Правила функционирования СМИ
Проблема, требующая разрешения
Разнородность общества, равноправие социальных сил
Необходимость единых и согласованных решений
Плюрализм – разделение общества на различные социальные силы, выступающие носителями разных позиций, убеждений, мнений, и признание такого разделения нормальным и етественным.
Толерантность – терпимость к сторонникам иных позиций, убеждений, мнений и отказ от абсолютизации собственной позиции.
Стороны толерантности:
Пассивная сторона - терпимость к инакомыслящим
Активная сторона – готовность к взаимодействию
Миссия СМИ в демократическом обществе - организация и поддержание максимально широкого и открытого для различных общественных сил социального диалога.
Консенсус – преодоление противоречий между различными социальными силами, выработка компромиссных, то есть общих, взаимно приемлемых решений по значимым социальным вопросам.
10. Государственная политика в сфере СМИ
11. СМИ как «четвертая власть»
12. Социальная позиция журналиста. Проблема партийности
Социальная позиция журналиста
Философский подход к истине:
Существует единая для всех истина – человечество движется к её постижению.
Социальный подход к истине:
Существуют различные представления об истине – их носители конкурирует в обществе.
Социальная позиция журналиста – определяется тем, какие социальные группы (силы) он поддерживает как личность и как профессионал.
Критерии выбора социальных сил:
Истинность – верное представление об истине с точки зрения журналиста
Прогрессивность – стремление и возможности способствовать прогрессу общества.
Жесткое выражение позиции:
Позиция выражается открыто и ясно, журналист активно настаивает на ней (Принципиальность, но недостаток толерантности).
Игнорируется аргументы оппонентов (опасность социальной конфронтации)
Мягкое выражении позиции:
Позиция выражается неясно, журналист избегает конфликтов и споров (Толерантность, но недостаток принципиальности)
Журналист теряет социальную поддержку (Возможность поражения в информационной конкуренции)
Отказ от выражения позиции:
Позиция не выражается сознательно, но даётся обзор существующих позиций (Толерантность, уважение к мнению аудитории).
Журналист не влияет на общество сам (Возможность поражения в информационный конкуренции).
Универсальный подход (в идеале):
Журналист имеет позицию и открыто выражает её.
Он также изучает другие позиции и учитывает их.
Взаимодействия с носителями других позиций
Проверка позиции на истинность:
Сопоставление своей позиции с другими позициями, в том числе принципиальных оппонентов, и е коррекция в случае необходимости.
Основа для взаимодействия носителей разных позиций:
Общечеловеческие ценности – это ценности, разделяемые абсолютным большинством общества и необходимые для объединения его частей.
Структура ценностей человека:
Общечеловеческие
Социально-групповые
Личностные
Общечеловеческие ценности расширяются в процессе сближения народов и культур
Преодоление односторонности социальной позиции:
Способность рассматривать социально-групповые ценности на фоне общечеловеческих.
Работа над социальной позицией
Особенность социальной позиции журналиста:
Социальная позиция важна для любого члена общества, для журналиста она имеет еще и профессиональное значение.
Постоянная работа на социальной позицией:
· Анализ общественной структуры – социальных сил и их ценностей
· Определение своего места в ней – близких ценностей и их носителей
· Анализ взаимоотношений различных социальных сил, проблем в них.
Проблемы, связанные с социальной позицией:
Её формирование:
· Сложность осознания текущего состояния общества
· Влияние позиций различных социальных сил и их лидеров
Её выражение:
· Влияние позиции своего СМИ и его учредителя
· Влияние со стороны внешних субъектов
В идеале журналист должен:
· Добросовестно работать над своей позицией
· Сотрудничать с близкими по позиции СМИ
· Противостоять внешним давлениям
Партийность Журналиста
Партийность – это выражение социальной позиции журналиста в политической сфере.
Три аспекта партийности:
Социально-групповой – поддержка близких по позиции социальных групп.
