Сделай Сам Свою Работу на 5

Необходимо различать следующие виды источников





курса “Судоустройство”:

1. Конституция Республики Беларусь.

2. Отраслевые нормативно-правовые акты о суде и пра­восудии.

3. Концепция судебно-правовой реформы.

4. Судебная практика.

5. Судебная статистика.

6. Юридическая литература.

7. Материалы общественно-политической печати.

8. Материалы мемуарного характера.

1. Конституция Республики Беларусь. Наиболее важ­ным, главным источником курса “Судоустройство” является Конституция Республики Беларусь. Все законы и иные норма­тивно-правовые акты должны соответствовать Конституции, потому что она обладает высшей юридической силой и имеет прямое действие на территории государства.

Конституционному регулированию подвергнуты многие аспекты организации и деятельности суда. В ст.6 сказано, что государственная власть разделяется на законодательную, ис­полнительную и судебную. В главе 6 “Суд” содержатся поло­жения о судоустройстве, закрепляются следующие его стороны:

1) принадлежность судебной власти судом; 2) принципы по­строения судебной системы; 3) принципы правосудия;

4) конституционный контроль. В главе 3 “Президент Республи­ки Беларусь” (ст. 84) содержатся правовые нормы, определяю­щие порядок формирования судейского корпуса. Более кон­кретные нормы о судоустройстве изложены в иных нормативно-правовых актах.



2. Отраслевые нормативно-правовые акты о суде и правосудии. Конституция Республики Беларусь является основ-

 

ным законом, в котором лишь в самом общем виде закреплены правовые нормы, касающиеся судоустройства. Для того, чтобы усвоить вопросы, связанные с организацией судебной власти, судебной системой, аппаратом суда обязательным условием яв­ляется как можно более полное представление о тех норматив­но-правовых актах, которые содержат правовые нормы по кругу этих проблем. Система законодательства включает в себя зако­ны и подзаконные нормативные правовые акты. Они объединя­ются общей категорией “нормативные правовые акты” или со­кращенно “нормативно-правовые акты”. Для более глубокого усвоения курса “Судоустройство” необходимо изучение не только действующего законодательства, но и утратившего силу. Только в этом случае можно будет уяснить закономерности в организации и деятельности суда.



Следует обратить внимание на то обстоятельство, что в истории суда Беларуси были периоды, когда грани между зако­нами и подзаконными актами оказывались размыты. Так, в пер­вые годы советской власти в Беларуси важное значение имели нормативно-правовые акты Наркомата юстиции. Именно в них закреплялись важнейшие стороны организации и деятельности судов. Например, 25 марта 1922 г. постановлением Народного Комиссариата Юстиции было принято “Положение о судебных исполнителях”'.

На территорию Беларуси распространялось также дейст­вие законодательства СССР. Кроме нормативно-правовых ак­тов, которые принимались отдельно высшими органами законо­дательной и исполнительной властей, существовала также прак­тика принятия ими совместных нормативно-правовых актов. Так, 27 августа 1933 г. было принято Постановление Централь­ного Исполнительного Комитета и Совета Народных Комисса­ров СССР “О передаче железнодорожных линейных судов и транспортной прокуратуры железных дорог из системы народ­ных комиссариатов юстиции союзных республик в систему Верховного Суда Союза ССР и прокуратуры Союза ССР”2. В системе советского законодательства были также совместные постановления Центрального Комитета Коммунистической пар­тии Советского Союза (ЦК КПСС) и Правительства (Совета

 

Министров СССР). 30 июля 1970 г. было принято постановле­ние ЦК КПСС и Совета Министров СССР “О мерах по улучше­нию работы судебных и прокурорских органов”'.

С провозглашением Беларуси суверенным государством начался интенсивный законотворческий процесс. Ему присущи особенности: некоторые общественные отношения, которые по своей природе должны быть подвергнуты регулированию именно законом, стали регулироваться иными типами норма­тивно-правовых актов.



