Сделай Сам Свою Работу на 5

ГЛАВА 12. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Конституционный Суд Республики Беларусь входит в судебную систему Республики Беларусь. Его организация и деятельности осуществляется на основе Закона «О Конституци­онном Суде Республики Беларусь» от 30 марта 1994 г.' и Рег­ламента Конституционного Суда Республики Беларусь, который принят Конституционным Судом 27 мая 1994 г.2 В последую­щем в эти нормативно-правовые акты были внесены изменения и дополнения сообразно правовым нормам, закрепленным в Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и до­полнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.

Согласно ст. 1 Закона «О Конституционном Суде Рес­публики Беларусь», Конституционный Суд учреждается для обеспечения верховенства Конституции и ее непосредственного действия на территории государства, соответствия актов госу­дарственных органов Конституции, утверждения законности в правотворчестве и правоприменении, решения иных вопросов, предусмотренных Конституцией.

Конституционный Суд осуществляет судебную власть в форме судебного контроля за конституционностью нормативно-правовых актов.

Объектами конституционного контроля являются:

1) законы; 2) декреты и указы Президента Республики Беларусь;

3) международные договоры и иные обязательства Республики Беларусь; 4) акты межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь; 5) указы Президента Республики Беларусь, изданные во исполнение закона; 6) постановления Совета Министров; 7) акты Верховного Суда, Высшего Хозяй­ственного Суда, Генерального прокурора; 8) акты любого госу­дарственного органа.


Главное, чтобы Конституционный Суд обеспечивал ог­раничение власти в связи с ее превышением и осуществлял рас­смотрение связанного с этим фактом спора'.

Предложения о проверке конституционности акта впра­ве внести в Конституционный Суд: 1) Президент Республики Беларусь; 2) Палата представителей Национального собрания;

3) Совет Республики Национального собрания; 4) Верховный Суд; 5) Высший Хозяйственный Суд; 6) Совет Министров.



Нормативно-правовой акт оценивается Конституцион­ным Судом по его содержанию, форме, разграничению компе­тенции между государственными органами, порядку принятия, подписания, опубликования и введения в действие.

В состав Конституционного Суда входят Председатель, заместитель Председателя и десять судей. Шесть судей Консти­туционного Суда назначаются Президентом Республики Бела­русь и шесть судей избираются Советом Республики Нацио­нального собрания Республики Беларусь. Председатель Консти­туционного Суда назначается Президентом Республики Бела­русь с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь из числа судей Конституционного Суда. Заместитель Председателя избирается Конституционным Судом из состава судей по предложению Председателя Конституцион­ного Суда.

Судьей Конституционного Суда может быть назначен, избран гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, являющийся высококвалифициро­ванным специалистом и имеющий, как правило, ученую сте­пень. Предельный возраст членов Конституционного Суда -70 лет.

Срок полномочий судей Конституционного Суда 11 лет, по истечении которого они могут быть избраны или назначены на новый срок. Председатель Конституционного Суда может быть в любое время освобожден от должности Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики На­ционального собрания Республики Беларусь. Заместитель Пред­


седателя Конституционного Суда избирается судьями Консти­туционного Суда по представлению Председателя Конституци­онного Суда.

После формирования Конституционного Суда судьи приносят присягу в присутствии Председателя Палаты предста­вителей и Председателя Совета Республики Национального со­брания Республики Беларусь. Текст присяги изложен в ст. 17 Закона Республики Беларусь «О Конституционном Суде».

Судья Конституционного Суда неприкосновенен.

Неприкосновенность судьи распространяется на его жи­лище, служебное помещение, транспорт и средства связи, кор­респонденцию, имущество и документы, используемые им.

Лица, назначенные, избранные в Конституционный Суд, не могут быть привлечены к уголовной ответственности, аре­стованы, иным способом лишены личной свободы без согласия Президента Республики Беларусь, кроме случаев задержания на месте совершения преступления.

Уголовное дело в отношении члена Конституционного Суда может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь с согласия Президента Республики Бела­русь.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть досрочно прекращены:

1) по его просьбе об отставке;

2) в связи с утратой судьей гражданства Республики Бе­ларусь;

3) в связи с достижением предельного возраста пребыва­ния в должности судьи Конституционного Суда;

4) в связи с продолжением судьей, несмотря на преду­преждение со стороны Конституционного Суда, дея­тельности, не совместимой с должностью судьи;

5) в связи с совершением судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи, либо совершением иных действий, дискредитирующих Конституционный Суд;

6) в связи со вступившим в законную силу обвинитель­ным приговором в отношении судьи;

7) в связи с признанием судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

8) в связи с признанием судьи безвестно отсутствующим либо объявлением его умершим решением суда, всту­пившим в законную силу;


9) в связи с признанием судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособностью судьи по со­стоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

10) в случае смерти судьи.

Прекращение полномочий судьи Конституционного Су­да осуществляется Президентом Республики Беларусь по лич­ному письменному заявлению судьи или по представлению Конституционного Суда в зависимости от основания досрочно­го прекращения полномочий судьи.

