Выбор жанра публикации как творческий процесс
Как и всякий труд творчество имеет специализированный характер. Одна из таких областей журналистское творчество, однако заниматься ею как чистым искусством или литературным творчеством невозможно. Отличие от творца в области журналистики от творца-художника заключается в том, что первому формулируется жесткая цель, дисциплинирующая воображение. Журналистское творчество ориентировано на создание объективно нового произведения, способного удовлетворить особые, актуальные в данный момент, общественные потребности. Журналист выступает субъектом научно-профессионального осмысления действительности.
Репортаж в печати, на телевидении и радиовещании
Репортаж в печати.
Определение жанра
Понятие репортаж образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать». Тертычный А.А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. - СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр. 92 В начале XIX века, когда в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать, а жанровая палитра не отличалась многообразием форм, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. М.Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги» Ким М.Н. Репортаж: технология жанра.- СПб.: Изд-во Михайлова В.А.,2005, стр. 173.
Например, А.А. Тертычный утверждает, что репортаж всё-таки склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или «оживления» текста» Тертычный А.А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. - СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр. 91.
А вот С.М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)» Гуревич С.М. Газета: вчера, сегодня, завтра - М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 111.
Автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» доктор филологических наук, профессор Л.Е.Кройчик называет репортаж жанром публицистики «оперативно-исследовательскими текстами», где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ - не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». Дается следующее определение жанра:
«Репортаж - публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора - очевидца или участника события» Основы творческой деятельности журналиста; Корконосенко С.Г. - СПб: Знание, 2000 г., стр. 102
Активная и субъективная роль журналиста состоит и в том, что он «волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего».
Итак, можно отметить, что репортаж как жанр периодической печати требует особой структурной строгости и цельности воплощения итогов наблюдения (помимо исходного требования фиксации непосредственных наблюдений очевидца или участника события).
Репортаж на ТВ
Важнейшая черта репортажа как информационного жанра – оперативность. Еще более сущностный признак – корреспондент обязательно должен быть очевидцем события, на первый план обязательно выходит личностное восприятие, отбор фактов и деталей.
Репортажность – имманентное свойство телевидения вообще, исходя из этого, репортаж – ведущий жанр тележурналистики. Именно репортажи информационных и информационно-аналитических программ определяют лицо того или иного телеканала.
СОБЫТИЙНЫЙ (НОВОСТНОЙ) РЕПОРТАЖ
Жанр, который можно считать как достаточно простым, так и предельно сложным в исполнении. Событийный сюжет не требует, как правило, особых изысков в исполнении.
Оптимальный набор: картина места происшествия, синхрон участника и (или) синхрон эксперта, stand-up на фоне места происшествия с деталями, четко фиксирующими присутствие корреспондента на этом месте.
ИНФОРМАЦИОННЫЙ (ПРОБЛЕМНЫЙ) И АНАЛИТИЧЕСКИЙ РЕПОРТАЖИ
Это сюжеты, не связанные, как правило, с событием сегодняшнего дня, что следует из самих определений. Немаловажным элементом рассматриваемых типов сюжетов является часто встречающееся в них присутствие в них оценочного, комментарного момента.
Стремление к тому, чтобы донести до зрителя свою точку зрения на происходящее – нормальная болезнь любого нормального начинающего журналиста. Отсутствие такого желания, установка лишь на изложение фактов – ненормально. Другое дело – дозировка фактов и комментариев, а главное – форма.
ТЕМА
Для выпуска в эфир практически любой из разновидностей репортажа необходим информационный повод, который, собственно, и определяет тему телевизионного материала (любого, не только репортажа.
Проще всего в этом плане обстоит дело с событийным репортажем, где информационным поводом является сам факт события, о котором рассказывает сюжет.
Мотивы выпуска в эфир всех остальных разновидностей короткого телевизионного жанра могут быть сложнее.
Одним из наиболее простых и распространенных в телевизионной практике поводов является наличие события, в основе которого лежит нечто родственное информационному или аналитическому сюжеты.
ПОДВОДКА ВЕДУЩЕГО
Составление подводки к тому или иному сюжету является вообще-то обязанностью выпускающей бригады. Однако корреспондент очень часто должен предложить выпуску свой вариант: это необходимо, кроме прочего, и для большего понимания сотрудниками выпуска сути события или проблемы.
ТЕКСТ
Один из главных принципов телевидения звучит так: пусть картинка расскажет о событии.Это в идеале. На практике наиболее оптимальным оказывается такое сочетание текстовой и видео- информации, когда они не противореча друг другу, не дублируя, а гармонично дополняя друг друга дают максимально полное и насыщенное представление зрителю о происходящем.
СТРУКТУРА И КОМПОЗИЦИЯ ТЕЛЕРЕПОРТАЖА
В принципе, практически все современные телевизионные репортажи, предназначенные для новостных и информационных программ, состоят из небольшого числа структурных элементов. Это stand-up, закадровый текст, синхрон.
ВРЕМЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Важнейший показатель новостной программы – оперативность. Во многих программах материал без грифа «сегодня» не имеет права на выход в эфир и уж во всяком случае, многие программы к этому стремятся.
Если задача корреспондента информационного агентства в этом смысле предельно проста, был бы телефон под рукой, то остальным труднее. Наиболее сложно в этом смысле телевидение.
УКАЗАНИЕ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ И ЦИТИРОВАНИЕ
Как правило, в телевизионном материале цитирования следует по возможности избегать. Если же это принципиально необходимо и цитируемые слова не совпадают с точкой зрения корреспондента и редакции (а также, если цитата содержит оспариваемую информацию), следует языковыми средствами собственного текста четко обозначить границы цитируемого и указать автора.
Репортаж для радио.
Советует репортер Би-би-си Лайза Бут.
Прежде всего, беспокойтесь о сюжете – позже у вас будет много времени, чтобы уладить техническую сторону вопроса. Думайте творчески – как сделать так, чтобы ваш материал выделялся на фоне других? Предсказуемые сюжеты никому не интересны
Вам необходимо собрать как можно больше интересного материала – записать необходимые аудиоклипы, узнать любопытные факты - это поможет внести изюминку, оживить сюжет.
Действуйте решительно. Времени в обрез, поэтому важно быстро определить, какая часть сюжета - более яркая и с помощью чего ее лучше проиллюстрировать. Не забывайте об аудитории: слушатели очень взыскательны и не станут слушать то, что им не интересно.
Старайтесь звучать как друг, но друг, который все же знает чуть больше.
Не забывайте о технических деталях. Ознакомьтесь с оборудованием, убедитесь в том, что оно исправно, и вы знаете, как им пользоваться.
Всегда думайте о том, как передать ваш материал. Подумайте, где найти телефон. Будет ли работать мобильный? Когда вы должны отправить сюжет в студию учитывая, что у вас возникнет по меньшей мере одна непредвиденная проблема? Есть ли у вас запасной план на случай, если что-то пойдет не так?
Не позволяйте неполадкам с аппаратурой сбивать вас с толку. Не нервничайте и держите ситуацию под контролем - в таком случае реакция ваших собеседников будет более естественной.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|