Сделай Сам Свою Работу на 5

Принципы выбора названий проповеди





1. Название должно быть связано с конкретным библейским текстом или с конкретным посланием.

Очевидно, что название должно иметь четкую связь с библейским текстом или с самой проповедью. Например, если мы берем в качестве текста стихи 1-18 из 22-й главы Книги Бытие, где мы читаем о готовности Авраама принести в жертву своего сына Исаака, то название должно каким-то образом соотноситься с этим отрывком. Если главный упор в проповеди сделан на послушании, мы можем сузить наше название до "Цена послушания". Если, с другой стороны, наша основная идея состоит в том, чтобы показать Авраама как отца, мы вполне можем назвать проповедь "Примерный отец".

2. Название должно вызывать интерес.

Название должно быть сформулировано таким образом, чтобы пробудить внимание. Оно должны быть привлекательным, причем не благодаря использованию чего-то новенького, а благодаря тому, что представляет для людей огромный интерес.

Чтобы вызвать интерес, название должно соотноситься с обычными жизненными ситуациями и потребностями. На общественную жизнь и менталитет членов церкви может влиять множество различных обстоятельств как внутреннего, так и внешнего характера. Периоды духовного блаженства и дни испытаний, времена процветания или нужды, общественные и политические потрясения, праздники и юбилеи, радостные или печальные события - все это, так же, как и обстоятельства личной жизни отдельных членов церкви, затрагивает людей, к которым обращается пастор со своим словом. Поэтому он должен внимательно относиться к потребностям паствы, сталкивающейся время от времени с теми или иными обстоятельствами, и с помощью Господней его послания должны соответствовать тем конкретным условиям, в которых находятся люди. Названия его посланий точно так же должны соответствовать обстоятельствам жизни и устремлениям его аудитории.



Таким образом, следует избегать названий, которые не имеют для паствы конкретного смысла или значения. Например, такие название проповеди по библейскому отрывку из стихов 1-6 17-й главы Третьей книги Царств, как "Илия у потока Хорафа" или "Голод во времена Илии", едва ли будут исполнены для современных людей особым смыслом. А вот название типа "Испытание на доверие" будет близко и значимо каждому, кто переживает период испытаний. Точно также, заголовок "У вод Мерры" для проповеди о случае с горькими водами, описанном в стихах 22-26 15-й главы книги Исход, наверняка не вызовет особого интереса, тогда как название "Горечь вод и горечь душ" сразу же вызовет ответную реакцию у тех, кто, возможно, несет в душе горечь по поводу какого-то неблагоприятного для них поворота Божиего промысла.



Когда слова названия создают эффект аллитерации, это часто способствует привлечению внимания посредством самой необычности сочетания данных слов друг с другом. Эффективность такого рода моделей легко увидеть в следующих примерах названий проповедей широко известных проповедников прошлого и настоящего:

"Большое обретение благочестия" Александра Макларена, основанная на стихах 25-34 4-й главы Третьей книги Царств.

"Преодоление погибели" Т.А.Пирсона, основанная на 15-й главе Первого послания к коринфянам.

"Метания мести" Кларенса Е.Маккартни, основанная на книге Есфирь.

"Покой для беспокойных" Чарльза Сперджена, основанная на стихах 28-30 главы 11 Евангелия от Матфея.

"Постижение печали" У.Х.Гриффита Томаса, основанная на Бытии 35:8-29.

"Безжизненность или блаженство" Стивена Ф.Олфорда, основанная на книге Чисел 21:10-18.

А вот еще некоторые примеры:

"От слез к свидетельству", основанная на Евангелии от Иоанна 20:10-18.

"Могучая молитва", основанная на Деяниях апостолов 12:1-19.

"Обращая противодействие в помощь", основанная на Послании к филиппинцам 1:12-20.



"Самодостаточность Спасителя", основанная на Послании к евреям 10:14.

"Живая надежда в безнадежном мире", основанная на Первом послании Петра 1:3-9.

