Сделай Сам Свою Работу на 5

Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь





возглавляет систему хозяйственных судов. Он является высшим судебным органом по разрешению хозяйственных (экономиче­ских) споров и иных дел, рассматриваемых хозяйственными судами, осуществляет судебный надзор за их деятельностью. В его обязанности входит не реже одного раза в год информиро­вать о деятельности хозяйственных судов Президента Респуб­лики Беларусь и Парламент.

Полномочия Высшего Хозяйственного Суда довольно обширны. Осуществляя правосудие, он выступает как суд пер­вой инстанции, а также рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты хозяйственных судов, пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам судебные акты. Кроме функции правосудия он выполняет организационные полномочия: обращается в Кон­ституционный Суд Республики Беларусь с предложениями о даче заключений в соответствии с ч. 2 ст. 112 и ч. 4 ст. 116 Кон­ституции Республики Беларусь; разрабатывает предложения по совершенствованию законодательства, регулирующего отноше­ния в сфере предпринимательской и иной .хозяйственной (эко­номической) деятельности; изучает и обобщает практику при­менения хозяйственными судами законодательства, регули­рующего отношения в сфере предпринимательской и иной хо­зяйственной (экономической) деятельности; дает разъяснения по вопросам судебной практики; осуществляет проверку дея­тельности хозяйственных судов; заслуживает отчеты их предсе­дателей и судей; изучает и рассматривает положительный опыт работы; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в хозяйственных судах; осуществляет меры по созда­нию условий для эффективной деятельности хозяйственных су­дов (кадровое, иное организационное обеспечение); решает в пределах своих полномочий вопросы по заключению и испол­нению международных договоров Республики Беларусь, а так­же вопросы сотрудничества с судами иностранных государств.



Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь по вопросам внутренней деятельности хозяйственных судов и во­просов взаимоотношений между ними принимает правовые ак­ты, обязательные для хозяйственных судов.



Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь со­стоит из судей, в том числе Председателя, Первого заместителя и заместителей Председателя. Он действует в составе:


- Пленума Высшего Хозяйственного Суда;

- Президиума Высшего Хозяйственного Суда;

- Коллегии по проверке законности решений хозяйст­венных судов;

- Судебных коллегий по разрешению отдельных катего­рий споров.

В Высшем Хозяйственном Суде Республики Беларусь функционирует Квалификационная коллегия судей.

В структуре хозяйственных судов действует Служба су­дебных исполнителей хозяйственных судов.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда функционирует в составе Председателя Высшего Хозяйственного Суда, Первого заместителя и заместителей Председателя, судей высшего Хо­зяйственного Суда и председателей хозяйственных судов облас­тей и г. Минска. В его заседаниях вправе принимать участие:

Президент Республики Беларусь и его представители; председа­тели палат Национального собрания Республики Беларусь;

Председатель Совета Министров Республики Беларусь и его заместители; Председатель Конституционного Суда Республики Беларусь и его заместители; Председатель Верховного Суда Республики Беларусь и его заместители; Генеральный прокурор Республики Беларусь и его заместители; Министр юстиции Рес­публики Беларусь и его заместители. По приглашению Предсе­дателя Высшего Хозяйственного Суда в заседаниях Пленума могут участвовать судьи и специалисты аппаратов хозяйствен­ных судов, иных государственных органов, научных учрежде­ний, других организаций, члены Научно-консультативного со­вета при Высшем Хозяйственном Суде, а также граждане.



Полномочия Пленума Высшего Хозяйственного Суда изложены в ст. 15 Закона «О хозяйственных судах Республики Беларусь», согласно которой он разрешает вопросы координа­ции деятельности хозяйственных судов; рассматривает мате­риалы изучения и обобщения практики разрешения хозяйствен­ных (экономических) споров, судебной статистики; дает хозяй­ственным судам в порядке судебного толкования разъяснения по вопросам применения законодательства в сфере предприни­мательской и иной хозяйственной (экономической) деятельно­сти на территории Республики Беларусь; рассматривает в по­рядке надзора протесты на постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь; ^ рассматривает представления о пересмотре дел, по которым приняты поста-156


