Сделай Сам Свою Работу на 5

Как я хочу вдохнуть в стихотворенье





Весь этот мир, меняющий обличье:

Травы неуловимое движенье,

 

Мгновенное и смутное величье

Деревьев, раздражённый и крылатый

Сухой песок, щебечущий по-птичьи, –

 

Весь этот мир, прекрасный и горбатый,

Как дерево на берегу Ингула.

Там я услышал первые раскаты

 

Грозы. Она в бараний рог согнула

Упрямый ствол, и я увидел крону –

Зелёный слепок грозового гула.

 

А дождь бежал по глиняному склону,

Гонимый стрелами, ветвисторогий,

Уже во всё подобный Актеону.

 

У ног моих он пал на полдороге.

Практическое занятие № 3.

Тема: Художественный образ в литературном произведении (занятие 2). Анализ стихотворения Э. Багрицкого «Нарушение гармонии».

Задание

I. Теория (см. план предшествующего задания).

II. Анализ стихотворения Э. Багрицкого «Нарушение гармонии».

1. Какие признаки лежат в основе центрального сравнения первой строфы «И развернулись желчью хлеба шахматною доской поля»? Есть ли в стихотворении какие-нибудь образные аналоги этого сравнения? Какие образно-смысловые противоречия можно обнаружить в первой строфе произведения Э. Багрицкого? Как эти противоречия развёртываются в стихотворении далее?



2. Опираясь на такое свойство художественного образа, как контекстуальность, докажите необходимость в стихотворении образов «остроты», «вонзания», «рассечения»? Какие образы вступают в синонимические отношения, а какие – в антонимические с данной образной цепочкой?

3. Почему Землемер в стихотворении наделяется таким «странным» набором характеристик, как «вышедший из тёмной дали», «в даль впиваясь мутным взором», «во сне усталом ты видишь тот далёкий скат, где треугольник острым жалом впился в очерченный квадрат». Как наличие данных характеристик связано с центральными противоречиями образной системы данного произведения?

4. Почему стихотворение завершается образом «бессильного памятника»? Попытайтесь объяснить, в чём его «бессилие»? Как судьба памятника («Что в медь надтреснутых извилин впился зелёный купорос») связана с теми противоречиями, которые Вы обнаружили в произведении?

5. Обратите внимание на образы цвета в произведении. Как Вы полагаете, почему природа в стихотворении наделена такими цветовыми характеристиками, как «развернулись желчью хлеба», «кровь поздних роз», «ультрамариновое небо», «впился зелёный купорос», а не просто сказано, что хлеба «жёлтые», розы «красные», небо «синее» и т.д. (что было бы более традиционным)? Докажите необходимость именно таких характеристик в произведении, как они связаны с центральными противоречиями стихотворения Э. Багрицкого.



6. «Образ языка» стихотворения Э. Багрицкого. Можно ли сказать, что «Нарушение гармонии» однородно в языковом отношении, или же внутри него существуют разные языковые стихии? Почему в произведении появляются случаи «сдвига» ударения в слове: («и развернулись желчью хлеба шахматною доской поля», «что в медь надреснутых извилин впился зелёный купорос»)?

7. Найдите в стихотворении Э. Багрицкого случаи, когда словесный образ преодолевает свою знаковую природу.

8. Почему стихотворение называется «Нарушение гармонии»? Приведите примеры образов «нарушения гармонии» в стихотворении.

Практическое занятие № 4[3].

Тема: Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. Анализ повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики».

Литература

1. Литературный энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1988, с. 487-489. (Статья И. Роднянской «Художественное время и художественное пространство»).

2. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе//
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худ. лит., 1975, с. 234-236, 373-384, 391-402, 406.

3. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб, 1998, с. 211-249 (ксерокопии имеются на кафедре).



4. Н. В. Гоголь. Старосветские помещики (любое издание).

Дополнительная литература

1. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. М.: Наука, 1979 (3-е издание), с. 209-218 (Раздел «Художественное время словесного произведения» из главы «Поэтика художественного времени»), с. 225-228. (Раздел «Замкнутое пространство сказки» той же главы), с. 335-340 (Разделы «Художественное пространство сказки» из главы «Поэтика художественного пространства»).

 

Задание

I. Ознакомиться с указанной литературой и законспектировать её. Подготовиться к ответам на следующие вопросы:

а) Художественное время и художественное пространство как основные характеристики художественного образа.

б) Чем отличается художественное время и пространство от реального (физического) времени и пространства?

