Сделай Сам Свою Работу на 5

СОСТАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ СВОЙСТВ И ХАРАКТЕРИСТИК УЧИТЕЛЯ

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ

ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением

по специальностям педагогического образования

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,

обучающихся по специальности 031300 (050711) «Социальная педагогика»

Москва

АСАЙША

 

 

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73 Б257

Рецензенты:

доктор педагогических наук, профессор Калужского государственного

педагогического университета им. К.Э.Циолковского С.Н.Касаткина;

доктор педагогических наук, профессор Ярославского государственного

педагогического университета им. К.Д.Ушинского М.А.Ковалъчук

Басов Н.Ф.

Б257 Социальный педагог : Введение в профессию : учеб. по­собие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Ба-сова, А.Н.Кравченко. - М. : Издательский центр «Акаде-мия», 2006. - 256 c. ISBN 5-7695-2313-1

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госу-дарственного образовательного стандарта и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В пособии раскрываются роли и функции социального педа-гога, дается его профессиональный портрет, характеризуются сферы прак-тической деятельности.

Для студентов высших педагогических учебных заведений; может быть полезно также аспирантам, практическим работникам, занимающимся социально-педагогической деятельностью.

УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73

Оригинал-макет данного издания является собственностью

Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом

без согласия правообладателя запрещается

© Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н., 2006 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 ISBN 5-7695-2313-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение ...................................................................................................................... 3

Глава 1. Социальный педагог - профессия педагогическая.................... 5

§ 1. Понятия «профессия», «специальность»,

«квалификация»................................................................................................. 5



§ 2. Классификация профессий.............................................................................. 7

§ 3. Новое время - новая профессия...................................................................... 8

§ 4. Назначение специалиста................................................................................. 9

§ 5. Функции и роли социального педагога...................................................... 10

§ 6. Система подготовки социального педагога.............................................. 12

Документы и материалы......................................................................................... 14

Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога................ 35

§1. Общие требования к социальному педагогу.............................................. 35

§ 2. Примерная модель профессиональной деятельности............................ 38

§ 3. Этические нормы и ценности социального педагога............................. 39

§ 4. Профессиональные обязанности социального педагога....................... 42

§ 5. Права социального педагога как специалиста..............................................

§ 6. Профессиональное самоопределение и карьера

социального педагога..................................................................................... 45

Документы и материалы......................................................................................... 48

Глава 3. Сфера деятельности и место работы социального педагога...85

§ 1. Социум, ближайшее окружение человека................................................. 85

§ 2. Социально-педагогические учреждения системы

образования....................................................................................................... 87

§ 3. Социальный педагог в учреждениях системы

социальной защиты населения.................................................................... 89

§ 4. Особенности валеологической социально-педагогической

деятельности в учреждениях образования и здравоохранения.......... 93

§ 5. Специфика социально-педагогической деятельности

в учреждениях пенитенциарной системы................................................. 96

Документы и материалы......................................................................................... 99

Глава 4. Специализация в работе социального педагога..................... 116

§ 1. Специализация как часть специальности................................................ 116

§ 2. Семейный социальный педагог.................................................................. 118

§ 3. Общинный (сельский) социальный педагог............................................ 120

§4. Социальный педагог детских объединений............................................. 126

 

 

§ 5. Социальный педагог - специалист по работе

с молодежью.................................................................................................... 127

Документы и материалы....................................................................................... 134

Глава 5. Виды социальных институтов....................................................... 165

§ 1. Понятие «социальный институт», его характеристика........................ 165

§ 2. Ведущий социальный институт - семья.................................................... 170

§ 3. Школа как социальный институт............................................................... 176

§ 4. Религия как институт социализации.......................................................... 180

§ 5. Другие институты социализации, их характеристика......................... 183

Документы и материалы....................................................................................... 188

Глава 6. Развитие современной системы служб социальной

помощи населению............................................................................... 210

§ 1. Понятия «система», «служба социальной помощи».............................. 210

§ 2. Многообразие современных служб социальной

помощи населению........................................................................................ 212

§ 3. Особенности деятельности социального педагога

в современной системе социальной помощи населению................... 218

Документы и материалы..............................................................................................