новления Пленума Высшего Хозяйственного Суда; решает во­просы об обращении в Конституционный Суд с предложениями о даче заключений; рассматривает заключения Конституцион­ного Суда о несоответствии разъяснений Пленума Высшего Хо­зяйственного Суда Конституции, международно-правовым ак­там, ратифицированным Республикой Беларусь, и другим зако­нодательным актам; заслушивает сообщения председателей су­дебных коллегий Высшего Хозяйственного Суда, председателей хозяйственных судов о деятельности их судов; избирает по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда секретаря Пленума Высшего Хозяйственного Суда из числа су­дей Высшего Хозяйственного Суда, который освобождается от выполнения обязанностей по основной деятельности; утвержда­ет по представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда состав коллегии по проверке законности решений хозяй­ственных судов, судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров; избирает квалификационную коллегию судей хозяйственных судов, а также председателя этой коллегии и его заместителя, заслуживает отчет о деятельности коллегии; ут­верждает по представлению Председателя Высшего Хозяйст­венного Суда состав Научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде и положение о нем.

По рассмотренным вопросам Пленум Высшего Хозяйст­венного Суда принимает постановления.

Пленум Высшего Хозяйственного Суда созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда, а в его отсутст­вие - Первым заместителем Председателя по мере необходимо­сти, но не реже одного раза в четыре месяца.

Постановления Пленума Высшего Хозяйственного Суда принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа участвующих в заседании членов Пленума.

Члены Пленума не вправе воздерживаться от голосования при принятии решений.

Правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь устанавливаются Регламентом Пленума Высшего Хозяйствен­ного Суда Республики Беларусь, утверждаемым Пленумом Высшего Хозяйственного Суда.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда действует в составе судей. Председателя Высшего Хозяйственного Суда, его Первого заместителя и заместителей. Количественный и


персональный состав утверждается Президентом Республики Беларусь по представлению Председателя Высшего Хозяйст­венного Суда. В заседаниях Президиума вправе принимать уча­стие Генеральный прокурор Республики Беларусь или его за­местители. По приглашению Председателя Высшего Хозяйст­венного Суда в заседании Президиума могут принимать участие судьи и специалисты аппаратов хозяйственных судов, иных го­сударственных органов, научных учреждений, члены Научно-консультативного совета при Высшем Хозяйственном Суде, а также граждане.

Президиум Высшего Хозяйственного Суда созывается Председателем Высшего Хозяйственного Суда, а в его отсутст­вие - первым заместителем Председателя. На его заседаниях рассматриваются протесты и представления на постановления коллегии Высшего Хозяйственного Суда, представления о пере­смотре дел, по которым коллегией Высшего Хозяйственного Суда приняты постановления, по вновь открывшимся обстоя­тельствам; решаются вопросы об обращении в Конституцион­ный Суде представлением о даче заключений; рассматриваются материалы изучения и обобщения судебной практики и судеб­ной статистики, а также вопросы организации работы судебных коллегий, отдельных судей и аппарата Высшего Хозяйственно­го Суда, председателей и судей хозяйственных судов областей.

Постановления Президиума Высшего Хозяйственного Суда по вопросам, отнесенным к его полномочиям, принимают­ся открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписывается председательствующим на заседании.

Регламентом Президиума Высшего Хозяйственного Су­да определяются правила подготовки, порядок проведения засе­даний, оформления решений и контроля за их выполнением.

Судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда Рес­публики Беларусь создаются из числа судей. По представлению Председателя Высшего Хозяйственного Суда состав судебных коллегий утверждается Пленумом Высшего Хозяйственного Суда. Судебные коллегии возглавляют председатели. Они одно­временно являются заместителями Председателя Высшего Хо­зяйственного Суда. Председатель Высшего Хозяйственного Су­да и его первый заместитель в случае необходимости могут своим решением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии. 158


Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, надзорной инстанции и по вновь открывши­мися обстоятельствам. Порядок проведения заседаний судебных коллегий, принятия решений, контроля за их исполнением, дру­гие вопросы организации их работы определяются Хозяйствен­ным процессуальным кодексом, а также регламентами судеб­ных коллегий, утверждаемых Пленумом Высшего Хозяйствен­ного суда.

Для рассмотрения отдельных дел в судебных коллегиях из числа судей, входящих в соответствующую коллегию, могут образовываться судебные составы.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда, его Пер­вый заместитель и заместители осуществляют функцию пра­восудия и руководят работой суда. Председатель назначается из числа судей Высшего Хозяйственного Суда Президентом Рес­публики Беларусь с согласия Совета Республики Национально­го собрания Республики Беларусь. Первый заместитель Предсе­дателя и заместители назначаются Президентом Республики Беларусь из числа судей по представлению Председателя Выс­шего Хозяйственного Суда.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда возглавля­ет Высший Хозяйственный Суд. Его полномочия состоят в осуществлении правосудия и в организации работы суда.

