Сделай Сам Свою Работу на 5

Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве.





1. Воспроизведите основные пункты полемики М. М. Бахтина с русскими формалистами (то, с чего начинается работа
М. М. Бахтина «Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве»).

2. Что такое содержание литературного произведения, согласно
М. М. Бахтину? Как в трактовке М. М. Бахтина соотносятся такие понятия, как «форма», «содержание» и «творческая активность» автора?

3. В чём суть разграничения М. М. Бахтиным архитектонических и композиционных форм, как они соотносятся друг с другом? Приведите примеры архитектонических и композиционных форм.

4. Как соотносятся такие понятия, как «архитектоническая форма» и «жанровая форма»?

5. Как Вы понимаете определение М. М. Бахтина «форма – граница, обработанная эстетически»? В чём состоит изолирующая функция художественной формы (или функция изоляции)?

6. Раскройте смысл понятия «модус художественности». Какие Вы знаете модусы (типы) художественности? Опишите каждый из известных Вам типов художественности, используя конкретные примеры.

 

Сюжет и фабула в литературном произведении.

1. В каких значениях термины «сюжет» и «фабула» не используются в литературоведении?



2. Воспроизведите предложенный Аристотелем способ разграничения сюжета и фабулы. Какое понятие лежит в основе разграничения сюжета и фабулы? Что такое «мифос»? Для каких произведений эта концепция оказывается продуктивной?

3. Какой способ разграничения сюжета и фабулы предлагается русскими формалистами? В чём сходство и в чём отличие этой концепции от концепции Аристотеля?

4. Приведите примеры «прямого», «обратного», «ступенчатого», «удвоенного» и «задерживающего» «распределения событий» в литературном произведении.

5. Для каких произведений продуктивна, а для каких непродуктивна концепция русских формалистов?

6. Воспроизведите способ разграничения сюжета и фабулы, предлагаемый В. Кайзером и В. В. Кожиновым. Какое понятие кладётся в основу этого разграничения?

7. Как Вы понимаете термин «точечная фабула»? Приведите примеры известных Вам лирических произведений с «точечной фабулой».

8. Почему будет ошибкой говорить о том, что, согласно концепции Кайзера и Кожинова, всё литературное произведение будет являться сюжетом, как это часто утверждают студенты на экзамене?



9. Какие типы действия бывают в литературном произведении? Приведите примеры?

10. Какое (ие) понятие (ия) кладёт в основу разграничения сюжета и фабулы кладёт М. М. Бахтин? Как Вы понимаете термины «событие, о котором рассказывается» и «событие рассказывания»? По каким критериям разграничиваются фабульное и сюжетное событие в трактовке М. М. Бахтина?

11. Применимо ли к событию рассказывания определение Ю. М. Лотмана («событие есть перемещение персонажа через границу семантического поля»)? Приведите примеры.

12. Докажите, что читатель также является участником события рассказывания. Как Вы понимаете термин «концепированный читатель»?

13. Опираясь на статью Д. М. Магомедовой и Н. Д. Тамарченко «Лирическое произведение», попытайтесь сформулировать, в чём состоит специфика лирического события. Чем событие в лирическом произведении отличается от события в эпическом и драматическом произведении?

14. Как Вы понимаете термины «переживаемое событие» и «событие самого переживания» в лирическом произведении?

Категория автора в современном литературоведении.

1. Какие значения термина «автор» существуют в современном литературоведении?

2. Раскройте смысл следующих определений: автор – «эстетически деятельный субъект» (М. М. Бахтин), «носитель концепции художественного целого» (Б. О. Корман). Чем определения
М. М. Бахтина и Б. О. Кормана отличаются друг от друга?

3. Объясните смысл термина термин «эстетическое завершение»?



4. Как Вы понимаете мысль М. М. Бахтина о том, что «эстетическое отношение» автора к герою «есть отношение к нему как к имеющему умереть»?

