.М., Молчаливое горе: Жизнь в тени самоубийства. – М., 2000.

45.Майерс Д. Социальная психология./ Перев. с англ. - СПб, 1997. - 688с..

46.Максимова Н.Ю. О склонностях подростков к аддиктивному поведению.// Психологический журнал.- 1995.-№2.- С. 178-182.

47.Менделевич В.Д. Психология девиантного поведения. Уч.пос. – М., 2001. – 432с.

48.Мудрик А.В. Социализация в смутное время. - М.: Знание, 1991.-78с.

49.Мудрик А.В. Социализация и воспитание подрастающих поколений. - М.,1990.-40 с.

50.Мусалов Г.Г. и др. Вредные привычки подростков и их профилактика.- Махачкала, 1989.- 75 с.

51.Наркотики: Какую опасность представляет наркомания для подростков и как ее избежать. – М., 2001. – 136с.

52.Педагогические аспекты со­циальной психологии. - Минск, 1978. - 224с.

53.Пеньков Е.М. Социальные нормы - регуляторы поведения личности. Неко­торые вопросы методологии и теории. -М.:Мысль,1972.- 198с.

54.Петленко В.П. и др. Валеология человека: Здоровье,-Любовь-Красота.-Т.5.- Гармония чувств и образ жизни- СПб- Минск-1997-359с.

55.Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. - Тверь, 1994.- 320с.

56.Пирожков В.Ф. О психологических причинах воспроизводства подростковой преступности.// Психологический журнал. - 1995.- №2.- С. 178-182.

57.Плюс- минус жизнь (социально-психологические проблемы суицида).- М., 1990.-123с.

58.Предупреждение самоубийства. Руководство для воспитателей подростков// Частная школа. 1995- №4- с. 153-160.

59.Предупреждение самоубийства. Руководство для воспитателей подростков// Частная школа. 1995- №5.

60.Примерное положение "О создании и основных направлениях деятельности специализированных учреждений ( служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации.- Вестник психосоциальной и коррекционной работы- 1994.-№2.- С. 88-93.

61.Полищук Ю.И. О спорном понимании самоубийства как психологического убийства // Вопросы психологии. № 1, 1994. – С.128-131.

62.Психология деструктивных культов: Профилактика и терапия культовых травм // Журнал практического психолога. Спц.вып. – М., 2000. - №1-2.

63.Психология и лечение зависимого поведения /Под ред. С.Даулинга. – М., 2000.

64.Психосоциальная коррекция и реабилитация несовершеннолетних с девиантным поведением / Под ред. С.А.Беличевой – М., 1999.

65.Психотеррапевтическая энциклопедия /Под ред Б.Д.Карвасарского. – СП., 1998. – 752с.

66.Психологические особенности самодеятельных подростково-юношеских групп.-М.,1990.-159с.

67.Психологические особенности самосознания подростка. - Киев: Вища школа., 1980.-168с.

68.Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников.- М.,1990.- 159с.

69.Психологические проблемы социальной регуляции поведения. Под ред. Е.В. Шороховой и М.И.Бобневой. - М: Наука, 1976.- 365 с.

70.Рабочая книга практического психолога. Технология эффективной профессиональной деятельности. / Ред. А.А.Деркач .- М., 1996.- 397с.

71.Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся. Сб.-Киев, 1989.- 126с.

72.Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Прогресс, 1987.-

73.Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб, 1999. – 416с.

74.Реан А.А. Локус контроля делинквентной личности .// Психологический журнал.- 1994.- №2.- С. 52-56.

75.Реан А.А. Характерологический особенности подростков- делинквентов.// Вопросы психологии.- 1991.- №4.- С.139-144.

76.Репринцева Г.И. Коррекция эмоциональных и коммуникативных нарушений у детей и подростков методами игротерапии.// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1995. №3. - С. 45-54.

77.Рогачевский Л.А. Эмоции и преступления.- Л., 1984.-33с.

78.Рудестам К. Групповая психотерапия. – СПб., 1999. – 384с.

79.Садовский М.Г. Подростковая сексуальность как предмет социальной работы. // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. - 1998.-№ 1.- С.41-50.

80.Слоневский Ю.А. Психологическая диагностика и выбор типа психотерапевтической поддержки подросткам и юношам.// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы-1995.- №3.- С. 13-21.

81.Соколова Е.Т. К проблеме психотерапии пограничных личностных расстройств.// Вопросы психологии.- 1995.- №2.

82.Сравнительно- возрастные исследования в суицидологии.Сб.- М., 1989.-146с.

83.Степанов В. Г. Психология трудных школьников. М., 1996.

84.Сухотина Н.К. Использование методики ДМО (диагностики межличностных отношений) в практике семейного консультирования и психотерапиии подростков с девиантным поведением.// Социальная и клиническая психиатрия.- 1995.- №2. - С.41-45.