В 1995 г. Законом “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” предусмотрено наличие в районных (го­родских) судах судей по административным делам и исполни­тельным производствам (ст. 19)2. В 1997 г. Министром юстиции Республики Беларусь и Председателем Верховного Суда Рес­публики Беларусь утверждено “Временное положение о полно­мочиях судей по административным делам и исполнительным производствам районных (городских) судов Республики Бела­русь”3, в виду того, что их компетенция в законе не была опре­делена, а возникла необходимость в учреждении таких судей.

К отраслевым нормативно-правовым актам, являющи­мися источниками курса “Судоустройство”, относятся: законы;

декреты и указы Президента Республики Беларусь; постановле­ния Совета Министров Республики Беларусь; ведомственные нормативно-правовые акты; нормативно-правовые акты про­фессиональных объединений юристов.

1). Законы. Среди законов, регулирующих судоустрой­ство, центральное место занимает Закон Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь”, принятый 13 января 1995 г.

В структурном отношении он состоит из шести разделов: 1) общие положения; 2) судебная система; 3) статус судей; 4) присяжные заседатели; 5) вопросы организации дея­тельности судов Республики Беларусь; 6) заключительные по­ложения. Из названий разделов видно, что этот закон состоит из двух частей. Одна определяет судоустройство, а другая статус судей. Тем не менее он носит незавершенный характер, по­

 

скольку в нем не нашли своего закрепления все суды, входящие в судебную систему. В частности, в нем не сказано о хозяйст­венных судах. В какой-то мере это можно объяснить тем, что на момент принятия этого Закона действовал Закон Республики Беларусь “О хозяйственном суде Республики Беларусь”, приня­тый 5 июня 1991 г.1 И все же должен быть закон, определяющий судебную систему в государстве. Проблемным является вопрос о названии этого закона. В СССР, как и в союзных республиках, периодически принималось законодательство о судоустройстве. Так, до Закона Республики Беларусь “О судоустройстве и ста­тусе судей в Республике Беларусь” действовал Закон Белорус­ской Советской Социалистической Республики “О судоустрой­стве Белорусской ССР”, принятый 26 ноября 1981 г. Съезд на­родных депутатов СССР 13 ноября 1989 г. принял “Основы за­конодательства Союза ССР и союзных республик о судоустрой­стве”3.Таким образом, установилась традиция принимать зако­ны о судоустройстве. Вместе с тем, учитывая современные тен­денции, связанные со значимостью судебной власти в государ­стве, это название представляется несколько не точным. При принятии нового закона его следует назвать так: закон “О ста­тусе суда”. Это название имеет преимущества. По сравнению с понятием “статус суда”, которое среди правовых категорий яв­ляется наиболее широким, в этимологическом отношений поня­тие “судоустройство” более узкое, поскольку предполагает от­вет только на один общий вопрос: как устроен суд. Не случайно за пределами Закона о судоустройстве остается система таких важных проблем, как подбор и расстановка судейских кадров, неприкосновенность судей, их дисциплинарная ответственность и т.д. Принятие комплексного закона о статусе суда позволит избежать множественности нормативно-правовых актов и как итог этого второстепенное™ некоторых из них4.

 

Одним из законодательных источников курса “Судоуст­ройство” является Закон Республики Беларусь “О Прокуратуре Республики Беларусь”, принятый 29 января 1993 г. В струк­турном отношении он состоит из следующих разделов:

1) общие положения; 2) система и организация органов проку­ратуры Республики Беларусь; 3) прокурорский надзор; 4) кадры органов прокуратуры; 5) иные вопросы организации и деятель­ности прокуратуры. В этом Законе сохранились многие устояв­шиеся подходы к определению сущности прокурорского надзо­ра и системы органов прокуратуры, которые были отражены в Законе “О Прокуратуре СССР”, принятом Верховным Советом

СССР 30 ноября 1979 г.2

В Законе “О Прокуратуре Республики Беларусь”, хотя и содержатся новые правовые нормы, но к сожалению, не урегу­лированы вопросы, касающиеся организации и деятельности военной прокуратуры, транспортной прокуратуры и иных спе­циализированных прокуратур, которые функционируют, и о которых в законе сказано лишь мимоходом. В этом Законе сле­довало бы поместить некоторые правовые нормы, которые в настоящее время находятся в принятом 25 июня 1996 г. Поло­жении о прохождении службы в органах прокуратуры3.

