Тема: Сравнение строения растительной и животной клетки по готовым микропрепаратам
Цель: Изучить внешнее и внутреннее строение клеток, выяснить различие растительных и животных клеток
Оборудование и материалы: микроскопы, предметные стекла, раствор йода, чистая ложечка или стеклянная лопаточка, салфетки, вода, пипетка, луковица, элодея, готовые микропрепараты.
Ход работы:
1.Под микроскопом рассмотреть растительные и животные клетки.
2. Сопоставить увиденное с изображением объектов в учебнике. Зарисуйте клетки в таблицу.
3. Ответьте на вопросы: в чем заключается сходство и различие клеток.
Критерий
| Клетка
| Растительная
| Животная
| Рисунок
|
|
| Сходства
|
|
| Различия
|
|
| Вывод:1.Каковы причины сходства и различия клеток разных организмов________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2.Попытайтесь объяснить: как шла эволюция бактерий, грибов, растений, животных._______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Контрольный вопрос.
В клетках различных органов крысы суммарный объём митохондрий по отношению к общему объёму клеток составляет: в печени 18,4%, в поджелудочной железе 7,9%, в сердце 35,8%. Объясните причину различного содержания митохондрий в этих клетках.
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Неклеточные формы жизни (вирусы)
Вирусы – это __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бактериофаг – это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Заполните таблицу.
Название вирусов
| Пути проникновения
| Профилактика
|
ВИЧ
| | |
Грипп
| | | · Ответьте на вопросы теста, выбрав один правильный ответ:
1.Вирусы – это… 3. Наука, изучающая вирусы называется:
А) неклеточные формы жизни А) цитология
Б) древнейшие эукариоты Б) эпидемиология
В) примитивные бактерии В) вирусология
2. Вирусы размножаются: 4. Синтез вирусного белка осуществляется:
А) только в клетке хозяина А) на собственных рибосомах вируса
Б) самостоятельно вне клетки хозяина Б) на рибосомах клетки-хозяина
В) вариант А и Б верны В) на лизосомах клетки хозяина
Жизненный цикл клетки. Митоз
1.Клеточный цикл – это____________________________________________________________________________________________________________________________________________
2.Зарисуйте «Жизненный цикл клетки» и поясните основные этапы.
Деление клетки (митоз)
Митоз - это_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1.Укажите правильную последовательность фаз митоза: ________________________
А) метофаза; Б) интерфаза; В) профаза; Г) телофаза; Д) анафаза
2.Заполните схему, определив хромосомный набор клеток и число молекул ДНК в начале деления и при его окончании. Поставьте после знака ? их число
Число хромосом – 2n
Число нитей ДНК – 2c
|
3.Заполните таблицу (сделайте рисунок в первой колонке и опишите процессы, происходящие во время фазы).
Фазы митоза
| Процессы
| Профаза
|
| Метафаза
|
| Анафаза
|
| Телофаза
|
| 4.В чем заключается биологическое значение митоза?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Бесполое и половое размножение
Размножение– это________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
1. Какое значение имеет этот процесс?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Заполните таблицу
Признаки
| Типы размножения
| Бесполое
| Половое
| Число родительских особей
|
|
| Степень сходства новых организмов с родительскими
|
|
| Примеры организмов, которым свойственен данный тип размножения
|
|
| Клетки из которых развивается организм
|
|
| 3.Составьте схему «Виды размножения», используя материал учебника
Размножение
Бесполое Половое
1.____________________ 1. _____________________
2.____________________ 2. _____________________
3.____________________ 3. _____________________
4 .Объясните сущность понятий.
· Зигота - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Оплодотворение - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Гамета - ______________________________________________________________
5.Заполните таблицу (сделайте рисунок фазы и опишите процессы, происходящие в данной фазе)
Фаза
| Процессы
| Фаза
| Процессы
| Профаза 1
| | Профаза 2
| | Метафаза 1
| | Метафаза 2
| | Анафаза 1
| | Анафаза 2
| | Телофаза 1
| | Телофаза 2
| | 6.В чем заключается биологическое значение мейоза?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Дайте определения следующим понятиям:
· Сперматогенез – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
· Овогенез – это ______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Индивидуальное развитие организмов
1.Сформулируйте определения следующих понятий.
Онтогенез - _____________________________________________________________________________
Эмбриональный период - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Постэмбриональный период - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Практическая работа №2
Выявление и описание признаков сходства зародышей человека и других позвоночных как доказательство их эволюционного родства.
Цель: познакомиться с эмбриональными доказательствами эволюции органического мира.
Оборудование и материалы: «Общая биология» учебник для 10-11 кл. под редакцией Ю.И.Полянского.
Ход работы.
1. Прочитать текст учебника «Доказательства эволюции. Эмбриология.
2. Выполнить задания:
1. Задание. Исходя из плана строения зародыша, предложенного на рисунке 1 и 2, перечислите основные черты сходства человека и других позвоночных животных.
Рисунок 1 Рисунок 2
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2. Задание. Ответить на вопрос: о чем свидетельствуют сходства зародышей на разных этапах развития?
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3.Задание.Сделать вывод.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Эмбриогенез
1.Задание. Изобразите схематически и охарактеризуйте события эмбрионального периода по тексту учебника.
Стадия развития зародыша
| Основные события этой стадии
|
|
|
|
|
|
| 2.Заполните таблицу
Зародышевый листок
| Ткани, образующиеся из листка
| Энтодерма
|
| Эктодерма
|
| Мезодерма
|
| 3.Заполните схему
Постэмбриональное развитие
Основы генетики и селекции
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.
|