85.Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция.-Минск,1996.- 192с.

86.Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. М.: Питер-Пресс, 1997.

87.Шабанов П.Д. Основы наркологии. – СПб., 2002. – 560с.

88.Шибутани Т. Социальная психология./ Пер. с англ.-М.: Прогресс, 1968.- 535 с.

89.Шнейдман Э.С.Душа самоубийцы. – М., 2001. – 315с.

90.Элиум Д., Элиум Дж. Воспитание сына. - СПб., 1996.- 288с.

91.Эмоциональное здоровье вашего ребенка. : Пер. с англ.- М.: Авиценна, 1996.- 400с.

92.Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция./ В.В.Лебединский, О.С.Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. - М.: Изд-во МГУ, 1990.-197с.

 

Дополнительная литература.

1.Азаров Ю.А. Беспризорность и детская преступность. //Воспитание школьников. – 2002. - №7.

2.Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. //Вопросы психологии. – 2000. – №6.

3.Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родителей. – М., 1991 – 224с.

4.Бартол К. Психология криминального поведения. – СПб. – 2004 – 352с.

5.Барташев А.В. Психодиагностика пограничных расстройств личности и поведения. – М., 2004. – 320с.

6.Беличева С.А. Основы превентивной психологии -М., 1993. - 199 с.

7.Беличева С.А. Превентивная практика и социальная работа с детьми группы риска в Финляндии. // Вестник психосоциальной и коррекционной работы- 1995- №4- С.62-67.

8.Беличева С.А. Социально- педагогические методы оценки социального развития дезадаптированных подростков.// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1995- №1.- С. 3-18.

9.Беличева С.А. Социальное воспитание и превентивная практика в Венгрии (впечатления от комендировки).// Вестник психосоциальной и коррекционной работы-1994.-№2.- С. 80-84.

10.Белкин А.С. Внимание - ребенок. Причины, диагностика, предупреждение отклонений в поведении

11.Башкатов И. Притеснение ребенка в семье. //Социальная педагогика. – 2003. - №3.

12.Бегство от реальности. Проблема аддиктивного поведения. //Социальная педагогика. – 2005. - №2.

13.Березанцев А.Ю., Булыгина В.Г. Семейная и социальная экология и формирование поведенческих нарушений у подростков. //Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - №4.

14.Бочарова В.Г. Социальная педагогика: диалог науки и практики. //Педагогика. – 2003. - №9. школьников. - Свердловск, 1981.- 128с.

15.Бютнер К. Жить с агрессивными детьми.- М.,1991. - С. 81-112.

16.Васильев В.Л. Юридическая психология.- СПб.,1998.- 656с.

17.Ватова Л. Молодежный вандализм как психологический феномен. //Социальная педагогика. – 2003. - №1. Волков В.П. Люди с трудным характером. – М., 2004 – 64с.

18.Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка дутей - суицидиентов.// Вестник психосоциальной и коррекционной работы- 1998.- №2.- С.36-44.

19.Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: уч.пос. / Под ред М.И.Рожкова. – М., 2001 – 239с

20.Вроно Е. Предотвращение самоубийства: руководство для подростков. – М., 2001. – 48с.

21.Гаврилова Т.П. Почему ребята берут чужое: рабочая тетрадь. – М., 2001. – 48с

22.Гаврилова Т.П. Почему ребята берут деньги: рабочая тетрадь. – М., 2001. – 64с.

23.Гульданв В.В., Романова О.Л., Сиденко О.К. Подросток наркоман – и его окружение // Вопросы психологии, №2, 1993. – с.44-50.

24.Горская М.В. Диагностика суицидального поведения у подростков // Вестник психосоциальной работы. – 1994. - №1. – С.44-52.

25.Диагностика суицидального поведения: Метод Рекомендации / Сост. А.Г.Амбрумова, В.А.Тихоненко. – М., 1981.

26.Дмитриева Т.Н. Динамика основных вариантов девиантного поведения у детей и подростков по данным клинико-динамического, клинико-катамнестического исследования// Социальная и клиническая психиатрия.- 1995.- №1.- С. 54-61.

27.Долгова А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних - М., 1981.-159с.

28.Дубинин Н.П., Карпец И.И., Кудрявцев В.Н. Генетика. Поведение. Ответственность. - М.,1989.- 351с.

29.Дюркгейм Э. Самоубийство: Социологический этюд. – М., 1994.

30.Еникеева Д.Д. Пограничное состояние у детей и подростков: Основы психиатрических знаний. – М., 1998. – 304с.

31.Ениколопов С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии.//Личность преступника как объект психологического исследования.- М.,1979.- С. 100-110.

32.Железнов В.В., Поткин А.С., Ширяева Е.В.Организация работы с девиантной молодежью в Голландии.// Вестник психосоциальной и коррекционно- реабилитационной работы.- 1996.- № 2 - С. 53-61.