Председатель Высшего Хозяйственного Суда созывает Пленум и Президиум Высшего Хозяйственного Суда; вправе председательствовать в заседаниях судебных коллегий. Он при­останавливает исполнение судебных актов; распределяет обя­занности между Первым заместителем и заместителями Пред­седателя; формирует судебные составы для рассмотрения дел;

руководит работой аппарата суда; вправе истребовать из хозяй­ственных судов судебные дела для проверки в порядке надзора, а также для изучения и обобщения судебной практики; осуще­ствляет иные полномочия, направленные на организацию рабо­ты суда.

Первый заместитель Председателя Высшего Хозяйст­венного Суда осуществляет полномочия Председателя в его от­сутствие. Заместители Председателя возглавляют судебные коллегии Высшего Хозяйственного Суда и руководят их рабо­той. В случае отсутствия Председателя Высшего Хозяйственно­го Суда и первого заместителя Председателя этого суда полно-


мочия Председателя осуществляет один из заместителей Пред­седателя Высшего Хозяйственного Суда.

Аппарат хозяйственных судов предназначен для обес­печения деятельности хозяйственного суда по рассмотрению и разрешению дел, организации иных полномочий хозяйственно­го суда.

Это выражается в том, что аппарат хозяйственного суда принимает и выдает документы, удостоверяет копии докумен­тов, производит рассылку и вручение документов; проверяет уплату государственной пошлины, издержек, связанных с рас­смотрением дела, подлежащих уплате на депозитный счет хо­зяйственного суда, а также штрафов, налагаемых хозяйствен­ным судом; ведет учет движения дел и документов, осуществ­ляет их хранение; участвует в изучении и обобщении судебной практики, в подготовке предложений по совершенствованию законодательства; организует исполнение судебных актов хо­зяйственных судов; проводит информационно-справочную ра­боту; ведет статистический учет в сфере деятельности хозяйст­венного суда; организует материально-техническое обеспечение хозяйственного суда.

Служба судебных исполнителей хозяйственных судов действует на основе Положения о Службе судебных исполните­лей хозяйственных судов в Республики Беларусь, утвержденно­го постановлением Совета Министров Республики Беларусь 30 января 1998 г.'

Служба судебных исполнителей хозяйственных судов является органом по исполнению судебных и иных актов по хо­зяйственным (экономическим) спорам. В ее обязанность входит исполнять судебные акты по хозяйственным (экономическим) спорам; осуществлять руководство деятельностью судебных исполнителей; принимать меры к подбору кадров и повышению квалификации судебных исполнителей.

Служба судебных исполнителей функционирует при каждом хозяйственном суде. В Высшем Хозяйственном Суде образовано управление контроля исполнения решений Высшего Хозяйственного Суда. В хозяйственных судах областей сущест­вуют отделы исполнения решений хозяйственных судов облас­тей.


Комплектование штата работников Службы судебных исполнителей осуществляется Председателем Высшего Хозяй­ственного Суда и председателями областных хозяйственных судов. В Высшем Хозяйственном Суде работники управления контроля исполнения решений Высшего Хозяйственного Суда назначаются Председателем Высшего Хозяйственного Суда, а работники отделов исполнения решений хозяйственных судов областей - председателями соответствующих хозяйственных судов областей, при этом старшие судебные исполнители - по согласованию с Высшим Хозяйственным Судом.

Общее руководство Службой судебных исполнителей, как в Высшем Хозяйственном Суде, так и в хозяйственных су­дах областей, принадлежит Председателю Высшего Хозяйст­венного Суда, который утверждает Положение об управлении контроля исполнения решений Высшего Хозяйственного Суда, отделов исполнения решений хозяйственных судов областей. Что касается контроля за повседневной работой судебных ис­полнителей, то она осуществляется председателем соответст­вующего хозяйственного суда.

В компетенцию Службы судебных исполнителей входит исполнение: 1) решений, постановлений, определений хозяйст­венных судов; 2) решений третейских судов; 3) решений ино­странных судов и международных третейских судов;

4) исполнительных надписей нотариальных органов;

5) неоплаченных в срок платежных документов, акцептованных плательщиком; 6) иных документов, исполнение которых в со­ответствии с законодательством, отнесено к компетенции хо­зяйственных судов.

Судебным исполнителем может быть назначен гражда­нин Республики Беларусь, имеющий, как правило, юридическое или экономическое среднее специальное или высшее образова­ние, опыт практической работы в судах, правоохранительных органах или контрольных органах, способный по своим мо­ральным и деловым качествам исполнять возложенные на него обязанности.

