Сделай Сам Свою Работу на 5

История создания хозяйственных судов в Республике Беларусь





ГЛАВА 11. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ

Хозяйственные суды в Республике Беларусь предназна­чены для осуществления правосудия в области хозяйственных (экономических ) отношений в целях защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц.

До учреждения хозяйственных судов в Беларуси функ­ционировали органы арбитража, которые были созданы в 1931 г. и которым предшествовали арбитражные комиссии, дей­ствовавшие в 20-х гг.

Арбитраж не являлся судом и в законодательстве не был указан в составе судебных органов. Он выполнял специфиче­ские функции по исполнению законов путем разрешения хозяй­ственных споров. Это был органа государственного управления. В БССР существовал арбитраж двух видов: государственный и ведомственный. Государственный арбитраж рассматривал гра­жданско-правовые споры между организациями различных ми­нистерств, ведомств, а ведомственный арбитраж - между пред­приятиями, учреждениями и организациями одного министер­ства, ведомства.

Задачи арбитража состояли в обеспечении защиты иму­щественных прав и законных интересов организаций при раз­решении хозяйственных споров; содействии повышению обще­ственного производства; развитии сотрудничества в выполне­нии народнохозяйственного плана; соблюдении государствен­ной дисциплины при выполнении плановых заданий и договор­ных отношений.



За невыполнение или ненадлежащее выполнение обяза­тельств арбитраж применял имущественные санкции в виде штрафа и неустойки. Арбитраж вмешивался в хозяйственную жизнь предприятий, организаций, информировал партийные, советские органы, органы народного контроля, прокуратуры, министерств, ведомств о нарушениях государственной дисцип­


лины и законности с тем, чтобы виновные понесли установлен­ную законом ответственность.

Законодательство о государственном и ведомственном арбитраже периодически обновлялось. На завершающих этапах СССР существовала следующая система органов государствен-; ного арбитража: Государственный арбитраж СССР; государст­венные арбитражи союзных республик; государственные арбит-| ражи автономных республик; государственные арбитражи кра-| ев, областей.



I Каждое звено арбитражной системы возглавлялось со-; ответствующим главным государственным арбитром, который | нес ответственность за выполнение задач, возложенных на дан-| ный арбитраж.

Главный государственный арбитр СССР назначался на должность Верховным Советом СССР сроком на пять лет и ут­верждался Съездом народных депутатов СССР.

Главные государственные арбитры союзной и автоном­ной республики назначались на должность соответствующим Верховным Советом союзной или автономной республики сро­ком на пять лет, а в период между сессиями Президиумом Вер­ховного Совета союзной или автономной республики с после-Щ дующим утверждением Верховным Советом союзной или авто-"" номной республики.

Главный государственный арбитр края, области, города, автономной области и автономного округа назначался на долж­ность соответствующим Советом народных депутатов на срок полномочий Совета по представлению Госарбитража союзной Ц республики.

| Главные арбитры всех арбитражных органов имели за-I местителей. В низшем звене системы органов государственного | арбитража были государственные арбитры в количестве, опре-| деляемом штатным расписанием данного Госарбитража.

Рассмотрение спора в органах государственного арбит­ража производилось в составе председательствующего - госу­дарственного арбитра или главного арбитра либо его заместите­ля - и представителей сторон, которыми являлись руководители спорящих организаций или их заместители либо другие лица, например, юрисконсульты, уполномоченные доверенностью на выступление в арбитраже. В случае необходимости рассмотреть сложный спор государственный арбитр или его заместитель




могли вводить в состав арбитража дополнительно двух арбит­ров.

Решение по спору принималось государственным ар­битром и участвующими в деле представителями сторон и всту­пало в законную силу немедленно. При этом арбитр способст­вовал достижению согласия между сторонами. Исполнение ре­шения производилось на основании выдаваемого арбитражем приказа, который являлся исполнительным документом.

Ведомственные арбитражи создавались для рассмотре­ния споров, возникающих между предприятиями, организация­ми одного и того же министерства, государственного комитета, ведомства. Они функционировали в составе министерств, госу­дарственных комитетов и ведомств и были подчинены руково­дителям этих министерств и ведомств.

Ведомственные арбитражи действовали на основании положений о них, утверждаемых руководителями соответст­вующих министерств и ведомств.

