Создание пользовательского стиля
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ТЕХНОЛОГИИ
В ЭКОНОМИКЕ НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДОВ
Практикум
Для студентов
Кемерово 2011
УДК 004.338(076.5)
ББК 65с
И74
| Авторы: Лебедева Т.Ф (Введение; 7.7; 8.3-темы 6, 7), Милёшин И.В (3; 7.3; 8.3-тема 2), Ткаченко Н.А. (2; 7.2;8.3-тема 1), Репина С.И. (1;4;6; 7.1;7.4; 7.6; 8.3-тема 3), Вознюк С.В. (5; 7.5; 7.6; 8.3-темы 3, 4, 5).
| Рецензенты:
к.ф.-м.н., доцент ВАК, доцент кафедры общенаучных дисциплин ФГОУ ВПО «Кемеровский ГСХИ»
И.А. Сергеева
к.т.н., доцент ВАК, доцент кафедры информационных
и автоматизированных производственных систем ГОУ ВПО «КузГТУ»
О.Н. Ванеев
И74 Информационные системы и технологии в экономике на основе кейс-методов: практикум/ Лебедева Т.Ф, Милешин И.В, Ткаченко Н.А., Репина С.И., Вознюк С.В.; Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ. - Кемерово: Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ, 2011. - 152с.: ил.
Текст дан в авторской редакции.
Практикум составлен в соответствии с требованиями Государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования третьего поколения. Практикум предназначен для студентов и магистрантов экономических направлений и специальностей всех форм обучения, а также для слушателей курсов повышения квалификации, изучающих дисциплины, входящие в цикл компьютерных информационных технологий.
Практикум содержит кейс-компоненты по моделированию деятельности предприятия, использованию информационной системы 1С:Предприятие 8.Х, применению MS Excel в области анализа и расчета экономических и финансовых показателей, создание и редактирование баз данных в СУБД MS Access. Приводится набор иллюстративных учебных кейсов с постановкой конкретной ситуации, задачей и реализацией решения. Приведены варианты контрольной работы для студентов заочной формы обучения, представленные в виде учебных кейсов и методические указания по их выполнению на основе кейс-компонентов.
Иллюстративные учебные кейсы и учебные кейсы могут быть использованы для лабораторных работ и самостоятельной работы студентов дневной и заочной формы обучения.
УДК 004.338(076.5)
ББК 65с
ã Кемеровский институт (филиал)
РГТЭУ 2011
Содержание
ВВЕДЕНИЕ.. 6
1.. Применение кейс-метода при обработке текстовой экономической информации в MS Word 8
1.1 Кейс-компонент Работа с колонтитулами, нумерация страниц. 8
1.2 Кейс-компонент Использование стилей. 9
1.3 Кейс-компонент Создание оглавления. 10
1.4 Кейс-компонент Создание сносок в документе. 11
1.5 Кейс-компонент Оформление текста в колонки. 12
1.6 Кейс-компонент Использование Буквицы.. 12
1.7 Кейс-компонент Список литературы.. 12
1.8 Кейс-компонент Установка подложки. 13
2.. Применение Кейс-метода в моделировании деятельности предприятия 15
2.1 Кейс-компонент Построение контекстной диаграммы в нотации графического языка стандарта IDEF0 15
2.2 Кейс-компонент Указание цели и точки зрения при построении контекстной диаграммы в нотации графического языка стандарта IDEF0. 19
2.3 Кейс-компонент Построение диаграммы декомпозиции в нотации графического языка стандарта IDEF0 19
2.4 Кейс-компонент Использование граничных стрелок в нотации графического языка IDEF0 22
2.5 Кейс-компонент Использование внутренних стрелок в нотации графического языка IDEF0 22
2.6 Кейс-компонент Использование разветвляющихся и сливающихся стрелок в нотации графического языка IDEF0 23
2.7 Кейс-компонент Использование туннельных стрелок в нотации графического языка IDEF0 24
2.8 Кейс-компонент Нумерация работ и диаграмм в нотации графического языка IDEF0 25
3.. Применение кейс-метода при использовании информационной системы 1С: Предприятие 26
3.1 Кейс-компонент Создание новой информационной базы и ее запуск 26
3.2 Кейс-компонент Стартовый помощник. 29
4.. Применение кейс-метода при выполнении экономических расчетов в MS Excel 31
4.1 Кейс-компонент Работа с формулами. 31
4.2 Кейс-компонент Относительные и абсолютные ссылки. 31
4.3 Кейс-компонент Перемещение и копирование фрагментов листа .32
4.4 Кейс-компонент Добавление и удаление столбцов и строк. 33
4.5 Кейс-компонент Создание формул с использованием мастера функций 33
4.6 Кейс-компонент Перемещение и копирование листа в текущей книге .35
4.7 Кейс-компонент Условное форматирование. 35
4.8 Кейс-компонент Сортировка данных. 36
4.9 Кейс-компонент Защита информации. 37
4.10 Кейс-компонент Создание диаграммы.. 38