Начинающему может потребоваться довольно много времени и известного напряжения ума, чтобы сформулировать название, способное вызвать интерес. Однако если заголовок проповеди привлекателен, и особенно если он обнародован заранее, он может стать средством привлечения людей в церковь и повышения интереса со стороны верующих.

3. Название должно соответствовать авторитету церковной кафедры.

В попытках привлечь внимание некоторые проповедники совершают ошибку и используют названия, которые звучат довольно странно или даже сенсационно. Ниже приведены некоторые примеры:

"Снупи или Микки Маус";

"Вино, женщины и песни";

"Шоу в стиле Ветхого Завета";

"Кошачьи усы";

"Следует ли мужу бить жену?";

"Умный Алек";

"Астронавты и человек на Луне";

"Горячее местечко";

"Хиппи и мини-юбки".

Название проповедей типа вышеприведенных либо фантастичны, либо вызывающи и вульгарны и абсолютно не соответствуют священной задаче проповедования людям Библии.

В попытках вызвать интерес привлекательным названием проповеди следует всегда поддерживать авторитет, достоинство и почитание, положенные Слову Божиему. Тут совершенно не нужно мудрить и всеми силами надо избегать сенсационности или того, что рассчитано на возбуждение неуместного в данной ситуации внимания или любопытства. И главное, никогда не следует использовать название, которое находится на грани фривольности или вульгарности.

4. Название обычно должно быть кратким.

Короткое, компактное и четко построенное название обычно, гораздо более эффективно нежели длинное предложение. Кроме того, оно гораздо скорее привлечет внимание, чем строка из пятнадцати - двадцати слов. Таким образом, название следует, как правило, делать коротким, но не обрубленным. Не следует исключительно ради краткости жертвовать ясностью. Название, состоящее только из одного слова, выглядит обрубленным и обычно не может вызвать интерес.

5. Название может быть подано в форме либо утверждения, либо вопроса, либо восклицания.

Хотя обычно названия кратки и состоят буквально из нескольких слов, бывают случаи, когда потребуется изложить его пусть коротким, но полном предложением. Предложение это может быть либо утвердительным, либо вопросительным, либо восклицательным. Есть случаи, в которых название станет гораздо более впечатляющим, если будет составлено в форме неожиданного вопроса. Посмотрите на разницу между названиями "Жизнь ценна" и "Ценна ли жизнь?" или "Мы должны быть на стороне Господа" и "Кто на стороне Господа?".

Ниже приведены несколько дополнительных примеров.

Вопросительные предложения:

"Почему страдают благочестивые?"

"В чем смысл веры?"

Утвердительные:

"Бог справится с вашими проблемами".

"Что говорит Библия о смерти".

Восклицательные:

"Лучше, а не хуже!"

"Обретение через потери!"

6. Название может состоять из фразы, за которой следует вопрос.

Посмотрите на следующие названия:

"Трудные подростки: какую ответственность за них мы несем?";

"Сложности жизни: как их преодолевать?".

7. Название иногда может быть сформулировано в форме сложного подлежащего.

Посмотрите на следующие примеры:

"Христианин и его друзья";

"Ученичество: его трудности и его цена";

"Знак времени и второе пришествие Христа".

8. Название может состоять из краткой цитаты из Священного Писания.

Вот несколько цитат, использованных в качестве названий проповеди:

"Приготовься к встрече с Богом";

"Кто мой ближний?";

"Научи нас молиться";

"Все тайное становится явным";

"Не судите, да не судимы будете".

Примеры названий проповедей для специальных собраний

На Новый год:

"Новые горизонты";

"Порог блаженства";

"Как может моя жизнь значить больше для Бога?";

"Поверяя себя".

На Великую Страстную Пятницу:

"Значение креста";

"Печаль до смерти";

"Цена любви";

"Вдохновленный Богом";

"Неоценимая жертва".

