Сделай Сам Свою Работу на 5

Тема 5. Причины и факторы формирования девиантности.





Содержание учебно-методического комплекса

1. Выписка из ГОС ВПО………………………………………………………………….4

2. Пояснительная записка…………………………………………………………….…..4

3.Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов по данному курсу………....5

4. Рабочие программы по дисциплине…………………………………………...……...6

5. Тематическое планирование (в соответствии с планированием, сдаваемым в Управление качества)……………………………………………………………………11

6. Список основной и дополнительной учебной и научной литературы по курсу….18

7. Планы практических занятий……………………………………………...…………26

8. Организация самостоятельной работы студентов……………………….………….39

- задания для самостоятельной работы ………………………..……………..39

- виды и формы деятельности студентов в рамках самостоятельной работы

(в том числе и формы отчетности)…………………………………………..44

- график контроля самостоятельной работы студентов………….…………..45

- общие методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским занятиям…………………………………………………………………..46

9. Вопросы для подготовки к зачету……………………………………………………48



10. Тестовые задания……………………………………………….……………………50

 

Стандарт «Психология девиантного поведения»

 

ОПД.Р.01 ОПД.Р.03 психология девиантного поведения
  Стандарт «ПСИХОЛОГИЯ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ» Психология девиантного поведения как специальная психологическая дисциплина: предмет, задачи, методы, проблемы и перспективы развития. Поведенческая норма и девиация. Основные подходы, объясняющие феномены «нормы» и «отклонения». Девиантное поведение как психолого-педагогическая проблема. Типы, формы и структура девиантного поведения. Причины и факторы формирования девиантности. Клинические формы деструктивного пове­дения. Социально-психологическое воздействие на отклоняющееся поведение личности. Формы и методы психопрофилактической работы. Стратегии социально-психологического вмешательства при различных формах отклоняющегося поведения. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения.  

 

 



Пояснительная записка.

Курс «Психология девиантного поведения» изучается в 9 семестре студентами следующих специальностей: 032100.00 «Математика с доп. спец. информатика», 030100.00 «Информатика с дополнительной специальностью английский язык», 032900 «Русский язык и литература»

В 10 семестре данная дисциплина изучается студентами следующих специальностей: 032200.00 «Физика с дополнительной специальностью информатика» и 032500 «География», 032600.00 «История с дополнительной специальностью», 032600 «История» и преследует цель овладения знаниями о нормативном, гармоничном поведении, изучения механизмов возникновения и становления отклоняющегося поведения, знакомства с основами диагностики и коррекции поведенческих девиаций.

 

 

Требования к знаниям, умениям и навыкам студентов:

 

В процессе изучения курса «Психология девиантного поведения» студенты должны иметь представления о предмете, задачах, подходах к оценке поведенческой нормы, патологии, девиации, что является важным для осуществления профессионального и личностного роста специалиста. По окончании изучения курса студенты овладевают

· Основными понятиями психологии девиантного поведения

· Знаниями психологии гармоничного и нормативного поведения, знаниями основных подходах к оценке поведенческой нормы, девиации.

· Представлениями об основных методах диагностики отклоняющегося поведения и стратегиях социально-психологического воздействия при различных формах отклоняющегося поведения.

· Умениями анализировать механизмы возникновения и становления отклоняющегося поведения.



Итоговой формой контроля является зачет.

Рабочая программа по дисциплине.

Тема 1. Психология девиантного поведения как специальная психологическая дисциплина: предмет, задачи, методы, проблемы и перспективы развития.

Поведение как психологическая категория и как свойство индивида. Становление психологии девиантно­го поведения как специальной научной и учебной дисциплины. Возникновение и развитие этой отрасли психологического знания в России, странах Европы и США. Структура психологии отклоняюще­гося поведения. Задачи, проблемы и пер­спективы психологии девиантного пове­дения в современных условиях.

Мультидисциплинарный характер дисциплины, ее предмет, задачи, методы, проблемы и перспективы развития. Место психологии девиантного поведения в системе наук, занимающихся изучением поведения человека.

 

Тема 2. Соотношение понятий «поведенческая норма» и «девиантное поведение».