Приложения............................................................................................................... 229

Приложение 1.......................................................................................................... 229

Приложение 2.......................................................................................................... 238

Приложение 3.......................................................................................................... 242

 

ВВЕДЕНИЕ

Учебное пособие знакомит студентов с основами их будущей профессии, важнейшими понятиями, теоретическими проблема-ми, содержанием и основными направлениями деятельности со­циального педагога.

В пособии раскрываются роль и функции будущего специали-ста, характеризуется сфера его практической деятельности. Посо­бие состоит из шести глав, а также включает приложения, непос­редственно связанные с программой учебного курса «Введение в профессию».

В первой главе анализируются основные понятия данного кур­са: «профессия», «специальность», «квалификация», «специали­зация», дается их классификация, характеризуются назначение специалиста и его функции. Особое внимание уделено системе подготовки социального педагога в нашей стране.

Вторая глава посвящена профессиональному портрету соци­ального педагога. Здесь представлена модель его профессиональ-ной деятельности, раскрыты этические нормы и ценности специ-алиста, охарактеризованы профессиональные обязанности и пра-ва, специфика профессионального самоопределения и карьеры социального педагога.

В третьей главе анализируются сферы деятельности социально­го педагога. Раскрыты особенности социума, охарактеризованы со­циально-педагогические и социально-психологические службы образовательных учреждений; социальные службы муниципаль-ных органов и их учреждений; социальные службы специализиро­ванных учреждений; социальные службы предприятий, организа-ций, учреждений; социально-педагогические службы системы дополнительного образования.

Четвертая глава посвящена специализациям деятельности со­циального педагога, таким, как семейный социальный педагог; общинный (сельский) социальный педагог; специалист по рабо­те с молодежью и т.д.

В пятой главе раскрываются основные виды социальных ин-ститутов: семья, образовательное учреждение, средства массовой информации и другие.

В шестой, заключительной, главе анализируются современная система служб социальной помощи населению и основные на-правления деятельности социального педагога в ней.

Отбор включенных в учебное пособие тем определен требова-ниями Государственного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности.

Каждая глава снабжена вопросами для самоконтроля, а также списком рекомендуемой литературы для углубленной самостоя-тельной работы. Кроме того, в качестве приложений представле­ны документы и материалы, раскрывающие специфику данной специальности. Среди них законодательные и нормативные акты, Государственный образовательный стандарт высшего профессио­нального образования, Положение о социальном педагоге школы и другие.

Учебное пособие поможет будущим социальным педагогам в подготовке к практическим занятиям и зачету, в написании до­кладов, рефератов и других письменных работ. Существенную по­мощь оно окажет работникам социально-педагогической сферы в процессе повышения квалификации.

В учебном пособии были использованы материалы работ изве­стных специалистов в области социальной педагогики В.Г.Боча-ровой, Ю.В.Васильковой, М.А.Галагузовой, М.П.Гурьяновой, И. П.Клементович, Т.В.Лодкиной, Л. В. Мардахаева, В.Ж. Маслен-никовой, А.В.Мудрика, Ф.А.Мустаевой, В.А.Никитина, Л.Е.Ни-китиной, Р.В.Овчаровой, М.И.Рожкова, В.А.Сластенина, В. А. Фо-кина, П.А.Шептенко и многих других.

Надеемся, что данное пособие внесет свой вклад в подготовку социальных педагогов на более высокой профессиональной ос­нове.

Авторы будут признательны за все замечания и конкретные предложения в адрес предлагаемого учебного пособия.

 

ГЛАВА 1

СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ - ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ

§ 1. Понятия «профессия», «специальность», «квалификация»

Профессия (от лат. рго/ешо) - вид трудовой деятельности, ко­торая требует специальных теоретических знаний и практических навыков.