Деятельность суда, как органа судебной власти, не мо­жет быть полноценной без надлежащей организации в государ­стве прокурорского надзора. Важно более полно, четно и ясно отразить в законодательстве функции и полномочия прокурату­ры на современном этапе развития государства и гражданского

общества.

Законодательным источником курса “Судоустройство” является Закон Республики Беларусь “Об адвокатуре”, который принят 15 июня 1993 г.5 Он состоит из 7 глав: 1) общие положе­ния; 2) адвокаты; 3) организационные формы деятельности ад­вокатуры; 4) гарантии адвокатской деятельности, права и обя­занности адвокатов; 5) дисциплинарная ответственность адво­катов; 6) труд адвокатов, его регулирование и оплата, налогооб­

 

ложение, страхование адвокатской деятельности;

7) заключительные положения.

Закон “Об адвокатуре” положил начало коренным пре­образованиям а сфере организации и деятельности адвокатуры, которые существенно влияют на качество правосудия. Закон повысил требования к лицам, допускаемым к адвокатской дея­тельности. В частности, впервые в белорусском законодательст­ве установлено, что для адвоката, кроме высшего юридического образования, стажа работы по специальности или стажировки, необходимы такие два условия, как сдача квалификационного экзамена и получения лицензии на право занятия адвокатской деятельностью. Кроме этого повышен государственный кон­троль за качественным составом адвокатских кадров. И это по­нятно, поскольку в соответствии со ст. 2 и ст. 4 Закона “Об ад­вокатуре” государство гарантирует оказания квалифицирован­ной юридической помощи всем, кто в ней нуждается. Впервые в белорусском законодательстве об адвокатуре было сформули­ровано понятие адвокатской тайны и установлен запрет на вме­шательство в профессиональную деятельность адвоката.

В Законе “Об адвокатуре”содержатся и иные нормы, знание которых наряду с фундаментальными положениями об адвокатуре будет способствовать более глубокому усвоению курса “Судоустройство”.

Здесь перечислены лишь основные отраслевые законы, регламентирующие организацию суда, роль и значение при осуществлении правосудия адвокатуры и прокуратуры. Источ­никами курса “Судоустройство” являются и другие законы.

2). Декреты и указы Президента Республики Беларусь. Согласно ст. 85 Конституции Республики Беларусь 1994 г. с из­менениями и дополнениями, принятыми на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.. Президент Республики Беларусь имеет право издавать указы и распоряжения, а в некоторых слу­чаях он может издавать декреты, имеющие силу законов.

Применительно к организации и деятельности органов судебной власти. Президентом Республики Беларусь издано ряд декретов и указов, которые изменяют или дополняют законода­тельство о суде и правосудии.

Президентом Республики Беларусь 3 мая 1997 г. издан Декрет “О некоторых мерах по совершенствованию адвокат-

 

ской и нотариальной деятельности в Республике Беларусь”', который существенно изменил некоторые нормы Закона “Об адвокатуре”. Согласно ст. 13 Закона “Об адвокатуре” граждане, получившие лицензию на право занятия адвокатской деятельно­стью, вправе осуществлять ее как путем вступления в члены коллегии, так и в частном порядке путем образования на добро­вольной основе иных адвокатских объединений (фирм, бюро, контор) либо индивидуально. В п. 14 Декрета сказано, что адво­катская деятельность может осуществляться только лицами, являющимися членами коллегий адвокатов. С изданием Декрета индивидуальная адвокатская деятельность и частные адвокат­ские объединения прекратили свое существование, а Министер­ству юстиции предоставлено право издавать в соответствии с законодательством нормативно-правовые акты, регламенти­рующие деятельность адвокатуры.

