Вопрос №48. Денежный рынок
ДЕНЕЖНЫЙ РЫНОК - это система экономических отношений между продавцами и покупателями денег, опосредуемых через спрос на них и их предложение. Под предложением денег понимается общее количество денег, находящееся в обращении. Для анализа структуры денежной массы в экономической науке используют понятие "денежный агрегат". Под ДЕНЕЖНЫМ АГРЕГАТОМ понимают виды денег и денежных средств, отличающихся
друг от друга степенью ликвидности. В экономической науке их обозначают буквами МО, Ml, М2, МЗ, М4.
МО включает наличные деньги в обороте, в том числе на руках у населения и в кассах субъектов хозяйствования.
Ml (денежная масса в узком смысле слова) включает МО плюс депозиты до востребования населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления.
М2 (расширенные деньги) включает Ml плюс срочные депозиты населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления.
МЗ (общая сумма денежной массы в рублях) включает М2 плюс иные банковские депозиты (целевые, накопительные) и средства населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления, размещенные в ценных бумагах.
М4 (общая сумма денежной массы, в том числе иностранная валюта) включает МЗ плюс депозиты населения, субъектов хозяйствования, местных органов управления в иностранной валюте (до востребования, срочные, иные).
Таким образом, основными компонентами предложения денег являются бумажные деньги и чековые вклады. Предложение денег осуществляет государство. В целом предложение денег Ms включает наличность С и депозиты Д т.е. Ms= С + D.
Наличность (банкноты и монеты) создает Центральный (Национальный) банк. Наличность, покинувшая этот банк и поступившая в экономику, распределяется в дальнейшем но двум направлениям:
— одна ее часть оседает в кассах домашних хозяйств и фирм,
— другая часть наличности поступает в коммерческие банки в виде депозитов.
Несколько сложнее обстоят дела с определением спроса на деньги. Различают два вида спроса на деньги:
а) операционный, или спрос на деньги для совершения сделок;
б) спекулятивный, или спрос на деньги со стороны активов.
Операционный спрос на деньги связан с обслуживанием торговых и платежных операций.
Спрос на деньги со стороны активов отражает не стремление людей купить товары, услуги или факторы производства, а желание повыгодней разместить свои сбережения. Поэтому в экономической науке его именуют спекулятивным спросом.
Графически денежный рынок можно представить, как показано на рис. 11.1, где Sm - предложение денег (изображено в виде вертикальной прямой, поскольку предполагается, что финансово-кредитные институты снабжают экономику некоторым определенным объемом денег, не зависящим от величины номинальной ставки процента), Dm — наклонная прямая спроса денег.
Вопрос №49. Сущность кредитных отношений. Кредитная система
Общеэкономической причиной существования кредита и кредитных отношений являются товарно-денежные ' отношения. Кредитные отношения не возникают в процессе производства, они лишь опосредствуют этот процесс в той или иной форме. Объективной основой функционирования кредита выступает движение стоимости в сфере товарного обмена. В силу общественного разделения труда каждому субъекту хозяйствования присущ свой, индивидуальный характер кругооборота и оборота производственных фондов. Гак. например, на предприятиях пищевой промышленности кругооборот фондов совершается
быстро, за короткое время происходит смена одной формы стоимости другой. В то же время на предприятиях тяжелого машиностроения кругооборот фондов совершается за более длительный промежуток времени. В результате первые в меньшей мере, чем вторые, испытывают потребность в оборотных средствах, а часто располагают и свободными денежными ресурсами.
Аналогичные процессы прилива и отлива характерны для движения денежных средств акционерных обществ, частных фирм, предпринимателей. Временно свободными могут быть денежные средства населения, государства, бюджетных организаций, собственные средства кредитных учреждений. В то же время и у них на определенном этапе может возникать потребность в дополнительных денежных ресурсах.
Эти противоречия между временно свободными ресурсами у одних субъектов хозяйствования и потребностью в них у других таких же субъектов разрешаются с помощью кредита и кредитных отношений.