Полномочия судьи Конституционного Суда могут быть приостановлены в случаях, если:

1) дано согласие Президента Республики Беларусь на арест судьи или привлечение его к уголовной ответственно­сти;

2) судья Конституционного Суда зарегистрирован в каче­стве кандидата в депутата Палаты представителей, чле­ны Совета Республики Национального собрания Рес­публики Беларусь, депутаты местных Советов депута­тов.

Приостановление полномочий судьи Конституционного Суда осуществляется по решению Конституционного Суда, принимаемому безотлагательно при выявлении оснований к их приостановлению.

Судья Конституционного Суда, полномочия которого приостановлены, не вправе участвовать в заседаниях Конститу­ционного Суда, направлять в государственные и другие органы, должностным лицам и гражданам официальные документы, за­прашивать у них какие-либо документы и иную информацию в соответствии с настоящим Законом.

Восстановление полномочий судьи Конституционного Суда допускается после отпадения оснований к их приостанов­лению и осуществляется по решению Конституционного Суда.

Судья считается ушедшим в отставку, если его полно­мочия прекращены по его просьбе об отставке либо в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности.

Председатель Конституционного Суда пользуется все­ми правами и несет обязанности судьи Конституционного Суда.

Председатель Конституционного Суда представляет Конституционный Суд Республики Беларусь в отношениях с


государственными органами и организациями, общественными объединениями.

Председатель Конституционного Суда:

- руководит работой Конституционного Суда, распреде­ляет обязанности между судьями;

- созывает Конституционный Суд и председательствует на его заседаниях;

- принимает меры поощрения и налагает взыскания на судей Конституционного Суда в соответствии с регламентом;

- осуществляет общее руководство работой Секретариа­та Конституционного Суда и обладает правом приема и уволь­нения его работников;

- вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должности.

Председатель Конституционного Суда осуществляет другие полномочия в соответствии Законом и Регламентом Конституционного Суда.

Заместитель Председателя Конституционного Суда пользуется всеми правами и несет обязанности судьи Консти­туционного Суда, исполняет обязанности Председателя Консти­туционного Суда в случае его отсутствия или по его поручению.

Заместитель Председателя Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку с занимаемой должно­сти.

Судья Конституционного суда имеет право требовать созыва Конституционного Суда, предлагать вопросы на его рас­смотрение, выражать особое мнение по поводу решений Кон­ституционного Суда. Он участвует во всех заседаниях Консти­туционного Суда с правом решающего голоса.

Судья Конституционного Суда вправе в любое время подать в отставку.

До оглашения решения по вопросам, которые изучаются или рассматриваются Конституционным Судом, ни один его член не имеет права публично высказывать свое мнение, если это не вытекает из необходимости подготовки вопроса к обсуж­дению в Конституционном Суде.

При решении всех вопросов, входящих в компетенцию Конституционного Суда, судьи Конституционного Суда поль­зуются равными правами.

Согласно ст. 22 Закона «О Конституционном Суде Рес­публики Беларусь», судьи Конституционного Суда вправе при-


сутствовать на открытых (а по приглашениям - и на закрытых) заседаниях любых государственных органов. Такого рода дея­тельность судьи больше схожа с деятельностью прокурора по осуществлению общего надзора, то есть надзора за соблюдени­ем законности на предприятиях, учреждениях, организациях. Суд же предназначен для разрешения юридических конфлик­тов, когда к нему обращаются с иском '.

Постоянным местом нахождения Конституционного Су­да является столица Республики Беларусь г. Минск.

Заседания Конституционного Суда проводятся в месте его постоянного нахождения. Конституционный Суд может провести заседание в другом месте, когда он сочтет это необхо­димым.

Анализ состояния конституционной законности в Рес­публике Беларусь оформляется как послание Конституционного Суда Президенту Республики Беларусь и палатам Парламента

Республики Беларусь.

Конституционный Суд ежегодно направляет Президенту Республики Беларусь послание о состоянии конституционной законности в республике, основываясь на изученных и рассмот­ренных материалах.

Решения Конституционного Суда оформляются в виде отдельного документа или протокольно.

Решения Конституционного Суда подлежат обязатель­ному официальному опубликованию.

Заключения Конституционного Суда не позднее чем в трехдневный срок со дня их провозглашения направляются Президенту Республики Беларусь, Палате представителей и Со­вету Республики Национального собрания Республики Бела­русь, Председателю Совета Министров Республики Беларусь, Председателю Верховного Суда Республики Беларусь, Предсе­дателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Генеральному прокурору Республики Беларусь, Министру юс­тиции Республики Беларусь и сторонам по делу. Решения Кон­ституционного Суда могут быть также направлены другим го­сударственным органам и должностным лицам.


Решения Конституционного Суда подлежат исполнению безотлагательно после опубликования, если иные сроки специ­ально в нем не оговорены.

Конституционный Суд может пересмотреть свое реше­ние, если: 1) изменилась конституционная норма, на основании которой принято решение; 2) открылись новые обстоятельства, которые могут существенно повлиять на его сущность.

При Конституционном Суде создаетсяНаучно-консультационный совет из числа ученых и иных специали­стов в области права. Персональный состав и положение о нем утверждаются Конституционным Судом.

Аппарат Конституционного Суда состоит из Секрета­риата, который осуществляет информационно-справочную, ор­ганизационно-техническую и иную работу.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.