Сделай Сам Свою Работу на 5

СЕМИОТИЧЕСКИЕ, ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ, КОГНИТИВНЫЕ, ИНТЕРПРЕТАТИВНЫЕ ТЕОРИИ КОММУНИКАЦИИ





Любое передаваемое коммуникационное сообщение состоит из знаков, имеющих значение. В центре внимания этой группы теорий – исследование коммуникации как процесса создания и обмена знаками, оперирование ими, понимание и интерпретация значений реципиентами, выявление факторов, влияющих на понимание сообщений (денотаций, обозначений) и коннотаций (значений), изучение целей и намерений коммуникатора, связей между мышлением и поведением. Философы, логики, лингвисты пытались понять взаимосвязь явлений (вещей, предметов), образов (понятий, концептов), слов (символов, наименований, обозначенного). В логике изучался непротиворечивый смысл (sense) высказываний, сообщений, внутреннее содержание, идеальное в знаках, постигаемое разумом, в лингвистике – многообразие значений (meanings) слов, высказываний, текстов, сообщений; значения могут быть неодинаковыми в разных контекстах. К этой группе теорий относятся теории Ч.С. Пирса, Г. Фреге, Ф. де Соссюра, Ч. Морриса, P.O. Якобсона, Ч. Осгуда, Л. Фестингера, Р. Барта, Ю. Лотмана, Г. Шпета и др.

Когнитивный подход (от лат. cognition – знание, познание) делает акцент на понимании содержания сообщений, а интерпретационный подход – на оперировании личностью субъективными значениями, имеющими для нее индивидуальный ценностный смысл. Семиотический подход нацелен на изучение знаков, их свойств и типов, их влияния на действия людей.



Семиотика (от греч. semion – знак) – научная дисциплина, изучающая производство, строение и функционирование различных знаковых систем, хранящих и передающих информацию. Семиотика изучает значение знаков в их отношении к объектам и людям. Она базируется на таких понятиях, как: знак, значение, символ, денотация, денотат, коннотация. Семиотика различает два уровня в сообщении: денотативный (фактическое сообщение, денотат) и коннотативный (дополнительное значение, социокультурно обусловленная символическая нагрузка). В рамках семиотического подхода коммуникация рассматривается как образование знаков и значений, их восприятие и понимание, возникновение новых значений у субъектов. Реципиенту здесь отводится более важная роль, чем в информационных теориях (Яковлев И.П.Ключи к общению. СПб., 2006. С. 33; Усманова А.Р. Семиотика//Новейший философский словарь. Минск, 2001. С. 895, 896).



Знак (имя, слово, символ) – это единство объекта (денотата, референта, предмета) и десигната (смысла, концепта, понятия). Знак – это форма существования информации. Это минимальный носитель языковой информации, элементарная единица кода, обеспечивающая соответствие одного значения одной форме. С одной стороны, знак материален, имеет денотат (план выражения), с другой он является носителем нематериального смысла (план содержания).

Коммуникационное сообщение имеет две стороны, два плана: идеальный, умопостигаемый план содержания, и материальный, воспринимаемый органами чувств план выражения. Знак – это материальный, чувственно воспринимаемый объект, который символически, условно представляет и отсылает к обозначаемому им предмету, явлению, действию, событию, свойству, связи или отношению предметов, явлений, действий, событий. Можно назвать следующие основные черты знака: 1) имеет значение; 2) информирует не о себе, а о чем-то, находящемся за пределами; 3) употребляется для хранения и передачи информации; 4) функционирует в знаковой ситуации, т.е. при наличии воспринимающего; 5) значение знака единично и устойчиво (в данном контексте); 6) границы знака ясно очерчены, он может быть отделен от других; 7) его форма может сильно изменяться, единственное требование к ней – она должна позволить опознать знак и отличить его от других знаков; 8) форма частично или целиком произвольна по отношению к денотату.

Значение – это смысловое содержание слова, предложения, знака; то, чем данный объект является для людей, находящихся в процессе житейской, эстетической, научной, производственной, общественно-политической деятельности. Значение – это информация о вещах и их свойствах и отношениях, о явлениях и процессах внешнего мира, устанавливаемая и проверяемая практикой (Мамина С.Т.Семиотика культуры и искусства. Опыт семиотического словаря. Ч. I А – Л. Ч. 2. М – Я. СПб., 2000. С. 99, 100, 102, 133).



