СОСТАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ СВОЙСТВ И ХАРАКТЕРИСТИК УЧИТЕЛЯ
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ
ВВЕДЕНИЕ В ПРОФЕССИЮ
Рекомендовано
Учебно-методическим объединением
по специальностям педагогического образования
в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений,
обучающихся по специальности 031300 (050711) «Социальная педагогика»
Москва
АСАЙША
УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73 Б257
Рецензенты:
доктор педагогических наук, профессор Калужского государственного
педагогического университета им. К.Э.Циолковского С.Н.Касаткина;
доктор педагогических наук, профессор Ярославского государственного
педагогического университета им. К.Д.Ушинского М.А.Ковалъчук
Басов Н.Ф.
Б257 Социальный педагог : Введение в профессию : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Ф. Басов, В. М. Ба-сова, А.Н.Кравченко. - М. : Издательский центр «Акаде-мия», 2006. - 256 c. ISBN 5-7695-2313-1
Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Госу-дарственного образовательного стандарта и предназначено для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Социальная педагогика». В пособии раскрываются роли и функции социального педа-гога, дается его профессиональный портрет, характеризуются сферы прак-тической деятельности.
Для студентов высших педагогических учебных заведений; может быть полезно также аспирантам, практическим работникам, занимающимся социально-педагогической деятельностью.
УДК 37.013.42(075.8) ББК 74.6я73
Оригинал-макет данного издания является собственностью
Издательского центра «Академия», и его воспроизведение любым способом
без согласия правообладателя запрещается
© Басов Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н., 2006 © Образовательно-издательский центр «Академия», 2006 ISBN 5-7695-2313-1 © Оформление. Издательский центр «Академия», 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...................................................................................................................... 3
Глава 1. Социальный педагог - профессия педагогическая.................... 5
§ 1. Понятия «профессия», «специальность»,
«квалификация»................................................................................................. 5
§ 2. Классификация профессий.............................................................................. 7
§ 3. Новое время - новая профессия...................................................................... 8
§ 4. Назначение специалиста................................................................................. 9
§ 5. Функции и роли социального педагога...................................................... 10
§ 6. Система подготовки социального педагога.............................................. 12
Документы и материалы......................................................................................... 14
Глава 2. Профессиональный портрет социального педагога................ 35
§1. Общие требования к социальному педагогу.............................................. 35
§ 2. Примерная модель профессиональной деятельности............................ 38
§ 3. Этические нормы и ценности социального педагога............................. 39
§ 4. Профессиональные обязанности социального педагога....................... 42
§ 5. Права социального педагога как специалиста..............................................
§ 6. Профессиональное самоопределение и карьера
социального педагога..................................................................................... 45
Документы и материалы......................................................................................... 48
Глава 3. Сфера деятельности и место работы социального педагога...85
§ 1. Социум, ближайшее окружение человека................................................. 85
§ 2. Социально-педагогические учреждения системы
образования....................................................................................................... 87
§ 3. Социальный педагог в учреждениях системы
социальной защиты населения.................................................................... 89
§ 4. Особенности валеологической социально-педагогической
деятельности в учреждениях образования и здравоохранения.......... 93
§ 5. Специфика социально-педагогической деятельности
в учреждениях пенитенциарной системы................................................. 96
Документы и материалы......................................................................................... 99
Глава 4. Специализация в работе социального педагога..................... 116
§ 1. Специализация как часть специальности................................................ 116
§ 2. Семейный социальный педагог.................................................................. 118
§ 3. Общинный (сельский) социальный педагог............................................ 120
§4. Социальный педагог детских объединений............................................. 126
§ 5. Социальный педагог - специалист по работе
с молодежью.................................................................................................... 127
Документы и материалы....................................................................................... 134
Глава 5. Виды социальных институтов....................................................... 165
§ 1. Понятие «социальный институт», его характеристика........................ 165
§ 2. Ведущий социальный институт - семья.................................................... 170
§ 3. Школа как социальный институт............................................................... 176
§ 4. Религия как институт социализации.......................................................... 180
§ 5. Другие институты социализации, их характеристика......................... 183
Документы и материалы....................................................................................... 188
Глава 6. Развитие современной системы служб социальной
помощи населению............................................................................... 210
§ 1. Понятия «система», «служба социальной помощи».............................. 210
§ 2. Многообразие современных служб социальной
помощи населению........................................................................................ 212
§ 3. Особенности деятельности социального педагога
в современной системе социальной помощи населению................... 218
Документы и материалы..............................................................................................