4.11 Кейс-компонент Настройка и редактирование диаграмм.. 38
4.12 Кейс-компонент Ссылки на ячейки других листов (связанные таблицы) 39
4.13 Кейс-компонент Отбор данных. 39
4.14 Кейс-компонент Отбор строк с помощью расширенного фильтра. 41
4.15 Кейс-компонент Создание отчета сводной таблицы.. 41
4.16 Кейс-компонент Вставка промежуточных итогов в список данных листа 42
5.. Применение кейс-метода при выполнении финансовых расчетов в MS Excel 43
5.1 Кейс-компонент функция ПЛТ (Расчет постоянных периодических выплат) 44
5.2 Кейс-компонент функция ПРПЛТ (Расчет платежей по процентам) 45
5.3 Кейс-компонент функция ОСПЛТ (Расчет основной суммы платежа) 45
5.4 Кейс-компонент функция БС (Расчет будущей стоимости инвестиций) 46
5.5 Кейс-компонент функция КПЕР (Расчет срока платежа) 46
5.6 Кейс-компонент функция ПС (Расчет текущей стоимости инвестиции). 47
5.7 Кейс-компонент функция СТАВКА (Расчет процентной ставки по аннуитету за один период) 48
6.. Применение кейс-метода при использовании инструментов анализа «Что, если» в MS Excel 49
6.1 Кейс-компонент Создание сценариев. 49
6.2 Кейс-компонент Подбор параметра. 50
6.3 Кейс-компонент Таблица данных с одной переменной. 50
6.4 Кейс-компонент Таблица данных с двумя переменными. 51
7.. Иллюстративные учебные кейсы.. 53
7.1 Использование текстового процессора MS Word для структурирования документов и обработки текстовой информации экономического направления. 53
7.2 Моделирование деятельности предприятия. 54
7.3 Применение информационной системы 1С:Предприятие для организации начала ведения учета финансово- хозяйственной деятельности предприятия. 61
7.4 Использование табличного процессора MS Excel для экономических расчетов, создания выборок, связанных таблиц и расчета промежуточных итогов. 78
7.5 Использование средств электронных таблиц Excel в финансово-экономических расчетах 93
7.6 Использование в MS Excel инструментов анализа «Что, если» 99
7.7 Технология хранения и поиска информации в системе управления базами данных MS Access 105
8.. Контрольная работа и методические указания по ее выполнению 111
8.1 Выбор номера варианта контрольной работы.. 111
8.2 Требования к оформлению контрольной работы на основе учебных кейсов и ее содержание 112
8.3 Варианты учебных кейсов по темам.. 116
Тема 1: Моделирование деятельности предприятия. 116
Тема 2: Применение информационной системы 1С:Предприятие для организации начала ведения учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия. 117
Тема 3: Обработка экономической информации в MS Excel 124
Тема 4. Финансовые расчеты в MS Excel 133
Тема 5. Инструменты анализа данных «Что, если» в MS Excel 135
Тема 6. Создание реляционной базы данных и работа с ней. 139
Тема 7. Вопросы для подготовки мини-реферата (вопросы для подготовки к зачету/экзамену) 148
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ... 151
ВВЕДЕНИЕ
Отличительной чертой практикума является его практическая направленность. Рассматриваются основные информационные технологии, такие как: моделирование бизнес-процессов деятельности предприятия в нотации IDEF0; организация ведения автоматизированного учета финансово-хозяйственной деятельности предприятия; структурирование сложных текстовых документов; выполнение финансово-экономических расчетов с использованием электронных таблиц; создание реляционных баз данных и работа с ними. Перечисленные выше технологии реализуются с использованием системы 1С:Предприятие 8.Х и программ, входящих в MS Office 2007: Visio, Word, Excel, Access. Студенты должны научиться решать практические задачи, связанные с их будущей профессиональной деятельностью в сфере экономики и управления, представленные в данном пособии в виде кейс-ситуаций.
Кейс-метод, как инновационный метод в образовании, основан на обучении путем подбора наилучшего варианта решения практической ситуационной задачи. Кейс метод – инструмент, позволяющий применить теоретические знания к решению практических задач, способствует развитию у студентов самостоятельного мышления. С помощью этого метода появляется возможность проявить и усовершенствовать аналитические и оценочные навыки, находить рациональный способ реализации поставленной проблемы.
Разбирая кейс, студенты имеют, как вариант, готовое решение, которое можно применить в аналогичных условиях. Увеличение количества проанализированных кейсов, увеличивает вероятность применения готовой схемы в сложившейся ситуации, формирует навыки действий в более серьезных обстоятельствах.