Профессиональная трудовая деятельность - источник суще­ствования человека. Поэтому государство гарантирует конститу-ционное право россиян на труд и социальную защиту от безрабо­тицы. В соответствии с действующим законодательством государ­ство гарантирует также свободу выбора рода деятельности; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения; бесплат-ное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве. Например, безработным гарантируется бесплатное получение ус­луг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и т.д. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения.

Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру, цели и представления о качественном результате; она включает в себя предмет труда, который фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т.п.; систему средств труда; систему профессиональных служебных обязанностей; систему прав; производственную среду; предметные и социальные условия труда.

Содержание работ, выполняемых в рамках той или иной про­фессии, является основой для ее официального наименования и закрепления в тарифно-квалификационной характеристике, а так-же для определения профессионального профиля работника, вклю-чающего комплекс специфических знаний и навыков, а также требований к его квалификации.

В России официально признанные профессии зафиксированы в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и про­фессий рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой профессии.

Важно отметить, что профессиональная подготовка, перепод-готовка и повышение квалификации осуществляются в учрежде­ниях профессионального и дополнительного образования, учеб-

ных центрах органов службы занятости, образовательных подраз-делениях организаций или в иных учебных заведениях.

Профессиональное обучение призвано решать следующие за-дачи: предоставлять гражданам широкий спектр услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обуче-ния; формировать социальный заказ на профессиональное обуче-ние с учетом региональных особенностей и т.д. Для безработных предусматривается выплата стипендий на период обучения.

По завершении профессионального обучения выдается документ об образовании с указанием присваиваемой профессии. Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. документ об образовании дает право на работу в соответствии с профилем и уровнем полученного образования.

Основой при организации системы профессионального обра-зования является номенклатура профессий и специальностей.

Обязательный минимум содержания профессиональной образо-вательной программы по конкретной профессии, специальности определяется государственными образовательными стандартами.

В целом система профессионального образования формирует рынок труда, непосредственно воздействует на хозяйственные процессы, состояние культуры и науки в стране.

Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его подготовки определяется на основании документов об образова-нии; документов, удостоверяющих профессиональную квалифи-кацию; записей в трудовой книжке.

Наряду с понятием «профессия» используется термин специ­альность. Специальность определяет более узкий круг работ в рам-ках данной профессии и рассматривается как конкретная область трудовой деятельности. Кроме того, специальность может иметь определенные специализации - разделение труда по специаль-ным видам, формам. Под специализацией, таким образом, пони­мают приобретение специальных знаний в определенной области. Так, например, базовая профессия «токарь» подразделяется на такие виды: токарь-карусельщик, токарь-револьверщик, токарь широкой специализации и т.д.

Наряду с понятием специальность в соответствии с выполняе­мой работой имеется понятие специальность по образованию. В этом случае она характеризует направление подготовки и включает со­вокупность умений и навыков, необходимых для решения кон-кретных профессиональных задач.

Существует официально утвержденный перечень специально-стей по высшему и среднему профессиональному образованию. Например, базовая профессия «учитель» подразделяется по специ-альности и направлению на историю, химию, физику, техноло-гию, математику и т.д. С целью регламентации специальностей по образованию в России разработан и действует «Общероссийский

классификатор специальностей по образованию». Существует так-же перечень специальностей и для подготовки научных и научно-педагогических кадров. Группы специальностей в этом перечне со­ответствуют сферам знаний (наук). Так, «педагогика» имеет клас­сификационный номер 13.00.00,а специальности соответственно: «Общая педагогика, история педагогики и образования» - 13.00.01;«Теория и методика обучения и воспитания» - 13.00.02и т.д.

Близким по значению к понятиям «профессия» и «специаль-ность» является понятие квалификация, которая определяется объе-мом теоретических знаний и практических навыков.