Приложения............................................................................................................... 229
Приложение 1.......................................................................................................... 229
Приложение 2.......................................................................................................... 238
Приложение 3.......................................................................................................... 242
ВВЕДЕНИЕ
Учебное пособие знакомит студентов с основами их будущей профессии, важнейшими понятиями, теоретическими проблема-ми, содержанием и основными направлениями деятельности социального педагога.
В пособии раскрываются роль и функции будущего специали-ста, характеризуется сфера его практической деятельности. Пособие состоит из шести глав, а также включает приложения, непосредственно связанные с программой учебного курса «Введение в профессию».
В первой главе анализируются основные понятия данного курса: «профессия», «специальность», «квалификация», «специализация», дается их классификация, характеризуются назначение специалиста и его функции. Особое внимание уделено системе подготовки социального педагога в нашей стране.
Вторая глава посвящена профессиональному портрету социального педагога. Здесь представлена модель его профессиональ-ной деятельности, раскрыты этические нормы и ценности специ-алиста, охарактеризованы профессиональные обязанности и пра-ва, специфика профессионального самоопределения и карьеры социального педагога.
В третьей главе анализируются сферы деятельности социального педагога. Раскрыты особенности социума, охарактеризованы социально-педагогические и социально-психологические службы образовательных учреждений; социальные службы муниципаль-ных органов и их учреждений; социальные службы специализированных учреждений; социальные службы предприятий, организа-ций, учреждений; социально-педагогические службы системы дополнительного образования.
Четвертая глава посвящена специализациям деятельности социального педагога, таким, как семейный социальный педагог; общинный (сельский) социальный педагог; специалист по работе с молодежью и т.д.
В пятой главе раскрываются основные виды социальных ин-ститутов: семья, образовательное учреждение, средства массовой информации и другие.
В шестой, заключительной, главе анализируются современная система служб социальной помощи населению и основные на-правления деятельности социального педагога в ней.
Отбор включенных в учебное пособие тем определен требова-ниями Государственного стандарта высшего профессионального образования по данной специальности.
Каждая глава снабжена вопросами для самоконтроля, а также списком рекомендуемой литературы для углубленной самостоя-тельной работы. Кроме того, в качестве приложений представлены документы и материалы, раскрывающие специфику данной специальности. Среди них законодательные и нормативные акты, Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, Положение о социальном педагоге школы и другие.
Учебное пособие поможет будущим социальным педагогам в подготовке к практическим занятиям и зачету, в написании докладов, рефератов и других письменных работ. Существенную помощь оно окажет работникам социально-педагогической сферы в процессе повышения квалификации.
В учебном пособии были использованы материалы работ известных специалистов в области социальной педагогики В.Г.Боча-ровой, Ю.В.Васильковой, М.А.Галагузовой, М.П.Гурьяновой, И. П.Клементович, Т.В.Лодкиной, Л. В. Мардахаева, В.Ж. Маслен-никовой, А.В.Мудрика, Ф.А.Мустаевой, В.А.Никитина, Л.Е.Ни-китиной, Р.В.Овчаровой, М.И.Рожкова, В.А.Сластенина, В. А. Фо-кина, П.А.Шептенко и многих других.
Надеемся, что данное пособие внесет свой вклад в подготовку социальных педагогов на более высокой профессиональной основе.
Авторы будут признательны за все замечания и конкретные предложения в адрес предлагаемого учебного пособия.
ГЛАВА 1
СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ - ПРОФЕССИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
§ 1. Понятия «профессия», «специальность», «квалификация»
Профессия (от лат. рго/ешо) - вид трудовой деятельности, которая требует специальных теоретических знаний и практических навыков.