КРЕДИТ — это система экономических отношений, связанных с аккумуляцией временно свободных экономических ресурсов и предоставлением их во временное пользование на условиях возвратности, срочности и платности.
Кредитные отношения предполагают наличие двух сторон сделки — кредитора и заемщика. КРЕДИТОР — это субъект кредитного отношения, предоставляющий средства во временное пользование.
ЗАЕМЩИК — субъект кредитного отношения, получающий ссуду.
КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА — это совокупность кредитных отношений и обслуживающих их кредитных учреждений той или иной страны.
Кредитная система включает в себя два звена:
1. банковскую систему,
2. парабанковскую (околобанковскую) систему. Основным критерием выделения этих звеньев в рамках
кредитной системы является их функциональная специализация.
Вся совокупность банков в национальной экономике образует банковскую систему страны. В настоящее время практически во всех странах с развитой рыночной экономикой банковская система имеет два уровня. Первый уровень банковской системы представлен Центральным (Национальным) или иным банком, выполняющим функцию эмиссионного центра страны. Второй уровень образуют коммерческие банки (частные и государственные).
Парабанковская система включает в себя специализированные кредитно-финансовые институты, которые ориентируются либо на обслуживание специфической клиентуры, либо на осуществление одного-двух видов услуг. К ним относятся:
— лизинговые компании — аренда, имущественный наем;
— факторинговые фирмы, занимающиеся торгово-комиссионными операциями, связанными с уступкой поставщиком другому лицу (фактору) подлежащих оплате плательщиком (покупателем) долговых требований (платежных документов за поставленные товары или выполненные работы и услуги) и передачей фактору права получения платежа по ним;
— ломбарды, представляющие собой кредитные учреждения, выдающие ссуды под залог движимого имущества;
— инвестиционные компании (фонды) — разновидность кредитно-финансовых учреждений, занимающихся аккумуляцией денежных сбережений мелких инвесторов, которые используются в качестве внешнего источника финансирования акционерных компаний;
— финансовые компании, привлекающие денежные средства путем выпуска краткосрочных коммерческих векселей, акций, облигаций или заимствующие средства у банков с целью их дальнейшего инвестирования
— и другие кредитно-финансовые институты.
Вопрос №50. Понятие финансов и их функции. Финансовая система
В повседневном обиходе финансы отождествляют с деньгами. Однако финансы — это не деньги и не вещи. В экономической науке под ФИНАНСАМИ понимают систему
экономических отношений, связанных с образованием, распределением и использованием фондов денежных средств. Термин "финансы" означает платеж, доход.
Совокупность финансовых учреждений, законов, правил и норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства, называют ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМОЙ.
Основными принципами построения финансовой системы являются:
— принцип демократического централизма.
Суть его состоит в праве высшей государственной власти мобилизовывать и использовать значительную часть финансовых средств национальной экономики;
— принцип функционального назначения звеньев финансов.
Он предполагает распределение функций по управлению финансами между отдельными звеньями финансовой системы;
— принцип единства финансовой системы. Управление всеми звеньями финансов базируется на
единых законодательных и нормативных актах.
Финансовые отношения складываются между: государством, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой стороны; физическими и юридическими лицами; юридическими лицами; отдельными государствами.
Звеньями финансовой системы являются: бюджеты различных уровней, начиная с Госбюджета и кончая бюджетом сельского (поселкового) совета; фонды социального, имущественного и личного страхования; валютные резервы государства; денежные фонды фирм, организаций и других коммерческих и некоммерческих структур; прочие специальные денежные фонды.
В общем виде выделяют финансы: хозяйственных субъектов (фирм, организаций и т.д.); населения; государства.
