Сделай Сам Свою Работу на 5

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СПЕЦИАЛЬНОСТИ «031300 СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

1. Специальность утверждена приказом Министерства образо­вания Российской Федерации № 686 от 02.03.2000 г.

2. Квалификация выпускника - социальный педагог.

Нормативный срок освоения основной образовательной про­граммы подготовки социального педагога по специальности «031300 Социальная педагогика» при очной форме обучения 5 лет.

3. Квалификационная характеристика выпускника.
Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог»,

должен быть: подготовлен к формированию общей культуры лич-ности и способствовать социализации обучающегося, осознанно­му выбору и освоению профессиональных образовательных про­грамм; использовать разнообразные приемы, методы и средства

обучения и воспитания; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом РФ «Об образова-нии», Конвенцией о правах ребенка; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, быть готовым участво­вать в деятельности методических объединений и социальных служб, осуществлять связь с родителями (лицами, их заменяю-щими); выполнять правила и нормы охраны труда, техники без-опасности и противопожарной защиты, обеспечивать охрану жизни и здоровья учащихся в образовательном процессе.

Выпускник, получивший квалификацию «социальный педагог», должен знать Конституцию Российской Федерации, законы Рос­сийской Федерации, решения Правительства Российской Феде­рации и органов управления образованием по вопросам образова-ния; Конвенцию о правах ребенка; основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения социально-педа-гогических, научно-методических и организационно-управленче-ских задач; педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену; требования к оснащению и оборудованию учебных кабинетов и подсобных помещений; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и пер­спективы развития образования и педагогической науки; основы права, научную организацию труда; правила и нормы охраны тру-да, техники безопасности и противопожарной защиты.



Выпускник по специальности «031300 Социальная педагоги-ка» подготовлен для работы в образовательных учреждениях раз-личного типа.

Виды профессиональной деятельности специалиста:

- научно-методическая;

- социально-педагогическая;

- воспитательная;

- культурно-просветительская;

- коррекционно-развивающая; -управленческая.

Государственный стандарт высшего профессионального образования. Специ-альность «031300 Социальная педагоги-ка». - М., 2000. - С. 2.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ СОЦИАЛЬНОГО

ПЕДАГОГА

В профессиональной деятельности социального педагога сле­дует выделить главные направления - это его практическая, об­разовательная и исследовательская деятельность.

Практическая деятельность сводится к решению проблем ре­бенка (подростка), а также к координации деятельности различ­ных ведомственных служб в оказании ему помощи.

Из банка данных микрорайона он выделяет лиц, семьи, детей, которые нуждаются в социально-педагогической, социально-пси-хологической и медицинской помощи. Он устанавливает причины кризиса, в котором оказался ребенок, координирует участие раз-личных государственных учреждений в помощи ребенку, хлопо­чет о пособии семье, организует помощь юриста, устраивает под-ростка на работу, организует общественную защиту несовершен-нолетнему правонарушителю, выступает защитником в суде, по­могает в организации и открытии различных реабилитационных центров, центров социальной помощи, центров молодежи, в орга-низации досуга детей и молодежи, в создании клубов и различ-ных секций, семейных клубов.

Социальный педагог выступает посредником в отношениях семьи и школы, изучает отношения к ребенку в семье, в школе, в классе, во дворе, находит пути и организует работу по ликви­дации конфликта с родителями, учителями и сверстниками. Он выступает посредником, «третьим лицом» между воспитанника-ми, воспитанниками и взрослыми, советует, помогает, сочув­ствует своим подопечным, строит с ними отношения взаимопо­нимания.

Социальный педагог должен быть в курсе государственной со­циальной политики в области защиты семьи и детства, должен знать основы законодательства, без чего невозможен успех в его работе.

Социальный педагог должен постоянно совершенствовать свое мастерство, заниматься самообразованием, пополнять знания. Он должен быть включен в систему непрерывного образования, пройти довузовскую, вузовскую и послевузовскую подготовку. В этом со­стоит его образовательная деятельность.

Практическая деятельность социального педагога начинается с исследовательской работы, анализа, изучения ребенка (подрост-ка), семьи, психологических и возрастных особенностей всех, с кем ему необходимо работать. Он изучает задатки и способности ребенка, его интересы, условия жизни, моральный климат его ближайшего окружения, его положительные и отрицательные качества, обстановку в семье, в школе, во дворе, его физическое и психическое здоровье.

Качественное выполнение педагогом своих профессиональных обязанностей зависит от его педагогического опыта.

Василькова Ю. В. Методика и опыт ра-боты социального педагога. - М., 2001. -С. 8-9.

НАЗНАЧЕНИЕ СПЕЦИАЛИСТА

По своему назначению, функциям социальная работа как форма государственного и негосударственного воздействия на отдельно­го человека и группы людей призвана обеспечить должный мате-риальный, социальный и культурный уровень жизни граждан, восстановить по мере необходимости их способности к функцио­нированию в обществе.

Социальная работа как профессия направлена на человека в среде. Представляя собой личностную службу помощи людям, со­циальная работа нацелена на решение всей совокупности про­блем в контексте «личность и окружающая среда». Человек, его проблемы - в центре внимания социальных работников.

Используя все имеющиеся в их распоряжении средства, они способствуют благополучию и самовыражению человеческой лич-ности; достижению социальной справедливости; развитию и пра-вильному использованию научных знаний применительно к со­циальному поведению человека; развитию ресурсов для удовлет-ворения индивидуальных, групповых потребностей, национальных и интернациональных интересов и устремлений, защите прав че­ловека.