Профессиональная трудовая деятельность - источник существования человека. Поэтому государство гарантирует конститу-ционное право россиян на труд и социальную защиту от безработицы. В соответствии с действующим законодательством государство гарантирует также свободу выбора рода деятельности; охрану труда, правовую защиту от необоснованного увольнения; бесплат-ное содействие в подборе подходящей работы и трудоустройстве. Например, безработным гарантируется бесплатное получение услуг в сфере профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации и т.д. Разрабатываются и реализуются целевые программы содействия занятости населения.
Профессия как трудовая деятельность имеет свою структуру, цели и представления о качественном результате; она включает в себя предмет труда, который фиксируется при помощи документации, организации рабочего пространства и т.п.; систему средств труда; систему профессиональных служебных обязанностей; систему прав; производственную среду; предметные и социальные условия труда.
Содержание работ, выполняемых в рамках той или иной профессии, является основой для ее официального наименования и закрепления в тарифно-квалификационной характеристике, а так-же для определения профессионального профиля работника, вклю-чающего комплекс специфических знаний и навыков, а также требований к его квалификации.
В России официально признанные профессии зафиксированы в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, который включает краткое описание работ и знаний, необходимых для каждой профессии.
Важно отметить, что профессиональная подготовка, перепод-готовка и повышение квалификации осуществляются в учреждениях профессионального и дополнительного образования, учеб-
ных центрах органов службы занятости, образовательных подраз-делениях организаций или в иных учебных заведениях.
Профессиональное обучение призвано решать следующие за-дачи: предоставлять гражданам широкий спектр услуг в области профессиональной ориентации, в выборе форм и методов обуче-ния; формировать социальный заказ на профессиональное обуче-ние с учетом региональных особенностей и т.д. Для безработных предусматривается выплата стипендий на период обучения.
По завершении профессионального обучения выдается документ об образовании с указанием присваиваемой профессии. Согласно Закону РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. документ об образовании дает право на работу в соответствии с профилем и уровнем полученного образования.
Основой при организации системы профессионального обра-зования является номенклатура профессий и специальностей.
Обязательный минимум содержания профессиональной образо-вательной программы по конкретной профессии, специальности определяется государственными образовательными стандартами.
В целом система профессионального образования формирует рынок труда, непосредственно воздействует на хозяйственные процессы, состояние культуры и науки в стране.
Профессиональная пригодность работника с учетом уровня его подготовки определяется на основании документов об образова-нии; документов, удостоверяющих профессиональную квалифи-кацию; записей в трудовой книжке.
Наряду с понятием «профессия» используется термин специальность. Специальность определяет более узкий круг работ в рам-ках данной профессии и рассматривается как конкретная область трудовой деятельности. Кроме того, специальность может иметь определенные специализации - разделение труда по специаль-ным видам, формам. Под специализацией, таким образом, понимают приобретение специальных знаний в определенной области. Так, например, базовая профессия «токарь» подразделяется на такие виды: токарь-карусельщик, токарь-револьверщик, токарь широкой специализации и т.д.
Наряду с понятием специальность в соответствии с выполняемой работой имеется понятие специальность по образованию. В этом случае она характеризует направление подготовки и включает совокупность умений и навыков, необходимых для решения кон-кретных профессиональных задач.
Существует официально утвержденный перечень специально-стей по высшему и среднему профессиональному образованию. Например, базовая профессия «учитель» подразделяется по специ-альности и направлению на историю, химию, физику, техноло-гию, математику и т.д. С целью регламентации специальностей по образованию в России разработан и действует «Общероссийский
классификатор специальностей по образованию». Существует так-же перечень специальностей и для подготовки научных и научно-педагогических кадров. Группы специальностей в этом перечне соответствуют сферам знаний (наук). Так, «педагогика» имеет классификационный номер 13.00.00,а специальности соответственно: «Общая педагогика, история педагогики и образования» - 13.00.01;«Теория и методика обучения и воспитания» - 13.00.02и т.д.
Близким по значению к понятиям «профессия» и «специаль-ность» является понятие квалификация, которая определяется объе-мом теоретических знаний и практических навыков.
