Концепция социальной ответственности журналистики
Сущность концепции – свобода журналистской деятельности могут пользоваться все существующие в обществе социальные силы, однако она нуждается в разумном регулировании.
Суммарный характер концепций.
Каким должно быть регулирование?
· Минимально необходимым, а не избыточным.
· Исходящим из интересов общества в целом, а не отдельных его субъектов.
· Гибким, способным учитывать актуальное состояние общества и журналистики.
Регулирование обеспечивает баланс интересов Журналистики, Общества, Государства…
Основные составляющие регулирования:
Правовое (внешнее) – устанавливает рамочные (общие и обязательные) нормы.
Этическое (внутреннее) – дает критерии для разрешения более тонких, сложных, неоднозначных ситуаций.
Правовое или этическое регулирование: что приоритетно?
Правовое – признак авторитарных тенденций в обществе.
Этическое – признак демократических тенденций в обществе.
Историческое формирование концепций:
Авторитарная – с появлением журналистики, формирование абсолютных монархий.
Свобода журналистики – с 18-ого века, буржуазно-демократические революции.
Социальной ответственности журналистики – с середины 20-ого века, рост влияния СМИ в обществе.
Ни одна из концепций не утратила актуальности:
Мир – в разных государствах могут реализоваться разные концепции
Страна – в одном государстве могут сосуществовать элементы разных концепции.
Степень д
+ Демократические институты существуют в обществе и закреплены в правовых документах
– Функционируют они не вполне адекватно: сильная власть сочетается со слабым гражданским обществом.
Особенности функционирования и регулирования СМИ
Государство активно влияет на СМИ
Правовое регулирование приоритетно
Этическое регулирование работате плохо.
Оппозиционные СМИ есть, но их деятельность ограничивается.
Жизнь в курином яйце сложна и трудна,
Как гоблина лико страшна,
Как гнома бородка длинна,
Как Лета забвенья полна,
Как
7. Экономический аспект свободы журналистики
Определяет экономическое возможности использования свободы журналистики различными социальными субъектами.
Отвечает на вопросы:
Какие субъекты экономически способы заниматься журналистской деятельностью?
Как они смогут сформировать бюджет?
Политико-правовой и экономический аспекты:
Правовое закрепление свободы журналистики, безусловно, важно и даже приоритетно…
…Но законные права не могут реализоваться социальными субъектами без соответствующих экономических возможностей
Что приоритетно для реализации свободы журналистики:
Авторитаризм (политико-правовой аспект) – власть решает экономические проблемы близких ей СМИ.
Демократия (экономический аспект) – свои экономические проблемы СМИ приходится решать самим.
Бюджет СМИ и его формирование
Экономическая независимость СМИ определяется его бюджетом
Формирование бюджета – результат систематической, непрерывной работы редакции СМИ по поиску источников финансирования и поддержанию взаимодействия с ними.
СМИ – это предприятие, бизнес с точки зрения экономики
· Редакция должна иметь средства на осуществление своей деятельности.
· Создание нового СМИ требует финансовых вложений, на самоокупаемость оно может выйти лишь через некоторое время.
· Функционирование СМИ также предполагает расходы, которые должны компенсироваться доходами или из других источников.
Бюджет СМИ – это баланс доходов и расходов СМИ.
Экономическая эффективность СМИ: доходы должны соответствовать расходам СМИ, а желательно – превышать их, то есть редакция должна стремиться получать прибыль.
Основные группы расходов:
· Оплата труда редакционного коллектива
· Необходимые условия для работы: помещение, техника и др.
· Расходы на распространение информационного продукта
Бюджет СМИ:
· Собственные доходы
· Внешние доходы
Доходная часть определяет расходную – соотношение доходов и расходов в бюджете.
Именно источники доходов оказывают определяющее влияние на свободу СМИ – влияние на свободу СМИ.
Собственные вложения
Основные источники собственных доходов:
· Продажа информационного продукта
· Плата за распространение рекламы
Продажа информационного продукта:
· Особенности продукта – предназначен для массовой аудитории и должен быть доступен ей финансово.
· Особенности ценообразования – низкая цена (ниже себестоимости) или бесплатное распространение.
· Значение источника – не может быть основным источником доходов при формировании бюджета.
Плата за распространение рекламы:
· Что продаётся? – возможность обращения к аудитории, которую собирает СМИ.
· Особенности ценообразования – высока цена (относительно) ввиду востребованности подобных услуг.
· Значение источника – может быть основным источником доходов при формировании бюджета.
В целом, собственные доходы повышают экономическую независимость СМИ, а значит поддерживает его свободу.
Внешние вложения
Источники:
· Государственная поддержка
· Финансирование от учредителя
· Спонсорская поддержка
Государственная поддержка:
Государственные СМИ – полное или частичное финансирование в качестве учредителя – в интересах власти.
Все СМИ – налоговые льготы (на постоянной основе) для всех и социально значимых СМИ; Проектное финансирование (под проект) – для социально значимых СМИ.
Финансирование учредителя:
· Полное или частичное
· Постоянное или непостоянное
· В экономических или политических интересах
Финансирование спонсора:
· Частичное
· Непостоянное
· В политических интересах
В целом внешние вложения снижают экономическую независимость СМИ, а значит ограничивает.
Проблема повышения экономической независимости СМИ
Финансовую независимость, а значит и свободу СМИ, могут ограничивать не только внешние вложения в бюджет, но и собственные доходы.
Зависимость от аудитории:
Прибыль СМИ увеличивается при увеличении аудитории
Большая аудитория характерна для массовых СМИ
Снижения качества контента СМИ («пожелтение»)
Массовые СМИ – снижают качество контента и цену информационного продукта, что позволяет увеличить аудиторию и доходы.
Качественные СМИ – обеспечивают
Зависимость от рекламодателей:
СМИ для рекламы выбирают по экономическим критериям.
Однако, могут сыграть роль политические и другие критерии.
Для бюджета СМИ не выгодны конфликты с рекламодателями.
Холдинг – это объединение нескольких производств в рамках одного предприятия для повышения экономической эффективности.
Холдинги различных структур:
Горизонтальная – отдельные предприятия сохраняют высокую степень самостоятельности
Вертикальная – предприятия элементы одного целого, подчиненные общему руководству
Преимущества и недостатки холдингов
Преимущества:
Перераспределение доходов СМИ
Выпуск сопутствующих товаров и услуг
Медиобизнес + другие виды бизнеса
Недостатки:
Позиция холдинга важнее позиции СМИ
Бизнес важнее журналистики
Монополизация медиарынка
Монополизация медиарынка – угроза свободе журналистики:
Холдинги уничтожают или поглощают более мелкие медиапредприятия
На рынке доминируют несколько крупных холдингов
Подавляется конкуренция, нет необходимого разнообразия СМИ.
Антимонопольное регулирование: поддержка разнообразия и конкуренции СМИ на медиарынке.
Экономические особенности функционирования
СМИ:
· Избыточное присутствие государства на медиарынке как учредителя и регулятора
· Значительный рынок рекламы при недостаточно сильной и устойчивой экономике.
· Сложность для частных СМИ достигать эффективность без внешней поддержки.
ЗЛОБНЫЙ ВОЛЬПЕНТИНГЕР!!!
8. Профессиональная этика журналиста (принцип правдивости и объективности)
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|