Необходимо различать следующие виды источников
курса “Судоустройство”:
1. Конституция Республики Беларусь.
2. Отраслевые нормативно-правовые акты о суде и правосудии.
3. Концепция судебно-правовой реформы.
4. Судебная практика.
5. Судебная статистика.
6. Юридическая литература.
7. Материалы общественно-политической печати.
8. Материалы мемуарного характера.
1. Конституция Республики Беларусь. Наиболее важным, главным источником курса “Судоустройство” является Конституция Республики Беларусь. Все законы и иные нормативно-правовые акты должны соответствовать Конституции, потому что она обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на территории государства.
Конституционному регулированию подвергнуты многие аспекты организации и деятельности суда. В ст.6 сказано, что государственная власть разделяется на законодательную, исполнительную и судебную. В главе 6 “Суд” содержатся положения о судоустройстве, закрепляются следующие его стороны:
1) принадлежность судебной власти судом; 2) принципы построения судебной системы; 3) принципы правосудия;
4) конституционный контроль. В главе 3 “Президент Республики Беларусь” (ст. 84) содержатся правовые нормы, определяющие порядок формирования судейского корпуса. Более конкретные нормы о судоустройстве изложены в иных нормативно-правовых актах.
2. Отраслевые нормативно-правовые акты о суде и правосудии. Конституция Республики Беларусь является основ-
ным законом, в котором лишь в самом общем виде закреплены правовые нормы, касающиеся судоустройства. Для того, чтобы усвоить вопросы, связанные с организацией судебной власти, судебной системой, аппаратом суда обязательным условием является как можно более полное представление о тех нормативно-правовых актах, которые содержат правовые нормы по кругу этих проблем. Система законодательства включает в себя законы и подзаконные нормативные правовые акты. Они объединяются общей категорией “нормативные правовые акты” или сокращенно “нормативно-правовые акты”. Для более глубокого усвоения курса “Судоустройство” необходимо изучение не только действующего законодательства, но и утратившего силу. Только в этом случае можно будет уяснить закономерности в организации и деятельности суда.
Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в истории суда Беларуси были периоды, когда грани между законами и подзаконными актами оказывались размыты. Так, в первые годы советской власти в Беларуси важное значение имели нормативно-правовые акты Наркомата юстиции. Именно в них закреплялись важнейшие стороны организации и деятельности судов. Например, 25 марта 1922 г. постановлением Народного Комиссариата Юстиции было принято “Положение о судебных исполнителях”'.
На территорию Беларуси распространялось также действие законодательства СССР. Кроме нормативно-правовых актов, которые принимались отдельно высшими органами законодательной и исполнительной властей, существовала также практика принятия ими совместных нормативно-правовых актов. Так, 27 августа 1933 г. было принято Постановление Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров СССР “О передаче железнодорожных линейных судов и транспортной прокуратуры железных дорог из системы народных комиссариатов юстиции союзных республик в систему Верховного Суда Союза ССР и прокуратуры Союза ССР”2. В системе советского законодательства были также совместные постановления Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза (ЦК КПСС) и Правительства (Совета
Министров СССР). 30 июля 1970 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по улучшению работы судебных и прокурорских органов”'.
С провозглашением Беларуси суверенным государством начался интенсивный законотворческий процесс. Ему присущи особенности: некоторые общественные отношения, которые по своей природе должны быть подвергнуты регулированию именно законом, стали регулироваться иными типами нормативно-правовых актов.
В 1995 г. Законом “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” предусмотрено наличие в районных (городских) судах судей по административным делам и исполнительным производствам (ст. 19)2. В 1997 г. Министром юстиции Республики Беларусь и Председателем Верховного Суда Республики Беларусь утверждено “Временное положение о полномочиях судей по административным делам и исполнительным производствам районных (городских) судов Республики Беларусь”3, в виду того, что их компетенция в законе не была определена, а возникла необходимость в учреждении таких судей.
К отраслевым нормативно-правовым актам, являющимися источниками курса “Судоустройство”, относятся: законы;
декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановления Совета Министров Республики Беларусь; ведомственные нормативно-правовые акты; нормативно-правовые акты профессиональных объединений юристов.
1). Законы. Среди законов, регулирующих судоустройство, центральное место занимает Закон Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, принятый 13 января 1995 г.
