Упражнение 3. «Броуновское движение»
Уникальность этого упражнения заключается в том, что в течение короткого отрезка времени действительно можно снять излишнее мышечное напряжение, обрести свободу и раскованность движений. Участники становятся в круг и начинают, вначале медленно, а затем во все убыстряющемся темпе двигаться навстречу друг другу, стараясь избежать столкновения. Дойдя до границы круга, они разворачиваются и выполняют движение по обратной траектории.
Задание имеет несколько уровней сложности: на первом этапе перемещение осуществляется с открытыми глазами лицом друг к другу. Постепенно движение убыстряется и переходит в бег; в работу вовлекаются руки, которые помогают участникам лавировать. На втором этапе упражнения они движутся спиной друг к другу, изредка поворачивая голову для ориентации в пространстве. На третьем — движение по траектории совершается в процессе вращения. На четвертом — все предыдущие задания выполняются с закрытыми глазами.
Для безопасности перемещения руки участников группы чуть выдвинуты вперед на уровне груди, и движение с закрытыми глазами осуществляется в малых группах по 3-5 человек. Выбор характера движения определяет ведущий, наблюдая за эффективностью работы группы и корректируя ошибки каждого из участников. Наработка навыка перемещения в хаотичной, неопределенной, постоянно меняющейся обстановке производится в течение нескольких занятий. Внимание ведущего должно быть сконцентрировано, в первую очередь, на безопасности движения участников группы.
Упражнение 4. «Моечная машина»
Все участники становятся в две шеренги лицом дуг к другу. Первый человек становится «машиной», последний — «сушилкой». «Машина» проходит между шеренгами, все ее моют, поглаживают, бережно и аккуратно потирают. «Сушилка» должна его высушить – обнять. Прошедший «мойку» становятся «сушилкой», с начала шеренги идет следующая «машина».
Упражнение 5. «Аукцион скульптур»
Участники работают в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров играет роль «скульптора», другой - «материала». Скульптор «лепит» скульптуру молча, используя только руки. «Скульптура» запоминает окончательный вариант работы, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры меняются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дается название.
Вопросы для обсуждения:
· «Податлив» ли «материал»?
· Каков характер прикосновений «скульптора»?
· Обратите внимание на субъективность восприятия скульптур: какое ощущение рождается от того или иного положения тела?
· Слушается ли нас наше тело?
· Не возникает ли ощущения, что тело живет самостоятельно?
Упражнение 6. «Насос и надувная кукла»
Участники разбиваются на пары. Один - надувная кукла, из которой выпущен воздух. Совершенно расслабленно он лежит на полу. Другой - накачивает куклу воздухом с помощью насоса: ритмично наклоняясь вперед, произносит звук «с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание ее воздухом опасно — кукла напрягается, деревенеет, может лопнуть. Накачивание необходимо вовремя закончить. Это время окончания надувания участник с насосом определяет по состоянию напряжения тела куклы. После этого куклу сдувают, вынимая из нее насос. Воздух постепенно выходит из куклы, она «опадает».
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упражнение «Пластилиновый человек»
Сядьте на корточки, голову наклоните к коленям, закройте глаза. Представьте, что вы – ком пластилина, в котором «зародилась жизнь». Попробуйте вылепить из себя человека, преодолевая сопротивление своего материала - пластилина. Вначале попытайтесь выпрямиться во весь рост - это потребует большого напряжения в позвоночнике, шее, ногах. Теперь лепите руки от плеча, напряжение распространяется в руки, затем кисти, пальцы. Ощущайте пластилиновость пальцев: они все время норовят склеиться при соприкосновении. Этими пальцами нужно вылепить лицо, глаза, нос, рот. Попытайтесь двигаться, отрывая пластилиновые ступни от пола. Внезапно вы оказались на полу, упали и не можете отклеиться. Старайтесь это сделать, напряжение во всем теле увеличивается. Вдруг теплая, почти горячая волна накатывает на ваши ноги, они «тают», пластилин растекается в лужу. Следующая волна доходит до пояса, потом до груди, шеи, последняя волна покрывает все тело. Все пластилиновое тело растеклось, оно полностью расслаблено.
2. Выполните упражнение «Марионетка»
Вообразите, что вы – кукла-марионетка, которая после выступления висит на гвоздиках в шкафу.Представьте себе, что вас подвесили за руку, за палец, за шею, за ухо, за плечо и т.д. Ваше тело фиксировано в одной точке, все остальное – расслаблено, болтается. Упражнение выполняется в произвольном темпе, можно с закрытыми глазами.
3. Подберите пять техник телесно-ориентированной терапии для снятия напряжения.
Методические рекомендации:
· После выполнения упражнения «Пластилиновый человек» произведите саморефлексию ощущений:
· Какое выражение лица получилось?
· Какой человек вылепился?
· Выполнив упражнение «Марионетка», зафиксируйте свои ощущения письменно в тетради.
· Подобранные техники телесно-ориентированной терапии для снятия напряжения (задание №3) оформите на карточках.
Занятие 4. Выработка навыков мышечного контроля
Цель: создание условий для выработки навыков мышечного контроля посредством специальных упражнений.
Задачи:
1) ознакомить студентов с техниками, способствующими выработке навыков мышечного контроля;
2) посредством выполнения специальных упражнений способствовать развитию у студентов навыков саморегуляции.