Квалификацию служащих характеризует прежде всего уровень полученного специального образования. Так, выпускнику вуза, получившему базовую профессию «учитель по специальности и направлению “история”», присваивается квалификация «учитель истории». В специальности «Социальная работа» существует ву-зовская квалификация «специалист по социальной работе». Специализациями к ней являются: социально-правововая защита на-селения; социальная работа с семьей, детьми и молодежью и т.д.
Уровень квалификационных требований к специалистам отра-жен в квалификационных характеристиках. В целях создания условий для профессионального совершенствования существует система повышения квалификации специалистов.
§ 2. Классификация профессий
Известно, что классификация - это осмысленный порядок вещей, явлений, деление их на разновидности по каким-то важным признакам. Классификация позволяет систематизировать и огром-ный поток существующих профессий.
В психолого-педагогической науке наибольшее распространение получила классификация профессий, разработанная психологом Е.А. Климовым. Взяв за основу критерий «объект труда», он выделил несколько тезисных объектов профессиональной дея-тельности человека, таких как природа, техника, человек и т.д. В соответствии с этим выделяются и профессиональные сферы деятельности. Скажем, профессиональная сфера «человек—при-рода» включает в себя такие профессии как агроном, лесовод, пчеловод, животновод и т.д. Профессиональная сфера «человек— техника» объединяет технические профессии по обработке метал-ла, дерева, механической сборке и наладке машин, сооружению зданий, транспортным перевозкам и многие другие.
Особенно важное значение для социальной педагогики имеют профессии типа «человек-человек», которые связаны с образованием, развитием, формированием личности. Сюда относятся профессии учителя, воспитателя, психолога и т.д. Поэтому глав-ное содержание труда здесь предполагает взаимодействие между
людьми. Психологи выделяют такие необходимые для работы с людьми качества, как устойчивое, хорошее настроение; умение находить общий язык с различными людьми; терпение; умение разбираться в человеческих взаимоотношениях; быстро понимать намерения, помыслы других и принимать адекватные решения; способность мысленно ставить себя на место другого человека.
§ 3. Новое время - новая профессия
Современная наука приходит к выводу о том, что человечество продвигается к информационной цивилизации, которая базиру-ется на интеллектуальном потенциале человека. Именно он дол-жен быть в центре социального прогресса нашей эпохи. Соци-альные законы отличаются от законов природы тем, что их реа-лизация осуществляется через человеческую деятельность. В связи с этим одной из актуальных проблем нашего времени является создание социального облика человека.
Глубокий научный интерес к проблемам человека проявляют философы, социологи, психологи, представители других наук. Пло-дотворное сотрудничество специалистов многих областей научного знания отражается на характере развития новых наук и, в част-ности, социальной педагогики, которая направлена на то, чтобы подготовить человека к осознанию своей социальной сущности, своего места в системе личностных и общественных отношений, к правильной оценке своих прав и обязанностей в социуме (И. А. Арнольдов, 1999).
Однако парадоксальность современной социально-экономиче-ской ситуации состоит в том, что многие слои населения оказа-лись социально незащищенными. Поэтому одна из задач социаль-ной педагогики состоит в том, чтобы помочь и взрослому, и ребенку ориентироваться в меняющемся мире, в поиске своего места в жизни.
Сущность социальной педагогики состоит в социальном воспитании человека и его социальной защите. Это вызывает необходимость развития социальной педагогики как вида профессиональ-ной деятельности, основанной на научной социальной диагностике, социальном прогнозировании, принципах социальной спра-ведливости (МудрикА.В., 2004).
В России разрабатываются проблемы подготовки специалистов, готовых профессионально осуществлять социально-педагогическую деятельность. Еще в 1989 г. Государственный комитет СССР по на-родному образованию создал при Академии педагогических наук СССР временный научно-исследовательский коллектив (ВНИК) «Школа-микрорайон» под руководством В.Г.Бочаровой. Итогом его работы стало обоснование новой профессии «социальный пе-
дагог». В июле 1990 г. коллегия Госкомитета СССР по народному образованию приняла решение «О введении института социальных педагогов», а месяцем раньше (21.06.1990 г.) был издан приказ «Об открытии специальности “Социальная педагогика” для высших и средних специальных учебных заведений». В соответствии с этим приказом были разработаны учебные планы и в декабре 1990 г. направлены во все педагогические учебные заведения (см. раздел «Документы и материалы» к главе 1).