В первых шести частях практикума представлены простые кейсы (компоненты, используемые при решении конкретной задачи), и предлагаются варианты их реализации.
В седьмой части практикума предлагаются иллюстративные учебные ситуации – кейсы, цель которых на практическом примере с использованием кейс-компонентов обучить студентов алгоритму принятия рационального решения в определенных условиях.
В восьмой части приводится набор учебных кейсов с постановкой практической задачи в конкретном бизнесе, формулируются задания, которые необходимо реализовать с помощью рассмотренных в пособии информационных технологий. Цель такого кейса – диагностирование ситуации, самостоятельное принятие решения по указанной проблеме.
В процессе обучения студенты осваивают основные технологии, применяемые при постановке и решении задач в сфере экономики, а также приобретают навыки работы с экономической информацией.
Иллюстративные учебные кейсы и учебные кейсы могут быть использованы в качестве заданий для лабораторных работ и самостоятельной работы студентов дневной и заочной формы обучения.
Студенты, успешно выполнившие иллюстративные учебные кейсы приступают к выполнению своего варианта учебного кейса по каждой из тем, указанных преподавателем.
1 Применение кейс-метода при обработке текстовой экономической информации в MS Word
1.1 Кейс-компонент Работа с колонтитулами, нумерация страниц
Создание колонтитула
Колонтитулами называют области, расположенные в верхнем, нижнем и боковых полях каждой из страниц документа.
Колонтитулы могут содержать текст, таблицы, графические элементы. Например, в колонтитулы можно включать номера страниц, время, дату, эмблему компании, название документа, имя файла и т.д. Колонтитулы отображаются в окне Word только в режиме отображения Разметка страницы и в режиме предварительного просмотра.
Нельзя одновременно работать с основной частью документа и его колонтитулами.
Для перехода к созданию и/или редактированию колонтитулов дважды щелкните мышью в верхнем или нижнем поле страницы. При этом автоматически откроется специальная вкладка - Работа с колонтитулами/Конструктор.
В режиме работы с колонтитулами текст основной части документа отображается бледным шрифтом.
Вставка номеров страниц
Нумерацию страниц можно добавлять при любом режиме отображения документа, но удобнее это делать в режиме Разметка страницы.
Способ 1
1. Во вкладке Вставка в группе Колонтитулы щелкните по кнопке Номер страницы, в появившемся списке выберите один из способов расположения нумерации (Вверху страницы, Внизу страницы или На полях страницы), а затем один из вариантов нумерации.
После вставки номера страницы документ автоматически будет переведен в режим работы с колонтитулами. Выйдите из режима работы с колонтитулами.
Способ 2
Вставить номера страниц можно в режиме работы с колонтитулами.
1. В группе Колонтитулы вкладки Работа с колонтитулами/Конструктор щелкните по кнопке Номер страницы, в появившемся списке выберите один из способов расположения нумерации (Вверху страницы, Внизу страницы или На полях страницы), а затем один из вариантов нумерации.
1.2 Кейс-компонент Использование стилей
Стили представляют собой набор атрибутов форматирования, то есть могут включать гарнитуру, начертание и размер шрифта, выравнивание и др. К выделенному фрагменту текста все атрибуты форматирования стиля применяются одновременно. Стили позволяют пользоваться ими многократно, в разных документах.
Применение стилей
1. Выделите текст.
2. Вызовите меню экспресс-стилей, щелкнув на кнопке Дополнительные параметры в группе Стили на ленте.
3. Выберете необходимый стиль.
Редактирование стилей
1. Вызовите окно Стилей, щелкните на кнопке в виде стрелки, направленной вниз, в нижней части группы Стили.
2. Наведите курсор на редактируемый стиль и нажмите правой кнопкой мыши, в контекстном меню выберите пункт изменить.
3. В открывшемся диалоговом окне Изменение стиля можно выполнить дополнительное форматирование и настройку изменяемого стиля.
Установка флажков:
· флажок Добавить в список экспресс-стилей позволяет добавить стиль в меню экспресс-стилей;
· флажок Обновлять автоматически позволяет форматировать стиль непосредственно в тексте;
· флажок В новых документах, использующих этот шаблон позволяет использовать созданный стиль во всех документах.
Создание пользовательского стиля
Если у вас есть текст, оформление которого является образцом, то можно создать стиль на его основе. Созданный стиль вы сможете применять в любом месте документа, с которым работаете, а также в других файлах:
1. Выделите текст, который служит образцом.
2. Вызовите меню экспресс-стилей, щелкнув на кнопке Дополнительные параметры в группе Стили на ленте.
3. Выберите команду Сохранить выделенный фрагмент как новый экспресс-стиль.
4. В окне Создание стиля введите название стиля и нажмите кнопку OK.