Социальные работники выполняют следующие функции:

- поддерживают, обнадеживают и стимулируют людей к разви-тию их собственных сил, конструктивной деятельности с опорой на имеющиеся у них резервы;

- предлагают помощь, организуют ее, устанавливая необходи-мые для этого связи и контакты;

- осуществляют сопровождение людей на протяжении опреде-ленного жизненного периода, проявляют личное участие, орга-низуют контроль за ситуацией в целях защиты клиента;

- представляют интересы нуждающихся в помощи, если они не в состоянии этого сделать;

- обращают внимание на последствия сложных коллизий и предлагают меры по их предупреждению, смягчению или ликви-дации;

- вызывают сочувствие у окружающих людей и активизируют их на оказание помощи нуждающимся;

- оказывают воздействие на органы власти и управления с целью повышения качества обслуживания и социальной защиты;

- информируют инстанции на всех уровнях о факторах, кото­рые негативно сказываются на условиях жизни определенных групп населения.

Клиентами социального работника могут быть отдельный че­ловек, семья, группа, сообщество, организация. Обеспечивая со­циальное обслуживание клиента, социальный работник одно­временно работает в условиях как институциональной среды, так

и открытой, семейно-бытовой микросреды и ее окружения, в ус­ловиях неформального общения, помогая решать социально-нрав-ственные, социально-бытовые, психологические, медицинские и другие проблемы клиента.

Социальный работник контактирует как с отдельным челове­ком и его семьей, так и с социальным окружением, сообществом людей, среди которых он живет. Социальный работник содействует обеим сторонам, вступающим во взаимодействие, - клиенту и учреждению. С одной стороны, он усиливает позицию клиента, защищая его интересы и помогая ему более эффективно вписать-ся в систему, с другой - укрепляет социальный статус учрежде­ния, помогая специалистам целого ряда профессий - педагогам, врачам, культработникам, юристам и другим - в выполнении их профессиональных функций.

Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный работник (социальный педагог) вли-яет на создание воспитывающих, гуманных, нравственно и физи-чески здоровых отношений в социуме, в сфере семьи, семейно-соседского окружения, по месту жительства, на производстве. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диаг-ностировать, выявлять характер отношений между людьми, деть-ми и взрослыми и педагогически целесообразно влиять на эти отношения, развивать полезные инициативы, творчество, различ­ные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности.

Социальный педагог, работающий со всеми категориями насе­ления, детьми, взрослыми, их семьями, призван создать систему социальной помощи развитию и саморазвитию личности, обес­печить условия наибольшего благоприятствования, психологичес­кого комфорта. В социальной практике, направленной на повы-шение благосостояния людей, объединяются усилия социальных педагогов, социальных работников, специалистов всех учрежде­ний микрорайона в межведомственной системе социальных служб. Стимулируется и активизируется и разносторонняя добровольная деятельность многочисленных помощников: волонтеров, энтузи-астов-добровольцев, парапрофессионалов, общественности, раз-личных благотворительных организаций, фондов, ассоциаций, добровольных обществ, творческих союзов, церкви, коммерче­ских структур, предприятий и организаций. Благодаря этому про­исходит консолидация всех сил и возможностей общества приме­нительно к конкретному клиенту, стимулируется активность са-мого клиента как субъекта этого процесса.

Социальная защита человека: Регио-нальные модели / Под ред. В. Г. Бочаровой, М. П. Гурьяновой. - М., 1995. - С. 9 -14.

ФУНКЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Образовательно-воспитательная.Обеспечивает целенаправлен-ное педагогическое влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, стремится полноценно использовать в воспитательном процессе средства и возможности социальных институтов, воз-можности самой личности как активного субъекта воспитатель-ного процесса.

Диагностическая.Изучает медико-психологические и возраст-ные особенности, способности человека, вникает в мир его инте­ресов, круг общения, условия жизни, выявляет позитивные и негативные влияния, проблемы.

Организаторская.Организует социально-педагогическую дея-тельность детей и взрослых, их инициативу, творчество; влияет на содержание досуга, содействует в вопросе трудоустройства, профессиональной ориентации и адаптации, осуществляет взаи-модействие медицинских, образовательных, культурных, спортив-ных, правовых и других учреждений в социально-педагогической работе.

Прогностическая.Участвует в программировании, прогнозиро­вании и проектировании процесса социального развития конк-ретного микросоциума, деятельности различных институтов, за-нимающихся социальной работой.

Предупредительно-профилактическая и социально-терапевти-ческая.Учитывает и приводит в действие социально-правовые, юридические и психологические механизмы предупреждения и преодоления негативных влияний; организует оказание социо-терапевтической помощи нуждающимся, обеспечивает защиту их прав.

Организационно-коммуникативная.Способствует включению добровольных помощников в социально-педагогическую рабо­ту, деловые и личностные контакты, сосредоточивает инфор­мацию и налаживает взаимодействие в их работе с детьми, семь­ями.

Охранно-защитная.Использует имеющийся арсенал правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействует приме­нению мер государственного принуждения и реализации юриди-ческой ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

Деятельность социального педагога ориентирована на работу с человеком в личностно-средовом контексте, в его социуме, окру-жающей микросреде, в сфере общения.

Овчарова Р. В. Справочная книга со-циального педагога. - М., 2001. - С. 34.



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.