В апреле 1991 г. приказом Гособразования СССР была утверж-дена квалификационная характеристика «Социальный педагог». К началу 1991 учебного года вузы страны получили программно-методические материалы. Первые учебные программы были раз-работаны творческим коллективом Свердловского педагогического института при участии ГУНО Свердловского облисполкома, Цен-тра технического творчества школьников Свердловской области, Уральского госуниверситета и изданы под редакцией Б.М.Иго-шеваи М.А. Галагузовой (М., 1991).
Важное значение для становления и развития системы подготовки социальных педагогов имело решение коллегии Министерства образования РФ от 27.10.1993 г. «О практике социально-педа-гогической работы в России и перспективы ее развития», а также Методическое письмо Минобразования РФ от 27.02.1995 г. «О социально-педагогической работе с детьми».
Опыт работы в данном направлении позволил ввести в 1995 г. Государственный стандарт высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика». Второе поколение Госстандарта было введено в апреле 2000 г. В 2005 г. заверше-на подготовка к введению третьего поколения стандартов.
Одновременно осуществлялось научное осмысление опыта под-готовки специалистов по социальной педагогике. Были защищены кандидатские и докторские диссертации (О. В. Фесуненко, 1992; Е.Н.Сорочинская, 1996; Т.В.Лодкина, 1997; Р.М.Куличенко, 1998; И.П.Клементович, 2000 и др.).
Костромскими учеными под руководством профессора Н. Ф. Ба-сова разрабатывались концептуальные подходы к обучению сту-дентов университета основам социально-педагогической деятель-ности. Специфику подготовки социальных педагогов в системе сред-него специального образования основательно разрабатывали В.Ш.Масленникова и Г.В.Мухаметзянова (Казань).
§ 4. Назначение специалиста
Сфера деятельности социального педагога - человек, его инте-ресы и права. Социальный педагог работает со всеми категориями населения: детьми, молодежью, взрослыми и пожилыми людьми в
различных социокультурных средах. Он участвует в решении кон-кретных жизненных проблем отдельного человека, семьи, группы людей, оказывает содействие в саморазвитии личности, стимули-ровании людей на развитие их собственных сил и резервов; орга-низует помощь семье, родителям в обучении и решении проблем, связанных с учебой и воспитанием, особенно в устранении при-чин, негативно влияющих на успеваемость, поведение и развитие ребенка.
Социальный педагог участвует в диагностировании и разреше-нии конфликтов, затрагивающих интересы ребенка, с целью пре-дотвращения серьезных последствий. Он выявляет запросы и потребности ребенка, разрабатывает меры помощи конкретным уча-щимся, привлекая для этих целей специалистов.
По сути дела, социальный педагог является своеобразным посредником в системе взаимодействия личности, семьи и общества. Он активно влияет на создание позитивных воспитывающих отношений в социуме, на гармонизацию взаимоотношений меж-ду людьми, оказывает поддержку полезных инициатив, стимули-рует различные виды самопомощи.
§ 5. Функции и роли социального педагога
В соответствии со сложившимся в нашей стране опытом дея-тельности социальных педагогов, а также на основе его осмысле-ния в научной литературе и специальных рекомендаций Мини-стерства образования (см., например, Методическое письмо Мин-образования РФ «О социально-педагогической работе с детьми» от 27.02.1995 г.), к важнейшим составляющим профессии соци-ального педагога относят образовательно-воспитательную функцию. Социальный педагог обеспечивает целенаправленное педагогиче-ское влияние на поведение и деятельность детей и взрослых, содействует интеграции педагогических потенциалов всех социальных институтов микрорайона - семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Он стремится использовать в воспитательном процессе все средства общества, воспитательные возможности микросреды, самой личности как субъекта воспитательного процесса.