33.Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей дет.сада и родителей. – М., 1993. – 192с.

34.Воронова Е.Г. Профилактика правонарушений и создание правосудия по делам несовершеннолетних: опыт Ростовской области по совершенствованию ювенальных технологий. //Официальные документы в образовании. – 2004. - №32.

35.

36.Григорьева И.А. Ребенок и государство: «Социальная политика в области защиты детей.» //Беспризорник. – 2003. - №3.

37.Гриднева С.В., Толуева А.И. Феномен детских страхов в контексте концепции совладающего поведения. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.

38.Доромевич В.П. Преступные подростки. //Народное образование. – 2001. - №6. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

39.Замостьянов А.А. «Школьное право» - старый рассказ снова актуален. //Народное образование. – 2004. – №9.

40.Иванов В.Н. Делинкветное поведение: причины и масштабы. //Социально-политический журнал. – 1995. - №2.

41.Иванцова А.Н. Социальный педагог и инспектор по делам несовершеннолетних. //Воспитание школьников. – 2000. - №8.

42.Качанова О.Б. Ответственность взрослых лиц за жестокое обращение с несовершеннолетними и вовлечение их в совершение преступлений. //Беспризорник. – 2003. - №4.

43.Киселева В. Подростковое одиночество: причины и последствия. //Воспитание школьников. – 2003. - №6.

44.Крушельницкая О., Третьякова А. Отвергнутые дети: чем им помогут соц.педагог и классный руководитель. //Социальная педагогика. – 2004. - №1.

45.Лысова А.В., Щитов Н.Г. Интерпретация и терапия домашнего насилия с позиции рационально-эмоциональной поведенческой терапии. //Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - №1.

46.Лысова А.В., Щитов Н.Г. Система реагирования на домашнее насилие: опыт США. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №2.

47.Майстрова М.В. Профилактика девиантного поведения. //Семейная психология и семейная терапия. – 2004. - №2.

48.Менделевич О.В. Роль семьи в развитии детской тревожности: психосоматический аспект. //Семейная психология и семейная терапия. – 2006. - №2.

49.Микова Т.С., Ходырева Е.А. Социально-психологический феномен девиантного материнства. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.

50.Мюллер Л. Психодрама в индивидуальной работе с людьми, страдающими алкогольной зависимостью, и членами их семей. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №3.

51.Перфильская Д.В. Так называемые «трудные». //Народное образование. – 1996. - №4.

52.Петелин Б.Я. Организованная преступность несовершеннолетних. //Социология. – 1990. - №9.

53.Пронин И.П. Психологические аспекты влияния деструктивных культов на личность. //Вопросы психологии. – 2003. – №6.

54.Российская федерация. Законы. Об исполнении законодательства о защите прав и профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. //Официальные документы в образовании. – 2004. - №35.

55.Скляров И. Почему гр4убит подросток. //Воспитание школьников. – 2003. - №6.

56.Соколова Э.Р. Наша цель – социализация детей. //Народное образование. – 2001. №6.

57.Солодова О.Л. Трудный возраст. //Народное образование. – 1999. - №5.

58.Терентьева А. Ребенок в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации. //Социальная педагогика. – 2004. - №2.

59.Тростанецкая Г.Н. Справка о деятельности Минобразования России, органов управления образованием субъектов РФ по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. //Беспризорник. – 2003. - №3.

60.Умлубиева Н.С. Влияние ЗПР на половую идентификацию в старшем подростковом возрасте. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.

61.Фрейд А. Психология Я и защитные механизмы. – М., 1993.

62.Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: 1994.- 447 с.

63.Фромм Э. Бегство от свободы. – М., 1990.

64.Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. – М., 1994.

65.Хорошенкова А.В. Насилие в семье как социально-психологическая проблема. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.

66.Швец А.М. Домашнее насилие: социально-психологический феномен. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №3.

67.Шипунова Т.В. Насилие мира взрослых как причина ухода детей на улицу и в преступность. //Беспризорник. – 2003. - №3.

 

 

Планы практических занятий

Занятие №1.

( семинар)

Тема:Психология девиантного поведения: основные понятия и подходы.

Цель: изучить основные подходы к понятию «девиантное поведение», определить круг проблем входящих в «психологию девиантного поведения».

Основные понятия: поведенческая норма, патология, девиации

Подготовка к занятию.

1.Составить библиографию по проблеме девиантного поведения (не менее 10 источников). Подготовить 2 книги для презентацими.

Примечание: Список публикаций представить в виде отчета на отдельных листах, оформив в соответствии с библиографическими требованиями.

2. На основе анализа психологических журналов выявить доминирующие проблемы, связанные с отклоняющимся поведением.

