Сделай Сам Свою Работу на 5

Глава 3. Концепции творчества Энди Уорхола.





 

Творчество Энди можно охарактеризовать одним словом – целеустремленность.

Как я уже упоминала, Энди начал рисовать еще в детстве, спасаясь от жестокости окружающего мира. В старых номерах цветных журналов, в дешевых комиксах перед ним открывался другой мир - там жили короли и голливудские звезды. Бэтмен защищал поруганную добродетель, Микки Маус водил за нос сильных и глупых преследователей, а очаровательные блондинки призывно улыбались неказистым, но честным парням. Энди рылся в помойках, выпрашивал у киоскеров старые номера, вырезал, склеивал, перерисовывал. Бэтмен опускал мощное крыло на плечо помахивающего теннисной ракеткой принца Уэльского, Грета Гарбо шла под венец с Микки Маусом, убитый в перестрелке гангстер обрастал шубой, колпаком и бородой Санта Клауса, а из мешка с подарками выглядывал радостно улыбающийся президент США. Каждый вечер Энди священнодействовал над своим рабочим столом, смешивал краски, разводил клей, орудовал ножницами. Его рисункам удивлялась вся улица.

В университете вместо классических моделей он рисовал ковыряющих в носу детишек или нищих. Некоторым преподавателям казалось, что его художества - просто попытка шокировать окружающих, но для Уорхола такой выбор тем был естественным: пока однокурсники развлекались на модных вечеринках, Энди торговал леденцами на рынке и, улучив минутку, делал наброски. Если занятия графикой и живописью для большинства студентов были лишь способом получить престижное образование, то для Уорхола же - единственной возможностью вырваться: за спиной маячила серая жизнь бедных кварталов. Его рисунки резко выделялись среди других работ - в них были напор, энергия, они дышали жизнью.



Начиная свою работу в Нью-Йорке, Энди не чурался мелкой работы: он обходил редакции и нью-йоркские рекламные агентства, демонстрировал свое портфолио и вскоре получил первый заказ от обувной фирмы. Энди использовал золотой цвет, получилось вызывающе и сексуально, а главное - эта реклама запомнилась, и продажи резко пошли вверх. Другая работа, признанная впоследствии рекламой года, изображала юношу, вкалывающего себе шприц в предплечье. Несмотря на скандальность сюжета, заказчики - владельцы радиостанции - остались довольны: повысился рейтинг их передач о проблемах молодежи. У застенчивого юноши обнаружилось ценное качество: он лучше других улавливал веяния времени и преобразовывал их в рекламные образы. Энди работал как одержимый, чтобы обрести свою «американскую мечту» - добраться до голливудских звезд.



Работа в рекламе требовала искусства общения: надо было уговаривать заказчиков, ходить на модные вечеринки. Тут-то и открылось еще одно удивительное свойство Энди: он притягивал к себе людей как магнит. Вряд ли его внешний вид мог расположить к задушевным беседам: нервные, всегда поджатые губы, седой парик (Энди рано облысел, и у него имелась целая коллекция разнообразных париков и накладок), непроницаемые черные очки и дорогие костюмы, которые он специально заляпывал краской, чтобы создать образ рассеянного гения. Этот образ - оторванного от жизни художника, который интересуется только творчеством и поэтому у него нет ни сил, ни желания следить за своим гардеробом, - помог ему еще в колледже, и Энди скрупулезно воссоздал его, рассчитывая на тот же эффект. Так он создавал свое величайшее произведение – самого себя.

На рекламе Энди сделал себе имя, но это его вовсе не устраивало, он все еще стремился к своей цели – всемирной славе. В то же время Искусство стремительно теряло налет серьезности: зарождался поп-арт - направление, стиравшее грань между "высоким" и "массовым". Теперь живописным объектом могло стать что угодно: газетные вырезки, кричащая реклама, герои мультиков. Уорхол внимательно присматривался к поп-арту: новое искусство напоминало ему собственные детские опыты, а экспериментов он никогда не боялся. Впрочем, его первые работы, не связанные с рекламой, имели довольно скромный успех. Уорхол и сам чувствовал - не то, не то. Целыми днями он искал новый поворот, прием, метод: клал свеженаписанные холсты на тротуар, чтобы остались отпечатки следов прохожих, пробовал новые сочетания цветов. Встречая знакомых, Энди беспрерывно жаловался: ничего не выходит, нужны новые ходы. Идею, которая принесла ему долгожданную славу, он купил у своей приятельницы за $ 50. "Что ты больше всего любишь? - спросила та Уорхола и сама ответила: - Деньги. Вот и нарисуй доллар. Смысл в том, чтобы взять что-нибудь простое и всем известное - тот же доллар или консервную банку с супом", - продолжила она, уже складывая купюру.



Так было создано монументальное полотно с банкой томатного супа "Кэмпбелл" стали визитной карточкой Уорхола и превратили его в звезду. "Он дал нам почувствовать, что даже в самой ничтожной и обыденной безделке сокрыт великий смысл. Его банки полны поэзии, они обнажают суть вещей", - писал нью-йоркский критик Патерсон Симс.

