Игра «Испорченный телефон»
Направление: «Педагогическое образование»,
Профиль «Дошкольное образование» и «Иностранный язык»
Преподаватель: Шелкунова Т.В.
Модуль 3. Профессиональное саморазвитие личности
Занятие 1. Развитие профессионального самосознания будущих педагогов
Цель: создание условия для развития профессионального самосознания будущих педагогов посредством формирования позитивной Я-концепции.
Задачи:
1) способствовать формированию личностной компетенции;
2) предоставить студентам возможность отрефлексировать свои особенности;
3) способствовать осознанию студентами необходимости совершенствования себя;
4) обучить студентов навыкам развития позитивного самоотношения.
Ход занятия:
Упражнение «Представление партнера»
Группа делится на пары (в пару объединяются наименее знакомые люди). В течение пяти минут каждый участник в беседе со своим партнером должен получить о нем как можно больше информации. В самопрезентации необходимо отразить следующие моменты: что я ценю в самом себе, предмет моей гордости, что я умею делать лучше всего и др.
Презентации происходят следующим образом: один из членов пары сидит на стуле, второй встает за его спиной, положив первому руки на плечи. Стоящий говорит от лица сидящего, называя себя именем своего партнера. Задача говорящего — построить свою презентацию так, чтобы она длилась ровно одну минуту. После представления сидящего любой член группы имеет право задать выступающему любые вопросы, на которые тот должен отвечать также от лица сидящего. Тот, кого презентуют не имеет право вмешиваться в процесс и что-либо пояснять, его задача — молчать и слушать.
Примеры вопросов выступающему:
· Какие качества ты наиболее ценишь в людях?
· Что ты считаешь самым отвратительным?
· Есть ли человек, который оказал сильное влияние на твою жизнь?
· Какого рода это влияние?
· Чего бы тебе хотелось добиться в жизни?
Обсуждение. Во время обсуждения итогов выполнения упражнения уделяется внимание следующим аспектам:
· способности верно и сжато передать полученные о нем от партнера сведения;
· способности вчувствоваться в другого человека настолько, чтобы домыслить недостающую информацию.
Вопросы для обсуждения:
· Оцени успешность твоей презентации своего партнера.
· Удалось ли твоему партнеру верно изложить сведения о тебе?
· Правильно ли он угадал ответы, которые давал от твоего имени?
Упражнение «Сильные стороны»
Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах — о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает чувство внутренней уверенности и доверия к себе в разных ситуациях. Не обязательно говорить только о положительных чертах характера. Важно отметить то, что является или может являться точкой опоры в различные моменты жизни. Важно, чтобы говорящий высказывался прямо, без всяких «но», «если» и т.д. Это упражнение направлено не только на самораскрытие, но и на умение мыслить о себе в положительном ключе. Поэтому, выполняя его, необходимо избегать высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Преподаватель должен пресекать любую попытку самокритики, самоосуждения.
Другие члены группы не задают вопросов, не высказываются — они остаются только слушателями. Через 3-4 минуты начинает говорить следующий член группы, сидящий справа от предыдущего, и так до тех пор, пока не выскажутся все по очереди.
Данное упражнение предусматривает домашнее задание.
Упражнение «Отверженный»
Один из группы выходит из комнаты, оставшиеся называют 5-7 причин, по которым этого участника можно (или нужно) «отвергнуть». Например, слишком заносчив, груб, замкнут и т.д.
В группе выбирается «секретарь», который фиксирует высказывания, причем без указания источника, поскольку мнение должно быть групповым. Затем приглашается выходивший, сначала он должен сам попробовать и назвать три-четыре причины, которые, по его мнению, могла назвать группа по отношению к нему. После этого зачитывается «протокол».
Вопросы для обсуждения:
· Какой из этих списков длиннее?
· Какой из них в большей степени определяет ваше отношение к себе?
4. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что...»
Упражнение выполняется в парах. Первый участник пары начинает рассказ со слов: «Мне не нравится в себе...» Второй, выслушав, должен отреагировать на сказанное, начиная словами: «Все равно ты молодец, потому что...» Затем участники меняются ролями.