В структурном отношении он состоит из шести разделов: 1) общие положения; 2) судебная система; 3) статус судей; 4) присяжные заседатели; 5) вопросы организации деятельности судов Республики Беларусь; 6) заключительные положения. Из названий разделов видно, что этот закон состоит из двух частей. Одна определяет судоустройство, а другая статус судей. Тем не менее он носит незавершенный характер, по
скольку в нем не нашли своего закрепления все суды, входящие в судебную систему. В частности, в нем не сказано о хозяйственных судах. В какой-то мере это можно объяснить тем, что на момент принятия этого Закона действовал Закон Республики Беларусь “О хозяйственном суде Республики Беларусь”, принятый 5 июня 1991 г.1 И все же должен быть закон, определяющий судебную систему в государстве. Проблемным является вопрос о названии этого закона. В СССР, как и в союзных республиках, периодически принималось законодательство о судоустройстве. Так, до Закона Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” действовал Закон Белорусской Советской Социалистической Республики “О судоустройстве Белорусской ССР”, принятый 26 ноября 1981 г. Съезд народных депутатов СССР 13 ноября 1989 г. принял “Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве”3.Таким образом, установилась традиция принимать законы о судоустройстве. Вместе с тем, учитывая современные тенденции, связанные со значимостью судебной власти в государстве, это название представляется несколько не точным. При принятии нового закона его следует назвать так: закон “О статусе суда”. Это название имеет преимущества. По сравнению с понятием “статус суда”, которое среди правовых категорий является наиболее широким, в этимологическом отношений понятие “судоустройство” более узкое, поскольку предполагает ответ только на один общий вопрос: как устроен суд. Не случайно за пределами Закона о судоустройстве остается система таких важных проблем, как подбор и расстановка судейских кадров, неприкосновенность судей, их дисциплинарная ответственность и т.д. Принятие комплексного закона о статусе суда позволит избежать множественности нормативно-правовых актов и как итог этого второстепенное™ некоторых из них4.
Одним из законодательных источников курса “Судоустройство” является Закон Республики Беларусь “О Прокуратуре Республики Беларусь”, принятый 29 января 1993 г. В структурном отношении он состоит из следующих разделов:
1) общие положения; 2) система и организация органов прокуратуры Республики Беларусь; 3) прокурорский надзор; 4) кадры органов прокуратуры; 5) иные вопросы организации и деятельности прокуратуры. В этом Законе сохранились многие устоявшиеся подходы к определению сущности прокурорского надзора и системы органов прокуратуры, которые были отражены в Законе “О Прокуратуре СССР”, принятом Верховным Советом
СССР 30 ноября 1979 г.2
В Законе “О Прокуратуре Республики Беларусь”, хотя и содержатся новые правовые нормы, но к сожалению, не урегулированы вопросы, касающиеся организации и деятельности военной прокуратуры, транспортной прокуратуры и иных специализированных прокуратур, которые функционируют, и о которых в законе сказано лишь мимоходом. В этом Законе следовало бы поместить некоторые правовые нормы, которые в настоящее время находятся в принятом 25 июня 1996 г. Положении о прохождении службы в органах прокуратуры3.
Деятельность суда, как органа судебной власти, не может быть полноценной без надлежащей организации в государстве прокурорского надзора. Важно более полно, четно и ясно отразить в законодательстве функции и полномочия прокуратуры на современном этапе развития государства и гражданского
общества.
Законодательным источником курса “Судоустройство” является Закон Республики Беларусь “Об адвокатуре”, который принят 15 июня 1993 г.5 Он состоит из 7 глав: 1) общие положения; 2) адвокаты; 3) организационные формы деятельности адвокатуры; 4) гарантии адвокатской деятельности, права и обязанности адвокатов; 5) дисциплинарная ответственность адвокатов; 6) труд адвокатов, его регулирование и оплата, налогооб
ложение, страхование адвокатской деятельности;
7) заключительные положения.
Закон “Об адвокатуре” положил начало коренным преобразованиям а сфере организации и деятельности адвокатуры, которые существенно влияют на качество правосудия. Закон повысил требования к лицам, допускаемым к адвокатской деятельности. В частности, впервые в белорусском законодательстве установлено, что для адвоката, кроме высшего юридического образования, стажа работы по специальности или стажировки, необходимы такие два условия, как сдача квалификационного экзамена и получения лицензии на право занятия адвокатской деятельностью. Кроме этого повышен государственный контроль за качественным составом адвокатских кадров. И это понятно, поскольку в соответствии со ст. 2 и ст. 4 Закона “Об адвокатуре” государство гарантирует оказания квалифицированной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Впервые в белорусском законодательстве об адвокатуре было сформулировано понятие адвокатской тайны и установлен запрет на вмешательство в профессиональную деятельность адвоката.