Американский философ Чарльз Сандерс Пирс (1839–1914) предложил не только статус семиотики как отдельной науки о знаках и знаковых системах, но и разработал трехчленную модель знака. Знак обозначает внешний объект (референт); субъект воспринимает и интерпретирует знак, придавая ему смысл (интерпретант) и форму (репрезентамен) – рисунок, слово. Пирс разработал также типологию знаков, которая и сегодня активно используется в коммуникативных практиках. Иконические знаки (знаки-иконы) имеют полное сходство и подобие со своим объектом (референтом, денотатом): реалистическая живопись, фотопортрет. Знаки-индексы имеют функциональные связи с объектом, отношения смежности знака и денотата, их можно понять: дым – знак огня. Знаки-символы – буквы алфавита, числа, флаги, логотипы, роза как символ любви в ряде культур – самые абстрактные знаки. Они имеют весьма условное и отдаленное сходство с объектом, их нужно знать; это конвенциональные знаки, предполагающие условное соглашение (Пирс Ч.Логические основания теории знаков. СПб., 2000). Символ – это образ, являющийся представителем других образов, содержаний, отношений. Символы как способы образного освоения мира широко используются в культуре и искусстве. Важное свойство символа – его репрезентативность и эстетическая привлекательность; чем более многозначен символ, тем более он содержателен.

Философское осмысление понятия символ восходит к античности. Платон трактовал его как интуитивно постигаемое указание на высшую идеальную форму объекта. В христианском символизме все сущее мыслилось как символ высшей непознаваемой сущности – Бога. Для романтизма и литературного символизма характерно мистическое, интуитивистское понимание символа. И.В. Гете понимал символ как универсальную форму человеческого творчества, Гегель – как средство человеческой коммуникации, как условный знак. В «философии жизни» (В. Дильтей, Ф. Ницше, отчасти Г. Зиммель) символизация выступает как главное средство культуры. Э. Кассирер рассматривал язык как одну из символических форм – наряду с религией, мифологией, культурой, наукой. Он считал символ универсальной категорией и рассматривал все формы культуры как иерархию символических форм, адекватной духовному миру человека, определяемого им как «символическое животное». В психоанализе символ рассматривался как порождение индивидуального (3. Фрейд) или коллективного бессознательного, как «архетипический образ» (К.Г. Юнг) (Шейкин А.Г.Символ//Культурология. XX век: энциклопедия. Т. 2. СПб., 1998. С. 200).

Отечественный культуролог и семиотик Ю.М. Лотман (1922–1993) считал символы важным механизмом памяти культуры, изучал значение знаков-символов в истории культуры, в том числе русской. По его мнению, «культура – это знаковая система, определенным образом организованная»; «единство основного набора доминирующих символов и длительность их культурной жизни в значительной мере определяют национальные и ареальные границы культур» (Лотман Ю.М.Статьи по семиотике искусства. СПб., 2002. С. 147, 213, 214). Культура через систему коммуникаций как процесса обмена информацией посредством символов и образов обеспечивает различные формы общения. Культура состоит из закодированных знаков–символов. Известно, что крест – это символ христианской веры, серп и молот – социалистический символ единства рабочего класса и трудового крестьянства, «валентинка» – символ Дня влюбленных, который ежегодно празднуется 14 февраля во многих странах. Актуальным для российского PR, и в частности для создания специальных событий, является возрождение национальных культурных традиций. Например, легендой для Дня влюбленных стала история верности и любви Петра и Февронии, а символом этого дня – ромашка.

Американский философ Чарльз Моррис (1901–1979) выделял такие свойства знаков, как их указательность, оценочность и предписывающий характер. В структуре семиотики он выделял три стороны: семантику, изучающую отношения знаков с обозначаемыми ими предметами и явлениями, связь знаков и объектов, денотатов, референтов, вещей; синтактику, которая изучает отношение знаков с другими знаками; прагматику, изучающую использование знаков людьми в конкретном контексте (историческом, социокультурном), отношения знаков и их интерпретаторов. Он выделял пять главных видов знаков: знаки-идентификаторы – вопрос «где»; знаки-десигнаторы – вопрос «что такое», прескриптивные знаки – вопрос «как», оценочные знаки – вопрос «почему», знаки систематизации – формируют отношения толкователя с иными знаками. Моррис выделял 16 типов дискурса – речевой коммуникации, предполагающей самоценную процессуальность проговаривания всех значимых для участников коммуникации ее аспектов: научный, фантастический, поэтический, политический, теоретический, легальный, моральный, религиозный, грамматический, космологический, критический, пропагандистский, метафизический (Семиотика: Антология/сост. Ю.С. Степанов. М., 2001. С. 45–50; Грицанов А.А. Моррис//Новейший философский словарь. Минск, 2001. С. 648). Так, психоаналитики изучают символы как «расшифровку» подсознательного в психике человека; рекламисты изучают возможность использования различных культурных символов для формирования ожидаемых ассоциаций потребителей. PR-специалисты, занимающиеся корпоративными коммуникациями и работающие с коммуникативными интеграторами организации, включая символические интеграторы (имя, логотип, фирменный стиль), должны учитывать следующие правила: знаки должны отражать содержание деятельности организации, ее миссию; производить на аудиторию благоприятное впечатление; знаки должны гармонировать друг с другом, формировать целостную систему (Яковлев И.П.Стратегические коммуникации. СПб., 2006. С. 77, 78).

