ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «031300 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»
1. Специальность утверждена приказом Министерства образования Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.
2. Квалификация выпускника - социальный педагог.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки социального педагога по специальности «031300 Социальная педагогика» при очной форме обучения 5 лет.
3. Квалификационная характеристика выпускника. Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог»,
должен быть: подготовлен к формированию общей культуры лич-ности и способствовать социализации обучающегося, осознанному выбору и освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства
обучения и воспитания; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образова-нии», Конвенцией о правах ребенка; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участвовать в деятельности методических объединений и социальных служб, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяю-щими); выполнять правила и нормы охраны труда, техники без-опасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.
Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен знать Конституцию Российской Федерации, законы Российской Федерации, решения Правительства Российской Федерации и органов управления образованием по вопросам образова-ния; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения социально-педа-гогических, научно-методических и организационно-управленче-ских задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны тру-да, техники безопасности и противопожарной защиты.
Выпускник по специальности «031300 Социальная педагоги-ка» подготовлен для работы в образовательных учреждениях раз-личного типа.
Виды профессиональной деятельности специалиста:
- научно-методическая;
- социально-педагогическая;
- воспитательная;
- культурно-просветительская;
- коррекционно-развивающая; -управленческая.
Государственный стандарт высшего профессионального образования. Специ-альность «031300 Социальная педагоги-ка». - М., 2000. - С. 2.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО
ПЕДАГОГА
В профессиональной деятельности социального педагога следует выделить главные направления - это его практическая, образовательная и исследовательская деятельность.
Практическая деятельность сводится к решению проблем ребенка (подростка), а также к координации деятельности различных ведомственных служб в оказании ему помощи.
Из банка данных микрорайона он выделяет лиц, семьи, детей, которые нуждаются в социально-педагогической, социально-пси-хологической и медицинской помощи. Он устанавливает причины кризиса, в котором оказался ребенок, координирует участие раз-личных государственных учреждений в помощи ребенку, хлопочет о пособии семье, организует помощь юриста, устраивает под-ростка на работу, организует общественную защиту несовершен-нолетнему правонарушителю, выступает защитником в суде, помогает в организации и открытии различных реабилитационных центров, центров социальной помощи, центров молодежи, в орга-низации досуга детей и молодежи, в создании клубов и различ-ных секций, семейных клубов.
Социальный педагог выступает посредником в отношениях семьи и школы, изучает отношения к ребенку в семье, в школе, в классе, во дворе, находит пути и организует работу по ликвидации конфликта с родителями, учителями и сверстниками. Он выступает посредником, «третьим лицом» между воспитанника-ми, воспитанниками и взрослыми, советует, помогает, сочувствует своим подопечным, строит с ними отношения взаимопонимания.
Социальный педагог должен быть в курсе государственной социальной политики в области защиты семьи и детства, должен знать основы законодательства, без чего невозможен успех в его работе.
Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, пополнять знания. Он должен быть включен в систему непрерывного образования, пройти довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку. В этом состоит его образовательная деятельность.
Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка (подрост-ка), семьи, психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать. Он изучает задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, во дворе, его физическое и психическое здоровье.
Качественное выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей зависит от его педагогического опыта.
Василькова Ю. В. Методика и опыт ра-боты социального педагога. - М., 2001. -С. 8-9.
НАЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА
По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельного человека и группы людей призвана обеспечить должный мате-риальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функционированию в обществе.
Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, социальная работа нацелена на решение всей совокупности проблем в контексте «личность и окружающая среда». Человек, его проблемы - в центре внимания социальных работников.
Используя все имеющиеся в их распоряжении средства, они способствуют благополучию и самовыражению человеческой лич-ности; достижению социальной справедливости; развитию и пра-вильному использованию научных знаний применительно к социальному поведению человека; развитию ресурсов для удовлет-ворения индивидуальных, групповых потребностей, национальных и интернациональных интересов и устремлений, защите прав человека.