Вопросы для обсуждения:
· Кто не смог выполнить задание? Почему?
· Что чувствовал человек, к которому была обращена поддержка?
Задания для самостоятельной работы:
1. Вам предлагается выполнить в качестве домашнего задания два упражнения, направленные на саморефлексию.
2. Выполните упражнение «Сколько во мне людей?» Внимательно прочтите следующую цитату Вильяма Джеймса: «Когда встречаются два человека, на встрече присутствуют шестеро: каждый из двоих, каким он (или она) себя видит, каждый из двоих, каким его (или ее) видят другие, и каждый из двоих, каким они являются на самом деле». Ответьте на следующие вопросы.
Вопросы для саморефлексии:
· Как вы понимаете эту фразу?
· Как самосознание человека связано с отношениями с родителями, друзьями, коллегами по работе?
3. Выполните упражнение «Кто я?», честно и откровенно закончив следующие предложения:
1) Я горжусь собой, когда я...
2) Я симпатичный человек, потому что...
3) У меня есть такие два замечательных качества ...
4) Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(а) в своей жизни...
Вопросы для саморефлексии:
· Трудно ли было отвечать на эти вопросы? Почему?
· Испытывали ли вы затруднения, когда писали о себе «хорошо»?
4. Вспомните упражнение «Сильные стороны», выполненное на занятии. Проведите «инвентаризацию» своих сильных сторон.
5. Подберите пять упражнений для развития позитивной Я-концепции.
Методические рекомендации:
· для более глубокой саморефлексии задания для самостоятельной работы необходимо выполнить в тетради;
· подобранные упражнения для развития позитивной Я-концепции (задание №5) оформите на карточках.
Занятие 2. Развитие коммуникативной компетентности
Цель: создание условий для развития профессионального самосознания будущих педагогов посредством формирования коммуникативных навыков.
Задачи:
1) способствовать формированию коммуникативной компетентности у студентов через овладение навыками эффективного слушания;
2) продемонстрировать студентам возможности установления контакта в различных ситуациях общения;
3) отрабатывать навыки понимания себя и других людей;
4) создать условия для активизации процесса самопознания и самоактуализации будущих педагогов.
Ход занятия:
Упражнение «Лестница коммуникативного мастерства»
В начале занятия преподаватель предлагает провести самооценку коммуникативных навыков и умений каждого участника. Преподаватель рисует на доске (или вывешивает заранее приготовленный рисунок) «лестницу коммуникативного мастерства». Задача студентов – найти свое место на этой лестнице и «встать» туда в соответствии со своими собственными представлениями.
Вопросы для обсуждения:
· Кто не смог выполнить задание? Почему?
Игра «Испорченный телефон»
Ведущий: Приходилось ли вам передавать какую – либо информацию через третьих лиц? И, наверное, бывало, что возникали ситуации искажения, изменения, неправильного понимания этой информации. Скажем, учительница говорит вовремя перемены подвернувшемуся под руку пятикласснику: «Сбегай – ка, дружок, на второй этаж в кабинет физики, передай Марье Петровне, что я сегодня ее после 6-го урока буду ждать в учительской». Мальчишка честно пытается выполнить порученное дело. Правда вместо 2-го этажа попадает на 3-ий, и не в кабинет физики, а в кабинет химии, и передает информацию не Марье Петровне, а Наталье Сергеевне. При этом ожидать ее просит не после 6-го, а после 5-го урока, и не в учительской, а у директора, и не сегодня, а завтра. И видит Бог, все это делается не со злым умыслом, а в силу странных метаморфоз памяти. Почему и как это происходит? Давайте попробуем смоделировать ситуацию, в которой определенная информация будет проходить через несколько ступеней, и понаблюдаем за тем, что будет происходить.
Ведущий предлагает группе разделиться на две команды. Члены одной команды на первом этапе игры становятся активными игроками, а члены второй – наблюдателями и экспертами.