Примечание:отчет представить в виде таблицы:

 

Автор. Название статьи. Название журнала, выходные данные. Краткая аннотация (рассматриваемая в статье проблема)
   

Ход занятия:

1). Презентация литературы по проблеме отклоняющегося поведения.

2) Обсуждение результатов анализа публикаций. Выявление наиболее актуальных, проблем современных исследований связанных с отклоняющимся поведением.

3)Подведение итогов занятия.

 

 

Занятие 2.

(практическое)

Тема:Агрессивное поведение.

Цель:изучить основные детерминанты агрессивного поведения, ознакомиться с основами диагностики и коррекции агрессивного поведения.

Основные понятия: агрессия, враждебная агрессии, инструментальная агрессия, косвенная агрессия, раздражение, негативизм, подозрительность, обида, вербальная агрессия,

 

Подготовка к занятию.

  1. Изучить предложенную литературу.
  2. Выписать основные понятия по теме.
  3. Составить реестр методик, диагностирующих агрессивность.
Методика (название/автор) шкалы Количество вопросов Ручной вариант Компьютерный вариант

4.Подобрать упражнения, направленные на коррекцию агрессивности. Описать цель упражнения, его содержание.

 

Ход занятия.

1. Обсуждение вопросов.

§ Виды агрессии.

§ Становление агрессивного поведения

§ стили семейного воспитания

§ взаимодействие со сверстниками

§ индивидуальнее, социальные, внешние детерминанты агрессии.

2. Диагностика агрессивного поведения.

§ Обсуждение диагностических материалов

§ Самодиагностика.

3. Коррекция агрессивности: основные направления и принципы коррекционной работы.

4. Подведение итогов занятия.

 

Литература.

  1. Алфимова М.В., Трубников В.И. Психогенетика агрессивности. //Вопросы психологии. – 2000. – №6.
  2. Башкатов И. Притеснение ребенка в семье. //Социальная педагогика. – 2003. - №3.
  3. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. – СПБ, 1998.
  4. Бандура А., Уолтерс Р., Подростковая агрессия. Изучение влияния воспитания и семейных отношений.. – М., 1999.
  5. Бочкарева Г.Г. Психологическая характеристика мотивационной среды подростков-правонарушителей // Изучение мотивации детей и подростков. – М., 1972.
  6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения.- М.: Педагогика, 1990.- 144с.
  7. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми. М.,1991. - 144с.
  8. Лоренц К. Агрессия ( так называемое зло).-М.: Прогресс, 1994.- 272с.
  9. Лютова Е., Монина Г. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.:Речь, 2000.
  10. Реан А. Агрессия и агрессивность личности. СПб, 1996.
  11. Самоукина Н. Игры в школе и дома. М.,1995.
  12. Смирнова Т.П. Психологическая коррекция агрессивного поведения детей. – Ростов н/Д.: Феникс,2005. – 154с.
  13. Хорошенкова А.В. Насилие в семье как социально-психологическая проблема. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №4.
  14. Швец А.М. Домашнее насилие: социально-психологический феномен. //Семейная психология и семейная терапия. – 2005. - №3.
  15. Шипунова Т.В. Насилие мира взрослых как причина ухода детей на улицу и в преступность. //Беспризорник. – 2003. - №3.
  16. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. - М.: 1994.- 447 с.
  17. Фурманов И.А. Детская агрессивность. Психодиагностика и коррекция.-Минск,1996.- 192с.

 

Занятие №3.

(семинар)

Тема:Сексуальные девиации и перверсии.

Цель:выявить критерии и причины сексуальных девиаций и перверсий.

Основные понятия:перверсии, парафилии,гиперсексуальность, фетишизм, эксгибиционизм, педофилия, вуайеризм, садизм, трансвестизм двойной роли, трансексуализм, гомосексуализм, индивидуальная и партнерская норма.

 

Подготовка к занятию.

1.Изучить предложенную литературу.

2. Подготовить сообщения на следующие темы:

· Понятие индивидуальной и партнерской нормы.

· Гиперсексуальность, как основа формирования сексуальных девиаций.

· Сексуальные девиации, основанные на несоответствии возрастной направленности влечения (педофилия)

· Девиации, связанные со способом реализации сексуального влечения (садизм, мазохизм, вуайеризм, эксгибиционизм)

· Инверсия половой идентификации (гомосексуализм, трансвестизм двойной роли)

 

Ход занятия.

1. Выступления докладчиков

2. Обсуждение вопросов.

3. Подведение итогов занятия.

 

Литература.

1.Блэкборн Р. Психология криминального поведения. – СПб.: Питер, 2004. (с.337 -363)

2.Кришталь В.В., Григорян С.Р. Сексология. – М.: ПЭР СЭ, 2002. (с.765-821)

3.Мастерс У., Джонсон В., Колодн

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.