Социально-психологические функции
Коммуникативные функции
Функции:
· Потребность её контрагентов
· Массовая аудитория и Социальные институты
Контрагенты – это те, с кем взаимодействует СМИ.
Техническая роль в системе функций
Они должны поддерживать информационного обмена журналистики и её контрагентов.
Наличие достаточного количества СМИ и достаточное их разнообразие.
Взаимодействие журналистики должно быть интерактивным (обратная связь).
Различие между СМИ (односторонность) и СМК (Средства массовой коммуникации) (интерактивность).
Основные цели коммуникативных средств – завоевать доверие массовой аудитории и авторитет социальных институтов.
Идеологические функции
Идеологические функции по Прохорову играют главную роль в системе функций журналистики, так как именно они определяют содержательное наполнение.
Идеология – система идей об оптимальном устройстве общества с точки зрения носителей данной идеологии и способах их достижения.
Идеологические процессы в обществе:
Заидеологизированность – подавляет все остальные идеологии, подчиняет общество и т.д.
Деидеологизация – ослабление влияния идеологии на общество. Реакция на заидеологизированность. Может приобретать и негативный характер, в случае, если общество вовсе лишается любых идеологических ориентиров.
Реидеологизация – возвращение прежней основной идеологии в модернизированном виде.
Переидеологизация – поиск новых идеологических ориентиров.
Конкуренция разных идеологий, в которой одна может доминировать на определенный промежуток времени.
Журналистика принимает активное участие в различных идеологических процессах.
Массовое сознание – совокупность представлений о действительности, носителями которых являются большие социальные группы.
Структура Массового сознания:
· Мировоззрение (миросозерцание).
· Историческое сознание.
· Общественное мнение.
Мировоззрение – представлении о сущностных аспектах действительности, представленные на основе её разумного познания.
Миросозерцание – представления о сущностных аспектах действительности, составленные на основе её чувственного познания.
Историческое сознание (динамичный компонент) – представление о действительности в развитии, о взаимосвязи прошлого, настоящего и будущего.
Общественное мнение – реакция массового сознания на актуальное состояние действительности, которая отражается в совокупности представлений значимых событий, ситуациях, участвующих в них людях, тенденциях и проблемах текущей жизни общества.
Свойства общественного мнения:
· Реактивность – активное реагирование общества на всё что происходит в действительности.
· Плюрализм – разные представления об одних и тех же вещах.
· Синкретичность – соединение рационально-логических и эмоционально-образных знаний.
· Изменчивость – именно изменение общественного мнения.
· Подвижность – представления закрепляются в сознании в глубинных смыслах.
Ориентация массовой аудитории в социальной действительности, участие в формировании массового сознания через воздействие на общественное мнение.
Социальная ориентация:
· Широта
· Глубина
· Адекватность
Журналистика должна развивать и активизировать общественное мнение, тем самым формируя сознательность массовой аудитории.
Сознательность – это уровень развития сознания, то есть представлений о действительности, о себе и о своем месте в действительности.
Организаторские функции
Роль в системе функций - продолжение и подкрепление идеологических функций на практике.
Воздействие на Массовое Сознание переходит в воздействие на Социальную Практику.
Основной контрагент – это социальные институты (прямое и опосредованное воздействие)
СМИ и общественное мнение давят на социальные институты.
Прямое воздействие на социальные институты:
· Мониторинг действительности, постановка проблем.
· Экспертиза предлагаемых мер по решению проблем.
· Экспертиза предпринимаемых действий по решению проблем.
Характер воздействия СМИ на социальные институты – убеждающее, консультативное.
Воздействие на социальные институты в основном зависят от компетенции и компетентности СМИ
Компетенция – часть действительности, которую освещает данное СМИ и в рамках которой оно может и должно публично высказывать свои суждения
Основные факторы, которые определяют компетентность – направление и масштаб.
Компетентность – это уровень знаний в сфере своей компетенции, способность глубоко и верно понимать её.
Различие компетентности специалиста и журналиста
Специалист:
+ Глубина
– Корпоративные интересы
Журналист:
+ Социальные интересы
– Поверхностность
Компенсация недостатков компетентности журналиста:
· Привлечение специалистов в качестве экспертов.
· Тематическая специализация и углубление знаний в ней.
Сущность организаторских функций – преобразующее воздействие на социальную практику в целях разрешения общественных проблем и содействия прогрессивному развитию общества.
Культуроформирующие функции
Роль в системе функций – расширение воздействия на массовую аудиторию за пределы идеологической сферы.
Культура – это уровень развития общества, отдельных социальных групп и людей, выраженный во всей совокупности созданных человечеством материальных и в первую очередь духовных ценностей, а также в характере и формах взаимоотношений людей в обществе.
Различие близких понятий культуры и цивилизации:
Культура – акцент на духовных ценностях.
Цивилизация – акцент на материально-технических ценностях.
Бескультурье – недостаточный, слишком низкий уровень развития культуры.
Классика – это отбор и закрепление обществом культурных ценностей.
Контркультура – это создание новых ценностей путем отрицания уже признанных, устоявшихся.
Культура имеет творческий созидательный характер.
Носители культуры – общество, социальная группа, человек.
Субкультура – культурные ценности, разделяемые отдельным сообществом людей, в некоторых случаях закрытым или даже противопоставляющим себя другим сообществом.
Сферы культуры:
· Научно-техническая
· Художественная
Уровни культуры:
· Элитарная (подготовленная аудитория)
· Массовая (широкая аудитория)
Особенности современной массовой культуры:
· Коммерческая направленность
· Развлекательный характер
· Доступность
· Снижение качества
Направления реализации культуроформирующих функций:
· Распространение актуальных культурных ценностей
· Анализ значимых явлений и процессов в сфере культуры
· Стимулирование творческой деятельности аудитории.
Сущность культуроформирующих функций – удовлетворение культурных запросов массовой аудитории и влияние на формирование культуры общества.
Рекламно-справочные функции
Роль в системе функций – обеспечение прикладного применения журналистики аудиторией.
Сущность рекламно-справочных функций – содействовать аудитории в решении практически значимых, утилитарных задач, в том числе бытового характера.
Рекреативные функции
Роль в системе функций – обеспечение субъективной привлекательности СМИ для аудитории.
Сущность рекреативных функций – способствовать организации досуга, восстановлению сил аудитории для дальнейшего участия в общественной жизни.
Злоупотребление развлекательной информацией приводит к:
Деградация – значительное снижение уровня культурного развития и запросов аудитории.
Эскапизм – уход от действительности в искусственно созданные информационные реальности.
Системное взаимодействие функций журналистики в СМИ:
· Полная реализация – полифункциональной текст.
· Неполная реализация – монофункциональный текст.
4. Тема: Психологические функции журналистики по Н.Н. Богомоловой
Социальное предназначение журналистики – информационное обеспечение жизнедеятельности общества и составляющих его людей (индивидов).
Потребности индивида и общества различаются: предлагается выделять не только социальные, но и психологические функции журналистики.
Психологические функции:
Социально-психологические – связь индивида с обществом.
Общепсихологические – личные потребности индивида.
Социально-психологические функции
Функция социальной ориентации (Индивид – общество)
Функция социальной идентификации (Индивид – группы)
Функция межличностного контакта (Индивид – индивиды)
Функция самоутверждения (Индивид – он сам)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|