Основная идея этого Декрета - усилить государствен­ный контроль за деятельностью адвокатуры2.

Среди указов Президента Республики Беларусь важное значение имеет Указ “Об установлении количества судей по административным делам и исполнительным производствам в районных (городских) судах” от 3 мая 1997 г.3, в котором опре­делено, сколько судей по административным делам и исполни­тельным производствам должно функционировать в районных

(городских)судах.

3). Постановления Совета Министров Республики Бе­ларусь. Являясь высшим органом исполнительной власти в Рес­публике Беларусь, Совет Министров (Правительство) полномо­чен издавать постановления, имеющие обязательную силу на всей территории Республики Беларусь (ст. 108 Конституции Республики Беларусь). Так, Советом Министров Республики Беларусь издано постановление “О правовой экспертизе право­вых актов Национального банка, министерств и иных республи­канских органов государственного управления” от 31 декабря

 

1998 г., в котором сказано, что осуществление правовой экс­пертизы возлагается на Министерство юстиции, которое имеет право знакомиться в Национальном банке, министерствах и иных республиканских органах государственного управления с работой по подготовке, принятию, учету и систематизации под­лежащих правовой экспертизе их правовых актов; привлекать высококвалифицированных специалистов и научных работни­ков в качестве внештатных экспертов по правовым актам, пред­ставленным на правовую экспертизу.

Этим постановлением утверждено Положение о порядке осуществления правовой экспертизы правовых актов Нацио­нального банка, министерств и иных республиканских органов государственного управления, в п. 5 которого сказано, что представленные на правовую экспертизу нормативные акты подлежат правовому анализу в целях установления их соответ­ствия Конституции Республики Беларусь; актам Главы государ­ства; законам Республики Беларусь; постановлениям Прави­тельства; международным договорам Республики Беларусь, в том числе требованиям унификации законодательства Респуб­лики Беларусь и Российской Федерации; требованиям законода­тельной техники, в том числе согласованности нормативных актов между собой.

4). Ведомственные нормативно-правовые акты. В сис­теме отраслевых нормативно-правовых актов важное значение принадлежит ведомственным нормативно-правовым актам, к которым применительно к рассматриваемому кругу вопросов, относятся акты министерств, и прежде всего Министерства юс­тиции. В последнее время такие акты являются важным компо­нентом механизма действия права. Они обладают большой си­лой регламентирующего воздействия, в виду того, что носят более конкретный по сравнению с законом характер и регла­ментируют более узкую сферу деятельности. Юридическим ос­нованием для издания акта министерством является его компе­тенция, установленная в соответствующем законе, указе, поста­новлении, определяющем статус соответствующего министер­ства.

В ст. 15 Закона Республики Беларусь “О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь” сказано, что организа-

 

ционное и материально-техническое обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также военных судов осуществля­ется Министерством юстиции Республики Беларусь.

Согласно п. 10 Положения о Министерстве юстиции Республики Беларусь от 1 декабря 1995 г.', Министерство юс­тиции (Минюст) в пределах своей компетенции издает приказы и инструкции, дает указания, обязательные для исполнения ра­ботниками судов и других органов юстиции, учреждений и ор­ганизаций системы Министерства, а также должностными ли­цами и гражданами, на которых они распространяются. Напри­мер, 8 июня 1998 г. издана Инструкция по делопроизводству в районном (городском) суде Республики Беларусь2, в которой установлены общие правила организации делопроизводства в районном (городском) суде на основе действующего законода­тельства, нормативно-методических документов Комитета по архивам и делопроизводству Республики Беларусь, приказов Министерства юстиции и постановлений коллегии Министерст­ва юстиции Республики Беларусь. 12 ноября 1999 г. Министер­ством юстиции Республики Беларусь утверждено Положение о порядке выдачи и использования лицензий на право оказания юридических услуг3, предварительно согласованное с мини­стерствами, которые по роду своей деятельности причастны к вопросам, урегулированным в этом Положении.