5. Установите переключатели в положение В новых документах, использующих этот шаблон и флажок Добавить в список экспресс-стилей.
6. Нажмите кнопку ОК, чтобы подтвердить создание нового стиля.
1.3 Кейс-компонент Создание оглавления
Автоматическое создание оглавления часто используется при работе с большими документами.Сборка оглавления:
1. Word находит заголовки с заданными стилями.
2. Заголовки сортируются по уровням.
3. Каждый заголовок снабжается соответствующим номером страницы.
Для создания оглавления сделайте следующее:
1. Примените стили ко всем заголовкам, которые необходимо включить в оглавление.
2. Установите курсор в том месте, где будет располагаться оглавление.
3. Перейдите на вкладку Ссылки и нажмите кнопку Оглавление в одноименной группе.
4. Выберите стиль оглавления из появившегося меню.
1.4 Кейс-компонент Создание сносок в документе
Сноски используются для пояснений, комментариев и ссылок на другие документы, при этом для комментариев рекомендуется использовать обычные сноски, а для ссылок на источники — концевые сноски. Сноска состоит из двух связанных между собой частей — знака сноски и текста сноски. В ТП Word производится автоматическая нумерация сносок — сквозная по всему документу или отдельно для каждого раздела. При перемещении, копировании или удалении сносок оставшиеся знаки сносок автоматически нумеруются заново.
Для быстрого создания сноски сделайте следующее:
1. Поместите курсор в то место документа, где следует вставить сноску.
2. Нажмите кнопку Вставить сноску в группе Сноски на вкладке Ссылки на ленте. Для вставки концевой сноски нажмите кнопку Вставить концевую сноску.
3. Введите текст сноски, если текст обычной сноски будет слишком длинный, то Microsoft Word перенесет его на следующую страницу.
Чтобы задать дополнительные параметры сноски:
1. Поместите курсор в то место документа, где следует вставить сноску.
2. Нажмите кнопку в виде стрелки, направленной вниз, в нижней части группы Сноски:
· сноски — их текст может располагаться на нижнем поле страницы (параметр Внизу страницы) или в основном тексте ниже последней строки той страницы, на которой расположена ссылка (параметр Внизу текста);
· концевые сноски — текст таких сносок может располагаться В конце документа или В конце раздела.
3. Выберите способ нумерации сносок в области Формат. Обычно это арабские цифры, но можно задать любые другие символы.
4. Установите символ, с которого нужно начинать нумерацию, в поле Начать с.
5. После окончания настройки сносок нажмите кнопку Вставить и введите текст сноски.
1.5 Кейс-компонент Оформление текста в колонки
Для оформления текста в колонки сделайте следующее:
1. Выделите весь документ или ту его часть, которую требуется преобразовать в колонки.
2. Перейдите на вкладку Разметка страницы на ленте.
3. Нажмите кнопку Колонки в группе Параметры страницы и выберите в меню нужный вариант преобразования в колонки.
1.6 Кейс-компонент Использование Буквицы
Буквицы позволяют привлечь внимание пользователя к абзацам. В Word можно создавать буквицы, которые могут занимать от трех до 10 строк текста. Буквицы являются самостоятельными объектами, помещенными в рамку. Поэтому их можно перемещать, изменять размеры и отдельно форматировать.
Добавление буквицы:
1. Перейдите в режим Разметка страницы, выполнив команду Вид-Разметка страницы.
2. Установите курсор в любом месте абзаце, куда нужно добавить буквицу.
3. Нажмите кнопку Буквица в группе Текст на вкладке Вставка на ленте.
4. Выберите один из видов буквиц в меню Буквица:
· в тексте — буквица будет выровнена по левому краю;
· на поле — буквица будет вынесена на поле.
5. Если требуется настроить параметры буквицы, выберите в меню команду Параметры буквицы в области Параметры окна Буквица установите шрифт и размер буквицы, а также расстояние от нее до текста.
1.7 Кейс-компонент Список литературы
Для добавления нового источника:
1. Нажмите кнопку Вставить ссылку и выберите команду Добавить новый источник.
2. В окне Создать источник выберите тип источника. Это может быть книга, раздел книги, журнальная статья, статья в периодическом издании, веб-узел, дело, материалы конференции, интервью, фильм, спектакль, аудиозапись и т.д.
3. Заполните поля списка литературы: название, автор, год и город выпуска, издательство.
4. Если обязательных полей недостаточно, установите флажок Показать все поля списка литературы, чтобы отобразить дополнительные поля. Среди них фамилия редактора, число томов, количество страниц, стандартный номер и пр.
5. Если в процессе работы над текстом необходимо снова вставить ссылку на то же издание, просто выберите его из списка Вставить ссылку, куда помещаются все источники, с которыми вы работаете в рамках текущего документа.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|