Немецкий логик Готлоб Фреге (1848–1925) предложил логическую модель знака (знак, значение, смысл) и определял знак как зависимость от объективно существующей действительности (денотат) и от представлений об этой действительности (концепт). Теоретик копенгагенского лингвистического кружка Луи (Людвиг) Ельмелев (1899–1965) сущностью знака считал соединение формы выражения и формы содержания знака.

Один из основателей лингвистики Фердинанд де Соссюр (1857–1913) был первым, кто применил понятие знака к описанию языка. Он считал, что знак – это физический объект с определенным значением. Знак – наименьший элемент коммуникации: звук, жест, образ на киноэкране, картина, элемент одежды. Знак – это единство означаемого (ментальная сторона, содержание знака) и означающего (материальная форма знака, первоначально – акустический, графический, словесный образ, имеющий смысл). Например, означающее – красный цвет светофора, означаемое – смысл: опасность для пешеходов переходить улицу, когда движется транспорт. Коммуникационный знак– это социально признанное единство значения (идеального плана содержания, постигается умом) и имени (материального плана выражения, постигается органами чувств). Он разъяснил некоторые существенные стороны внутренней организации языка как системы. По мнению Ф. де Соссюра, язык – социален и конвенционален. Язык – это система знаков, в которой существенным является соединение смысла и акустического образа. Язык это социально признанная система знаков, что позволяет одинаково их понимать (Соссюр Ф.де.Курс обшей лингвистики. М., 1998). Современные семиотические теории коммуникации представлены в различных версиях постмодернизма.

Когнитивные теории (Л. Фестингер, Ч. Осгуд) рассматривают механизмы и этапы процесса понимания и восприятия сообщений как: выявление значений понятий в сообщениях; понимание намерений коммуникатора; понимание причин поведения получателей сообщений. Леон Фестингер (1919–1989) полагал, что когнитивные элементы (знания, убеждения) могут быть взаимосвязанными, т.е. соответствовать (быть консонантными), или не взаимосвязанными, т.е. находиться в противоречии (быть диссонантными). Если между двумя высказываниями нет связи, то они иррелевантны. Консонантные элементы ожидаемо следуют друг за другом. Когнитивный диссонанс(несоответствие) имеет место, когда человек располагает двумя элементами, противоречащими друг другу, что порождает у субъекта желание уменьшить или устранить этот диссонанс (Фестингер Л.Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 8, 17).

Чарльз Осгуд (1916–1983) определил способы изучения значений в их связи с мышлением и поведением. Он считал, что значения-коннотации (субъективные оценки, реакции, ассоциации) возникают не только при восприятии объектов, но и в результате внутренних предпочтений и внутреннего ответа на стимул, т.е. он пытался объяснить возникновение и состав коннотаций как ответную реакцию (экспрессивную оценку) на стимул.

По его мнению, большинство значений ассоциативны и возникают во взаимодействии между сообщением и реципиентом. В 1967 г. Ч. Осгуд предложил метод семантического дифференциала как метод эмпирического измерения значений, метод изучения эмоций, оценок, позиций людей в связи с их социокультурным опытом. Так, например, при изучении восприятия рекламы при помощи метода семантического дифференциала могут оцениваться такие ее свойства, как: цели (ясные – неясные), цвет (Яркость – невзрачность), композиция (четкая – хаотичная), оригинальность (креативная – стандартная), информативность (высокая – низкая), эстетичность (красивая – некрасивая), аттрактивность (привлекательная – отталкивающая) (Яковлев И.П.Основы теории коммуникаций. СПб., 2001. С. 69, 72; Антонов С.Н. Социология рекламы. СПб., 2006. С. 91, 92). Используя метод семантического дифференциала по отношению к новостным сообщениям, Осгуд считал, что главные их параметры расшифровываются в трех диалектических противоположностях: хорошее и плохое, сильное и слабое, активное и пассивное. Сотрудник Осгуда Смит показал, что лишь пять факторов выражают вариативность речи: оптимизм – пессимизм; серьезность – легкомысленность; честность – нечестность; наличие ценности – отсутствие ценности; изысканность – о биходность (Моль А.Социодинамика культуры. 2-е изд. М., 2005. С. 70, 71). Эти факторы полезно знать для риторической коммуникации.

 

 








Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 stydopedia.ru Все материалы защищены законодательством РФ.