Организационный – взаимодействие с партиями, выражающими их интересы в политике.
Идеологический – идейное обоснование своей социальной позиции.
Социально-групповой аспект партийности
Поддержка обоснованных требований близких групп.
Критика их же необоснованных претензий.
Организационный аспект партийности (варианты):
Журналист:
· Членство в партии
· Близость позиций, сотрудничество
· Независимость
СМИ:
· Партия – учредитель
· Близость позиций, сотрудничество
· Независимость
Идеологический аспект партийности
Простой вариант – частичное или полное принятие одной из уже разработанных идеологических концепций.
Сложный вариант – разработка собственной идеологической концепции.
Варианты партийной позиции:
Жесткая:
Поддержка своей партии
Полная поддержка
Мягкая:
Поддержка близких партий
Поддержка, но и критичность
Варианты беспартийной позиции
Независимость:
Журналист выражает собственную позицию, не связывая её с какими-либо социальными силами.
Нейтралитет:
Журналист отказывается от выражения позиции или обозревает позиции разных носителей.
Журналист без социальной позиции?
Сложность отказа от социальной позиции:
Журналистика в любом случае воздействует на массовую аудиторию.
Позиция выражается в текстах журналиста не только прямо, но и косвенно.
Позиция журналиста всегда близка позиции каких-либо социальных сил.
Принципиальность – это добросовестное формирование журналистом своей социальной позиции, присоединение к позиции каких-либо общественных сил, исходя из идейной близости с ними.
Беспринципность – это отказ журналиста от добросовестного формирования социальной позиции, присоединение к позиции каких-либо общественных сил, исходя из желания получить выгоду.
13. Тема: Журналистика. Реклама. Связи с общественностью.
Сходства и различия
Определения понятия. Общие признаки и взаимодействия журналистики рекламы и связи с общественностью.
*Определение журналистики* (в первой лекции)
Определение рекламы – это осуществляемая в различных формах деятельность по не личному представлению и продвижению товаров и услуг, направленная на определенные аудиторные группы и оплачиваемая точно установленным заказчиком.
Связи с общественностью – это систематическая деятельность по созданию и поддержанию в долгосрочной перспективе благоприятных отношений между корпорацией и общественность, в которой она заинтересована (целевая аудитория). (Персонал, Партнер, Потребитель)
Близкие виды деятельности, которые взаимодействуют друг с другом.
Общие признаки:
· Формы целенаправленной коммуникации (информационный обмен, который организуется для достижения определенных целей, поставленных заранее и связанных с решением деловых вопросов).
Структура целенаправленной коммуникации:
Адресант (информационное воздействие) ↔ Адресат (обратная связь)
· Оформлены в соответствующие социальные институты (организационное оформление и социальное оформление, общественное регулирования)
Существуют такие организации (холдинги), которые могут заниматься тремя видами деятельностями или их комбинированными видами.
· Общая правовая база (Закон о СМИ, Закон о Рекламе).
Взаимодействие
Журналистика и Реклама
Проявляется в том, что СМИ являются одним из главных средств распространения рекламы.
Реклама — это основной источник самостоятельных доходов СМИ.
Прямое пересечение Рекламы и Журналистики мы можем наблюдать в таком виде – как в текстовой рекламе.
Журналистики и Связей с Общественностью
Выделятся важное направление – media relations
Могут проводиться брифинги и конференции.
Пресс-службы и пресс-центры – важные источники информации.
Реклама и Связи с Общественностью входят в комплекс маркетинговых коммуникаций.
Основные различия трех видом коммуникативных деятельностей
Журналистика
Адресант (отправитель информации) – журналист (автор публикации) и СМИ (публикатор)
Авторизация публикации
Окончательное решения публикации решает главный редактор.
Реклама
Адресант – не рекламист, а рекламодатель (заказчик рекламы).
Окончательное решения публикации решает заказчик.
Связи с общественностью
Адресант – журналист либо корпорация.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|