Затем ведущий дает следующую инструкцию членам первой команды:
«Один из вас останется в этой комнате, а остальные будут ждать за дверью до того момента, когда я их приглашу. Тот, кто останется здесь, получит от меня небольшой текст, написанный на карточке и содержащий определенную информацию. Он потратит на изучение этого текста столько времени, сколько ему потребуется, чтобы максимально правильно запомнить содержащуюся в нем информацию. По истечении времени, данного на ознакомление текста, я заберу бумажку, с написанным текстом. После этого я приглашу одного из участников, оставшихся за дверью, и тот получит от первого игрока сведения, которые он почерпнул из карточки. У него будет возможность задать первому игроку не более 3-х уточняющих вопросов. Потом входит следующий игрок, и уже второй передает ему информацию. Таким образом, информация пройдет по цепочке до последнего игрока.
Задача наблюдателей - внимательно отслеживать все, что будет происходить, и фиксировать все искажения и изменения сведений на разных этапах игры.
Участники первой команды определяются с тем, кто из игроков будет первым, и покидают тренинговую комнату. Ведущий вручает оставшемуся карточку со следующим текстом:«Утром из докладной записки завуча директор школы узнал, что вчера пять учеников 7-го класса «Б» пропустили урок биологии у молодой учительницы Петровой Анны Ивановны, протестуя против оскорбления их товарища из 6-го «А» класса учителем физики Ивановым Петром Васильевичем, с которым у учительницы биологии сложились не только деловые отношения».
Пока первый игрок изучает текст и пытается его запомнить (имеет смысл прочесть его вслух наблюдателям), ведущий готовит место в аудитории для будущих диалогов: ставит а центре комнаты по паре стульев друг напротив друга. Когда первый игрок сообщит о своей готовности, ведущий забирает у него свою карточку с текстом и приглашает в комнату одного из игроков, ожидающих за дверью. Таким образом осуществляется работа со всеми игроками. Все, кто уже передал информацию, присоединяются к наблюдателям. Последний из игроков, зашедших в аудиторию, озвучивает сведения, только что им полученные, для всей группы. После этого первым игроком вслух зачитывается текст с карточки – под дружный хохот участников. Можно уделить несколько минут на выплеск эмоций.
Примечание для ведущего. На первом этапе игры ведущий может вести себя достаточно мягко и уступчиво. Скажем, на почти неизбежно возникающую просьбу слушающего «А можно повторить еще раз?» ведущий может великодушно дать положительный ответ. Он практически ни чем не рискует в плане нужного окончательного эффекта: информация в конечном итоге будет неизбежно искажена. Начиная со второго этапа, следует быть более требовательным и настаивать на трех (и не более) уточняющих вопросах.
Вопросы для обсуждения:
· На каком этапе передачи информации, по вашему мнению, произошло наиболее сильное ее искажение? Почему?
· Что «выпало», забылось, прежде всего? Почему?
· Что сохранилось в памяти каждого из участников упражнения? Почему?
· Удалось ли сохранить основной смысл текста?
· Что предпринимали участники, чтобы лучше запомнить информацию?
· Что следовало бы предпринять, чтобы уменьшить искажение и забывание информации?
Игра «Карусель»
Члены группы встают по принципу «карусели», то есть лицом друг к другу, и образуют два круга: внутренний неподвижный и внешний подвижный. Ведущий приводит пример ситуации. Время на установление контакта и проведение беседы (3-4 минуты). Затем ведущий дает сигнал, и участники группы сдвигаются к следующему участнику.
Примеры ситуаций:
· Перед вами человек, которого вы хорошо знаете, но довольно долго не видели. Вы рады этой встрече…
· Перед вами незнакомый человек. Познакомьтесь с ним…
· Перед вами маленький ребенок, он чего-то испугался. Подойдите к нему и успокойте…
· После длительной разлуки вы встречаете любимого (любимую), вы очень рады встрече…
В данном упражнении осуществляется серия встреч, причем каждый раз с новым человеком.
Задача участников – легко войти в контакт, поддержать разговор и проститься.
Вопросы для обсуждения:
· Легко или трудно было выполнить задание?
· В чем были трудности?