В Законе “Об адвокатуре”содержатся и иные нормы, знание которых наряду с фундаментальными положениями об адвокатуре будет способствовать более глубокому усвоению курса “Судоустройство”.
Здесь перечислены лишь основные отраслевые законы, регламентирующие организацию суда, роль и значение при осуществлении правосудия адвокатуры и прокуратуры. Источниками курса “Судоустройство” являются и другие законы.
2). Декреты и указы Президента Республики Беларусь. Согласно ст. 85 Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.. Президент Республики Беларусь имеет право издавать указы и распоряжения, а в некоторых случаях он может издавать декреты, имеющие силу законов.
Применительно к организации и деятельности органов судебной власти. Президентом Республики Беларусь издано ряд декретов и указов, которые изменяют или дополняют законодательство о суде и правосудии.
Президентом Республики Беларусь 3 мая 1997 г. издан Декрет “О некоторых мерах по совершенствованию адвокат-
ской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь”', который существенно изменил некоторые нормы Закона “Об адвокатуре”. Согласно ст. 13 Закона “Об адвокатуре” граждане, получившие лицензию на право занятия адвокатской деятельностью, вправе осуществлять ее как путем вступления в члены коллегии, так и в частном порядке путем образования на добровольной основе иных адвокатских объединений (фирм, бюро, контор) либо индивидуально. В п. 14 Декрета сказано, что адвокатская деятельность может осуществляться только лицами, являющимися членами коллегий адвокатов. С изданием Декрета индивидуальная адвокатская деятельность и частные адвокатские объединения прекратили свое существование, а Министерству юстиции предоставлено право издавать в соответствии с законодательством нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность адвокатуры.
Основная идея этого Декрета - усилить государственный контроль за деятельностью адвокатуры2.
Среди указов Президента Республики Беларусь важное значение имеет Указ “Об установлении количества судей по административным делам и исполнительным производствам в районных (городских) судах” от 3 мая 1997 г.3, в котором определено, сколько судей по административным делам и исполнительным производствам должно функционировать в районных
(городских)судах.
3). Постановления Совета Министров Республики Беларусь. Являясь высшим органом исполнительной власти в Республике Беларусь, Совет Министров (Правительство) полномочен издавать постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь (ст. 108 Конституции Республики Беларусь). Так, Советом Министров Республики Беларусь издано постановление “О правовой экспертизе правовых актов Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления” от 31 декабря
1998 г., в котором сказано, что осуществление правовой экспертизы возлагается на Министерство юстиции, которое имеет право знакомиться в Национальном банке, министерствах и иных республиканских органах государственного управления с работой по подготовке, принятию, учету и систематизации подлежащих правовой экспертизе их правовых актов; привлекать высококвалифицированных специалистов и научных работников в качестве внештатных экспертов по правовым актам, представленным на правовую экспертизу.
Этим постановлением утверждено Положение о порядке осуществления правовой экспертизы правовых актов Национального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления, в п. 5 которого сказано, что представленные на правовую экспертизу нормативные акты подлежат правовому анализу в целях установления их соответствия Конституции Республики Беларусь; актам Главы государства; законам Республики Беларусь; постановлениям Правительства; международным договорам Республики Беларусь, в том числе требованиям унификации законодательства Республики Беларусь и Российской Федерации; требованиям законодательной техники, в том числе согласованности нормативных актов между собой.
4). Ведомственные нормативно-правовые акты. В системе отраслевых нормативно-правовых актов важное значение принадлежит ведомственным нормативно-правовым актам, к которым применительно к рассматриваемому кругу вопросов, относятся акты министерств, и прежде всего Министерства юстиции. В последнее время такие акты являются важным компонентом механизма действия права. Они обладают большой силой регламентирующего воздействия, в виду того, что носят более конкретный по сравнению с законом характер и регламентируют более узкую сферу деятельности. Юридическим основанием для издания акта министерством является его компетенция, установленная в соответствующем законе, указе, постановлении, определяющем статус соответствующего министерства.
