Сделай Сам Свою Работу на 5

Основные предпосылки зарождения журналистики

Журналистика как область общественно-политической деятельности

 

Общественная потребность в развитии журналистики как политической науки обусловлена объективным процессом цивилизационной трансформации: переходом от индустриальной к постиндустриальной цивилизации. Ядром последней является информационное общество. Прогресс страны, переход в новую цивилизацию во многом зависит от того, насколько своевременно власть, элита, общество осознают эту потребность, а также законы объективной трансформации, указывающей на главный вектор реформирования общества. К сожалению, приходится констатировать, что ни в выступлениях государственных деятелей, в особенности в прошедших предвыборных политических дебатах в СМИ, при попытках сказать что*то новое и существенное никто не отметил необходимость построения информационного общества в России.

 

Обратимся за ответом к известным теоретикам журналистики. В учебнике, по которому училось не одно поколение журналистов, сказано: «Задача учебного пособия – раскрыть основные теории журналистики как специфического социального явления»

Поэтому журналистика рассматривается в общетеоретических чертах и свойствах как:

– особый социальный институт общества, элемент общественной надстройки, организационно состоящий из системы учреждений (вопрос: каких учреждений? – В.П.);

– вид общественно*политической, информационной, идеологической, организационной деятельности (что это за деятельность, какова ее структура по объекту и субъекту? – В.П.);

– система произведений, подготовленных и скомпонованных по определенным законам (что это за законы? – В.П.) в номере газеты, журнала, в программе радио и телевидения, в книге (т. е. в системе СМИ);

– совокупность профессий, необходимых для сбора, отбора, обработки, компоновки, передачи массовой аудитории соответствующей социальной информации

 

 

Государственный и общественный контроль деятельности СМИ

 

По мере же становления и развития гражданского общества СМИ должны постепенно трансформироваться из институтов государства в институты общества. И тем самым превращаться из государственной пристяжной под номером четыре в нормальный общественный институт, обладающий властью авторитета, а не авторитетом власти.



Функционально пресса должна быть печатным и электронным "общественным оком" (по аналогии с прокуратурой - "государевым оком"), следящим за тем, чтобы, во-первых, древо государственной власти не загнивало под дождем воздаяний коррупантов и олигархов а, во-вторых, чтобы все ветви его росли в необходимом и достаточном согласии и сотрудничестве между собой на благо всего общества и каждого из его членов.

Лишь в той мере, в какой наше общество и государство, будут осознавать именнотакое понимание сути власти прессы,а, следовательно, и, вытекающую из этого понимания, специфику условий ее свободы и независимости, в той же мере будут утверждаться у нас истинная демократия, правопорядок, расти благосостояние нации.

Применение же в этом контексте словосочетания "Контроль государства за деятельностью СМИ" может быть оправданным лишь в одном смысле: когда речь идет исключительно о контроле со стороныуправомоченных на то органов государства соблюдения, установленных на информационном поле и закрепленных в правовых нормах, неких "правил игры.

При этом, важно подчеркнуть, что в этой специфической сфере общественных отношений, сам процесс закрепления подобного рода правил в нормах права должен происходить с максимально возможной долей соучастия в нем общества, представителей журналистского сообщества.

Что же касается роли во взаимоотношениях Власти и Общества так называемых манипулятивных технологий, то об их приоритете по отношению к законодательным способам регулирования общественных отношений можно говорить лишь применительно к конкретным случаям недемократической организации общественной жизни, не имеющим никакой стратегической перспективы в современных условиях.

Да, сегодня медиа предоставляют технологическую возможность реализации функции управления сознанием и поведением широких слоев населения. Этой функции не было у журналистики XIX в., ё не было даже у журналистики начала XX в.

В этой связи у самых разных игроков политической, да и экономической сцены, вполне может возникнуть соблазн воспользоваться для решения, стоящих перед ними проблем, предоставляющимися серьезными манипулятивными медиавозможностями.