Не менее значима в профессиональной деятельности социаль-ного педагога диагностическая функция. Она предполагает поста-новку социального диагноза, для чего проводится изучение лич-ностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи и социального окружения; выявляются позитивные и негативные влияния на ребенка, а также различного рода проблемы. Социальный педагог совместно с психологом содействуют вы-явлению одаренных детей, детей с эмоциональными и интеллек-туальными задержками в развитии, девиациями.
Некоторые специалисты, исходя из многоплановой деятель-ности социального педагога, к его диагностической функции от-носяттакже медицинскую диагностику, используя ее результаты он может определять социально-педагогические послед-ствия заболеваний и признаки их влияния на формирование личности; психологическую диагностику, цель которой — использование результатов поставленного диагноза о состоянии психологических особенностей личности в работе социального пе-дагога; социальную диагностику с целью научно обоснованного заключения о состоянии социального здоровья ребенка; педагогическую диагностику, включающую изу-чение личности ребенка и детского коллектива для обеспечения в дальнейшем индивидуального подхода в процессе воспитания; с о-циально-педагогическую диагностику, в процессе ко-торой происходит сбор информации о влиянии на личность и социум социально-психологических, педагогических, экологических и социологических факторов.
Организаторская функция социального педагога связана с орга-низацией общественно ценной деятельности детей и взрослых, педагогов и волонтеров в решении задач социально-педагогической помощи разным категориям населения и реализации пла-нов, проектов, программ социальной защиты и поддержки молодежи, людей зрелого возраста, пожилых.
Прогностическая функция предполагает участие социального педагога в разработке перспектив социально-педагогического раз-вития микрорайона и образовательного учреждения, социально-педагогическом проектировании становления личности конкрет-ного ребенка и групп детей.
Организационно-коммуникативная функция направлена на вклю-чение школьников в процесс социального воспитания, на орга-низацию совместного труда и отдыха населения микрорайона; на установление деловых и личностных контактов между людьми; способствует налаживанию взаимодействия различных социальных институтов в их работе с детьми и семьями.
Охранно-защитная функция предполагает использование име-ющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуж-дения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога.
К функциям социального педагога относят также социально-компенсаторную, посредническую, социально-терапевтическую, кор-рекционную и ряд других.
Практическая деятельность социального педагога связана с выполнением различных социальных ролей: посредника между детьми и взрослыми, между семьей и социальными службами;
советчика, друга, эксперта, психотерапевта, помощника и т.д. Умение выступать в различных ролях определяет уровень профессиональной компетентности социального педагога.
§ 6. Система подготовки социального педагога
В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (1992) система образования представляет собой совокуп-ность преемственных образовательных программ и государствен-ных образовательных стандартов различного уровня и направлен-ности; сеть реализующих их образовательных учреждений, орга-нов управления образованием.
В России построена модель непрерывного образования, вклю-чающая допрофессиональную подготовку в процессе получения общего образования; профессиональную подготовку в учрежде-ниях начального профессионального, среднего специального и высшего профессионального образования; послевузовское обучение, систему переподготовки и повышения квалификации.
Идея непрерывности образования развита в законе РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (1996). Здесь закреплена политика государства в этой сфере, основанная на принципах гуманизации, фундаментализации, универсальности и альтернативности, преемственности и прогностичности.
Система подготовки социальных педагогов развивается в соот-ветствии с данной концепцией непрерывного образования.
На первой ступени (допрофессиональной) подготовка соци-альных педагогов ведется в форме профориентации старших школь-ников на базе педагогических классов, учебно-производственных комбинатов, учреждений дополнительного образования. В учреж-дениях начального профессионального образования подготовка со-циальных педагогов пока не осуществляется.
Следующая ступень профессиональной подготовки - средние специальные учебные заведения. Будущие социальные педагоги обучаются в основном в педагогических и медицинских училищах и колледжах в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования.
Основными видами деятельности выпускников являются: ока-зание помощи детям в преодолении проблемных ситуаций при реализации соответствующей образовательной программы; орга-низация деятельности детей с целью их развития в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями; создание бла-гоприятных педагогических условий для воспитания детей; осу-ществление сотрудничества с родителями по вопросам воспита-ния; организация культурно-просветительской работы в микросоциуме; самообразование, повышение уровня квалификации и совершенствования педагогического мастерства.
