Сделай Сам Свою Работу на 5

ЧАСТЬ II. ТЕХНИКА СОЗДАНИЯ ПРОПОВЕДИ





"Старайся представить себя Богу достойным, делателем неукоризненным, верно преподающим слово истины"

(2 Тим. 2:15).

Структура проповеди

Значение структуры проповеди

Широко известный пастор Вестминстерской часовни в Лондоне Д.Мартин Ллойд-Джоунз указывал в своем труде "К изучению Нагорной проповеди", что проповедь - это не эссе и не литературное сочинение, предназначенное для публикации, чтения и перечитывания. Это послание, которое предназначено для восприятия на слух и которое должно оказать моментальное воздействие на слушателей.

С тем чтобы обеспечить такое воздействие, проповедь должна быть свободна от неясностей, двусмысленностей и не содержать никакого материала, не связанного непосредственно с ее главной темой. С другой стороны, она должна обладать определенной формой или моделью, в которой содержащиеся там идеи должны указывать на последовательность мысли, а все рассуждение продвигаться к четко определенной цели или к кульминационному пункту. Другими словами, нужно выстроить проповедь таким образом, чтобы слушатели могли без труда понять главный смысл послания, так же, как и различные приемы, при помощи которых этот смысл раскрывается. Таковы требования к структуре проповеди.



В последующих главах будет подробно рассказано о механике построения проповеди. К созданию действенных эффективных проповедей нет простых путей. Это требует большого напряженного труда и прилежной учебы. Чтобы достичь мастерства в гомилетике, необходимо изучить принципы построения проповеди, а затем кропотливо и постоянно применять их на практике.

Однако награда за прилежание будет неизмеримо большей, нежели затраченные на это время и усилия. Ибо при исчерпывающем освоении принципов построения проповеди учащийся окажется гораздо ближе к тому, чтобы стать создателем проповедей. И его послания будут представлены столь ясно от начала до конца, что слушатели смогут следить - пункт за пунктом - за теми истинами Слова Божиего, которые он пытается донести до них.

Форма плана проповеди

В предшествующих главах говорилось о некоторых основных элементах плана проповеди, но для того, чтобы читатель получил полную картину правильной формы плана проповеди, мы представляем его ниже.



Название

Текст

Введение

1. __________

2. __________

Посылка

Вопросительное предложение

Переходное предложение

I. Первый основной раздел

1. Первый подраздел

Обсуждение

2. Второй подраздел

Обсуждение

Переходная часть

II. Второй основной раздел

1. Первый подраздел

Обсуждение

2. Второй подраздел

Обсуждение

3. Третий подраздел

Обсуждение

Переходная часть

Заключение

1. __________

2. __________

3. __________

Такая модель типична для построения большинства библейских проповедей, то есть текст предшествует введению, за ним идут посылка, вопросительное и переходное предложения именно в указанном порядке, затем основные разделы, подразделы и заключение. Переходная часть связывает основные разделы друг с другом и с заключением. (Более подробно о посылке, вопросительном и переходном предложениях см. в гл. 7; указания относительно переходный частей см. в гл. 8.)

Одна из целей формы состоит в том, чтобы сделать данный план простым и понятным. Ясный и четкий план является бесценным помощником проповедника. Когда план составлен именно в такой форме, он служит в качестве визуального вспомогательного материала, позволяя проповеднику видеть всю проповедь сразу. Озаглавливание введения и заключения, а также нумерация входящих в них пунктов позволяют четко выделить каждую позицию во введении и заключении, и поэтому легко проследить за развитием мысли. Основные разделы помещаются с левой стороны листа бумаги, и благодаря использованию абзацных отступов четко видно, что подзаголовки играют подчиненную роль по отношению к основным разделам. Обратите внимание, что строки с основными разделами и подразделами размещены на странице через одинаковые интервалы, и таким образом их истинные взаимоотношения абсолютно очевидны.



Основные и вторичные позиции, кроме того, помечены соответственно римскими и арабскими цифрами, а не с помощью букв алфавита. Причина состоит в том, что, если в ходе чтения проповеди надо коснуться темы, в которой проповеднику необходимо пронумеровать основные разделы или подразделы, ему будет гораздо легче говорить об этом с помощью цифр, нежели букв. Например, если проповедник хочет поговорить о тех словах, которые использует апостол Павел для описания христианского делателя во второй главе Второго послания к Тимофею, гораздо легче говорить о первом, втором, третьем и четвертом определениях, нежели говорить "определение А", "определение Б", "определение В" и так далее.