Квалификацию служащих характеризует прежде всего уровень полученного специального образования. Так, выпускнику вуза, получившему базовую профессию «учитель по специальности и направлению “история”», присваивается квалификация «учитель истории». В специальности «Социальная работа» существует ву-зовская квалификация «специалист по социальной работе». Спе­циализациями к ней являются: социально-правововая защита на-селения; социальная работа с семьей, детьми и молодежью и т.д.

Уровень квалификационных требований к специалистам отра-жен в квалификационных характеристиках. В целях создания усло­вий для профессионального совершенствования существует сис­тема повышения квалификации специалистов.

§ 2. Классификация профессий

Известно, что классификация - это осмысленный порядок ве­щей, явлений, деление их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация позволяет систематизировать и огром-ный поток существующих профессий.

В психолого-педагогической науке наибольшее распростране­ние получила классификация профессий, разработанная психо­логом Е.А. Климовым. Взяв за основу критерий «объект труда», он выделил несколько тезисных объектов профессиональной дея-тельности человека, таких как природа, техника, человек и т.д. В соответствии с этим выделяются и профессиональные сферы деятельности. Скажем, профессиональная сфера «человек—при-рода» включает в себя такие профессии как агроном, лесовод, пчеловод, животновод и т.д. Профессиональная сфера «человек— техника» объединяет технические профессии по обработке метал-ла, дерева, механической сборке и наладке машин, сооружению зданий, транспортным перевозкам и многие другие.

Особенно важное значение для социальной педагогики имеют профессии типа «человек-человек», которые связаны с образо­ванием, развитием, формированием личности. Сюда относятся профессии учителя, воспитателя, психолога и т.д. Поэтому глав-ное содержание труда здесь предполагает взаимодействие между

людьми. Психологи выделяют такие необходимые для работы с людьми качества, как устойчивое, хорошее настроение; умение находить общий язык с различными людьми; терпение; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; быстро понимать намерения, помыслы других и принимать адекватные решения; способность мысленно ставить себя на место другого человека.

§ 3. Новое время - новая профессия

Современная наука приходит к выводу о том, что человечество продвигается к информационной цивилизации, которая базиру-ется на интеллектуальном потенциале человека. Именно он дол-жен быть в центре социального прогресса нашей эпохи. Соци-альные законы отличаются от законов природы тем, что их реа-лизация осуществляется через человеческую деятельность. В связи с этим одной из актуальных проблем нашего времени является создание социального облика человека.

Глубокий научный интерес к проблемам человека проявляют философы, социологи, психологи, представители других наук. Пло-дотворное сотрудничество специалистов многих областей научно­го знания отражается на характере развития новых наук и, в част-ности, социальной педагогики, которая направлена на то, чтобы подготовить человека к осознанию своей социальной сущности, своего места в системе личностных и общественных отношений, к правильной оценке своих прав и обязанностей в социуме (И. А. Арнольдов, 1999).

Однако парадоксальность современной социально-экономиче-ской ситуации состоит в том, что многие слои населения оказа-лись социально незащищенными. Поэтому одна из задач социаль-ной педагогики состоит в том, чтобы помочь и взрослому, и ре­бенку ориентироваться в меняющемся мире, в поиске своего ме­ста в жизни.

Сущность социальной педагогики состоит в социальном вос­питании человека и его социальной защите. Это вызывает необхо­димость развития социальной педагогики как вида профессиональ-ной деятельности, основанной на научной социальной диагно­стике, социальном прогнозировании, принципах социальной спра-ведливости (МудрикА.В., 2004).