Финансы выполняют ряд функций, основными из которых являются:
а) создание материальной основы существования самого государства. Привлечение средств осуществляется при помощи налогов, займов и денежной эмиссии. При особых обстоятельствах для преодоления кризисных явлений государство может воспользоваться национальным богатством (например, продать часть золотого запаса, предметов искусства и др.);
б) распределительная. С помощью финансов осуществляется распределение и перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода между классами и социальными группами, между различными сферами общественного производства, отраслями материальной и нематериальной сферы;
в) регулирующая. Эта функция проявляется в том, что финансы становятся важнейшим инструментом регулирования микро- и макроэкономических пропорций в общественном хозяйстве. Финансовая политика становится частью экономической политики государства;
г) контрольная. Порядок образования, распределения и использования денежных фондов регламентируется соответствующими правилами и нормами, что дает возможность контролировать их движение.
Вопрос №51. Госбюджет, его структура и функции
ГОСБЮДЖЕТ представляет собой централизованный денежный фонд государства, образуемый для материального обеспечения государственных функций.
Бюджет как сводный финансовый план государства рассматривается законодательным органом страны и после его утверждения принимает силу юридического закона.
Бюджетное устройство, под которым понимаются организация и принципы построения бюджетной системы, определяется государственным устройством. В унитарном (едином) государстве бюджетная система состоит из двух звеньев: госбюджета и бюджетов местных органов власти. В федеративном государстве бюджетная система включает еще одно промежуточное звено - бюджеты членов федерации.
Госбюджет как сводный финансовый план государства состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления средств в бюджет, в расходной - направление их использования.
Основными доходными статьями госбюджета являются: акцизы, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на топливо; доходы от внешнеэкономической деятельности; плата за землю; доходы от размещения Государственного займа и другие поступления. Рас-
ходы бюджета группируются в несколько крупных расходных статей: расходы на финансирование общественного хозяйства; финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий; содержание органов государственной власти и управления; расходы на оборону; прочие расходы.
Расходы бюджета носят целевой и безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое использование называется бюджетным финансированием.
Совокупность государственного бюджета и соответствующих ему организаций и учреждений составляет бюджетную систему страны. Структура бюджетной системы страны зависит, прежде всего, от ее государственного устройства. Государства с унитарным устройством имеют двухуровневую структуру — государственный и местные бюджеты. В федеративных государствах она трехуровневая: государственный, региональные (субъектов федерации или штатов) и местные бюджеты.
Следует заметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями размеры бюджета стараются удерживать в минимально-необходимых границах, позволяющих государству решать те задачи, которые не способен решить рынок, и не больше.
Вопрос №53. Сущность и принципы налогообложения. Налоговая система
НАЛОГИ — это обязательные сборы с юридических и физических лиц, проводимые государством на основе государственного законодательства. Они выражают обязанность юридических и физических лиц участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Совокупность налогов, методы и принципы их построения образуют НАЛОГОВУЮ СИСТЕМУ.
В основу построения налоговой системы Республики Беларусь положены принципы налогообложения, выработанные налоговой практикой других стран. К ним относятся: однократность обложения; оптимальное сочетание прямых и косвенных налогов: четкая классификация налогов, взимаемых на территории страны: обоснование и точное распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней; стабильность ставок налога в течение довольно :игольного периода и простота исчисления платежа.
Налоговое законодательство Республики Беларусь включает в себя: Налоговый Кодекс; Декреты, Указы и распоряжения Президента РБ; Постановления Правительства РБ\ Нормативные правовые акты республиканских органов государственного управления, органов местного управления и самоуправления.
Законодательные акты государства устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, т.е. определяют конкретные элементы налогов. К последним относят:
а) субъект налога — это лицо, которое по закону должно платить налог;
б) носитель налога — это лицо, которое фактически уплачивает налог;
в) объект налога - это доход или имущество, с которого начисляется налог;
г) ставка налога — это величина налоговых начислений на единицу объекта налога.
Налоги классифицируют:
а) по способу их взимания: прямые и косвенные.
ПРЯМЫЕ налоги взимаются непосредственно с дохода или имущества налогоплательщика. КОСВЕННЫЕ -устанавливаются на товары массового потребления и услуги и включаются в цену товара и тарифы за услуги. Среди косвенных налогов широкое распространение во многих странах получили акцизы. АКЦИЗ (от лат. accidere -обрезать) — это налог, включаемый в цену товара или тариф на услуги и оплачиваемый покупателем при покупке товара (услуги);
б) в зависимости от направления использования: общие и специфические.