На Пасху:

"Триумф воскресшего Христа";

"Где нет места сомнению";

"Сила воскрешения Христа";

"Утешение живого Христа";

"Твое личное знакомство с восставшим Господом".

На Рождество:

"Самый ценный Дар";

"Когда Бог стал Человеком";

"Рожденный погибнуть";

"Мудрость мудрецов".

Упражнения

1. Нижеприведенные названия проповедей были напечатаны на церковной странице одной из газет в городе Портленде, штат Орегон. Выпишите номера тех названий, которые не отвечают требованиям, предъявляемым к хорошим названиям для проповеди, и отметьте после каждого причину вашего решения.

1) "Пути Господни просты и исполнены силы".

2) "Возрождение или отступничество?".

3) "Возвращение к жизненной религии".

4) "Сила для нынешней жизни".

5) "Чем занимается братский совет?".

6) "Трепет ожидания".

7) "Вне лагеря".

8) "Приди и отобедай".

9) "Князь мира предрекает войну".

10) "До самого конца".

11) "Иллюзия и реальность".

12) "Дверь была заперта".

13) "Помогай богатым".

14) "Расчищая путь Богу".

15) "Послание Божиего узника".

16) "Иисус - это Господь".

17) "От страха к вере".

18) "Семь женщин удержат одного мужчину".

19) "Трагедия религиозного компромисса".

20) "Мечта Навуходоносора сбудется".

21) "Идти в церковь? Зачем?".

22) "Моя величайшая потребность".

23) "Повозки Иосифа".

24) "Человек и вселенная".

2. Приведенный ниже список содержит двенадцать названий проповедей, основанных на том или ином библейском отрывке. Определите те названия, которые требуют изменения, и пометьте, как бы вы улучшили их.

1) "Ложь Раав", основанная на 2-й главе книги Иисуса Навина.

2) "Заповеди блаженства", основанная на Евангелии от Матфея 5:3-12.

3) "Совет молодому человеку", основанная на стихах 12-16 главы 4 Первого послания к Тимофею.

4) "Видение", основанная на Бытии 13:14-17.

5) "Бремя Павла ради Израиля", основанная на Послании к римлянам 9:1-5.

6) "Молитва любви", основанная на Послании к ефесянам 3:14-19.

7) "Человек благословенный", основанная на псалме 1.

8) "Ложное видение", основанная на книге Чисел 13:25-34.

9) "Угрызения совести", основанная на Евангелии от Матфея 14:1-12.

10) "О духовных дарах", основанная на Первом Послании к коринфянам 12:1-31.

11) "Христианское братство", основанная на стихах 4-21 Послания к Филимону.

12) "Город, расположенный четвероугольником", основанная на Откровении Иоанна Богослова 21:10-27.

3. Подберите подходящее название для проповедей, основанных на каждом из нижеприведенных библейских отрывков.

1) "Мы, сильные, должны сносить немощи бессильных и не себе угождать" (Рим.15:1).

2) "Даниил положил в сердце своем не оскверняться яствами со стола царского и вином, какое пьет царь" (Дан.1:8).

3) "Я... провел среди них" (Иез.3:15).

4) "Христос умер за грехи наши, по Писанию" (1Кор.15:3).

5) "Не вознесу Господу, Богу моему, жертвы, взятой даром" (2Цар.24:24).

6) "Он ходил во всем путем отца своего Асы" (3Цар.22:43).

7) "Протяни руку твою" (Лк.6:10).

8) "Ходящих в непорочности Он не лишает благ" (Пс.83:12).

9) "Обретены слова Твои, и я съел их; и было слово Твое мне в радость и в веселие сердца моего" (Иер.15:16).

10) "И не только то, чего мы надеялись, но они отдали самих себя во-первых Господу, потом и нам по воле Божией" (2Кор.8:5).

11) "И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру" (1Ин.4:14).

12) "Ибо он, как бы видя Невидимого, был тверд" (Евр.11:27).