Ход занятия:
Упражнение 1. «Мышечная энергия»
Инструкции преподавателя:
· Согните и изо всех сил напрягите указательный палец правой руки. Проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идет напряжение? В соседние пальцы. А еще? В кисть руки. А дальше идет? Идет в локоть, в плечо, в шею. И левая рука почему-то напрягается. Проверьте!
· Постарайтесь убрать излишнее напряжение. Держите палец напряженным, но освободите шею. Освободите плечо, потом локоть. Нужно, чтобы рука двигалась свободно. А палец — напряжен, как и прежде! Снимите излишки напряжения с большого пальца. С безымянного... А указательный — напряжен по-прежнему! Снимите напряжение.
· Напрягите левую ногу — как если бы вы вдавливали каблуком гвоздь в пол. Проверьте, как распределена мышечная энергия в теле. Почему напряглась и правая нога? А в спине нет излишков напряжения?
· Встаньте. Наклонитесь. Напрягите спину, как если бы вам положили на спину ящик с большим грузом. Проверьте напряжение в теле.
Упражнение 2. «Укажи вдаль»
Инструкции преподавателя:
Сядьте. Проверьте, нет ли излишнего напряжения. Тело — легкое, свободное. Вы готовы встать, готовы к любому действию. Теперь вытяните и напрягите всю левую руку, от плеча до кончиков пальцев. Можете двинуть рукой? Значит, она недостаточно напряжена. Напрягите ее предельно. Теперь уберите, как можно больше напряжения с плеча, но постарайтесь оставить то же напряжение от локтя до кончиков пальцев. Есть? Убирайте напряжение в локтевой части, оставьте напряженной только кисть руки. Проверьте — плечо и локоть должны свободно двигаться.
Теперь сделайте самое трудное — снимая излишки напряжения с кисти, сосредоточьте его только в последних суставах пальцев. Попробуйте оставить напряжение только в кончиках пальцев, в самых подушечках. Снимите все напряжение, кроме того, которое держит вашу руку вытянутой. Есть? Чувствуете напряженную точку в самом кончике указательного пальца? Протяните его вперед, укажите пальцем вдаль — вон голубь за окном, на крыше!.. Снимите все напряжение и опустите руку.
Упражнение 3. «Гири»
Инструкции преподавателя:
1. Поднимите с пола двумя руками воображаемую гирю в десять килограммов. Поставьте ее на стол. Одной рукой снимите ее со стола и переставьте на стул. Двумя руками поднимите стул вместе с гирей. Не уроните гирю! Опустите стул.
Возьмите с пола одной рукой воображаемую пятикилограммовую гирю, а другой — воображаемую гирю в один килограмм. Поднимайте их одновременно вверх. Вниз! Не опуская гири на пол, поменяйте их в руках. Поднимите вверх. Наверху — поменяйте гири. Вниз!.. Вверх!..
Протяните вперед ладони. На одну мысленно поставьте пятисотграммовую гирю, на другую — стограммовую. Руки разводите в стороны и вперед, в стороны и вперед. Следите, чтобы руки расходились на одном уровне, несмотря на различную нагрузку. Примечание. В упражнении с воображаемыми гирями нужно добиваться верного физического ощущения тяжести и целесообразного напряжения мышц всего тела. Поясним эту мысль на примере. На вытянутую ладонь, как на чашу весов, мы поставим настоящую килограммовую гирю. Сразу же в бицепсе предплечья вы почувствуете соответствующее напряжение. Этот бицепс, пытаясь удержать руки в равновесии, как бы ставит на вторую чашу такую же тяжесть. Если он будет недостаточно напряжен — ладонь не удержит гирю, опустится. Если же напряжение окажется чрезмерным, ладонь пойдет кверху. Автоматический мышечный контролер мгновенно подбирает каждой мышце целесообразное напряжение.
2. Поставим теперь на ладонь воображаемую гирю. Постараемся разбудить нашего мышечного контролера, пусть он проследит, верно ли напряжены мышцы. Не напряжен ли бицепс так, будто на ладони лежит не один, а десять килограммов? А почему напряглась шея? Наверное, потому, что контролер еще не проснулся, а наш бесконтрольный организм еще не ощутил, еще не поверил в воображаемую конкретную тяжесть и на всякий случай напрягает все подряд - и шею, и другую руку. И даже глаза в растерянности напрягаются. Долой излишнее напряжение! Поможем проснуться контролеру, будем проверять реальное напряжение, чередуя воображаемые и реальные тяжести.
Упражнение 4. «Чаши»
Инструкция преподавателя:
На этом столе стоят дорогие хрустальные чаши, полные до краев вишневым вареньем. Представляете их себе? Подходите к столу и берите по чаше. Осторожнее, не пролейте варенья. Сколько весит такая чаша? Килограмма три-четыре. Вспомните, как напряжены пальцы, когда они держат такой груз. Проверьте. Поставьте чашу, возьмите настоящий графин с водой. Ощущаете вес? Прислушайтесь к пальцам. Как они напряжены? Поставьте графин, возьмите воображаемую чашу... Еще раз сравните воображаемый вес с реальным весом графина.
Перенесите свои чаши через всю комнату и поставьте на стол... Тише идите, осторожнее! Почему напряжено все тело? Найдите центр тяжести, снимите излишнее напряжение.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|