Объединив свое богатое воображение и способность рисовать быстро с советами великих деятелей рекламы, художник постиг, как заставить наилучшим образом работать слоган «продайте звук жарки стейка, а не сам стейк». Идея рекламной раскрутки, создания мифа, легла в основу художественного кредо Уорхола. Создав рекламные изображения всего на свете, в начале 1960-х годов он совершил скачок, сделав продукты массового потребления темой своего искусства. Изображая на своих картинах сами способы массового производства, которому уделяется столь важное внимание в современном промышленном обществе, Уорхол показывал использование этих средств, товаров и услуг во благо и во зло, одновременно подчеркивая абсурдность полного отсутствия взаимных человеческих обязательств, наблюдаемых им в современном обществе. Кроме того, наряду с использованием изобразительных средств, почерпнутых из поп-культуры с целью критики современного общества, Уорхол также уделял значительное внимание нападкам на искусство и буржуазные ценности.

После всемирной славы Энди становится отъявленным циником, окончательно разочаровывается в людях: «Люди готовы объявить банку дешевого супа музейным сокровищем, а незатейливую идею ценой $ 50 - гениальным художественным прорывом». С 1962 года для создания своих произведений Уорхол стал применять технику шелкографии, дававшую возможность бесконечно повторять одни и те же образы. Расхожие и понятные фотографические, телевизионные и рекламные образы трафаретно наносились на бумагу или холст буквально один к одному и лишь подкрашивались поверх или заливались одним цветом - розовым, фиолетовым, зеленым. Он вообще мог поставить свою подпись на купленную в магазине жестянку с супом и считать ее своим произведением. В крайнем случае, изготовить из дерева точные копии картонных коробок из-под кетчупа "Хайнц". "Окружающий буржуазный мир с его "Макдоналдсами", кока-колой и кинозвездами так прекрасен, - говорил Уорхол, - что художник не в силах состязаться с ним". Монотонное повторение становится характерной чертой его творчества.

На протяжении многих лет изменяются только сюжеты и цветовые фильтры, сам принцип сохраняется. "Я хочу быть машиной, - говорил художник. - Я хочу, чтобы все мыслили одинаково. Меня никогда не трогали собственные работы. Я делаю дешевую писанину и нравлюсь обычным людям». Воплощая эту идею, Уорхол воспроизводит на своих картинах обезличенные фотографии из газет и журналов. Сцены катастроф, массовых отравлений, уличных беспорядков, увиденные множество раз, утрачивают силу своего воздействия, не вызывая у зрителя никаких чувств, кроме скуки и безразличия.

В 1963 году он создает «Фабрику» - арт-студию имени себя, в которой собиралась вся нью-йоркская богема: музыканты, писатели, режиссёры и, конечно, художники, фотографы, и в которой Энди ставит на поток создание произведений современного искусства (всего за два года, с 1962 по 1964, на «Фабрике» было создано более двух тысяч работ). «Фабрика» была известна своими вольными нравами и скандальностью, что естественно освещалось в СМИ и опять же рекламировало Энди и его «суперзвезд», это помещение нарушило представление о мастерской художника как об уединённом месте. Но бывали в студии и музыканты Боб Дилан, Джим Моррисон и Мик Джаггер , известный писатель Трумен Капоте, такие Сальвадор Дали и Аллен Гинзберг. Со многими из них Уорхол каким-то образом сотрудничал; так, именно ему принадлежала идея обложки альбома Rolling Stones «Sticky Fingers». Он же стал первым продюсером знаменитого арт-рокового ансамбля The Velvet Underground, музыканты из которого некоторое время играли для его серии перформансов «Exploding Plastic Inevitable» («Взрывная, пластиковая, неизбежная») и разработал дизайн обложки их дебютной пластинки «The Velvet Underground and Nico» (изображенный на ней ярко-желтый банан стал одним из самых ярких и узнаваемых символов в рок-музыке).

Своим поведением Энди нажил себе не мало врагов. Он стал относится к людям, как к продукту потребления, словно это очередная банка «Кэмпбелл». Говорят, приближенный Уорхола, Фрэдди Херко (Энди обещал снять его в своем новом фильме, а потом просто выгнал), однажды придя домой, включил "Реквием" Моцарта, принял мощную дозу наркотика и выбросился из окна. Узнав об этом, Уорхол принялся разгневанно ходить по "Фабрике", пиная попадавшийся под ноги хлам: "Почему он ничего не сказал мне? Мы ведь могли снять на пленку, как он падает!"

Юродивый, гений, безнравственный коммерсант - после подобных историй, которые повторялись с регулярностью почтового экспресса, Уорхола начали называть еще и Ангелом Смерти. Насилие и одиночество стали его излюбленными темами, смерть стала - постоянной спутницей до самой их встречи.

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.