В России разрабатываются проблемы подготовки специалистов, готовых профессионально осуществлять социально-педагогическую деятельность. Еще в 1989 г. Государственный комитет СССР по на-родному образованию создал при Академии педагогических наук СССР временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон» под руководством В.Г.Бочаровой. Итогом его работы стало обоснование новой профессии «социальный пе-

дагог». В июле 1990 г. коллегия Госкомитета СССР по народному образованию приняла решение «О введении института социальных педагогов», а месяцем раньше (21.06.1990 г.) был издан приказ «Об открытии специальности “Социальная педагогика” для выс­ших и средних специальных учебных заведений». В соответствии с этим приказом были разработаны учебные планы и в декабре 1990 г. направлены во все педагогические учебные заведения (см. раздел «Документы и материалы» к главе 1).

В апреле 1991 г. приказом Гособразования СССР была утверж-дена квалификационная характеристика «Социальный педагог». К началу 1991 учебного года вузы страны получили программно-методические материалы. Первые учебные программы были раз-работаны творческим коллективом Свердловского педагогического института при участии ГУНО Свердловского облисполкома, Цен-тра технического творчества школьников Свердловской области, Уральского госуниверситета и изданы под редакцией Б.М.Иго-шеваи М.А. Галагузовой (М., 1991).

Важное значение для становления и развития системы подго­товки социальных педагогов имело решение коллегии Министер­ства образования РФ от 27.10.1993 г. «О практике социально-педа-гогической работы в России и перспективы ее развития», а также Методическое письмо Минобразования РФ от 27.02.1995 г. «О со­циально-педагогической работе с детьми».

Опыт работы в данном направлении позволил ввести в 1995 г. Государственный стандарт высшего профессионального образо­вания по специальности «Социальная педагогика». Второе поко­ление Госстандарта было введено в апреле 2000 г. В 2005 г. заверше-на подготовка к введению третьего поколения стандартов.

Одновременно осуществлялось научное осмысление опыта под-готовки специалистов по социальной педагогике. Были защище­ны кандидатские и докторские диссертации (О. В. Фесуненко, 1992; Е.Н.Сорочинская, 1996; Т.В.Лодкина, 1997; Р.М.Куличенко, 1998; И.П.Клементович, 2000 и др.).

Костромскими учеными под руководством профессора Н. Ф. Ба-сова разрабатывались концептуальные подходы к обучению сту-дентов университета основам социально-педагогической деятель-ности. Специфику подготовки социальных педагогов в системе сред-него специального образования основательно разрабатывали В.Ш.Масленникова и Г.В.Мухаметзянова (Казань).

§ 4. Назначение специалиста

Сфера деятельности социального педагога - человек, его инте-ресы и права. Социальный педагог работает со всеми категориями населения: детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми в

различных социокультурных средах. Он участвует в решении кон-кретных жизненных проблем отдельного человека, семьи, группы людей, оказывает содействие в саморазвитии личности, стимули-ровании людей на развитие их собственных сил и резервов; орга-низует помощь семье, родителям в обучении и решении проблем, связанных с учебой и воспитанием, особенно в устранении при-чин, негативно влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка.

Социальный педагог участвует в диагностировании и разреше-нии конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, с целью пре-дотвращения серьезных последствий. Он выявляет запросы и по­требности ребенка, разрабатывает меры помощи конкретным уча-щимся, привлекая для этих целей специалистов.

По сути дела, социальный педагог является своеобразным по­средником в системе взаимодействия личности, семьи и обще­ства. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений меж-ду людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимули-рует различные виды самопомощи.

§ 5. Функции и роли социального педагога

В соответствии со сложившимся в нашей стране опытом дея-тельности социальных педагогов, а также на основе его осмысле-ния в научной литературе и специальных рекомендаций Мини-стерства образования (см., например, Методическое письмо Мин-образования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» от 27.02.1995 г.), к важнейшим составляющим профессии соци-ального педагога относят образовательно-воспитательную функцию. Социальный педагог обеспечивает целенаправленное педагогиче-ское влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, со­действует интеграции педагогических потенциалов всех социальных институтов микрорайона - семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросо­циума. Он стремится использовать в воспитательном процессе все средства общества, воспитательные возможности микросреды, самой личности как субъекта воспитательного процесса.