Права и обязанности судебного исполнителя обширны. Судебный исполнитель возбуждает исполнительное производство, координирует добровольное исполнение, осуще­ствляет принудительное исполнение, возвращает исполнитель­ный документ взыскателю, определяет расходы по исполнению, принимает меры по установлению местонахождения должника


и его имущества; вызывает в суд должностных и иных лиц; в необходимых случаях может опечатать помещения, где хранят­ся материальные ценности или документы, кассовые помещения или кассы, склады, архивы; использовать нежилые помещения для временного хранения изъятого имущества с отнесением расходов по хранению на должника; входить в компетентные органы с предложениями о приостановлении перемещения гру­за или выезда за границу лиц до погашения ими задолженности по исполнительным документам; ходатайствовать перед судьей в применении административных и иных мер в отношении лиц, не исполняющих указания судебного исполнителя либо не ис­полняющих исполнительные документы; при обнаружении подделок, подлогов, других злоупотреблений в установленном порядке изымать необходимые документы, а также осуществ­лять иные полномочия.

Действия судебного исполнителя по исполнению испол­нительных документов или отказу в их исполнении могут быть обжалованы взыскателем или должником, а также опротестова­ны прокурором в хозяйственный суд при котором состоит су­дебный исполнитель, в течение десяти дней со дня совершения данного действия или отказа в его совершении, или со дня, ко­гда указанным лицам стало известно об этом.

Научно-консультативный совет при Высшем Хозяй­ственном. Суде Республики Беларусь предназначен для подго­товки научно обоснованных рекомендаций по вопросам приме­нения законодательства и разработки предложений по его со­вершенствованию. Состав Научно-консультативного совета и Положение о нем утверждается Пленумом Высшего Хозяйст­венного Суда Республики Беларусь.

Судьи хозяйственных судов назначаются на должность в соответствии с правилами, установленными в законодательст­ве. В ст. 6 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных судах в Республики Беларусь», судьей хозяйственного суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, стаж ра­боты по юридической специальности не менее двух лет или прошедший стажировку на протяжении двух лет, не совершив­ший порочащих его проступков. Судьей Высшего Хозяйствен­ного Суда может быть лицо, имеющее стаж работы по юриди­ческой специальности не менее пяти лет.


Кандидат на должность судьи должен сдать квалифика­ционный экзамен, который принимается действующей при Высшем Хозяйственном Суде экзаменационной комиссией, персональный состав которой утверждается квалификационной коллегией судей хозяйственных судов.

Каждый гражданин, отвечающий требованиям, предъяв­ляемым к кандидату на должность судьи, имеет право обра­титься в квалификационную коллегию судей хозяйственных судов с заявлением о рекомендации на эту должность.

Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов рассматривает заявление лица, претендующего на должность судьи, с учетом результатов квалификационного экзамена дает заключение о рекомендации данного лица либо об отказе в ней. В случае отказа в выдаче рекомендации не реже чем через год со дня дачи заключения можно повторно обратиться в квалифи­кационную коллегию судей.

Квалификационная коллегия судей хозяйственных судов представляет Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь заключение на каждого из рекомендуемых кандидатов. В случае несогласия с заключением квалификаци­онной коллегии судей Председатель Высшего Хозяйственного Суда возвращает его для повторного рассмотрения, которое яв­ляется окончательным.

Судьи хозяйственных судов назначаются Президентом Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно, кроме назначенных на должность впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, назначаются бессрочно после пяти лет работы судьей.

Судьи Высшего Хозяйственного Суда назначаются на должность Президентом Республики Беларусь с согласия Сове­та Республики Национального собрания Республики Беларусь и исполняют свои обязанности бессрочно.

Полномочия судьи хозяйственного суда могут быть приостановлены на основании заключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов приказом Председателя Высшего Хозяйственного Суда при наличии одного из следую­щих оснований: 1) участия судьи в избирательной компании в качестве кандидата в депутаты или на другие выборные госу­дарственные должности; 2) при привлечении судьи к уголовной ответственности или заключении под стражу; 3) в случае при-


знания судьи безвестно отсутствующим решением суда общей юрисдикции.

Если отпали эти основания, то судья может быть восста­новлен в своих полномочиях. Решение об этом принимает Председатель Высшего Хозяйственного Суда на основании за­ключения квалификационной коллегии судей хозяйственных судов.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.