в) Разнообразие типов художественного времени и пространства.

г) Понятие «хронотоп» (по М. М. Бахтину)

д) Понятие «событие» (по Ю. М. Лотману).

II. Проанализируйте особенности художественного времени и художественного пространства в повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики».

а) Охарактеризуйте мир «старосветских» помещиков и «весь остальной мир», используя все известные вам характеристики времени и пространства.

б) Можно ли сказать, что мир «большой» жизни и его ценности полностью противоположен миру «старосветскому» или же, напротив, для того и другого характерна общая иерархия ценностей. Обоснуйте вашу точку зрения (обратите внимание на отношения этих двух миров к истории, войне, к человеку и т.д.)

в) Чем отличаются вещи в доме и усадьбе Товстогубов от вещей «всего остального мира»?

г) Событие. Выделите все события повести, опираясь на определение Ю. М. Лотмана («Событие есть пересечение границ семантического поля»). Докажите, что выделенные вами сцены, эпизоды являются событиями.

д) События изображенные (т.е. такие, которые являются предметом изображения, события, о которых рассказывается в произведении) и событие рассказывания. Покажите, что для события рассказывания вполне применимо определение Ю. М. Лотмана. Покажите, где и как в событии рассказывания пересекаются границы семантического поля. Кто является носителем события рассказывания?

Практическое занятие № 5.

Тема: Элементы сюжета и источники его развития. Сюжет и фабула в литературном произведении.

Литература

1. Гоголь Н. В. Старосветские помещики (любое издание).

2. Тамарченко Н. Д. Событие // Литературная энциклопедия терминов и понятий. – М., 2002.

3. Теория литературы: В 2т. / Под ред. Н. Д. Тамарченко. М., 2004. Т.1. С. 190 – 193 (§3. Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт).

4. Томашевский Б. В. Теория литературы. М., 1999. – С. 180 – 181 (то, что касается понятия «ситуация»).

5. Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. – М., 1963 (критерии разграничения сюжета и фабулы).

6. Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. – М., 1975. – С. 402 – 406 (понятия «изображенный хронотоп», «событие, о котором рассказывается», «событие самого рассказывания», «хронотоп автора и читателя»).

Задание

I. Теория.

1. Вспомните, опираясь на план предшествующего занятия, основные понятия, изученные ранее: художественное время и художественное пространство; хронотоп, изображённый и изображающий хронотоп; событие.

2. Понятие «ситуация».

а) Попытайтесь объяснить необходимость использования при описании сюжета литературного произведения наряду с понятием «событие» понятия «ситуация».

б) Какие определения понятия «ситуация» существуют? Чем они отличаются друг от друга (сравните подходы Б. В. Томашевского и
Н. Д. Тамарченко)? Как ситуация переходит в событие? Коллизия как переход от ситуации к событию (см. об этом в названном параграфе учебника «Теория литературы»).

в) Как Вы понимаете термины «частная ситуация», «общая ситуация»? Для того, чтобы понять разницу между «частной» и «общей» ситуацией, проанализируйте примеры, которые приводит Н. Д. Тамарченко в названном параграфе учебника.

3. Сюжет и фабула в литературном произведении. Основные трактовки этих понятий (Аристотель, формалисты, В. Кайзер и
В. В. Кожинов, М. М. Бахтин). Какой критерий разграничения сюжета и фабулы кладется в основу каждой концепции?

П. Анализ повести Н. В. Гоголя «Старосветские помещики».

1. Докажите, опираясь на текст повести, мысль
Н. Д. Тамарченко о том, что «сюжет литературного произведения складывается из событий и разделяющих эти события «частных» ситуаций». Сколько событий и ситуаций выделяется в данном произведении?

2.Попытайтесь разграничить сюжет и фабулу в этом произведении, используя известные вам критерии разграничения этих понятий (Аристотель, формалисты, Кожинов, Бахтин).

3. Событие, о котором рассказывается, и «событие самого рассказывания» в повести Н. В. Гоголя. Кто является носителем события рассказывания? Насколько применимо к «событию рассказывания» определение Ю. М. Лотмана о событии как пересечении границы семантического поля? Какую роль играет в событии рассказывания временная дистанция между событиями в прошлом и их осмыслением в настоящем? Можно ли сказать, что рассказчик в процессе рассказывания переосмысливает определённые жизненные ценности и обогащает себя новым духовным опытом? Докажите, что участниками события рассказывания являются автор и читатель? Как соотносятся ценностные реакции автора и рассказчика?

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.