Определение понятий «поведенческая нор­ма», «социальные отклонения» и «деви­антное поведение». Подходы к оценке поведенческой нормы: социальный, психологический, психиатрический, этнокультуральный, возрастной, гендерный, профессиональный. Виды социальных норм и механизмы их регулирования. Социальные отклонения, их виды и динамика. Межличностная дезадаптация. Внутриличностная дезадаптация. Признаки социальной и индивидуальной дезадаптации. Два подхода к нормогенезу: социаль­но-исторический и системно-конструк­тивный. Социальная норма как исторически сложившаяся в обществе мера допустимо­го поведения. Значение социальных норм для человека и для общества. Функции социальных норм. Классифи­кация социальных норм. Нор­ма как регулятор отношений и поведения человека. Социальные нормы как фактор социализации и воспитания. Социальные отклонения: понятие, структура и динамика. Характеристика компонентов социальных отклонений (че­ловек, норма, другой человек, социальная группа).Основные подходы, объясняющие феномены «нормы» и «отклонения»: теория социальной аномии Э. Дюркгейма; учение о социальной норме, социальном контроле и институте норм в структурализме Т. Парсонса; тео­рия связи абсолютных норм с культур­ными нормами и относительность норм и отклонений П. Уорсли; теория социаль­ных детерминант коллективного поведе­ния, девиаций и социального контроля Н.Дж. Смелзера; биопсихологические концепции нормы и патологии в теориях 3. Фрейда и Ч. Ломброзо. Концепция необходимости для обще­ства девиантов, помогающих понять и со­хранить нормы (Э. Эриксон). Концепция «агрессивного поведения подростков как форма самоутверждения» (А. Бандура, А. Басс, М. Лазарус). Механизмы взаимодействия и функ­ционирования социальных норм и откло­нений. Типы девиаций, их характеристика (по Р. Мертону, Т. Парсонсу).

 

Тема 3. Психология гармоничного и нормативного поведения.

Структура индивидуальности. Индивидуальные свойства организма, индивидуальные психические свойства, психофизиологические особенности, социально-психологические свойства. Темпераментальная сбалансированность. Гармоничность характера. Акцентуации и личностные расстройства. Личностная гармония. Личность в психоаналитической теории З.Фрейда. Теория аналитической психологии К.Юнга. Личность в гештальтпсихологии, бихевиоризме, гуманистической психологии. Теория отношения личности В.Н. Мясищева, теория установки Д.Н.Узнадзе, теория структуры личности К.К.Платонова.

 

Тема 4. Структура девиантного поведения.

Структура девиантного поведения. Индивидуальные, групповые девиации. Временные, постоянные, устойчивые, неустойчивые, спланированные, стихийные, структурированные, неструктурированные, экспансивные, неэкспансивные., осознаваемые, неосознаваемые. Взаимодействие индивида с реальностью. Игнорирование реальности. Противодействие реальности. Болезненное противостояние реальности. Приспособление к реальности.

 

Тема 5. Причины и факторы формирования девиантности.

Понятие о причинах девиантного поведения. Классификация причин ДП: биологические причины: индивид (врожденные особенности, заболевания, природные, стихийные механизмы); социальные причины: среда (нормы микро и макрогрупп); психосоциальные причины: а)личностные особенности, б) возрастные особенности, в) особенности личностного развития, характер взаимоотношений личности с обществом (дезадаптация, кризисы, фрустрация, конфликты, стрессы). Взаимосвязь причин девиантного поведения.

Биологические причины девиантности.Индивидные особенности человека как причина девиантного поведения.

Антропологическая теория причин отклоняющегося поведения (Ч. Ломброзо, Х.Шелдон, Э.Кречмер). Гипотеза о существовании врожденных преступников (У.Пирс, Ч. Ломброзо, Х.Айзенк). Современные варианты данной гипотезы. Понятие социопатии. Теория природных стихийных механизмов, провоцирующих девиантное поведение. Психоаналитическая теория девиантного поведении. Теория многослойности человеческой личности Кебрикова о проблеме девиаций. Теория стихийного природного реагирования на определенные жизненные условия как причины девиантного поведения. Аффективная преступность. Гипотеза, рассматривающая склонность к правонарушениям как проявление психических заболеваний. Гипотеза патохарактерологического развития личности. Причины клинического характера, влияющие на формирование делинквентного поведения. Причины девинтного поведения умственно отсталых и детей с ЗПР.

Социальные причины девиантного поведения.

Деформации норм как причина делинкветности. Нарушения общественной структуры и стабильности как причина делинквентности. Социологизаторский подход к объяснению причин преступности. Исследования Ж Кетле, Э. Дюргейма, Д.Дьюи, П.Дюпати, М. Вебера, Л. Леви- Брюля. Связь отклоняющегося поведения с социальными условиями существования людей. Действия институтов десоциализации как причина делинкветности. Девиантное поведение как результат нормальной социализации в ненормальных условиях. Влияние семьи на формирование деликвентных качеств личности. Девиантное поведение как результат невозможности адаптации к нормальному нормативному полю и поиска микрогруппы с щадящей нормативностью. Школьная и семейная дезадаптация ребенка. Педагогическая запущенность. Социальная запущенность. Делинкветная среда подростков. Особенности неформальных подростковых групп.Классификация неформальных подростковых групп. Динамика включения подростка в криминогенную группу.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.