Сделай Сам Свою Работу на 5

Художественный образ в литературном произведении.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине «Теория литературы»

для специальности 030601«Журналистика»

цикл ОПД. Ф. 2

факультет филологии и журналистики

 

курс 1 экзамен – 1 семестр

семестр 1

лекции – 18 часов

практические занятия – 18 часов

самостоятельные занятия – 36 часов

Всего 72 часа

 

Составитель: доцент А.М. Павлов

 

 

Кемерово, 2008


Рабочая программа дисциплины «Теория литературы» ОПД, Ф. 2 составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по специальности 030601 «Журналистика».

 

Рабочая программа обсуждена

На заседании кафедры

Протокол № от «______» __________2008 года

 

Одобрено методической комиссией

Протокол № от «______» __________2008 года

Председатель Ащеулова И.В. _____________


Пояснительная записка.

Общая стратегическая цель курса – формирование у студентов адекватного языка описания различных аспектов литературного произведения как художественного и эстетического целого. Курс состоит из лекций и практических занятий. Система лекций направлена на раскрытие сути основных понятий и категорий теории литературы. Каждое практическое занятие посвящено анализу конкретного литературного произведения посредством применения тех понятий, которые оговаривались на лекциях и с которыми студенты знакомятся, осваивая соответствующие литературоведческие источники.



Выбранный способ проведения практических занятий предопределён самой спецификой науки о литературе – её стремлением «приспособить любое научное понятие и всю их систему к решению практических задач истолкования смысла художественных произведений»[1]. Все изучаемые в рамках данного курса понятия приобретают «инструментальный» (Н. Д. Тамарченко) характер. Они рассматриваются как «ключи», с помощью которых открываются «ворота смысла» (М. М. Бахтин) литературного произведения. Одновременно использование этих понятий позволяет не только не утратить специфики литературного произведения как художественного и эстетического феномена, а наоборот, увидеть, максимально обнажить отличия между художественным и нехудожественным высказыванием. Именно этим, кстати, обусловлена актуальность данной учебной дисциплины, тем более что в школе языку описания литературного произведения либо не уделяется внимания вообще, либо он осваивается лишь в незначительной степени.



Всё вышесказанное обуславливает основные особенности изучения учебной дисциплины и требования к её изучению.

Курс может считаться только тогда успешно освоенным, если: 1) у студента сложилось представление об «арсенале» теоретико-литературных понятий и категорий как системе; 2) если студент научился описывать различные аспекты литературного произведения, видеть взаимосвязь между ними, не смешивать их друг с другом (например, сюжет и композицию), применять полученные знания при анализе конкретного художественного текста; 3) хотелось бы обратить внимание на чёткость формулировок и определений тех или иных понятий и категорий (как и всякое теоретическое знание, теория литературы не терпит приблизительности); 4) если студент не просто пересказывает концепции, но умеет сопоставлять их, обосновывать степень их продуктивности – непродуктивности, приводить примеры на то или иное теоретическое положение и комментировать их.

На экзамене студенту предлагается помимо ответа на теоретический вопрос текст для самостоятельного анализа (этот текст не оговаривался ни на лекциях, ни на практических занятиях в рамках курса). Экзаменационная оценка определяется степенью успешности выполнения обоих заданий.

В течение семестра (октябрь – декабрь) студентом выполняется домашняя контрольная работа по анализу конкретного художественного текста (лирическое произведение). Эта работа служит не просто тренировкой будущего анализа текста на экзамене, но рассматривается в качестве допуска к нему.



По каждому блоку теоретического материала существуют вопросы для самопроверки. По этим вопросам на практических занятиях регулярно проводятся устные или письменные опросы (на пять – десять минут) по соответствующим темам. Логика и последовательность этих вопросов по конкретной теме – это по сути дела логика eё изучения, а соответственно логика экзаменационного ответа. Необходимость регулярной проверки знаний у студента диктуется как раз тем, что ему необходимо чётко представлять систему литературоведческих понятий и категорий, улавливать причинно-следственные связи между темами курса.