Введение

Определение введения

В реальной практике введение, как и название, в процессе подготовки проповеди обычно формулируют в последнюю очередь. Потому что после того, как написаны основная часть и заключение проповеди, проповеднику гораздо легче придумать введение, которое будет подходить к посланию и которое лучше всего мобилизует и удержит интерес слушающих. Но хотя введение обычно готовится позже, мы считаем полезным рассмотреть его именно на данном этапе и, таким образом, держаться порядка формы плана, приведенного в главе 4.

В своей прекрасной книге "Теория проповеди" Остин Фелпс указывает на различие между просто вступительными словами проповедника и непосредственно введением. В первом случае могут быть сделаны какие-то общие замечания, которые не имеют прямого отношения к проповеди, но во втором - проповедник пытается настроить свою аудиторию на такое отношение к теме его проповеди, чтобы люди с готовностью слушали его рассуждения.

Таким образом, введение - это прогресс, с помощью которого проповедник пытается подготовить аудиторию и обеспечить интерес к тому, что он сейчас скажет.

Введение, таким образом, является жизненно важной составной частью проповеди, и успех всего послания очень часто зависит от способности проповедника добиться поддержки своих слушателей в самом начале своего выступления. Необходимо представить введение так, чтобы с самого начала вызвать интерес слушающих. Не стоит жалеть на это усилий.

Цели введения

Проповедник может добиваться с помощью введения самых разных целей, но все они могут быть сведены к двум основным задачам.

1. Расположить к себе слушателей.

Хотя проповедник может быть вполне уверен, что аудитория весьма расположена и к нему, и к теме его беседы, это не всегда соответствует действительности. Более того, в среднестатистической конгрегации вполне вероятно присутствие одного-двух человек, которые по той или иной причине не симпатизируют ни проповеднику, ни тому, что он собирается сказать. Иногда отсутствие взаимопонимания имеет поверхностные причины и устраняется без особых сложностей. Но бывают случаи, когда определенные неблагоприятные обстоятельства или глубоко укоренившиеся обиды, или озлобленность приводят к тому, что слушатели негативно настроены либо к самому проповеднику, либо к проповеди. В подобных случаях именно введение должно изменить настроение аудитории и вызвать благосклонное внимание всей конгрегации, если это, конечно, возможно.

Однако главный фактор в обеспечении позитивного расположения слушателей - это личность самого проповедника. Именно то, что мы из себя представляем, и определяет приемлемость нашего сообщения, и это в первую очередь относится к ситуации, когда проповедник выходит перед группой людей, чтобы донести до них послание из Слова Божиего.

2. Возбудить интерес к теме.

Кроме отсутствия симпатий к теме у отдельных индивидуумов, установлению требуемого внимания к проповеди может помешать ряд других обстоятельств. Одно из них - это тот факт, что головы у людей заняты совершенно иными вещами. Исполнение церковного гимна, молитва и чтение Писания до начала проповеди могут способствовать выработке к этому моменту более благосклонного отношения большей части присутствующих. Но неизменно будет много тех, чьи головы, несмотря на все точно распланированные части службы до начала проповеди, все равно останутся занятыми своими радостями или печалями, надеждами или страхами, своими собственными заботами или обязанностями. Другое препятствие на пути установления внимания - это безразличное отношение некоторых людей к библейским истинам; таких людей не особенно интересуют духовные материи. Внимание могут отвлекать и другие обстоятельства, например, плохо проветриваемое, душное помещение, тусклое освещение, хлопающая дверь, холод в здании.

Цель введения - пробудить внимание людей и настроить их так, чтобы они проявили активный интерес к затрагиваемой теме. Священник лондонского Вестминстерского аббатства и автор трудов по гомилетике У.Е.Сэнгстер пишет, что, когда проповедник приступает к своим рассуждениям, его первые фразы должны обладать как бы "металлическими крюками", которые моментально могут зацепить внимание слушателей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.