По своему составу ведомственные арбитражи не были одинаковы. В одних министерствах и ведомствах арбитраж со­стоял из главного арбитра, а в других - из главного арбитра и арбитра. В некоторых министерства и ведомствах арбитражи объединялись с юридически отделами министерств и ведомств и тогда юридический отдел с арбитражем возглавляло одно должностное лицо, которое одновременно являлось начальни­ком юридического отдела и арбитром министерства, ведомства. Главный арбитр и арбитры ведомственного арбитража назнача­лись руководителем министерства, ведомства.

Дела в ведомственном арбитраже рассматривались ар­битром с участием представителей сторон. Решения были окон­чательными, но могли быть пересмотрены главным арбитром данного ведомственного арбитража. При этом руководитель соответствующего министерства, ведомства вправе был отме­нить любое решение арбитра или главного арбитра ведомствен­ного арбитража.

Органы государственного арбитража могли проверять

работу ведомственных арбитражей.

Таким образом, арбитраж - это не суд, а орган государ­ственного управления, призванный разрешать хозяйственные споры.


Хозяйственные суды в Беларуси были учреждены Зако­ном «О хозяйственном суде» от 5 июня 1991 г.' вместо упразд­ненного арбитража.

Хозяйственные суды стали рассматривать споры, возни­кающие при заключении, изменении, расторжении и исполне­нии хозяйственных договоров либо по другим основаниям, а также споры о признании недействительными актов государст­венных и иных органов, не имеющих нормативного характера, не соответствующих законодательству и затрагивающих инте­ресы предприятий и организаций (ст. 23).

Такая слишком общая норма Закона «О хозяйственном суде» вызвала трудности в отнесении хозяйственных споров к юрисдикции общих или хозяйственных судов. Она была кон­кретизирована Постановлением Пленума Верховного Суда Рес­публики Беларусь и Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 23 марта 1995 г. «О разграничении подведомственности дел между общими и хозяйственными су­дами»2. Согласно п. 4 этого Постановления к экономическим спорам, разрешаемых хозяйственными судами, стали относить­ся споры:

1) о разногласиях по договору, заключение которого пре­дусмотрено законом или передача разногласий по кото­рому на разрешение хозяйственного суда согласована сторонами;

2) об изменении условий или расторжении договоров;

3) о неисполнении или ненадлежащем исполнении обяза­тельств;

4) о признании права собственности;

5) об истребовании собственником или иным законным владельцем имущества из чужого незаконного владения;

6) о нарушении прав собственника или иного законного владельца, не связанном с лишением владения;

7) о возмещении убытков;

8) о признании недействительными актов государственных и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы юридических лиц и граждан-предпринимателей, их объединений, от-


раслей экономики или административно-территориальных единиц Республики Беларусь;

9) о защите деловой репутации;

10) об отказе в государственной регистрации либо уклоне­нии от государственной регистрации в установленный срок юридического лица - субъекта хозяйствования или гражданина-предпринимателя и в других случаях, когда такая регистрация предусмотрена законом;

11) о взыскании с юридических лиц и граждан-предпринимателей штрафов и иных экономических санкций, если законодательством не предусмотрено взыскание этих сумм в бесспорном порядке;

12) о возврате из государственного бюджета и внебюджет­ных фондов денежных средств, неправомерно взыскан­ных в бесспорном порядке в виде экономических санк­ций либо по другим основаниям с юридических лиц или

граждан-предпринимателей;

13) о применении условий учредительства;

14) о ликвидации, реорганизации юридических лиц;

15) о прекращении деятельности крестьянского (фермерско­го) хозяйства;

16) о внесении изменений в учредительные документы и признании недействительными учредительных докумен­тов юридического лица - субъекта хозяйствования, прошедшего государственную регистрацию;

17) о нарушении антимонопольного законодательства;

18) о банкротстве.

В соответствии с Законом «О хозяйственном суде» от

5 июня 1991 г. были образованы областные суды и Высший Хо­зяйственный Суд, а в 1998 г. был создан хозяйственный суд

г. Минска'.

Решения хозяйственных судов исполняли суды общей

юрисдикции. И лишь 30 января 1998 г. постановлением Совета Министров Республики Беларусь было утверждено Положение «О Службе судебных исполнителей хозяйственных судов в Рес­публике Беларусь»2.


Правовое регулирование организации и деятельности хозяйственных судов постоянно уточнялось и изменялось. Принципы их деятельности только складывались, накапливался опыт их функционирования. Это было отражено в новом Законе «О хозяйственных судах в Республике Беларусь» от 9 декабря 1998 г.', который применяется в настоящее время.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.