Если понадобится перечислить некое количество позиции, которые входят в подразделы, они точно так же могут быть обозначены с помощью арабских цифр со скобкой - 1), 2), 3) и так далее.

Конечно, количество основных разделов и подразделов отнюдь не ограничено тем числом, которое приведено в данной форме. То же самое можно сказать и о количестве пунктов во введении и заключении. Более подробно эти вопросы будут обсуждаться в дальнейших главах книги.

Краткость в составлении плана проповеди

План проповеди должен быть краток. Смысл введения и заключения, как и основных разделов, должен быть выражен столь малым числом слов, сколь возможно без ущерба для легкости восприятия. Таким же образом, содержащиеся в обсуждении пункты - которые по сути просто уточнение каждого подраздела - должны быть отмечены очень кратко. Другими словами, следует стремиться как бы сжимать целые абзацы в короткие простые предложения и вместо целых слов использовать сокращения там, где это возможно. (См. заполненный план проповеди в гл. 9 и 11.)

Изменения в принципах гомилетики

Несмотря на все преподанные им уроки того, как готовить и читать проповеди, д-р Джеймс М.Грэй однажды обратил внимание своего класса на то, что Господь не ограничен никакими правилами риторики или гомилетики. Более того, мы можем оказаться перед посланием из Слова Божиего, которое не имеет ни какого-либо явного плана, ни единства мысли. Таким образом, вовсе не обязательно, чтобы проповедник постоянно чувствовал себя скованным принципами гомилетики: "Дух животворит, плоть не пользует ни мало" и с нашими сердцами, открытыми к тому, чтобы Святой Дух наполнил и использовал нас, давайте превознесем "слово жизни"!

Однако непосредственно в ходе изучения гомилетики было бы неразумно пользоваться этой свободой. Напротив, начинающему следует жестко придерживаться всех правил, пока он полностью не овладеет ими. В его общественном служении еще придет время, когда, руководствуясь Духом Божиим, он сможет обходить некоторые из усвоенных принципов. По мере роста его проповеднического опыта он может счесть и полезным, и необходимым в некоторых случаях изменять изученные им правила, основываясь на своих собственных ощущениях и чувствах его слушателей в момент чтения проповеди, оставляя таким образом возможность для более страстного призыва.

Название

Определение названия

В процессе создания проповеди название обычно выбирают в самую последнюю очередь. Обычно сначала формулируют посыл и основной план, но, чтобы придерживаться порядка приведенной в главе 4 формы, мы обсудим проблему названия еще до рассмотрения прочих шагов в создании проповеди.

С самого начала необходимо иметь четкое понимание значений предмета, темы и названия. Некоторые авторы трудов по гомилетике проводят различия между предметом и темой. Они утверждают, что предмет дает общее представление, о чем, собственно, идет речь, тогда как тема - это конкретные или отдельные аспекты предмета. Как бы то ни было, предмет или тема представляют собой основу для нашего обсуждения или изучения.

Таким образом, предмет может быть очень широким, а может быть сужен до достаточно ограниченной области. Например, в широкой теме "Благодать Господня" существует весьма большое количество аспектов, как то: значение благодати Божией, ее источник, ее проявления, ее свидетельства, ее влияние и так далее, поэтому исчерпывающе осветить предмет в одном послании невозможно. Это значит, что составителю проповеди всегда лучше всего ограничить тему конкретным аспектом и осветить соответствующим образом данную узкую область.

Название - это выражение конкретного элемента, который будет представлен в проповеди, кроме того, оно должно служить и для привлечения внимания к проповеди.

Таким образом, название - это как бы украшение предмета. Например, если наш предмет или тема - "условия для приумножения благодати", наше название, которое будет подано как объявление в церкви или в газете, может звучать, например, так: "Как приумножить благодать" или "Укрепление духовного качества". А если мы в качестве библейского текста выберем вторую часть 17-го стиха 5-й главы Послания к римлянам: "То тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа", - общий предмет может быть определен как "победа", конкретный предмет как "предпосылки победы", и само название будет "Секрет успешной христианской жизни" или "Победоносная христианская жизнь".

Иногда может получиться так, что тема и название проповеди абсолютно идентичны, особенно в тех случаях, когда тема или предмет достаточно привлекательны сами по себе, чтобы подходить и в качестве названия проповеди.

Правильный выбор названия для проповеди невозможен без глубоких раздумий и мастерского построения фразы. Это обычно требует от начинающего значительных усилий, но затраченные им время и раздумья будут обильно вознаграждены повышенным интересом тех, кто прочтет названия его проповедей.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.