ОБЩИЕ налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким-либо определенным видом расходов. СПЕЦИФИЧЕСКИЕ налоги имеют целевое назначение.
Основным рычагом, с помощью которого государство воздействует на экономические процессы, являются ставки налогов. Они могут быть: твердые и пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.
ТВЕРДЫЕ ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу объекта налогообложения независимо от размеров дохода (например, на 1 тонну нефти). ПРОПОРЦИОНАЛЬНЫЕ устанавливаются в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. ПРОГРЕССИВНЫЕ ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. РЕГРЕССИВНЫЕ предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода.
Практика налогообложения в большинстве стран с развитой рыночной экономикой показывает, что основными налогами являются: подоходный налог, налог на добавленную стоимость (НДС), взносы на социальное страхование.
Вопрос №52. Бюджетный дефицит и государственный долг
Под ДЕФИЦИТОМ БЮДЖЕТА понимают превышение его расходной части над доходной. При превышении доходов бюджета над его расходами, образуется ПРОФИЦИТ БЮДЖЕТА.
Различают активный и пассивный бюджетные дефициты. Активный бюджетный дефицит происходит в результате сознательных действий правительства по увеличению расходов бюджета. Если же дефицит бюджета вызван сокращением государственных доходов в результате падения экономической эффективности национальной экономики, его называют пассивным.
Причинами образования дефицита бюджета могут быть:
— рост государственных расходов в связи со структурной перестройкой экономики и увеличением государственных инвестиций;
— чрезвычайные обстоятельства (стихийные бедствия, войны и др.), вызывающие такой рост непредвиденных расходов государства, что на их покрытие не хватает обычных резервов и приходится прибегать к источникам особого рода;
I— кризисные явления в экономике, се развал, неспособность правительства держать пол контролем финансовую ситуацию в стране.
Для покрытия дефицита бюджета государство может использовать как внутренние, так и внешние источники. Это:
а) продажа государственных долговых обязательств (займов);
б) займы правительства в Центральном (Национальном) банке;
в) внешние займы;
г) эмиссия, т.е. дополнительный выпуск бумажных денег в обращение.
Для того, чтобы дефицит бюджета не был разрушительным для национального хозяйства, он не должен превышать определенный уровень. Этот предел определяют:
а) по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП);
б) по отношению к национальному доходу (НД);
в) по отношению к расходам на текущий год.
Как показывает мировая практика, для поддержания стабильной рыночной экономики бюджетный дефицит следует ограничивать 2-3 % к ВВП, 5 % к НД, 8-10 % к расходной части бюджета.
Заимствуя денежные средства у юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для покрытия дефицита госбюджета, государство формирует государственный долг. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ - это сумма задолженности внешним и внутренним кредиторам. Его подразделяют на внешний и внутренний.
Внешний государственный долг — это суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определённую дату.
Внутренний долг — это внутренняя задолженность государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг.
Вопрос №54. Мировое хозяйство и предпосылки его возникновения. Структура мировой экономики и типология стран
Мировое хозяйство как система оформилось на рубеже XIX-XX веков. Объективными основами его формирования являются:
а) географическое положение стран;
б) международное разделение труда;
в) обострение глобальных проблем. СТРУКТУРА - это строение, внутреннее устройство
чего-нибудь.
Мировое хозяйство многолико и имеет разнообразную структуру. Оно включает не только отдельные страны, но и их международные группировки, а также международные организации.
Что касается отдельных стран, то до недавнего времени их делили:
а) по степени экономической и политической зависимости: на колониальные, колонии, зависимые.
б) по принадлежности к политическим системам: на социалистические, капиталистические, развивающиеся.
в) по принадлежности к "первому ", "второму "и "третьему " миру.
К странам "первого мира "относили промышленно развитые и некоторые нефтедобывающие страны, получающие высокие доходы от торговли топливными ресурсами. К странам "второго мира" было принято относить государства с централизованной экономикой, имеющих низкий и средний уровень дохода. Странами "третьего мира " называли развивающиеся страны с низким и средним уровнем дохода.
