Сделай Сам Свою Работу на 5

Международное право и его акты





1. Международное право представляет собой совокупность норм и общепризнанных принципов, создаваемых путем соглашений между государствами и регулирующих отношения между ними в процессе их сотрудничества. Международное право не входит ни в одну национальную систему права. Предметом его регулирования являются не внутригосударственные, а межгосударственные отношения. Международное право состоит из двух частей - международного публичного права и международного частного права.

 


Конституция РФ устанавливает примат международных договоров над внутренним законодательством в случае коллизии (расхождения). В правовом государстве основной задачей права является охрана прав и свобод гражданина и личности.
Характер актов, принимаемых органами международных организаций, и сам порядок их принятия регулируются внутренним правом каждой организации. В целом эти акты можно разделить на две категории:
- решения; касающиеся организации работы самого органа. Такие решения обычно принимаются большинством голосов и являются обязательными;
- решения по существу, принимаемые для осуществления целей и задач организации. В последние десятилетия широко распространился метод консенсуса, когда решение считается принятым, если против него не выдвинуто возражений. Решения по существу носят разные названия: резолюции, декларации, рекомендации и др. Как общее правило не являются юридически обязательными и не служат источником международного права. Такого рода решения обладают лишь морально-политической силой. Тем не менее, их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать. Любому государству трудно противостоять решению международной организации.
Особое положение занимают акты органов региональных интеграционных объединений. В зависимости от того, что записано в учредительных документах, они могут принимать решения, обязательные для государств-членов, для их правительств или даже для юридических и физических лиц. Например, Межгосударственный Экономический комитет Экономического союза СНГ принимает решения всех трех категорий.



2. Организация объединенных наций
ООН является неотъемлемой частью современного миропорядка, в формировании которого ей принадлежит важная роль. Она представляет собой ядро глобальной системы международных организаций. Ее устав был первым актом, закрепившим основные цели и принципы международного правопорядка и придавшим им императивную силу. Не случайно Устав ООН нередко называют конституцией международного сообщества.
За свое существование ООН пережила немало трудных времен. В первый период контролировавшие большинство голосов западные державы пытались диктовать свою волю меньшинству. После деколонизации большинство образовали развивающиеся страны, которые также пытались использовать машину голосований без должного учета интересов других государств. Результатом были мертворожденные резолюции. Большие трудности породила "холодная война". Новые условия после окончания "холодной войны" предъявляют ООН новые требования.
ООН является межгосударственной организацией. В нее входят почти все государства мира. Ее главными органами являются: Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по опеке, Международный Суд и Секретариат. ЮНЕСКО - организация в системе ООН, регулирующая права человека в области образования, науки, культуры и информации.
Генеральная Ассамблея - представительный орган ООН, обладающий широкой компетенцией, что проявляется в праве обсуждать любые вопросы или дела в пределах Устава. Кроме того, она может обсуждать вопросы, относящиеся к полномочиям любого органа ООН. В результате рассмотрения она делает рекомендации как членам Организации, так и ее органам, включая Совет Безопасности. Для всех органов ООН, кроме Совета Безопасности и Международного Суда, такие рекомендации являются обязательными.
Устав указывает наиболее важные направления деятельности Генеральной Ассамблеи. Она правомочна рассматривать общие принципы сотрудничества в деле поддержания мира, включая принципы разоружения, и делать соответствующие рекомендации членам и Совету Безопасности.
Ассамблея может рекомендовать меры мирного улаживания любой ситуации, которая могла бы нарушить общее благополучие или дружественные отношения между государствами. Сюда отнесены и ситуации, возникающие в результате нарушения положений Устава, излагающих цели и принципы.
К основным функциям Ассамблеи отнесено также содействие международному сотрудничеству в политической области и поощрение прогрессивного развития международного права и его кодификации. При участии Ассамблеи было принято свыше 300 договоров по важнейшим вопросам, включая права человека, нераспространение ядерного оружия, использование морского дна и космического пространства. Важной функцией является содействие сотрудничеству в области экономической и социальной жизни, культуры, образования, здравоохранения и прав человека.
Все главные органы ООН, включая Совет Безопасности, представляют Ассамблее доклады о своей деятельности. Она утверждает бюджет Организации и определяет взносы членов. Ассамблея не только сама может запрашивать консультативные заключения у Международного Суда, но также разрешает это другим органам ООН и е специализированным учреждениям.
Существенное значение имеют полномочия Ассамблеи в области формирования органов ООН. Она избирает 10 непостоянных членов Совета Безопасности, всех членов ЭКОСОС. Она утверждает вспомогательные органы, число которых превысило 200. Наконец процесс принятия поправок к Уставу начинается с их одобрения Ассамблеей.
Ряд полномочий Ассамблея осуществляет совместно с Советом Безопасности. По рекомендации последнего Ассамблея выносит постановления о приеме в члены, о приостановлении и прекращении членства. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности совместно избирают и членов Международного Суда.
Совет Безопасности занимает уникальное положение не только в ООН, но и во всей системе международных организаций:





  • на него возложена главная ответственность за поддержание мира и безопасности; Совет определяет наличие любой угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Само по себе такое определение может иметь юридические последствия, давая угрожаемому или подвергшемуся агрессии государству право на содействие ООН в обеспечении его интересов;
  • Совет является главным исполнительным органом ООН; если в результате обсуждения Генеральной Ассамблеей вопроса, относящегося к поддержанию мира, окажется необходимым предпринять действия, то такой вопрос передается Совету Безопасности;
  • ООН обеспечивает, чтобы даже государства, не являющиеся ее членами, действовали в соответствии с принципами Устава в той мере, в какой это необходимо для поддержания международного мира и безопасности, где главная роль принадлежит Совету.

Несмотря на то, что Совет - орган ограниченного представительства (менее 1% общего числа членов ООН) государства-члены согласились, что при исполнении своих обязанностей Совет "действует от их имени". Иными словами, Совет самостоятельно предпринимает действия, которые рассматриваются как действия Организации. Установив наличие угрозы миру, Совет может вынести рекомендации, но вправе и принять решение о мерах принуждения к правонарушителю. Устав предусматривает применение невоенных и военных мер. И те и другие применяются государствами по решению Совета.

3. Принцип уважения прав человека
Устав ООН на второе место после задачи избавления от бедствий войны поставил задачу "вновь утвердить веру в основные права человека". Среди целей ООН поощрение уважения к правам человека стоит третьим пунктом. Тем не менее, декларация о принципах международного права не выделила соответствующий принцип в качестве самостоятельного. Об уважении прав человека говорится при изложении принципов равноправия и самоопределения, а также сотрудничества.
В развитие Устава в 1948 г. Генеральная Ассамблея единогласно приняла Всеобщую декларацию прав человека, где сформулированы основные гражданские и политические, а также экономические, социальные и культурные права. Принцип уважения прав человека был сформулирован в качестве самостоятельного в Заключительном акте СБСЕ в 1975 г. хотя авторы поставили его лишь на седьмое место, после изложения принципов, относящихся к правам государств.
В современном международном праве меняется сама концепция принципа. В прошлом он не имел отношения к тому, что происходило внутри государства. Нынешнее содержание принципа подразумевает ответственность каждого государства за его воплощение во внутреннем праве. Уважение к правам человека является международным обязательством государств, но реализоваться оно может лишь на национальном уровне. В ряде стран, в том числе в России, конституционно закреплены общепризнанные международные нормы о правах человека. Согласно ч. 2 ст. 55 Конституции в России "не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, которые признаются и гарантируются согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (ч. 1 ст. 17).
В основе отрасли международного права, содержащей нормы о правах человека, лежит две группы принципов:
1. Основные принципы международного права. Наибольшее значение из них для данной отрасли имеет принцип уважения прав человека, закрепленный Уставом ООН.
2. Специальные принципы:
а) принцип универсальности, который означает, что нормы о правах человека обязательны для всех государств и в отношении всего их населения
б) принцип недискриминации, в соответствии с которым неправомерна дискриминация по каким бы то ни было признакам.
По времени возникновения и главным характеристикам все нормы о правах человека можно классифицировать в три группы, называемые "поколениями человека".
Первое поколение - это права личности, провозглашенные Великой Французской революцией. Это в основном гражданские и политические права. Нормы, относящиеся к этим правам, можно отнести к самоисполнимым. Они пригодны для непосредственного применения в национальных правовых системах.
Второе поколение - это в основном экономические, социальные и культурные права. Они сформировались к середине ХХ в. Для реализации этих прав необходимы определенные экономические, социальные и культурные условия, которые существуют далеко не во всех странах.
Появление третьего поколения прав человека относится к 70-м тт. нашего века. Это те права, которые могут быть обеспечены только совместными усилиями всех государств и которые являются юридическим выражением общечеловеческих ценностей. Это право на мир, на разоружение, право на развитие, на здоровую окружающую среду. Иногда их еще называют "правами солидарности".
Некоторые авторы выделяют из прав третьего поколения права народов, т.е. те права, которые принадлежат и могут осуществляться крупными объединениями индивидов (народами, нациями, национальными меньшинствами, коренными народами). Это права на самоопределение, на свободное распоряжение природными ресурсами, право оправлять религиозные культы, развивать свои культурные ценности и удовлетворять этнические потребности. Иногда также говорят о делении прав человека на индивидуальные и коллективные (такие, как право на ассоциации, профсоюзные и культурные объединения). Лишь с конца XIX в. начинается борьба за социальные, экономические и культурные права. С конца XX в. возникла необходимость защиты глобальных общечеловеческих прав.
В 1948 г. была принята Всеобщая декларация прав человека, определившая перечень и содержание основных прав человека. Следующим важнейшим шагом в этом направлении было принятие ООН двух международных пактов - о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах.
Принято значительное число конвенций, посвященных отдельным категориям прав человека. Особое внимание уделено правам наиболее нуждающихся в защите категорий населения, прежде всего, правам женщины и ребенка.
Несколько документов направлено на пресечение преступлений против прав человека - конвенции о запрещении геноцида и апартеида, о ликвидации всех форм расовой дискриминации, о запрещении рабства и др. Особый комплекс образуют многочисленные конвенции Международной организации труда.
Значительное число конвенций по правам человека заключено на региональном уровне. В рамках Организации Африканского Единства. Организации Американских Государств, Совета Европы и СНГ.
Устав СНГ в качестве одной из основных целей указывает обеспечение прав и основных свобод человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и документами Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. В декларации государств СНГ о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г. участники обязались принять меры с целью приведения национального законодательства в соответствие с обязательствами по соглашениям в области прав человека и, в частности, с документами СБСЕ. 26 мая 1995 г. была принята Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека.