Так, экс главный редактор "Независимой газеты" В.Т. Третьяков в сентябре 2000 г. на страницах газеты прямо отмечал: "СМИ, особенно телевидение - единственный реальный рычаг воздействия крупных собственников на политику России, а в отсутствие нормальных партий… главные телеканалы являются единственными по форме квазипартийными, а по сути - партийными структурами" (В.Т. Третьяков, Режим Путина и Россия, "НГ" ,14.09.00.) .

Государственная же власть может впасть в искус использовать манипулятивные медиавозможности для решения вполне благородных задач развития нации и государства. Однако даже в этом случае (то есть, в случае использования для решения действительно социально необходимых задач) массовое применение манипулятивных информационных технологий также таит в себе серьезную социальную опасность.

 

 

3. Понятия "печать", "пресса", "СМИ", "массовая коммуникация".

 

Печать

Печатные издания — самый распространённый вид СМИ в РФ. К началу 2009 года в Российской федерации было зарегистрировано 27 425 газет и еженедельников, но в постоянном обороте находятся не более 14 тысяч из них. Также зарегистрировано 20 433 журнала, 787 альманахов, 1297 сборников, 1519 бюллетеней и 214 изданий на магнитных носителях. Всего к началу 2009 году зарегистрировано 51 725 печатных СМИ.

Совокупная аудитория национальных ежедневных газет по данным за май-октябрь 2008 года составила 6522,2 тыс. человек, а национальных еженедельных газет общего и делового содержания — 14 019,2 тыс. человек, что составляет 11,3 % и 24,2 % городского населения 100 тыс.+, 16 лет+ соответственно.

Общая аудитория журналов составила к концу 2008 года 36,2 миллиона человек. Данные ВЦИОМ и ФОМ позволяют сделать вывод, что время от времени журналы в РФ читают до 62 % населения. Наибольшей популярностью пользуются кино- и телегиды (28,5 %), женские и модные издания (28,1 %).

 

Пресса (от фр. presse, от лат. presso) — часть СМИ, совокупность массовых периодических печатных изданий, предназначенные для массового читателя: газет, журналов, сборников,альманахов.

Термин имеет происхождение от названия первой массовой газеты «La Presse», вышедшей в Париже в 1836 году.

«Жёлтая пресса» — обозначение изданий печатной прессы, доступных по цене и специализирующихся на слухах, сенсациях (зачастую мнимых), скандалах, сплетнях, эпатирующем освещением табуированной тематики.[1] Информация в подобных изданиях выступает не в качестве духовно-практического знания, а в качестве развлекательного товара. Учредители таких изданий не ставят перед собой никаких иных задач, помимо получения прибавочной стоимости.

 

Сре́дство ма́ссовой информа́ции (СМИ) — средство донесения информации (словесной, звуковой, визуальной) по принципу широковещательного канала, охватывающее большую аудиторию и действующее на постоянной основе.

К СМИ относятся:

§ Печатные издания (пресса): газеты, журналы

§ Электронные СМИ: телевидение, радио, Интернет

С течением времени рассмотрение СМИ как «информирующих» ушло в прошлое: в зависимости от угла рассмотрения используются эпитеты «развлекающие» и даже «формирующие» (общественное мнение). Развитие механизма обратной связи, то есть наличие формальной возможности влияния или выражения своего мнения со стороны слушателей, зрителей и читателей придаёт СМИ характер не однонаправленной коммуникации. Если рассматривать данное понятие с позиции социологии, то СМИ являются частью более широкой сферы СМК (средств массовой коммуникации)

Первопроходцами изучения СМИ как явления считают социологов Пола Лазарсфельда и Роберта Мертона.

 

Массовые коммуникации (англ. mass communication) — дисциплина, изучающая различные средства, с помощью которых отдельные люди и организации передают информацию с помощью сетевых технологий, таких как сети мобильной связи, Интернет, социальные сети и др. большим сегментам населения одновременно.

 

 

Основные предпосылки зарождения журналистики

 



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.