5/ Нормативно-правовые акты профессиональных объединений юристов. Источниками курса “Судоустройство” являются нормативно-правовые акты, изданные не только го­сударственными органами и должностными лицами, но также объединениями юристов. В ст. 36 Конституции Республики Беларусь сказано, что судьи и прокурорские работники не мо­гут быть членами политических партий и общественных объе­динений, преследующих политические цели.

Что касается объединений юристов неполитического ха­рактера, то они могут создаваться. В Республике Беларусь сформированы и плодотворно действуют несколько объедине­ний юристов. Эти объединения могут принимать нормативно-

 

правовые акты, распространяющие свое действие только на членов соответствующего объединения.

В Беларуси 10 декабря 1990 г. был образован Союз юри­стов Беларуси - неправительственная самоуправляемая общест­венная организация, действующая на основе Устава.

Успешно функционировало и такое общественное объе­динение как Белорусский республиканский союз адвокатов, ко­торым принято ряд нормативно-правовых актов локального ха­рактера. В связи с образованием Республиканской коллегии ад­вокатов он, хотя и не ликвидирован, но значительно снизил свою активность. По-видимому это носит временный характер. Когда произойдет четкая дифференциация полномочий госу­дарственных органов, причастных к организации адвокатуры, Белорусский республиканский союз адвокатов будет осуществ­лять такие функции, которые соответствуют его природе.

В 1992 г. был образован орган судейского самоуправле­ния - Ассоциация судей Беларуси .

Постепенно судейское самоуправление становилось влиятельной силой. Ассоциация судей Беларуси сыграла важ­ную роль в упрочении статуса судебной власти, но необходимо было переходить к новым, более прочным формам обществен­ного объединения судей. И это было заложено в решениях Пер­вого съезда судей Республики Беларусь, который проходил 5 декабря 1997 г., а Ассоциация судей прекратила свое сущест­вование. Наряду с другими важными документами. Первый съезд судей принял Кодекс чести судьи Республики Беларусь2, который определил в дополнение к действующему законода­тельству правила правового характера, которые должны соблю­дать судьи как в судебном заседании, так и в своей внеслужеб­ной деятельности.

3. Концепция судебно-правовой реформы. Заметным явлением в Республике Беларусь стало наличие различных кон­цепций, определяющих перспективы развития законодательной, исполнительной и судебной властей. Парламентом (Верховным Советом) Республики Беларусь 23 апреля 1992 г. принята Кон­цепция судебно-правовой реформы3, в которой определены пу-

 

ти преобразования правоохранительной системы в Республике Беларусь. Верховный Совет постановил, что главными целями судебно-правовой реформы являются:

1. создание правовой системы, способной обеспечить функ­ционирование правового государства;

2. утверждение самостоятельной и независимой судебной вла­сти как основного гаранта прав и свобод граждан и других участников правоотношений, действенности законов;

3. воплощение в законодательстве демократических принци­пов организации и деятельности правоохранительных орга­нов, отвечающих общепризнанным нормам международного

права и научным рекомендациям.

В структурном отношении Концепция судебно-правовой реформы состоит из следующих разделов:

I. Необходимость судебно-правовой реформы.

П. Судебная власть и судебная организация.

III. Предварительное расследование.

IV. Прокурорский надзор.

V. Органы юстиции.

VI. Адвокатура и гарантии оказания юридической помощи.

VII. Органы внутренних дел и государственной

безопасности.

VIII. Общественные формирования юристов. IX. Реформа законодательства.

X. Этапы реализации Концепции судебно-правовой рефор­мы.

Особое внимание в Концепции судебно-правовой ре­формы уделено вопросам, связанным с реорганизацией судеб­ной системы.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.