Рабочая программа полностью соответствует Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования, составлена на основании типовых программ «Введение в литературоведение» и «Теория литературы» (М.: Изд-во МГУ, 1998) и учитывает появившиеся в последнее время учебники и учебные пособия по курсам: учебник «Введение в литературоведение» /Под ред. Л. В. Чернец и учебник «Теория литературы: В 2 т.» / Под ред. Н. Д. Тамарченко. – М., 2004. Эти учебные пособия рекомендованы Министерством образования Российской Федерации в качестве учебных пособий для студентов высших учебных заведений и составлены на основе лекционных курсов по введению в литературоведение и теории литературы, долгое время читавшихся и читающихся по сей день в Московском государственном университете и Российском государственном гуманитарном университете.
2. Тематический план.

Название и содержание разделов, тем, модулей Объем часов Формы контроля  
Общий Аудиторная работа Самостоятельная работа  
Лекции Практические (или семинарские) Лабораторные  
Принципы анализа художественного текста          
Литературоведение как наука     Проверка конспектов  
Художественный образ в литературном произведении   Самостоятельная работа на практическом занятии  
Литературное произведение. Текст и внутренний мир литературного произведения.       Проверка конспектов  
Художественное время и художественное пространство в литературном произведении. Событие в литературном произведении.   Самостоятельная работа на практическом занятии  
Проблема содержания, материала и формы в словесно-художественном творчестве     Проверка конспектов  
Элементы сюжета и источники его развития. Сюжет и фабула в литературном произведении.   Проверка конспектов, самостоятельная работа на практическом занятии  
Категория автора в современном литературоведении.     Проверка конспектов  
Композиция литературного произведения. Субъектно-объектная организация литературного произведения.   Коллоквиум по теме «Субъектная организация литературного произведения» (4ч.)  
Литературные роды.     Проверка конспектов  
Основные понятия стиховедения.      
Итого:      
Формы контроля  
  · контрольные мероприятия, проводимые в конкретные недели межсессионного периода: итоговая домашняя контрольная работа по анализу художественного текста ( 9-10 неделя – 15-16 неделя), регулярные устные и письменные опросы по теории на практических занятиях (начиная с 5 – 6 недели).    
  · форма итогового контроля, предусмотренная учебным планом специальности: экзамен    

3. Содержание дисциплины

Принципы анализа художественного текста.

«Практика анализа текста» как «критерий научности теории литературы» (Н. Д. Тамарченко). Основные принципы адекватного описания художественного произведения. Истолкование смысла художественного произведения как главная цель литературоведческого анализа.

Литературоведение как наука.

Предмет и задачи литературоведения как науки. Литературоведение и филология. Главные (теория литературы, история литературы, литературная критика) отрасли литературоведения. Значения термина «поэтика». Общая (теоретическая), частная (описательная) и историческая поэтика. Вспомогательные отрасли литературоведения (текстология, эвристика, источниковедение, библиография, палеография). «Базовый» характер вспомогательных дисциплин литературоведения. Литературоведение и лингвистика.

Художественный образ в литературном произведении.

Определения художественного образа (М. Эпштейн, И. Роднянская), их отличия друг от друга. Художественный образ и понятие. Теория поэтической образности в работах А. А. Потебни. Структура художественного образа. Сравнение как элементарная модель художественного образа (П. Палиевский). Свойства художественного образа. Художественный образ и целостность литературного произведения. Объем и границы художественного образа в литературном произведении. Соотношение понятий «художественный образ» и «поэтическая образность». Художественный образ и знак.

3. Литературное произведение. Текст и внутренний мир литературного произведения (тема изучается самостоятельно).

М. М. Бахтин о «сложнособытийной» природе литературного произведения. Текст и внутренний мир литературного произведения. Событие, о котором рассказывается, и событие самого рассказывания – два аспекта «событийной полноты» литературного произведения. Субъектная и объектная сферы литературного произведения.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.