5. Почему термин «образ автора» кажется М. М. Бахтину теоретически неправомерным? Как М. М. Бахтин разграничивает такие понятия, как «первичный автор» и «вторичный автор»?

6. Какие существуют способы выражения авторского сознания в литературном произведении?

Субъектно-объектная организация (см. вопросы к коллоквиуму).

Композиция литературного произведения.

1. В школьном литературоведении очень часто термин «композиция» используется в значении «построение» произведения. Обоснуйте, насколько продуктивен (или не продуктивен) такой предельно широкий подход к термину «композиция»?

2. В каких значениях термин «композиция» используется в литературоведении? Что принимается за единицу композиции и почему?

3. Как Вы понимаете термины «внешняя композиция» и «внутренняя композиция»? Насколько продуктивно употребление термина «внутренняя композиция» в литературоведении? Как соотносятся друг с другом внешнее членение текста и структура художественного содержания?

4. Что такое ракурс литературного изображения? Назовите известные Вам ракурсы литературного изображения (композиционные формы), характерные для эпического произведения.

5. Как Вы понимаете термины «описание», «повествование»? Как соотносится последовательная смена отрезков текста с разными ракурсами литературного изображения с сюжетным уровнем произведения?

Композиция лирического произведения.

1. Почему вопрос о композиции лирического произведения считается проблемным в литературоведении?

2. Какое решение проблемы композиции лирического произведения предлагает В. М. Жирмунский? Какие композиционные уровни в лирическом произведении он выделяет? Назовите единицы каждого из этих композиционных уровней.

3. Какие композиционные приёмы существуют в лирическом произведении?

4. Что такое параллелизм как композиционный приём (определения Ю. М. Лотмана и М. Л. Гаспарова, их отличие друг от друга)? Приведите примеры.

5. Раскройте значение термина «анафора». Какие типы анафоры возможны в лирическом произведении?

6. Что такое эпифора? Чем эпифора отличается от рифмы? Какие явления включаются в область эпифоры?

7. Что такое «акромонограмма» («анадиплосис»)? Назовите разновидности акромонограммы.

8. Какие Вы знаете композиционные типы лирического произведения?

9. Как Вы понимаете термин «смешанный тип композиции»? Почему возникает необходимость выделения этого типа композиции. Приведите примеры известных Вам лирических произведений со смешанным типом композиции.

Литературные роды.

1. Как соотносятся индивидуальное и типическое в литературном произведении? Почему литературоведению необходимо понятие литературного рода? Что такое литературный род?

2. Воспроизведите критерии выделения литературных родов, предлагаемые Платоном, Аристотелем, Ф. Шеллингом, Г. Ф. Гегелем.

3. Воспроизведите суть психологического и лингвистического подходов к выделению литературных родов? Насколько эти подходы могут считаться продуктивными в литературоведении?

4. Какие критерии выделения литературных родов предлагаются в современном литературоведении?

5. Что такое межродовые формы, внеродовые формы? Приведите примеры.

6. Чем отличаются друг от друга понятия литературного рода и жанра?

Эпос как род литературы.

1. Какие значения термин «эпос» имеет в современном литературоведении?

2. Что является предметом эпоса как литературного рода, согласно Г. Ф. Гегелю?

3. Опишите, что представляет собой эпический тип ситуации, эпический тип события, герой в эпическом произведении?

4. Как Вы понимаете отмеченную Н. Д. Тамарченко такую особенность сюжета эпического произведения, как «удвоение центрального события»? Зачем это «удвоение» необходимо эпосу как литературному роду?

5. Что представляет собой «закон эпической ретардации»? Что такое ретардация? Почему ретардации являются необходимым моментом в сюжетосложении эпического произведения?

6. Как соотносятся в сюжете эпического произведения такие категории, как случай и необходимость?

7. Что представляет собой речевая структура эпического произведения?

8. Назовите известные Вам эпические жанры.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.