Сегодня наиболее распространенным критерием классификации стран в мировом хозяйстве является уровень их экономического развития, который характеризуется объемом ВВП на душу населения. По этому критерию страны делят на две группы: индустриально развитые страны с развитой рыночной экономикой, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны.
Последнюю группу стран делят на четыре подгруппы: новые индустриальные страны (Бразилия, Гонконг, Китай. Мексика, Сингапур, Южная Корея и некоторые другие); страны, получающие высокие доходы от экспорта топливных ресурсов (Кувейт, Саудовская Аравия); слаборазвитые и экономически отсталые страны (сюда относят страны с низким уровнем дохода, которые находятся в основном в Азии, Африке и Латинской Америке, и страны со средним уровнем дохода, разбросанные по всему миру); страны Восточной Европы и СИГ, которые стали на путь рыночных преобразований после распада СССР и мировой системы социализма.
Уровень экономического развития страны и открытость ее экономики определяют и уровень её интегрированности в мировую экономику. ОТКРЫТОЙ называют такую экономику, которая широко интегрирована в мировую хозяйственную систему, участвует в международном разделении труда, в которой не существует ограничений на перемещение товаров и услуг при экспорте и импорте, или эти ограничения минимальны. ЗАКРЫТАЯ экономика - это экономика страны, не экспортирующей и не импортирующей товары и услуги.
Открытость национальных границ и непрерывно возрастающее передвижение товаров, рабочей силы, финансовых средств через национальные границы ускоряет развитие и совершенствование всемирной ИНФРАСТРУКТУРЫ, под которой понимают совокупность хозяйственных единиц и институтов, обеспечивающих нормальное функционирование мирового хозяйства.
Вопрос №55. Формы экономических отношений в мировом хозяйстве
К числу важнейших форм международных экономических отношений относятся:
а) международная торговля товарами и услугами.
Объем мировой торговли намного превосходит все остальные виды внешнеэкономических связей, наиболее полно отражая интернациональный характер воспроизводства.
Сдвиги в международном разделении труда особенно наглядно проявляются в содержании товарного обмена между странами. Поэтому динамика товарной и географической структуры мировой торговли наиболее рельефно отражает изменения не только в положении отдельных стран в системе международных экономических отношений, но и мирового хозяйства в целом.
В мировой торговле наблюдается тенденция к расширению взаимной торговли между развитыми странами, объединенными в интернациональные группировки. Подробнее см. в вопросе 13.3;
б) движение капиталов и зарубежных инвестиций.
В условиях, когда международная конкурентоспособность во многом определяется быстротой разработки и внедрения технологических новшеств, усиливается борьба между государствами за привлечение иностранного капитала. Подробнее см. в вопросе 13.4;
в) обмен в области науки и техники.
Закон конкуренции вынуждает предпринимателей увеличивать долю расходов на научные исследования, чтобы идти в ногу с научно-техническим прогрессом и не быть побежденным конкурентом. Если же соединяются экономические, технические и научные ресурсы нескольких стран, то это позволяет решать проблемы научно-технического прогресса, опираясь на преимущества международной кооперации труда;
г) международная миграция рабочей силы.
Эта форма экономических отношений получила широкое распространение в последнее время. Миграция рабочей силы основана на использовании, как правило, более дешевого труда иностранных рабочих из менее развитых стран на низкооплачиваемых работах в отраслях экономики высокоразвитых государств. Подробнее см. в вопросе 13.5;
д) валютно-кредитные отношения.
Наличие разнообразных форм экономических отношений между государствами предполагает наличие соответствующей валютно-финансовой системы, которая обслуживала бы производственные, торговые, миграционные, научно-технические, социально-экономические и политические отношения.
Валютные соглашения предполагают установление курсов и паритетов национальных денежных единиц, условия расчетов, валютные гарантии и ограничения. Подробнее см. в вопросе 13.6.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|