Игра «Алфавит»
Для выполнения этого упражнения вначале нужны два добровольца, которым предстоит играть свои роли, но при этом строить диалог, соблюдая следующее правило – тот, кто начинает разговор, произносит фразу, первое слово которой начинается на букву «А», его собеседник отвечает фразой на букву «Б» и т.д. (алфавит написан на доске).
Например: дворник-прохожий
-А кто это тут намусорил?
-Боже мой, не думаете же, вы, что это я здесь семечки грыз?
-Возможно...
-Господи... что за подозрения...
-Да-да, а кто это если не вы?
-Если не я, что больше не кому?
Попробуйте разыграть роли таксиста и пассажира. (Далее можно вызвать другую пару или тройку человек, роли: продавец – покупатели, преподаватель – студенты и т.п.).
Отлично! Вы здорово импровизировали. Мы все по достоинству оценили вашу находчивость.
Вопросы для обсуждения:
· Ваш диалог мог бы иметь место в реальной жизни?
· Что вам показалось труднее всего?
Упражнение «Дай яблоко»
Давайте попробуем научиться правильно формулировать просьбу. Правильно – значит тактично, уважительно, терпеливо. Это будет нелегко, потому что ваш партнер будет всячески вам отказывать. Ваша цель – привести такие аргументы, чтобы он не имел возможности отказать. Но помните, в игре не должны применяться некорректные ходы и манипуляции: «Дай немедленно», «не дам и всё», «почему я должен...» и т.д. Главное – остаться «в коридоре» деловой этики отношений.
Приведу пример: Соревнуются двое участников, один просит другого дать ему яблоко, другой же находит повод ему отказать, ссылаясь на недостаток информации.
-Дай мне, пожалуйста, яблоко.
- Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, - я не знаю, какое.
- Дай мне, пожалуйста, красное яблоко.
- Я с удовольствием выполнил бы Вашу просьбу, но не могу, - я не знаю какое из красных яблок. И т.д.
Разделитесь по двое. Номера первые просят вторых выполнить какое-либо действие по отношению к одному из стульев в данной аудитории. Затем номера вторые просят номеров первых выполнить какое-либо действие по отношению к одному из столов в данной аудитории.
Вопросы для обсуждения:
· Удалось ли вам достичь своей цели? Каким образом? Если нет, то почему?
· Что сложнее – отказывать или просить?
· Все смогли соблюдать главное правило до конца?
Задания для самостоятельной работы:
1. Выполните упражнение «Телевизор». Для этого необходимо включить телевизионный канал, по которому демонстрируется телефильм или спектакль. Выключите звук, а изображение оставьте. Попробуйте определить, о чем говорят актеры, какие у них цели и мотивы, кто из них «атакует», а кто – защищается, кто – лидирует, а кто – подчиняется. Вглядитесь в лица говорящих, обратите внимание на их жесты и позы. Не включая звук, скажите вслух то, что говорит первый собеседник и что отвечает ему второй. Воспроизведите предполагаемый текст разговора. Через 5-7 минут включите звук. Ответьте на следующие вопросы.
Вопросы для саморефлексии:
· Правильно ли вы определили предмет беседы?
· Если вы ошиблись, то в чем и почему?
2. Выполните упражнение «Поставь себя на место другого». Для этого вспомните свой недавний конфликт с кем-либо. А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того человека, с которым вы разговаривали. Внутренне, про себя спросите у него, какие впечатления он получил от общения с вами? Подумайте, что бы мог о вас сказать ваш бывший собеседник. Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у этого человека приятные воспоминания о себе.
Вопросы для саморефлексии:
· Какой была ваша позиция в общении с партнером первоначально?
· Что изменилось в вашей позиции по отношению к партнеру?
3. Подберите пять упражнений для развития коммуникативных навыков.
Методические рекомендации:
· после индивидуального выполнения упражнения «Телевизор» попробуйте выполнить его в паре с кем-нибудь. Сопоставив различные версии, выясните, какая из них оказалась ближе к тому, что говорилось на телеэкране, почему?
· подобранные упражнения для развития коммуникативных навыков (задание №3) оформите на карточках.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|