4. Международно-правовые документы по защите прав человека
В 1789 г. Учредительное собрание Франции приняло декрет, в котором провозгласило полную отмену феодальных порядков. Была принята Декларация прав человека и гражданина, начинающаяся знаменитыми словами: "Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах". В ней были закреплены право свободы, собственности, безопасности и сопротивления угнетению. Авторы Декларации основывались на трудах энциклопедистов - Вольтера, Дидро и др. Декларация произвела огромное впечатление во всей Европе, она изменила миропонимание эпохи, стимулировала борьбу народов с абсолютизмом за демократию. Однако ее положения носили абстрактный характер и не указывали путей достижения заявленных принципов.
Всеобщая декларация прав человека была принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (отмечается как Международный день защиты прав человека). В преамбуле говорится, что реализация принципов Декларации является задачей, к выполнению которой должны стремиться все народы и все государства. В Декларации 30 статей, в которых отмечается, что признание естественных, равных и неотъемлемых прав человека является основой не только свободы каждой конкретной личности и уважения ее достоинства, но и условием сохранения всеобщего мира, справедливых отношений между народами. Так в ст. 1. сказано: "Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства".
"Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность" (ст.3);
"Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии: рабство и работорговля запрещаются во всех их видах" (ст. 4).
"Никто не должен подвергаться пыткам или жестоким, бесчеловечным или унижающим его достоинство обращению и наказанию" (ст. 5).
"Каждый человек, где бы он не находился, имеет право на признание его правосубъектности" (ст. 6).
"Все люди равны перед законом и имеют право, без всякого различия, на равную защиту закона" (ст.7).
"Никто не может быть подвергнут произвольному аресту, задержанию или изгнанию" (ст.9).
"Никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию" (ст.12).
"Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе местожительство в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну" (ст.13).
"Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон. Семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства" (ст.16).
"Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой" (ст. 25).
"Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества" (ст. 17).
Провозглашается свобода мысли, совести, религии, равная оплату труда без дискриминации, право на отдых и досуг, ограничение рабочего дня, образование (начальное и общее - обязательное и бесплатное). Техническое и профессиональное должно быть общедоступным, а высшее - одинаково доступно для всех на основе способностей каждого (ст.26).
19 декабря 1966 г. - Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах.
1959 - Декларация прав ребенка, 1989 - Конвенция о правах ребенка.
1975 г. Ген. Ассамблея ООН приняла Декларацию о защите всех лиц от пыток и других жестоких бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания. Подобная конвенция была принята и в 1984 г.
Значение данных актов состоит в том, что они содержат универсальные стандарты в области прав человека, выработанные мировым сообществом, которое добивается выполнения этих стандартов всеми странами. В мире осталось не много государств, которые не соблюдают общепризнанные международные правила в сфере защиты прав и свобод. Защиту прав и свобод на международном уровне осуществляют ООН, Европейский суд по правам человека и иные учреждения.
Российская Федерация ратифицировала большинство международных конвенций в области прав человека, а Конституция РФ признает примат международного права. Тем не менее, предстоит большая работа, направленная на то, чтобы сделать высокие международные стандарты нормами повседневной жизни

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.