ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Социальный педагог школы выполняет большой объем работы. Его клиентами являются ученики и родители, а также учителя. Но в целом он выполняет следующие функции.
1. Аналитико-диагностическая функция:
- постановка «социального диагноза», для чего проводится изу-чение личностных особенностей и социально-бытовых условий, жизни детей, семьи, социального окружения;
- выявление позитивных и негативных влияний на ребенка, подростка, а также различного рода проблем;
- установление причин отклоняющегося поведения детей и подростков, причин социального неблагополучия семьи;
- содействие выявлению одаренных детей, а также детей с эмоциональными и интеллектуальными задержками в развитии.
2. Прогностическая функция:
- программирование и прогнозирование на основе анализа социально-педагогической ситуации, процесса воспитания и раз-вития личности;
- определение перспектив процесса саморазвития и самовоспитания личности;
- планирование своей социально-педагогической работы на основе серьезного анализа результатов за предыдущий период времени.
3. Организационно-коммуникативная функция:
- способствование включению в процесс социального воспи-тания школьников, в совместный труд и отдых не только работ-ников школы, но и общественности, населения микрорайона;
- установление деловых и личностных контактов;
- накопление информации о позитивном и негативном воз-действии социума на учащихся;
- формирование демократической системы взаимоотношений в детской и подростковой среде, а также в их личных взаимоотно-шениях и отношениях со взрослыми.
4. Коррекционная функция:
- осуществление коррекции всех воспитательных влияний, ока-зываемых на детей и подростков как со стороны семьи, так и социальной среды, в том числе и неформальной;
- усиление позитивных влияний и нейтрализация или переключение негативных влияний социальной среды.
5. Социально-профилактическая и реабилитационная функция:
- организация системы профилактических мер по предупреж-дению отклоняющегося (девиантного) и преступного (делинквент-ного) поведения детей и подростков;
- влияние на формирование нравственно-правовой устойчивости;
- организация системы мер социального оздоровления семьи, своевременное оказание социально-правовой и другой помощи семьям и детям групп социального риска.
6. Координационно-организационная функция:
- организация социально значимой деятельности детей и под-ростков в открытой микросреде;
- влияние на разумную организацию досуга;
- включение учащихся в различные виды полезной деятельности с учетом психолого-педагогических требований.
7. Функция социально-педагогической поддержки и помощи учащимся:
-оказание квалифицированной социально-педагогической помо-щи ребенку в саморазвитии, самопознании, самооценке, самоут-верждении, самоорганизации, самореабилитации, самореализации.
8. Охранно-защитная функция:
- использование имеющегося арсенала правовых норм для за-щиты прав и интересов личности;
- содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или косвенные противоправные воздействия на подопечных социального педагога;
- взаимодействие с органами социальной защиты.
9. Психотерапевтическая функция:
- забота о душевном равновесии ребенка; -установление доверительных отношений с ребенком, подро стком, взрослым;
- оказание помощи в разрешении межличностных конфлик-тов, снятии депрессивного состояния;
- оказание содействия в изменении отношения ребенка, под-ростка, взрослого к жизни, к окружению, к самому себе;
- организация ребенку, взрослому «ситуации успеха».
10. Посредническая функция:
- осуществление связи в интересах ребенка между семьей, об- разовательным учреждением и ближайшим окружением ребенка.
В этот перечень можно включить еще одну функцию - самообразование.Для любого профессионала важно постоянно пополнять свой интеллектуальный багаж. Это касается и социального педагога.
Шишковец Т. А. Справочник социаль-ного педагога. - М., 2005. - С. 23-25.
РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Социальный педагог, социальный работник выполняют роль посредника, связующего звена между детьми и взрослыми, между
семьей и государственными службами, организациями и учреж-дениями, призванными заботиться о духовном, физическом и психическом здоровье населения. Они содействуют взаимопони-манию между отдельными людьми и их окружением, влияют на взаимодействие между организациями и институтами социального воспитания. И главное, они оказывают влияние на социальную политику в конкретном районе и микрорайоне.
Социальный работник (социальный педагог) выполняет роль адвоката, защитника интересов, законных прав человека, его семьи, различных категорий населения. Он добивается социаль-ной справедливости, стремясь помочь людям реализовать свои спо-собности, использовать свои ресурсы; социальный работник яв-ляется участником совместной деятельности детей и взрослых и одновременно организатором этой деятельности. Его деятельность направлена на то, чтобы побудить человека к действию, инициа-тиве, творчеству;
роль помощника своих клиентов в решении их проблем. Он преж-де всего помогает людям расширить их компетенцию и развить способность самим решать свои проблемы;
роль психотерапевта и наставника семьи, детей, окружающих их людей. На протяжении ряда лет он как бы «ведет» семью, заботясь о ее здоровье, незыблемости нравственных, общечеловеческих ценностях, своевременном разрешении возникающих проблем;
роль конфликтолога, помогая предотвращать и разрешать кон-фликтные ситуации своих клиентов;
роль аниматора, побуждая человека к действию, способствуя восстановлению взаимовыгодного взаимодействия между личностью и обществом;
роль эксперта в постановке социального диагноза и определении методов компетентного вмешательства, социальной работы с конкретным клиентом;
роль общественного деятеля, поддерживая, развивая и возглав-ляя социальные инициативы граждан, направленные на оздоров-ление окружающей среды.
Социальная защита человека: Региональные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М.П.Гурьяновой. - М., 1995. -
С. 15-17.
СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван предотвратить проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие ее, обеспечить превентивную
профилактику различного рода негативных явлений (нравствен-ного, физического, социального плана), отклонений в поведении людей, их общении и, таким образом, оздоровить окружаю-щую их микросреду. Поэтому ему приходится осваивать различ-ные социальные роли и менять их в практической деятельности в зависимости от ситуации и характера решаемой проблемы. Это могут быть роли посредника, защитника интересов ребенка, кон-сультанта, организатора социально-педагогического взаимодей-ствия и др.
Роли социального педагога
Социальная роль
| Деятельность
| Посредник
| Связующее звено между личностью и социаль-ными службами
| Защитник интересов
| Защита законных прав личности
| Участник совместной деятельности
| Побуждение человека к действию, социальной инициативе, развитие способности самостоя-тельно решать свои проблемы
| Духовный наставник
| Социальный патронаж, забота о формирова-нии нравственных, общечеловеческих ценно-стей в социуме
| Социальный терапевт
| Содействие личности в контактах с соответст-вующими специалистами, помощь в разрешении конфликтных ситуаций
| Эксперт
| Отстаивание прав подопечного, определение методов допустимого компетентного педагоги-ческого вмешательства в решение его проблемы
| Овчарова Р. В. Справочная книга со-циального педагога. - М., 2001. - С. 34.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|