Социальные работники выполняют следующие функции:
- поддерживают, обнадеживают и стимулируют людей к разви-тию их собственных сил, конструктивной деятельности с опорой на имеющиеся у них резервы;
- предлагают помощь, организуют ее, устанавливая необходи-мые для этого связи и контакты;
- осуществляют сопровождение людей на протяжении опреде-ленного жизненного периода, проявляют личное участие, орга-низуют контроль за ситуацией в целях защиты клиента;
- представляют интересы нуждающихся в помощи, если они не в состоянии этого сделать;
- обращают внимание на последствия сложных коллизий и предлагают меры по их предупреждению, смягчению или ликви-дации;
- вызывают сочувствие у окружающих людей и активизируют их на оказание помощи нуждающимся;
- оказывают воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты;
- информируют инстанции на всех уровнях о факторах, которые негативно сказываются на условиях жизни определенных групп населения.
Клиентами социального работника могут быть отдельный человек, семья, группа, сообщество, организация. Обеспечивая социальное обслуживание клиента, социальный работник одновременно работает в условиях как институциональной среды, так
и открытой, семейно-бытовой микросреды и ее окружения, в условиях неформального общения, помогая решать социально-нрав-ственные, социально-бытовые, психологические, медицинские и другие проблемы клиента.
Социальный работник контактирует как с отдельным человеком и его семьей, так и с социальным окружением, сообществом людей, среди которых он живет. Социальный работник содействует обеим сторонам, вступающим во взаимодействие, - клиенту и учреждению. С одной стороны, он усиливает позицию клиента, защищая его интересы и помогая ему более эффективно вписать-ся в систему, с другой - укрепляет социальный статус учреждения, помогая специалистам целого ряда профессий - педагогам, врачам, культработникам, юристам и другим - в выполнении их профессиональных функций.
Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный работник (социальный педагог) вли-яет на создание воспитывающих, гуманных, нравственно и физи-чески здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, семейно-соседского окружения, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диаг-ностировать, выявлять характер отношений между людьми, деть-ми и взрослыми и педагогически целесообразно влиять на эти отношения, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.
Социальный педагог, работающий со всеми категориями населения, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обеспечить условия наибольшего благоприятствования, психологического комфорта. В социальной практике, направленной на повы-шение благосостояния людей, объединяются усилия социальных педагогов, социальных работников, специалистов всех учреждений микрорайона в межведомственной системе социальных служб. Стимулируется и активизируется и разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников: волонтеров, энтузи-астов-добровольцев, парапрофессионалов, общественности, раз-личных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церкви, коммерческих структур, предприятий и организаций. Благодаря этому происходит консолидация всех сил и возможностей общества применительно к конкретному клиенту, стимулируется активность са-мого клиента как субъекта этого процесса.
Социальная защита человека: Регио-нальные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. - М., 1995. - С. 9 -14.
ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА
Образовательно-воспитательная.Обеспечивает целенаправлен-ное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, воз-можности самой личности как активного субъекта воспитатель-ного процесса.
Диагностическая.Изучает медико-психологические и возраст-ные особенности, способности человека, вникает в мир его интересов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.
Организаторская.Организует социально-педагогическую дея-тельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, осуществляет взаи-модействие медицинских, образовательных, культурных, спортив-ных, правовых и других учреждений в социально-педагогической работе.
Прогностическая.Участвует в программировании, прогнозировании и проектировании процесса социального развития конк-ретного микросоциума, деятельности различных институтов, за-нимающихся социальной работой.
Предупредительно-профилактическая и социально-терапевти-ческая.Учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социо-терапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.
Организационно-коммуникативная.Способствует включению добровольных помощников в социально-педагогическую работу, деловые и личностные контакты, сосредоточивает информацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семьями.
Охранно-защитная.Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует применению мер государственного принуждения и реализации юриди-ческой ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
Деятельность социального педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окру-жающей микросреде, в сфере общения.
Овчарова Р. В. Справочная книга со-циального педагога. - М., 2001. - С. 34.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|