Не менее значима в профессиональной деятельности социаль-ного педагога диагностическая функция. Она предполагает поста-новку социального диагноза, для чего проводится изучение лич-ностных особенностей и социально-бытовых условий жизни де­тей, семьи и социального окружения; выявляются позитивные и негативные влияния на ребенка, а также различного рода пробле­мы. Социальный педагог совместно с психологом содействуют вы-явлению одаренных детей, детей с эмоциональными и интеллек-туальными задержками в развитии, девиациями.

Некоторые специалисты, исходя из многоплановой деятель-ности социального педагога, к его диагностической функции от-носяттакже медицинскую диагностику, используя ее ре­зультаты он может определять социально-педагогические послед-ствия заболеваний и признаки их влияния на формирование лич­ности; психологическую диагностику, цель которой — использование результатов поставленного диагноза о состоянии психологических особенностей личности в работе социального пе-дагога; социальную диагностику с целью научно обо­снованного заключения о состоянии социального здоровья ре­бенка; педагогическую диагностику, включающую изу-чение личности ребенка и детского коллектива для обеспечения в дальнейшем индивидуального подхода в процессе воспитания; с о-циально-педагогическую диагностику, в процессе ко-торой происходит сбор информации о влиянии на личность и со­циум социально-психологических, педагогических, экологичес­ких и социологических факторов.

Организаторская функция социального педагога связана с орга-низацией общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогиче­ской помощи разным категориям населения и реализации пла-нов, проектов, программ социальной защиты и поддержки моло­дежи, людей зрелого возраста, пожилых.

Прогностическая функция предполагает участие социального педагога в разработке перспектив социально-педагогического раз-вития микрорайона и образовательного учреждения, социально-педагогическом проектировании становления личности конкрет-ного ребенка и групп детей.

Организационно-коммуникативная функция направлена на вклю-чение школьников в процесс социального воспитания, на орга-низацию совместного труда и отдыха населения микрорайона; на установление деловых и личностных контактов между людьми; способствует налаживанию взаимодействия различных социальных институтов в их работе с детьми и семьями.

Охранно-защитная функция предполагает использование име-ющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуж-дения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.

К функциям социального педагога относят также социально-компенсаторную, посредническую, социально-терапевтическую, кор-рекционную и ряд других.

Практическая деятельность социального педагога связана с выполнением различных социальных ролей: посредника между детьми и взрослыми, между семьей и социальными службами;

советчика, друга, эксперта, психотерапевта, помощника и т.д. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профес­сиональной компетентности социального педагога.

§ 6. Система подготовки социального педагога

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образо­вании» (1992) система образования представляет собой совокуп-ность преемственных образовательных программ и государствен-ных образовательных стандартов различного уровня и направлен-ности; сеть реализующих их образовательных учреждений, орга-нов управления образованием.

В России построена модель непрерывного образования, вклю-чающая допрофессиональную подготовку в процессе получения общего образования; профессиональную подготовку в учрежде-ниях начального профессионального, среднего специального и высшего профессионального образования; послевузовское обуче­ние, систему переподготовки и повышения квалификации.

Идея непрерывности образования развита в законе РФ «О выс­шем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Здесь закреплена политика государства в этой сфере, основанная на принципах гуманизации, фундаментализации, универсально­сти и альтернативности, преемственности и прогностичности.

Система подготовки социальных педагогов развивается в соот-ветствии с данной концепцией непрерывного образования.

На первой ступени (допрофессиональной) подготовка соци-альных педагогов ведется в форме профориентации старших школь-ников на базе педагогических классов, учебно-производственных комбинатов, учреждений дополнительного образования. В учреж-дениях начального профессионального образования подготовка со-циальных педагогов пока не осуществляется.

Следующая ступень профессиональной подготовки - средние специальные учебные заведения. Будущие социальные педагоги обучаются в основном в педагогических и медицинских училищах и колледжах в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.