В ст. 15 Закона Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” сказано, что организа-
ционное и материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также военных судов осуществляется Министерством юстиции Республики Беларусь.
Согласно п. 10 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь от 1 декабря 1995 г.', Министерство юстиции (Минюст) в пределах своей компетенции издает приказы и инструкции, дает указания, обязательные для исполнения работниками судов и других органов юстиции, учреждений и организаций системы Министерства, а также должностными лицами и гражданами, на которых они распространяются. Например, 8 июня 1998 г. издана Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь2, в которой установлены общие правила организации делопроизводства в районном (городском) суде на основе действующего законодательства, нормативно-методических документов Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь, приказов Министерства юстиции и постановлений коллегии Министерства юстиции Республики Беларусь. 12 ноября 1999 г. Министерством юстиции Республики Беларусь утверждено Положение о порядке выдачи и использования лицензий на право оказания юридических услуг3, предварительно согласованное с министерствами, которые по роду своей деятельности причастны к вопросам, урегулированным в этом Положении.
5/ Нормативно-правовые акты профессиональных объединений юристов. Источниками курса “Судоустройство” являются нормативно-правовые акты, изданные не только государственными органами и должностными лицами, но также объединениями юристов. В ст. 36 Конституции Республики Беларусь сказано, что судьи и прокурорские работники не могут быть членами политических партий и общественных объединений, преследующих политические цели.
Что касается объединений юристов неполитического характера, то они могут создаваться. В Республике Беларусь сформированы и плодотворно действуют несколько объединений юристов. Эти объединения могут принимать нормативно-
правовые акты, распространяющие свое действие только на членов соответствующего объединения.
В Беларуси 10 декабря 1990 г. был образован Союз юристов Беларуси - неправительственная самоуправляемая общественная организация, действующая на основе Устава.
Успешно функционировало и такое общественное объединение как Белорусский республиканский союз адвокатов, которым принято ряд нормативно-правовых актов локального характера. В связи с образованием Республиканской коллегии адвокатов он, хотя и не ликвидирован, но значительно снизил свою активность. По-видимому это носит временный характер. Когда произойдет четкая дифференциация полномочий государственных органов, причастных к организации адвокатуры, Белорусский республиканский союз адвокатов будет осуществлять такие функции, которые соответствуют его природе.
В 1992 г. был образован орган судейского самоуправления - Ассоциация судей Беларуси .
Постепенно судейское самоуправление становилось влиятельной силой. Ассоциация судей Беларуси сыграла важную роль в упрочении статуса судебной власти, но необходимо было переходить к новым, более прочным формам общественного объединения судей. И это было заложено в решениях Первого съезда судей Республики Беларусь, который проходил 5 декабря 1997 г., а Ассоциация судей прекратила свое существование. Наряду с другими важными документами. Первый съезд судей принял Кодекс чести судьи Республики Беларусь2, который определил в дополнение к действующему законодательству правила правового характера, которые должны соблюдать судьи как в судебном заседании, так и в своей внеслужебной деятельности.
3. Концепция судебно-правовой реформы. Заметным явлением в Республике Беларусь стало наличие различных концепций, определяющих перспективы развития законодательной, исполнительной и судебной властей. Парламентом (Верховным Советом) Республики Беларусь 23 апреля 1992 г. принята Концепция судебно-правовой реформы3, в которой определены пу-
ти преобразования правоохранительной системы в Республике Беларусь. Верховный Совет постановил, что главными целями судебно-правовой реформы являются:
1. создание правовой системы, способной обеспечить функционирование правового государства;
2. утверждение самостоятельной и независимой судебной власти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов;
3. воплощение в законодательстве демократических принципов организации и деятельности правоохранительных органов, отвечающих общепризнанным нормам международного
права и научным рекомендациям.
В структурном отношении Концепция судебно-правовой реформы состоит из следующих разделов:
I. Необходимость судебно-правовой реформы.
П. Судебная власть и судебная организация.
III. Предварительное расследование.
IV. Прокурорский надзор.
V. Органы юстиции.
VI. Адвокатура и гарантии оказания юридической помощи.
VII. Органы внутренних дел и государственной
безопасности.
VIII. Общественные формирования юристов. IX. Реформа законодательства.
X. Этапы реализации Концепции судебно-правовой реформы.
Особое внимание в Концепции судебно-правовой реформы уделено вопросам, связанным с реорганизацией судебной системы.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|