Важной ступенью профессионального образования будущих социальных педагогов являются высшие учебные заведения. Обу-чение студентов осуществляется в соответствии с Государствен-ными образовательными стандартами (первое поколение - 1995 г., второе - 2000 г.), которые включают характеристику сферы и объектов профессиональной деятельности социального педагога; его основную квалификацию в соответствии с полученной специальностью; требования к уровню подготовки лиц, завершив-ших обучение по основной образовательной программе; обяза-тельный минимум содержания профессиональной образователь-ной программы по специальности «социальная педагогика» и т.д.
Высокие требования предъявляются к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе «Социальная педагогика». Они включают в себя общие требования к образованности специ-алиста; требования к его знаниям и умениям по дисциплинам общекультурологической, медико-биологической, психолого-педагогической подготовки; требования к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки (история социальной педа-гогики, методика и технология работы социального педагога).
Требования к содержанию профессиональной образовательной программы по специальности «Социальная педагогика» обеспечи-ваются несколькими блоками общекультурных, медико-биологи-ческих, психолого-педагогических, предметных дисциплин, блоком дисциплин специализации и курсов по выбору. По профилю деятельности социального педагога имеются следующие специали-зации: социальный педагог по работе с семьей; социальный педа-гог - руководитель детских объединений и организаций; социальный педагог - валеолог; социальный педагог - дефектолог; социальный педагог - эколог; социальный педагог - этнолог; социальный пе-дагог - организатор культурно-досуговой деятельности; социальный педагог - организатор технического творчества и др.
Существует классификация специализаций, ориентированных на определенную категорию людей: социальный педагог по работе с подростками девиантного поведения; по работе с инвалида-ми; по работе с детьми-сиротами и лишенными попечения роди-телей; по работе с беженцами и др. Специализация может быть связана и с местом работы: в этом случае речь идет о школьном социальном педагоге; социальном педагоге учреждения дополни-тельного образования и т.д.
Послевузовское профессиональное образование, нацеленное на научно-исследовательскую деятельность, осуществляется в высших учебных заведениях или научных учреждениях через аспиран-туру и докторантуру и предполагает подготовку кандидатской или докторской диссертации по специальности 13.00.02. - теория и методика обучения и воспитания (социальное воспитание в общеобразовательной и высшей школе).
Основные понятия
Профессия, профессиональное образование, специальность, квалификация, квалификационная характеристика, квалифика-ционная характеристика специалиста, квалификационный труд, тарификация, социальный педагог, Государственный образова-тельный стандарт.
ДОКУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ
ХАРАКТЕРИСТИКА ГРУППЫ ПРОФЕССИЙ «ЧЕЛОВЕК-ЧЕЛОВЕК»
Умение руководить, учить, воспитывать, «осуществлять полезные действия по обслуживанию различных потребностей»
2)------------ -Умение слушать и выслушивать
3 )----------- -Широкий кругозор
5------------Душеведческая направленность ума, наблюдательность к проявлениям чувств и характера человека, к его поведению, умение и способность мысленно представлять, моделировать его внутренний мир, а не приписывать ему свой собственный или иной, знакомый по опыту
| 4)------------ -Речевая (коммуникативная) культура
Проектировочный подход к человеку, основанный на уверенности, что человек всегда может стать лучше
7 )----------- - Способность сопереживания
8)------------ -Наблюдательность
| Глубокая и оптимистическая убежденность в правильности идеи служения народу в целом
10------------ -Решение нестандартных ситуаций
11----------- Высокая степень саморегуляции
Климов Е.А. Образ мира в разнотип-ных профессиях. - М., 1995. - С. 148.
СОСТАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОБУСЛОВЛЕННЫХ СВОЙСТВ И ХАРАКТЕРИСТИК УЧИТЕЛЯ
Г
Cоциальная зрелость и гражданская ответственность
Общая
направленность
личности
учителя
Профессиональные идеалы, гуманизм
Высокоразвитые, прежде всего познавательные, интересы
Самоотверженное отношение к избранной профессии
Специфические
Организаторское
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|