Основными видами деятельности выпускников являются: ока-зание помощи детям в преодолении проблемных ситуаций при реализации соответствующей образовательной программы; орга-низация деятельности детей с целью их развития в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями; создание бла-гоприятных педагогических условий для воспитания детей; осу-ществление сотрудничества с родителями по вопросам воспита-ния; организация культурно-просветительской работы в микро­социуме; самообразование, повышение уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства.

Важной ступенью профессионального образования будущих социальных педагогов являются высшие учебные заведения. Обу-чение студентов осуществляется в соответствии с Государствен-ными образовательными стандартами (первое поколение - 1995 г., второе - 2000 г.), которые включают характеристику сферы и объектов профессиональной деятельности социального педагога; его основную квалификацию в соответствии с полученной спе­циальностью; требования к уровню подготовки лиц, завершив-ших обучение по основной образовательной программе; обяза-тельный минимум содержания профессиональной образователь-ной программы по специальности «социальная педагогика» и т.д.

Высокие требования предъявляются к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе «Социальная педагогика». Они включают в себя общие требования к образованности специ-алиста; требования к его знаниям и умениям по дисциплинам общекультурологической, медико-биологической, психолого-пе­дагогической подготовки; требования к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки (история социальной педа-гогики, методика и технология работы социального педагога).

Требования к содержанию профессиональной образовательной программы по специальности «Социальная педагогика» обеспечи-ваются несколькими блоками общекультурных, медико-биологи-ческих, психолого-педагогических, предметных дисциплин, бло­ком дисциплин специализации и курсов по выбору. По профилю деятельности социального педагога имеются следующие специали-зации: социальный педагог по работе с семьей; социальный педа-гог - руководитель детских объединений и организаций; социальный педагог - валеолог; социальный педагог - дефектолог; социальный педагог - эколог; социальный педагог - этнолог; социальный пе-дагог - организатор культурно-досуговой деятельности; социальный педагог - организатор технического творчества и др.

Существует классификация специализаций, ориентированных на определенную категорию людей: социальный педагог по рабо­те с подростками девиантного поведения; по работе с инвалида-ми; по работе с детьми-сиротами и лишенными попечения роди-телей; по работе с беженцами и др. Специализация может быть связана и с местом работы: в этом случае речь идет о школьном социальном педагоге; социальном педагоге учреждения дополни-тельного образования и т.д.

Послевузовское профессиональное образование, нацеленное на научно-исследовательскую деятельность, осуществляется в выс­ших учебных заведениях или научных учреждениях через аспиран-туру и докторантуру и предполагает подготовку кандидатской или докторской диссертации по специальности 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в об­щеобразовательной и высшей школе).

Основные понятия

Профессия, профессиональное образование, специальность, квалификация, квалификационная характеристика, квалифика-ционная характеристика специалиста, квалификационный труд, тарификация, социальный педагог, Государственный образова-тельный стандарт.

ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ

ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»



 


Умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей»


2)------------ -Умение слушать и выслушивать


3 )----------- -Широкий кругозор


5------------Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, моделировать его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту

4)------------ -Речевая (коммуникативная) культура



 


Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше


7 )----------- - Способность сопереживания


 
 

ч
8)------------ -Наблюдательность

Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом


10------------ -Решение нестандартных ситуаций

11----------- Высокая степень саморегуляции

Климов Е.А. Образ мира в разнотип-ных профессиях. - М., 1995. - С. 148.

СОСТАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ СВОЙСТВ И ХАРАКТЕРИСТИК УЧИТЕЛЯ


Г


Cоциальная зрелость и гражданская ответственность


 


Общая

направленность

личности

учителя


Профессиональные идеалы, гуманизм

Высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы


Самоотверженное отношение к избранной профессии


               
   
 
   
 
 
   
     
 
 


Специфические


Организаторское



©2015- 2019 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.